Научная статья на тему 'Условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов на примере ГБУ РС(я) «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)'

Условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов на примере ГБУ РС(я) «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATION / SELF-AWARENESS / DEVELOPMENT / COMPETENCE / PROFESSIONAL SKILL / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL RETRAINING / МОТИВАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскина М. Н.

В статье раскрыты условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов учреждений культуры Республики Саха (Якутия) в системе дополнительного профессионального образования, результаты изучения проблем, потребностей и мотивов в повышении квалификации работников. Проанализированы условия и методы проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С учётом исследованных работ предложены пути решения проблем и мотивов в повышении квалификации работников культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND FACTORS OF EFFECTIVE FORMATION OF PROFESSIONAL SELFAWARENESS AND COMPETENCE OF SPECIALISTS ON THE EXAMPIE OF THE STATE BUDGET INSTITUTION OF RS (Y) “RESOURCE AND PROJECT CENTER” OF THE MINISTRY OF CULTURE AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article provides conditions and factors for the effective development of professional self-awareness and competence of specialists of cultural institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) in the system of additional professional education, the results of studying the problems, needs and motives in the advanced training of employees. Conditions and methods of training courses and professional retraining are analyzed. Taking into account the research works and peculiarities, the ways of solving problems and motives in raising the qualifications of cultural workers are worked out.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов на примере ГБУ РС(я) «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)»

5. Zolotova M.V., Demina O.A. O nekotoryh momentah ispol'zovaniya metoda kejsov v obuchenii inostrannomu yazyku. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. Krasnodar: HORS, 2015; 4: 133 - 136.

6. Vas'bieva D.G. Ispol'zovanie kejs-metoda v praktike prepodavaniya delovogo anglijskogo yazyka. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora 'ekonomiki. 2013; 1: 207 - 211.

7. Uhova L.V. Ispol'zovanie kejs-tehnologij v praktike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2014; 3: 51 - 60.

8. O sudebnoj praktike po delam o zaschite chesti i dostoinstva grazhdan, a takzhe delovoj reputacii grazhdan i yuridicheskih lic. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 24 fevralya 2005 goda № 3 g. Moskva.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 378.046.4

Loskina M.N., leading methodologist, State Resource Institution of Republic of Sakha, "Resource-Project Center", Ministry of Culture and Spiritual Development

of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

CONDITIONS AND FACTORS OF EFFECTIVE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS AND COMPETENCE OF SPECIALISTS ON THE EXAMPIE OF THE STATE BUDGET INSTITUTION OF RS (Y) "RESOURCE AND PROJECT CENTER" OF THE MINISTRY OF CULTURE AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article provides conditions and factors for the effective development of professional self-awareness and competence of specialists of cultural institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) in the system of additional professional education, the results of studying the problems, needs and motives in the advanced training of employees. Conditions and methods of training courses and professional retraining are analyzed. Taking into account the research works and peculiarities, the ways of solving problems and motives in raising the qualifications of cultural workers are worked out.

Key words: motivation, self-awareness, development, competence, professional skill, professional development, professional retraining.

М.Н. Лоскина, ведущий методист ГБУ РС(Я) "Ресурсно-проектный центр" Министерства культуры и духовного развития Республики Саха

(Якутия), г. Якутск, Россия, E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ ГБУ РС(Я) «РЕСУРСНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье раскрыты условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов учреждений культуры Республики Саха (Якутия) в системе дополнительного профессионального образования, результаты изучения проблем, потребностей и мотивов в повышении квалификации работников. Проанализированы условия и методы проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С учётом исследованных работ предложены пути решения проблем и мотивов в повышении квалификации работников культуры.

Ключевые слова: мотивация, самосознание, развитие, компетенция, профессиональное мастерство, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

В современном мире возросла потребность специалистов учреждений культуры в постоянном самосовершенствовании, в саморазвитии, в профессиональном росте. Важнейшим решением проблемы является совершенствование профессиональной подготовки, целенаправленной на формирование у специалистов в сфере культуры профессиональной направленности, реализуемой в последующей профессиональной деятельности.

Условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов заключаются в том, что особенности самосознания человека во многом определяют потенциал его личностного роста, а также возможности его профессионального становления.

