Дракина И.К., доктор педагогических наук, профессор, проректор по методической работе, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, e-mail: [email protected].
Drakina I. K., doctor of pedagogical sciences, professor, Vice-rector for methodical work of the Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А., e-mail: [email protected]
Никитин З.Н., директор, Якутский колледж культуры и искусств, 677009, Якутск, ул. Халтурина, дом 14 корпус 5, e-mail: [email protected]
Nikitin Z.N., Director of the Yakut College of culture and arts, 677009, Yakutsk, street Halturina, 14 case 5, e-mail: [email protected]
Концепция содержания среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) в области народного художественного
творчества
The concept of the content of secondary vocational education of the Republic of Sakha (Yakutia) in the field of folk art
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием среднего профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества; обоснованы причины, требующие внесения корректировок в его организационную и содержательную части. В качестве варианта, связанного с возможностью преобразований в данном уровне профессионального образования, предложена разработка концепции содержания среднего профессионального образования в области народного художественного творчества народа Саха, структурными блоками которой являются: профориентационная работа, содержание учебных дисциплин и методическое сопровождение, профессиональная подготовка и переподготовка преподавателей, индивидуально-адресная среда обучения.
Ключевые слова: народное художественное творчество народа Саха, концепция, среднее профессиональное образование Якутии, индивидуальная адресная среда обучения.
Abstract. The article deals with the issues related to the development of secondary vocational education in Yakutia in the field of folk art; the reasons are justified, which require adjustments to its organizational and substantive parts. As an option associated with the possibility of transformation at this level of vocational education, the development of the concept of the content of secondary vocational education in the field of folk art of the Sakha people, the structural blocks of which are: career guidance, the content of academic disciplines and methodological support, professional training and retraining of teachers, individually targeted learning environment.
Keywords: folk art of the Sakha people, concept, secondary vocational education of Yakutia, individual targeted learning environment.
Концептуальное рассмотрение содержания среднего
профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества является наиболее полным и системным, так как любая концепция строится на результатах научного исследования, глубокого диагностирования выбранного объекта проектирования. Хотя в работах научно-методологического характера при определении гипотезы исследования, проблемы, основной идеи, понятие «концепция», как правило, не применяется, но в то же время именно концепция включает идеи, положения, принципы, которые можно воплотить в реальных условиях, на основе существующих и разрабатываемых нормативно-правовых документов с целью достижения согласованности действий, осуществления единого подхода в решении определенного круга вопросов [3].
Концептуальные программы развития культуры и искусства, образования, принятые на уровне Правительства Республики Саха (Якутия), имеют большое значение. Но в них отсутствуют интеграционные подходы в решении проблем в области народного художественного творчества. В документах не прослеживается связь между профессиональным образованием и подготовкой кадров для учреждений образования и культуры. Вместе с тем, наличие тождественных проблем как в области народного художественного творчества Якутии, так и в области среднего профессионального образования региона, связанного с художественным творчеством народа Саха, объективно предопределяют важность и необходимость разработки концепции.
Концепция среднего профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества основывается на общих методологических научно обоснованных принципах и подходах: педагогики здравого смысла (А.А. Леонтьев); образовательных систем (А.Ю. Коджаспиров), социализации личности (М.И. Рожков); духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина (А.М. Кондаков) [4]; понятии и типологизации образовательной среды (В.И Слободчиков, С.В. Тарасов) [7].
При выборе структуры концепции использованы материалы исследований Е.В. Бондаревской, А.П Валицкой, Т.Ю. Ломакиной, Т.С. Назаровой, В.И. Вагановой. В работах названных авторов в рамках личностно-ориентированной модели в образовании, культуротворческой школы, модели непрерывного профессионального образования, профессионально-методической разработки, материально-технической базы образовательной среды предложены разные варианты построения педагогической концепции [13; 5-6]. Изучение имеющегося научно-педагогического опыта позволило при разработке структуры концепции содержания среднего профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества выбрать так называемую степень общности, примененную в работе Л.В. Дмитриевой
[3].
Данное обстоятельство позволило не только разработать концепцию, но обеспечить функционирование основных составных частей:
• профориентационная работа, профессиональная проба;
• содержание программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
• учебно-методическое обеспечение с учебниками и учебными пособиями;
• профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
• индивидуально-адресная среда обучения конкретному виду народного художественного творчества;
Проблемная составляющая концепции связана с историко-теоретическим анализом народного художественного творчества Якутии и современного среднего профессионального образования в данной области.
Концепция учитывает сущностные характеристики народного художественного творчества Якутии как уникального явления, региональные особенности развития профессионального образования, состояние развития среднего профессионального образования в области народного художественного творчества народа Саха как в аспекте достижений, так и проблем, связанных с:
• организацией и проведением профориентационной работы среди обучающихся, выпускников общеобразовательных учреждений и воспитанников учреждений дополнительного образования в сфере искусства;
• созданием условий для адаптации первокурсников, позволяющих скорректировать образовательную программу обучения с учетом способностей обучающихся;
• индивидуализацией обучения студентов, связанного с созданием взаимоотношений «преподаватель-студент» на основе индивидуально-адресной ситуации, соотнесенной с подготовкой каждого обучающегося конкретному виду народного художественного творчества Якутии;
• организацией производственного обучения по индивидуальным программам стажировки с назначением наставника, имеющего достаточный практический опыт работы;
• выполнением итоговой квалификационной работы по индивидуальному проекту, апробированной в реальных условиях с учетом этнических особенностей конкретного улуса Якутии.
