Научная статья на тему 'Институт дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве университета культуры и искусств'

Институт дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве университета культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации и профессиональная переподготовка / инновационные подходы / образовательные программы / работники социально-культурной сферы / творческие специальности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Людмила Анатольевна

В работе рассмотрены цели и задачи института дополнительного профессионального образования университета культуры и искусств. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка непременное условие современных требований к работе преподавателя и возможность увеличения компетентности и информированности работника по актуальным вопросам социально-культурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве университета культуры и искусств»

УДК 377

Л. А. Ткаченко

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В работе рассмотрены цели и задачи института дополнительного профессионального образования университета культуры и искусств. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка - непременное условие современных требований к работе преподавателя и возможность увеличения компетентности и информированности работника по актуальным вопросам социально-культурной сферы.

Ключевые слова: повышение квалификации и профессиональная переподготовка, инновационные подходы, образовательные программы, работники социально-культурной сферы, творческие специальности.

L. A. Tkachenko

EDUCATIONAL PROJECTS IN THE SPHERE OF CULTURE AND ARTS

The research considers the purposes and tasks of an institute of additional professional education of a university of culture and arts. Advancing skills and professional development is an indispensable condition of modern requirements to a teacher's work, as well as a possibility to increase competence and knowledge ability of an employee on the burning issues of socio-cultural sphere.

Keywords: advancing skills and professional development, innovation approaches, training programs, specialists of socio-cultural sphere, creative specialties.

На современном этапе экономического и общественного развития одной из наиболее важных глобальных проблем следует считать непрерывность образования. Потребность в постоянной актуализации полученных в результате образования знаний, необходимость решения в процессе трудовой деятельности усложняющихся социальных и профессиональных задач явились причиной возникновения различных форм послевузовского образования, и в частности такого социального института как повышение квалификации и переподготовка кадров.

Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) был создан в 1998 году как факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) с целью развития дополнительного профессионального образования работников сферы культуры, искусства и образования Западно-Сибирского региона. Спектр реализуемых в ИДПО образовательных программ представлен в таблице № 1.

Таблица № 1

Перечень профессиональных образовательных программ ИДПО КемГУКИ

№ Программы высшего профессионального образования Квалификация (степень), присваиваемая по завершении образования

1 Культурология Культуролог

2 Социальная педагогика Социальный педагог

3 Музыкальное искусство Бакалавр музыкального искусства

4 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов) Дирижер, хормейстер, преподаватель

5 Актерское искусство Артист драматического театра

6 Музейное дело Музеевед

7 Режиссура театрализованных представлений и праздников Режиссер ТИП

8 Дизайн Бакалавр дизайна, графический дизайн

9 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Бакалавр декоративно-прикладного искусства

10 Декоративно-прикладное искусство Художник ДПИ

11 Библиотечно-информационные ресурсы Бакалавр библиотечно-информационные ресурсы

12 Библиотечно-информационная деятельность Библиотекарь-библиограф

13 Народная художественная культура Бакалавр народной художественной культуры

14 Народное художественное творчество Руководитель коллектива

15 Социально-культурная деятельность Бакалавр, менеджер социально-культурной деятельности

16 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Экономист

17 Менеджмент Менеджер

18 Прикладная информатика Бакалавр прикладной информатики, информатик-аналитик

19 Социально-культурный сервис и туризм Специалист по сервису и туризму

20 Домоведение Менеджер

К категории специалистов социально-культурной деятельности относятся работники Домов и Дворцов культуры, библиотек, музеев, картинных галерей, а также организаций, занимающихся образовательной деятельностью в области начального, среднего, высшего и дополнительного образования (изобразительного, музыкального, театрального искусства, хореографии и т. д.) - эта категория слушателей преобладает в ИДПО КемГУКИ.

Специалисты в области культуры, как никто другой, занимаются «обучением в течение жизни». Примером могут служить пе-

дагоги художественного образования, в котором сложилась 3-х ступенчатая система:

1) детские художественные школы (ДХШ) или отделения в детских школах искусств (ДШИ) (обучаются дети 10-12 лет, обучение длится 4-5 лет);

2) ссузы - художественные училища (возраст обучающихся 15-17 лет, обучение длится 4,5-5 лет);

3) вузы - высшие художественные учебные заведения (обучение с 17 лет, длится 6 лет), образование только очное.

Если человек получает высшее художественное образование и становится художником, то он в течение всей жизни

занимается самообразованием. Если же он становится преподавателем и работает в учебных учреждениях 1, 2, 3 ступени художественного образования, то он призван своевременно повышать свою квалификацию.