Профессиональное мастерство в культурно-досуговой деятельности - это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, но, достигая его, он старается достичь ещё более высоких вершин. Профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально-значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения [1].

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни [2].

Исследователи проблемы самосознания (К. Роджерс, В.Н. Цапкин, ГЛ. Ису-рина, А.Д. Жарков и др.) подчёркивают, что самосознание является основой успешности работы любого специалиста, поскольку только человек сам может сознавать способность понимать основания своего поведения, осознавать особенности своей личности, определять, какие теории и методы помогут эффективно реализовать себя как успешного специалиста и быть профессионально эффективным.

Данная тема в сфере культуры в Республике Саха (Якутия) до конца не изучена и не исследована. Проведённое исследование может быть пригодным для дальнейшего изучения данной проблемы, для дальнейшей работы в совершенствовании дополнительного профессионального образования в сфере культуры Республики Саха (Якутия).

Цель и методика исследований. Дать теоретическое обоснование эффективного формирования профессионального самосознания специалистов методом сравнительного анализа дополнительного профессионального образо-

вания в сфере культуры по годам и образовательного ценза работников на примере ГБУ РС(Я) "Ресурсно-проектный центр" Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

Результаты исследования. Развитие Республики Саха (Якутия) во многом определяется кадрами, их профессионализмом, что требует его постоянного совершенствования. Одной из причин невысокой эффективности местного самоуправления в России является: слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень квалификации работников, очевидная неготовность значительной части из них эффективно работать в новых условиях [3].

В Республике Саха (Якутия), характеризуемой территориальной удалённостью, разреженной плотностью населения, особыми климатическими условиями, растет потребность в повышении профессионального мастерства, самосознание специалистов в дальнейшем развитии и углублении своего опыта расширяется и в связи с этим и развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры повышается.

По данным исследованиям, всего в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) 6781 основных работников, из них с профессиональным образованием - 4855 специалистов (71%), с прочим образованием - 1517 (22%), без образования - 496 (7,3%)

Для эффективной работы ГБУ «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (далее - Ресурсно-проектный центр) создает информационную базу специалистов, повысивших квалификацию, которая обеспечивает полный и всесторонний охват всех специалистов отрасли повышением квалификации и переподготовкой. За последние четыре года наблюдается положительная динамика в организации различных форм повышения квалификации для работников в сфере культуры «Республики Саха (Якутия).

- В 2014 году по государственному заданию Образовательным ресурсным центром (Ресурсно-проектным центром) проведено 26 семинаров и курсов повышения квалификации, всего обучились и получили сертификаты 908 слушателей.

- В 2015 году по государственному заданию запланировано - 24 курса повышения квалификации и семинара, проведено 23 и 15 мастер-классов; всего слушателей по государственному заданию 925, фактически получивших сертификаты - 664 за семинары, курсы и 1115 слушателей мастер-классов в результате участия в Международном конгрессе.

- В 2016 году по государственному заданию запланировано 25 курсов повышения квалификации и семинаров, проведено 42 семинара, курсов повы-

шения квалификации и мастер-классов, всего слушателей по госзаданию - 1185, фактически обучились всего 1280 слушателей.

- В 2017 году проведено 29 курсов повышения квалификации. С получением лицензии с апреля 2017 года выдано - 1153 удостоверения государственного образца.

- В 2018 году проведено 46 курсов повышения квалификации, из них 23 выездных курсов повышения квалификации, выдано 1332 удостоверения установленного образца. Охвачены курсами повышения квалификации Ленский, Кобяйский, Амгинский, Сунтарский, Усть-Янский, Вилюйский, Верхневилюйский, Алданский, Усть-Алданский, Томпонский, Чурапчинский, Таттинский, Мегино-Кан-галасский, Хангаласский, Намский, Верхоянский, Олекминский улусы.

В Ресурсно-проектном центре реализуются следующие формы дополнительных профессиональных программ для лиц с высшим профессиональным и со средним профессиональным образованием:

• профессиональная переподготовка (ПП);

• повышение квалификации (ПК).