Преодоление выявленных проблем позволит сформировать новую парадигму среднего профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества, ориентированную на развитие обучающихся в качестве продолжателей, созидателей духовно-нравственных ценностей якутского этноса, обеспечит в определенной степени снижение остроты проблем, связанных с нехваткой специалистов для учреждений культуры.
Возможные варианты решения обозначенных проблем должны быть связаны с действиями не локального, а концептуального, научно-методического характера с их последующей апробацией в реальных условиях.
Основными принципами построения концепции содержания среднего профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества являются:
• признание народного художественного творчества Якутии как ресурса устойчивого развития региона;
• приоритет народного художественного творчества народа Саха в формировании творческой личности, ответственной за его сохранение, возрождение и развитие;
• открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление о народном художественном творчестве республики Саха (Якутия) как части российской и мировой культуры;
• социальный заказ на подготовку в соответствии с нормативно-правовой базой в области профессионального образования федерального и республиканского уровней;
• креативная форма учебной деятельности обучающихся для приобретения ими творческого опыта, необходимого при организации культурной деятельности в улусах;
• вариативность для практической реализации индивидуальных планов и программ с учетом способностей, и мотивации обучающихся по определенным видам НХТ народа Саха;
• непрерывность получения образования как условия качества подготовки специалистов в области народного художественного творчества Якутии.
Обозначенные принципы концепции смогут обеспечить ее развитие в условиях научного обоснования основных положений, базирующихся на анализе проведенных исследований в области народного художественного творчества Якутии; связи теории и практики; апробации традиций и инноваций на базе конкретных поселений, имеющих этнические особенности народа Саха; наглядности, проиллюстрированной атрибутами, как неотъемлемой частью национальных праздников, обычаев и обрядов при проведении Ысыаха; культуросообразности, свидетельствующей об интеграции народного художественного творчества якутов и народов, населяющих другие регионы России.
Историко-теоретический анализ особенностей народного художественного творчества Якутии, выявление основных проблем среднего профессионального образования в данном регионе позволяет определить организационную форму, основу и условия реализации содержательного блока концепции. Данное обстоятельство обеспечивает реализацию основной концептуальной идеи о сохранении, возрождении и развитии народного художественного творчества Якутии при активном участии в данном процессе системы среднего профессионального образования региона.
Структурными элементами концепции стали следующие блоки: профориентационная работа и профессиональные пробы; структура и содержание программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
учебно-методическое сопровождение, учебники и учебные пособия; профессиональная переподготовка и повышение квалификации преподавателей (схема 1).
Схема 1. Концепция содержания среднего профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества
Профориентационная работа, профессиональная проба связаны, прежде всего, с достоверной информацией и занятиями, организованными для обучающихся общеобразовательных школ. Важной составляющей профориентации для абитуриентов, имеющих профессиональные намерения в области народного художественного творчества Якутии, является организация ознакомительной практики по основным видам народного художественного творчества Якутии, творческих встреч с мастерами этнохудожественного творчества (олонхосутами, хомусистами, вокалистами и хореографами национальных танцев), проведение мастер-классов с участием преподавателей и студентов, экскурсий в этнохудожественных центрах олонхо, этнических поселениях, расположенных в улусах республики. Основная цель проводимой работы по профессиональной ориентации абитуриентов определяется формированием осознанного понимания особенностей получения среднего профессионального образования в области народного художественного творчества Якутии.
Структура и содержание программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Важное значение в концепции содержания среднего профессионального образования Якутии в области народных художественных промыслов имеет блок, связанный с программами учебных дисциплин. Данный раздел является учебно-методическим конструктором, обеспечивающим обучение с учетом адресно-индивидуальной подготовки обучающихся конкретному виду народного художественного творчества
102
Якутии.
Разработанная конструкция программы учебной дисциплины имеет следующие структурные компоненты: личностный, целевой, содержательный, педагогическое ресурсное сопровождение, результативно-рефлексивный.
Пример нового формата программ учебных дисциплин - программа модуля итоговой государственной аттестации, которая представлена как этнохудожественное образовательное событие, в рамках которого организована защита выпускной квалификационной работы. Под образовательным событием понимается организационно-педагогическая, учебная, квалификационная ситуация как основа использования полученных знаний, умений и навыков в процессе обучения в области народного художественного творчества Якутии и создание через проектную деятельность нового продукта для муниципальных учреждений республики в контексте лучших этнических практик региона.