Основной целью деятельности ИДПО КемГУКИ является осуществление дополнительного профессионального образования, направленного на непрерывное профессиональное развитие специалистов социально-культурной сферы Западно-Сибирского региона. Дополнительное профессиональное образование включает: повышение квалификации (краткосрочное (72 час.) и долгосрочное (более 100 час.)), профессиональную переподготовку (свыше 500 час.) и стажировку в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций (таб. № 2). Такими специфическими формами повышения квалификации, как подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук, а так же другими видами дополнительного образования (например, подготовка к поступлению в вуз, получение второго высшего образования) ИДПО Кем ГУКИ не занимается.

Динамика развития ИДПО Кем ГУКИ отражена в таблице № 2.

Таблица № 2

Численность обучившихся слушателей в ИДПО КемГУКИ за 2005-2010 годы

Период обучения Численность обучившихся

Всего Профессиональная переподготовка Повышение квалификации

2005/2006 152 23 129

2006/2007 305 37 268

2007/2008 443 48 395

2008/2009 484 37 447

2009/2010 594 75 519

ИДПО проводит работу по выявлению востребованных и приоритетных направлений дополнительного профессионального образования; удовлетворяет потребности специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих областях науки, передовом отечественном и зарубежном опыте. Одним из приоритетных направлений деятельности ИДПО является создание пакета образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с государственными образовательными стандартами и лицензией на право ведения образовательной деятельности; определение содержания образовательных программ и технологий обучения (Приложение № 1).

В настоящее время особое значение приобретает способность человека быстро адаптироваться к условиям современной действительности, быстро меняющимся обстоятельствам и потребностям рынка, формирующегося в сфере социально-культурных услуг. В условиях становления новых, рыночных отношений изменились требования к подготовке кадров, к качеству получаемого образования. Возникновение нового социально-экономического пространства предполагает формирование иного контекста профессиональной художественной деятельности, а, следовательно, инновационного качества подготовки специалистов.

В стране постепенно происходит изменение отношения к образованию, признается истинная его ценность как важнейшего ресурса экономического развития страны. Профессиональные кадры являются главной производительной силой всех отраслей, а в области культуры и творческих специальностей процесс обучения тесно связан с уровнем таланта, наличием харизмы, динамикой личностного развития преподавателя-художника (музыканта, хореографа и т. д.).

В настоящее время прохождение курсов повышения квалификации и профессиональная переподготовка - очень распространенные способы повышения собственной конкурентоспособности специалистов, имеющие целый ряд преимуществ по сравнению с другими способами получения знаний. Потребность в данных образовательных услугах формируется как у самих работников, так и их работодателей. Нередко обучение на курсах повышения квалификации и профессиональная переподготовка - непременное требование руководителей, которые заботятся о компетентности и информированности работника по актуальным вопросам социально-культурной сферы, о развитии тех или иных навыков, качеств. Но значительно чаще можно столкнуться с противоположным отношением работодателей к образовательным потребностям их сотрудников. Отмечая необходимость совершенствования профессиональной переподготовки кадров, руководители организаций не создают для этого необходимых условий. Здесь мы сталкиваемся с некоторыми проблемами.

Правовые основы и формы повышения квалификации этой категории специалистов закреплены в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ (ТК РФ), в федеральных законах и постановлениях правительства РФ. Изначально противоречивы нормы общего характера, содержащиеся в ст. 196 и 197 ТК РФ, регулируют вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Статья 196 относит решение вопроса о необходимости профессиональной переподготовки и повышения квалификации работника к компетентности работодателя (точнее, к его усмотрению), то ст. 197 ТК РФ закрепляет соответствующие права работника. Очевидно, что наличие права предполагает взаимную обязанность сторон и ответственность работодателя. В большинстве

случаев решение этого спора вряд ли будет в пользу работника, если это не совпадает с выгодой работодателя.

Известно, что при проведении комплексной оценки деятельности различных учебных заведений и других учреждений культуры, при прохождении процедур лицензирования и аккредитации одним из критериев успешного функционирования учреждения, является повышение квалификации его работников не реже одного раза в пять лет (ст. 21 Федерального закона «О Высшем и послевузовском образовании»). Это стимулирует поиск путей взаимодействия руководителя с учреждениями дополнительного профессионального образования. Каждый работник получает возможность повысить квалификацию. При подготовке к лицензированию и аккредитации выявляются сотрудники, не имеющие документа об образовании по специальности или специализации, в которой они приняты на работу и ведут деятельность, - такая категория работников получает возможность пройти профессиональную переподготовку. Профессиональная переподготовка - это зачастую единственная возможность перейти в смежную профессию. «Повышение квалификации работников может осуществляться по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц» (там же). То есть заинтересованный в обучении работник может (или обязан) сам оплатить обучение.