С 2017 года совместно с АУ «Республиканский дом народного творчества» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) начали проведение курсов повышения квалификации по корпоративным заявкам, где учитываются все требуемые пожелания по направлениям и темам заказчиков. Внедрение корпоративного вида обучения привело к массовой заинтересованности слушателей. Таким образом, если в 2017 году проведено 29 курсов повышения квалификации и выдано - 1153 удостоверений государственного образца, то в 2018 году проведено 46 курсов повышения квалификации, из них выездных курсов повышения квалификации 23, выдано 1332 удостоверения установленного образца. Это говорит о том, что охват слушателей увеличился за счет проведения выездных курсов повышения квалификации. Особую роль сыграл маркетинговый ход по установлению корпоративной стоимости на курсы, также совместная работа с Ау «Республиканский дом народного творчества» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). В 2018 году охвачены Ленский, Кобяйский, Амгинский, Сунтарский, Усть-Янский, Вилюйский, Верхневилюйский, Алданский, Усть-Алданский, Томпонский, Чурапчинский, Таттинский, Мегино-Кан-галасский, Хангаласский Намский, Верхоянский, Олекминский улусы.

Курсы профессиональной переподготовки в Ресурсно-проектном центре проводятся впервые с ноября 2017 г На начало проведения курсов профессиональной переподготовки первостепенной задачей выступила развитие профессиональных компетенций, необходимых для осуществления основной профессиональной деятельности в отрасли. Огромной проблемой послужило то, что в отрасли культуры и искусства по сравнению с другими отраслями экономики в рядах специалистов огромный процент занимают специалисты с иным образованием и люди, не имеющие среднего и высшего профессионального образования.

Ресурсно-проектный центр реализует программы профессиональной переподготовки по направлениям: «Менеджмент в сфере культуры и искусств», «Социально-культурная деятельность», «Декоративно-прикладное искусство», «Библиотечно-информационные технологии», «Музыкально-инструментальное искусство», «Музеология», «Аудиовизуальная техника».

Для обучения слушателей курсов профессиональной переподготовки Ресурсно-проектным центром было предложено дистанционно-заочная и заочная формы обучения. Большую популярность приобрела дистанционно-заочная форма обучения по 2 причинам: 1. Цена за обучения была более низкая, чем по заочной форме обучения; 2. Высокая цена проезда, учитывая отдаленность районов республики, высокая стоимость проживания в г. Якутске.

Современное общество характеризует усиливающаяся информатизация, которая влечет за собой ускорение темпа изменений во всех областях человеческой деятельности. Дистанционные формы занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий становятся насущной необходимостью, особенно для работающих специалистов. Существующая очная форма переподготовки и повышения квалификации с отрывом от работы создает иногда серьезные препятствия для реализации права специалистов на обучение и повышение квалификации в связи с отдалённостью их места жительства, соответственно, дополнительными финансовыми и временными затратами, отсутствием замещающих специалистов на рабочем месте, а также семейными обстоятельствами и физическими особенностями. Разумеется, внедрение е-1еаттд требует определенных затрат как в учреждении ДПО, так и на местах, однако в результате такой организации занятий и дистанционного обучения не только сокращаются затраты обоих сторон, связанные с проездом к месту обучения. Такая форма дает возможность учреждению ДПО привлекать высококвалифицированных преподавателей из других регионов, а слушателю - оперативно получать консультации по вопросам, возникающим у него в практической деятельности [4].

В организации профессиональной переподготовки Ресурсно-проектным центром были привлечены музыкальный и художественный колледжи, национальная библиотека Республики Саха (Якутия), обучение производилось на их базе, что дало хорошую профессиональную и практическую подготовку. Тем не менее, следует отметить, что количество часов, предоставленных во время второй сессии, остается недостаточным для качественного образования.

Для достижения максимально удовлетворительного и качественного обучения Ресурсно-проектный центр заключил соглашения о создании экспериментальных опорных баз с учреждениями культуры и искусства:

- Национальная библиотека Республики Саха (Якутия);

- ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский художественный колледж им. П.П. Романова»;

- ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова»;

- ФГБОУ ВО «Арктический институт культуры и искусств».

Целью деятельности создания экспериментальных опорных баз является создание функциональной модели работы стажировочной площадки как новой формы повышения квалификации в учреждениях культуры Республики, способствующей повышению профессиональной компетентности руководителей и работников в сфере культуры, как самих экспериментальных опорных баз, так и учреждений культуры, которые будут проходить обучение на базе опорной базы, по вопросам улучшения качества и эффективности работы.