Учебники и учебные пособия, учебно-методическое сопровождение. Работа педагогов, ведущих обучение в области народного художественного творчества Якутии, предполагает включение в содержание обучения этнопедагогической составляющей, что позволяет существенным образом изменить представление обучающихся о реальных условиях их будущей деятельности. И не в качестве актеров театра и артистов эстрады, а как исполнителей, обладающих достаточной сложной техникой игры на народных инструментах, хореографическим искусством национальных танцев, уникальным жанром горлового пения, другими видами искусства в области народного художественного творчества Якутии. В учебниках представлен материал в контексте этнопедагогического сопровождения основных вопросов тем. Это позволяет преподавателям существенным образом изменить отношение студентов к народному художественному творчеству народа Саха. Через изложение материала в доступной, интересной, наполненной образами из реальной жизни родных и близких им людей, являющихся мастерами в различных этнохудожественных видах, мотивационная составляющая обучения получает реальное воплощение.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации преподавателей. Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса подготовки по основным видам этнохудожественного творчества позволил выявить проблему, которая характеризуется достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства преподавателей при отсутствии педагогического образования. Решение проблемы предполагает, что преподаватели, имеющие художественное профессиональное образование, будут иметь возможность профессиональной переподготовки по модульной накопительной системе через краткосрочные программы повышения квалификации.
Индивидуально-адресное обучение конкретному виду НХТ. Реализация основных положений концепции предполагает индивидуально-адресную форму взаимодействия обучающихся и преподавателей. В таком контексте происходит интеграция дифференцированного и индивидуального обучения.
Индивидуально-адресная система организации обучения затрагивает не только непосредственный процесс подготовки каждого студента конкретному виду народного художественного творчества Якутии - олонхо, хомус, ососоухай, тойук. В такой форме организована работа с абитуриентами. В этом же направлении выстроена система повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей, осуществляющих обучение студентов конкретному виду художественного творчества народа Саха.
Социальные компетенции формируются в условиях адресно-индивидуального взаимодействия преподавателя и студента в период их подготовки по конкретному виду народного художественного творчества Якутии: поликультурность личности обучающегося; позитивное отношение к концепции диалога культур русского и якутского этносов; многоязычие (якутский как родной, русский как государственный); этническое единение и сохранение этнической самобытности; этнокультурная самоидентификация; профессиональная адаптация в художественном социуме якутского этноса.
Таким образом, разработка концепции содержания среднего профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества помогает решению задач, связанных с его сохранением, возрождением и развитием. Но реализация планируемых результатов возможна только в условиях созданной художественно-образовательной этнокультурной среды, объединяющей обучение, воспитание и сферу труда, использованием сущностных характеристик народного художественного творчества Якутии, анализа регионального развития среднего профессионального образования в данной отрасли.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
2. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 12-18.
3. Дмитриева Л.В. Подходы к экспертизе философских оснований образовательных концепций // Экспертиза инновационных процессов в образовании: Подходы к проблеме экспертизы в образовании: материалы III Всероссийской конференции «Традиционные и инновационные процессы в образовании: экспертиза как способ развития образовательных практик» / Под ред. Г.Н. Прозументовой, С.Г. Баронене. - Томск, 1999. Кн. 1. - С. 101-105.
4. Кондаков А.М., Кондакова М.Л. Современная образовательно -информационная среда. - URL: http://window.edu.ru/resource/127/49127/files/346-361.pdf (дата обращения -16.09.2019).
5. Ломакина Т.Ю. Инновационные модели современных образовательных систем // Инновационная деятельность в образовании:
Материалы XI Международной научно-практической конференции. Часть I / Под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2017. - С. 77-86.
6. Назарова Т.С. Личностно-ориентированные технологии // Педагогика. - 2001. - №5. - С. 23-28.
7. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура и типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
- 2011. - № 3. - С. 133-138.
References
1. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta, 2000. - 352 s.
2. Valickaya A.P. Kul'turotvorcheskaya shkola: koncepciya i model' obrazovatel'nogo processa // Pedagogika. - 1998. - № 4. - S. 12-18.
3. Dmitrieva L.V. Podhody k ekspertize filosofskih osnovanij obrazovatel'nyh koncepcij // Ekspertiza innovacionnyh processov v obrazovanii: Podhody k probleme ekspertizy v obrazovanii: materialy III Vserossijskoj konferencii «Tradicionnye i innovacionnye processy v obrazovanii: ekspertiza kak sposob razvitiya obrazovatel'nyh praktik» / Pod red. G.N. Prozumentovoj, S.G. Baronene.
- Tomsk, 1999. Kn. 1. - S. 101-105.
4. Kondakov A.M., Kondakova M.L. Sovremennaya obrazovatel'no-informacionnaya sreda. - URL: http://window.edu.ru/resource/127/49127/files/346-361.pdf (data obrashcheniya - 16.09.2019).
5. Lomakina T.YU. Innovacionnye modeli sovremennyh obrazovatel'nyh sistem // Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. CHast' I / Pod obshchej redakciej G.P. Novikovoj. - YAroslavl'-Moskva: Izdatel'stvo «Kancler», 2017. - S. 77-86.
6. Nazarova T.S. Lichnostno-orientirovannye tekhnologii // Pedagogika. -2001. - №5. - S. 23-28.
7. Tarasov S.V. Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura i tipologiya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2011.
- № 3. - S. 133-138.