Еще совсем недавно, в докризисный период, большое количество людей стремились получить диплом о втором высшем образовании. Но в последнее время ситуация изменилась: многие хотели бы пройти программы опережающего обучения, и особым спросом стали пользоваться профессиональная переподготовка и повышение квалификации. По данным

РИА «НОВОСТИ» (23 ноября 2009 года) среди профессий, по которым хотели бы пройти переподготовку наши сограждане, лидируют такие, как бухгалтер, управленцы разного профиля, менеджер по кадрам и экономист. Образовательные программы большинства перечисленных специальностей могут быть реализованы в ИДПО КемГУКИ. Что касается творческих специальностей, в этом направлении также ведется большая работа (этот аспект будет рассмотрен далее).

Каковы преимущества дополнительного профессионального образования перед вторым высшим образованием?

Во-первых, высшее/второе высшее образование не носит выраженного прак-тикоориентированного характера. Лекции и семинары - основные формы проведения занятий. Учебная информация усваивается не в полном объеме. Программы же профессиональной переподготовки предполагают широкое применение практических занятий, тренингов, игр, выполнения проектов (группы «Менеджмент туризма», «Менеджмент связей с общественностью рекламы и имиджа», «Кадровый менеджмент» и т. д.). В процессе обучения слушатель знакомится с конкретными методиками и технологиями, представляющими реальную ценность в осуществлении его профессиональной деятельности. Все практические задания нацелены на решение актуальных профессиональных задач («Методика преподавания сольного пения», «Методика преподавания эстрадного пения», «Преподаватель по классу гитары»).

Во-вторых, получение второго высшего образования требует слишком больших временных затрат, и потому курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации более приемлемы, т. к. занятия могут организовываться в вечернее время и в выходные дни. Это удобно и для студентов очной и заочной форм обучения, которые получают первое высшее образо-

вание и имеют возможность параллельно обучаться в ИДПО. Подобная практика существует уже 5 лет. Студенты КемГУКИ и других вузов г. Кемерово (КемГУ, КемГТУ) одновременно получают дипломы о высшем образовании и о профессиональной переподготовке.

В-третьих, полученные знания в ИДПО можно сразу применить на практике. («Графический дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»). Для работающих людей зачастую это более ценно. Посещая курсы, слушатели получают профессиональную информацию и навыки, необходимые им в повседневной работе.

Кроме того, курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации хороши еще и тем, что для обучения по заявленной узкопрофессиональной тематике собирается группа людей, имеющих опыт работы или заинтересованных в особом виде деятельности. Соответственно, с ними можно обсудить актуальные вопросы, наладить профессиональные связи.

После прохождения дополнительного образования специалист получает диплом о профессиональной переподготовке, который свидетельствует о том, что его обладатель владеет двумя специальностями - первой, полученной после обучения в техникуме или вузе, и второй -после профессиональной переподготовки. Вторая специальность становится равноправной с первой (законодательно) и дает право заниматься соответствующим видом деятельности.

Обратимся к востребованным в последнее время (5 и более лет) образовательным программам ИДПО «Методика преподавания сольного пения», «Методика преподавания эстрадного пения», «Преподаватель по классу гитары». В Кемеровском музыкальном училище и Кемеровском государственном университете культуры и искусств, а также в других музыкальных

учебных заведениях Западно-Сибирского региона существуют отделения и кафедры дирижирования, хорового дирижирования, дирижирования академическим хором. Одной из изучаемых дисциплин на вышеперечисленных специальностях, является «Вокальное исполнительство» (например, в объеме 72 часа на 3 и 4 курсе). В настоящее время «Методика преподавания сольного пения (академического и эстрадного)» приобретает особую актуальность, так как в начальном, среднем и высшем музыкальном образовании сольное исполнительство становится востребованным: дети, учащиеся, студенты хотят обучаться пению соло, а не в хоре. А в группах «Преподаватель по классу гитары» обучаются слушатели, которые уже прошли обучение на отделениях и кафедрах оркестра и ансамбля (народного) по классу домры и балалайки, а востребованным является обучение на гитаре. Перечисленные программы требуют углубленного освоения (более 500 час.).

Итак, рассмотрев различные направления и тенденции работы ИДПО Кем-ГУКИ, можно определить круг наиболее важных задач развития структурного подразделения:

1. Исходя из запросов слушателей, которыми, в основном, являются работники социально-культурной сферы, преподаватели и студенты, мы стремимся предложить разнообразные программы обучения, обеспечить возможность выбора. Так как среди слушателей ИДПО преобладают преподаватели, остановимся подробнее на рассмотрении программ адресованных данной категории обучающихся. Для преподавателей различных ступеней (начального, среднего, высшего) предлагаются разнообразные образовательные программы, различающиеся в количественном отношении (объемом часов - 72, 100, 500) так и качественном (структурой и содержанием). Они будут ориентированы на так называемое «предметное» повышение ква-

лификации и должны состоять из модулей, содержащих вопросы преподавания основных дисциплин.