В сентябре 2018 года с целью улучшения качества обучения подписаны соглашения с ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирская государственная академия куль-

Таблица 1

№ Наименование ПП Сроки обучения (зачисление/выдача диплома) Форма обучения Количество слушателей

1 Декоративно-прикладное искусство 20.10.2017/10.04.2018 Заочная 6

2 Информационно-библиотечные технологии 20.10.2017/10.04.2018 Заочная/Дистанционная 24

3 Библиотечное дело 20.10.2017/10.04.2018 Дистанционная 1

4 Музыкальное искусство (вокал) 20.12.2017/16.04.2018 Заочная 6

5 Музыкальное искусство (фортепиано) 20.12.2017/16.04.2018 Заочная 5

6 Социально-культурная деятельность 20.12.2017/25.04.2018 Заочная 6

7 Социально-культурная деятельность 11.05.2018/10.2018 Заочная 29

8 Менеджмент в сфере культуры 20.12.2017/10.2018 Заочная 11

9 Музеология 20.12.2017/09.10.2018 Заочная с применением дистанционных технологий 29

10 Социально-культурная деятельность 10.10.2018-25.12.2018/первый семестр Заочная 15

11 Библиотечно-информационная деятельность 15.10.2018-02.11.2018/первый семестр Заочная 40

12 Руководитель службы художественного света 11.05-2018/ 26.11.2018 - второй семестр Заочная 13

13 Менеджмент в сфере культуры 03.12.2018-17.12.2018 Заочная 22

14 Социально-культурная деятельность 03.10.2018-17.12.2018 Заочная 20

15 Менеджмент в сфере культуры 2 семестр (диплом в 2019 г) 26

Всего в 2018 г. 253 (в том числе выдано 130 дипломов)

Профессиональная переподготовка специалистов культуры Республики Саха (Якутия) в 2017 - 2018 годах

туры и искусств» (Республика Бурятия) для совместной работы по программам профессиональной переподготовки по направлению «Музееведение», с ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств» по информационно - библиотечным технологиям, с Якутским Колледжем Связи и Энергетики им. П.И. Дудкина по направлению «Аудио-визуальные технологии».

Данные о профессиональной переподготовке специалистов культуры Республики Саха (Якутия) в 2017-2018 годах приведена в таблице 1.

Выводы и предложения

Таким образом, проведённый анализ показал, что в учреждениях культуры большая часть специалистов испытывает необходимость повышения уровня своей квалификации. Самосознание специалистов культуры Республики Саха (Якутия), в связи с внедрением профессиональных стандартов, повышается в улучшении и развитии своих профессиональных компетенций.

Система дополнительного профессионального образования в сфере культуры Республики Саха (Якутия) нуждается в разработке акций, проектов, нормативных документов, способных сформировать пространство социального взаимодействия этих учреждений с субъектами в сферы, таких как потребители услуг, резидентские программы поддержки культуры, образовательные программы дополнительного профессионального образования, запросы работодателей.

В развитии ДПО отрасли существуют задачи, которые не стали предметом решения и обсуждения, но будут актуальны в ближайшем будущем: 1. Формирование единой поддерживающей инфраструктуры, включающей ресурсные центры, центры компетенций, технопарки, малые инновационные предприятия, базовые кафедры, стажировочные площадки, технологические платформы на условиях интеграции специализированных единиц - субъектов сети, деятельность

которых координируется не только командно-административными методами, но прежде всего рыночными механизмами, основанными на праве собственности, мотивации и принципах конкуренции 2. Создание общих сервисов ДПО в сфере культуры, к которым относятся:

- анализ профессиональных дефицитов учреждений культуры по решению насущных задач отрасли;

- разработка адресных (под нужды конкретного учреждения) и персонифицированных (индивидуализированных под возможности, способности сотрудника учреждения) программ переобучения;

- набор сотрудников на образовательные программы;

- подготовка экспертов, способных создать, разработать образовательные ресурсы под новые профессии или, в крайнем случае, ориентированных на освоение новых компетенций;

- трудоустройство переобученных;

- отслеживание карьеры и повышение квалификации основных кадров;

- одновременное создание базы данных по региональному рынку труда;

- разнообразные информационные порталы о мероприятиях сферы, единой библиотечной системе, коллективно используемых культурных ресурсах [5].