2. Особенностью подготовки преподавателей творческих специальностей является то, что они не имеют специального педагогического образования. Исходя из этого, особую значимость приобретает задача оказания им помощи в овладении современными приемами образовательной деятельности. Решению данной задачи поспособствует предлагаемая ИДПО программа «Современные педагогические технологии».

3. Наряду с курсами ориентированными на «предметное» повышение квалификации, следует организовать курсы по тематическим направлениям. Постоянно меняющаяся социокультурная ситуация, динамика развития молодежной среды, трансформация ценностных приоритетов современной молодежи диктует необходимость повышения квалификации педагогов по программе «Социокультурные проблемы образования». Программа может ориентировать на внедрение инновационных подходов к организационно-воспитательной работе с молодежью.

4. Многие работники социально-культурной сферы, преподаватели в процессе своего карьерного роста начинают занимать различные управленческие должности, хотя не имеют менеджерской подготовки, что сказывается на качестве их деятельности. Необходимо обучать слушателей по программам новых технологий управления, например, «Хай-хьюм».

5. Целенаправленная работа по формированию информационной компетенции преподавателей создает возможности для внедрения в образовательную деятельность, в том числе по повышению квалификации, дистанционных технологий ^куре). Как известно, их использование является одним из важнейших условий развития непрерывного образо-

вания, и современная система повышения квалификации невозможна без их широкого применения. В настоящее время необходимо разрабатывать новые соответствующие программы и электронные учебно-методические комплексы, которые позволят значительно расширить возможности применения в дополнительном образовании дистанционных технологий. Подобные программы востребованы, за ними, безусловно, будущее. Преподаватели, вла-

деющие ИТ - технологиями в образовательном процессе ИДПО, должны иметь более высокую оплату труда.

От того, как организовано повышение квалификации и переподготовка кадров, каков уровень образовательных программ, широта применяемых технологий во многом зависит результативность процесса совершенствования профессиональной компетентности работников социально-культурной сферы.

Литература

1. Виноградов В. Н. Проектная культура преподавателя современного университета // Инновационные процессы в образовании: проблемы и практика проектирования: межвузовский сборник научных статей и проектных работ по материалам курсов повышения квалификации «Проектная культура преподавателя современного университета». - Смоленск: изд-во СмолГУ, 2009. - 232 с.

2. Всероссийская конференция. Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения. Сборник материалов. Москва, 10-11 ноября 2009 года / под ред. В. Л. Панкова. - М.: МИРЭА, 2010. - 128 с.

3. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. - М.: Чертановская типография, 1998. - 464 с.

Приложение № 1

Перечень образовательных программ ИДПО КемГУКИ

Профессиональная переподготовка (свыше 500 час.), возможно по всем специальностям и специализациям, лицензированным в вузе.

Группы, в которых проводится обучение в 2009-2010 учеб. году

1. Менеджмент туризма

2. Менеджмент связей с общественностью, рекламы и имиджа

3. Кадровый менеджмент

4. Методика преподавания сольного пения

5. Методика преподавания эстрадного пения

6. Руководитель фольклорно-этногра-фического коллектива

7. Декоративно-прикладное искусство: методика преподавания, современные технологии

8. Преподаватель по классу гитары

9. Графический дизайн

10. Дизайн интерьера

Группы, в которые осуществляется набор

1. Кино-, видео-, фототворчество и мастерство оператора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Менеджмент социально-культурного сервиса и туризма

3. Социальный педагог

4. Народное художественное творчество (руководитель студии ДПИ)

5. Современные театральные технологии (руководитель театральных коллективов)

6. Режиссура праздников

7. Информатик аналитик ИСС

8. Современная хореография.

9. Джаз-модерн

10. Методика преподавания народного пения

11. Арт-менеджмент

Повышение квалификации (72-100 и более часов) возможно по всем специальностям и специализациям, лицензированным в вузе

Группы, в которых проводится обучение в 2009-2010 уч. году

1. Методика преподавания специальных дисциплин в ДХШ и ДШИ

2. Методика преподавания специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ

3. Социология СКД

4. Менеджмент СКС

5. Методика и разработка образовательной программы для учреждений дополнительного образования детей

6. Мастерство хореографа

7. Русская философия в XIX - начале XX веков: преемственность и развитие

8. Режиссура как сценическое действие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.