В целях эффективного развития формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов необходимо:

- введение лицензированных программ профессиональной переподготовки работников культуры и искусства;

- создание новых образовательных проектов (образовательное турне, образовательная миграция, ведение е-1еаттд), инноваций и стартапов, созданных на базе новых технологических платформ, инициатив и знаний;

- создание экспериментальных опорных баз.

Библиографический список

1. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: учебник. Москва: МГУК, 1998.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Москва: Пед. академия наук СССР 1957.

3. Борисов K.A., Борисов Ю.С. К проблеме совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих (на примере Республики Саха (Якутия)). Available at: https://pandia.ru/text/77/125/164.php

4. Садриев РИ. Проблемы развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов социокультурной сферы и искусства в контексте современных образовательных трендов. Культура и образование: инновационные технологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2014: 3 - 6.

5. Гомбоева М.И., Спандерашвили Н.И. Социокультурные основания современных практик дополнительного профессионального образования сферы культуры и искусства. Гуманитарный вектор. 2018; Т. 13; № 3: 159 - 167.

Refеrences

1. Zharkov A.D., Chizhikov V.M. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUK, 1998.

2. Rubinshtejn S.L. Bytie isoznanie. Moskva: Ped. akademiya nauk SSSR, 1957.

3. Borisov K.A., Borisov Yu.S. Kprobleme sovershenstvovaniya sistemy povysheniya kvalifikacii municipal'nyh sluzhaschih (na primere Respubliki Saha (Yakutiya)). Available at: https://pandia.ru/text/77/125/164.php

4. Sadriev R.I. Problemy razvitiya sistemy professional'noj perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii specialistov sociokul'turnoj sfery i iskusstva v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh trendov. Kul'tura i obrazovanie: innovacionnye tehnologii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Kazan', 2014: 3 - 6.

5. Gomboeva M.I., Spanderashvili N.I. Sociokul'turnye osnovaniya sovremennyh praktik dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya sfery kul'tury i iskusstva. Gumanitarnyj vektor. 2018; T. 13; № 3: 159 - 167.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 37.013.78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Masharova T.V., Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

MEDIATION AS A MEANS OF CONFLICT RESOLUTION IN TODAY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The term "mediation" has long been established in the theoretical and practical field of domestic education. The article clarifies what the meaning of the word "mediation" is. One of its meanings is a way to resolve conflicts with the help of a third, independent and disinterested party. In other words, it is a process where participants (parties, conflicting parties) resolve the conflict with the help of an impartial (third) party, namely a mediator. Mediation also appears as a way to resolve disputes that belong to the category of alternative with the participation of an intermediary. Speaking in pedagogical language, mediation is a method based on respect for the individual, voluntary participation and expression of will, freedom of choice and decision-making, focusing on the protection and satisfaction of the interests of the parties, subject to the provision of equal rights to all parties to the dispute. Another meaning of the word is the definition of mediation as an out-of-court practice that does not require the participation of state bodies. Another value: mediation at school (in fact) - a method, the essence of which is to educate the student's personality. School mediation proceeds from the position that the conflict involves hope for improvement and a radical change in the situation, a clear understanding of the problem, the adoption of the disputing parties to each other. The article presents characteristics and classification of school conflicts and considers the individual techniques and technologies of mediation to resolve these contradictions used in the educational organization.

Key words: mediation, mediator, conflict, resolution, conflict resolution, educational environment, method of dispute resolution, student, school mediation, school service of reconciliation (mediation).

Т.В. Машароеа. проф. Департамента педагогики, Институт педагогики и психологии, Московский городской педагогический университет,

г. Москва, E-mail: [email protected]

МЕДИАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Термин «медиация» давно утвердился в теоретическом и практическом поле отечественного образования. В данной статье мы вначале уточним, в чём заключается смысл слова «медиация». Одним из значений слова медиация является посредничество, способ разрешения конфликтов при помощи третьей, независимой и незаинтересованной стороны. Другими словами, это процесс, где участники (стороны, конфликтующие стороны) решают конфликт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.