Итак, анализ произведений искусства предполагает компетентное использование соответствующей терминологии. Аналитик должен отличаться богатым запасом знаний, творческим мышлением, индивидуальным подходом к раскодированию авторского замысла, смелостью за ответственное оценивание художественного и эстетического потенциала произведения. Согласно современной Концепции художественного образования в России, художественное образование - это процесс овладения человеком художественной культуры своего народа
Библиографический список
и человечества. Соответственно, формирование эстетического вкуса и приобщение к художественной культуре достигаются через освоение соответствующей информации. Информационное преимущество позволяет рассматривать произведения искусства (и культурные явления) не только с позиции разных культур, но и через призму их развития. Информированность в данных областях позволяет студенту аргументированно представлять конкретные суждения, мотивирует формирование собственного мнения, активность, участи в диалоге с преподавателем.
1. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства. Научный диалог. 2016; № 12 (60): 387 - 400.
2. Шаповалова ИА, Рубцова Н.Е. Перспективы обновления отечественного образования: исследовательские программы экспериментальных площадок РAО. Отечественная и зарубежная педагогика. 2014; № Э (18): 30 - 36.
3. Aсмолов A.r. По ту сторону сознания. Москва: Смысл, 2002.
4. Зимняя ИА Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. Москва: Логос, 2008.
5. Бабаскина Е.Г Факторы формирования познавательной активности студентов в процессе овладения переводческой стратегией. Курск: Курский государственный университет, 201Э.
6. Быстрова E.A. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках. Русская словесность. 200Э; № 1: Э6.
7. Гоголь Н.В. Портрет. Москва: T8RUGRAM, 2019.
8. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Москва: Эксмо, 2016.
References
1. Maksimovich V.F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Nauchnyj dialog. 2016; № 12 (60): Э87 - 400.
2. Shapovalova I.A., Rubcova N.E. Perspektivy obnovleniya otechestvennogo obrazovaniya: issledovatel'skie programmy 'eksperimental'nyh ploschadok RAO. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014; № Э (18): Э0 - Э6.
3. Asmolov A.G. Po tu storonu soznaniya. Moskva: Smysl, 2002.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnikdlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po pedagogicheskim ipsihologicheskim napravleniyam i special'nostyam. Moskva: Logos, 2008.
5. Babaskina E.G. Faktory formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti studentov v processe ovladeniya perevodcheskoj strategiej. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj universitet, 201Э.
6. Bystrova E.A. Celi obucheniya russkomu yazyku, ili Kakuyu kompetenciyu my formiruem na urokah. Russkaya slovesnost'. 200Э; № 1: Э6.
7. Gogol' N.V. Portret. Moskva: T8RUGRAM, 2019.
8. Kandinskij V.V. O duhovnom v iskusstve. Moskva: 'Eksmo, 2016.
Статья поступила в редакцию 25.11.20
УДК 37.035
Kuznetsov A.S., postgraduate, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF METHODS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH. The article is dedicated to the current problem of patriotic education of youth. The author reveals the concept of patriotism, analyzes the shortcomings of modern methods of patriotic education and the possibility of their more effective use, gives options for improving some of them. The purpose of this work is the author's search for possible ways to solve the imperfection of the system of patriotic education of youth in modern trends in the development of society. The author notes the importance of the participation of the state, educational institutions, families and society in the development of a healthy, thinking citizen of his country. The article provides an analysis of the views of scientific research on the problems of educating patriotism. The work reveals the main reasons for the failure of methods of patriotic education of youth. A comparison of tasks and objectives of existing patriotic organizations is given, a parallel is given to their effectiveness in the Soviet Union and in modern Russia.
Key words: patriotism, education, development, schoolchildren, youth.
А.С. Кузнецов, соискатель, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМАТИКА МЕТОДОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания. Автор раскрывает понятие патриотизма, анализирует недостатки современных методов патриотического воспитания и возможности более эффективного их применения, приводит варианты по улучшению некоторых из них. Целью данной работы является поиск автором возможных путей решения несовершенства системы патриотического воспитания молодёжи в современных тенденциях развития общества. Автором отмечается важность участия государства, образовательных заведений, семьи и общества в становлении здорового, мыслящего гражданина своей страны. В статье приведен анализ взглядов научных исследований проблем воспитания патриотизма. Предпринята попытка раскрыть основные причины несостоятельности методов патриотического воспитания молодёжи. Дано сравнение целей и задач существующих организаций патриотической направленности, приводится параллель эффективности их в Советском Союзе и в современной России.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, развитие, школьники, молодежь.
В век информационных технологий молодое поколение с раннего возраста всё чаще обращается к сети Интернет в поисках нужной информации. В различных информационных ресурсах встречаются провокационные новости и искажённые исторические факты уменьшения роли и места России в геополитическом пространстве в противовес возрастающей позиции Российской Федерации на мировой арене. Всё это негативно сказывается на формировании личности молодых людей. Поэтому проблема воспитания будущего патриота своей Родины является актуальной. Она затрагивает каждого человека без исключения, независимо от его вероисповедания, места происхождения, пола, принадлежности к той или иной этнической группе, его культуры и уровня духовного и нравственного развития. Мы согласны с утверждением Е.Е. Курвинена в том, что в большей степени эта проблема касается молодежи. Патриотизм не является генетическим признаком личности. Это явление социального порядка [1, с. 9 - 95]. В наше время патриотизм как качество формируется с раннего возраста в семье, затем в
образовательном учреждении, поэтому проблема патриотического воспитания молодого поколения имеет особый смысл. Решение этой задачи невозможно без должной организации целенаправленной, воспитательной работы в рамках системы образования.
Что же составляет содержание понятия «патриот»? В толковом словаре С.И. Ожегова ему даётся следующее определение. Это человек, глубоко преданный определенному делу [2]. В толковом словаре В.И. Даля мы находим определение слову патриот как готовность служить отчизне [3]. В толковом словаре, автором которого является С.А. Кузнецов, данная лексема понимается как верность и способность принести жертву во благо народа [4]. Объединяющим началом приведенных определений является то, что патриотом является человек, который готов защищать свою родину, так как он ей верен и любит свой народ. Исходя из перечисленного, можно сформулировать основные цели и задачи патриотического воспитания: формирование и развитие качеств, позволяющих
ЭЭ7
иметь гражданскую позицию, направленную на защиту страны; понимание значимости консолидации прогрессивных сил общества для устойчивого развития государства; подчинение своих действий формированию сопричастности к истории и многонациональной культуре; проявление активной жизненной позиции.
Для достижения данных целей со школьниками в общеобразовательных заведениях проводятся мероприятия различного плана: встречи с представителями ветеранских организаций различных силовых структур; посещение выставок и музеев истории; военно-патриотические сборы с привлечением командного и инструкторского состава восковых частей; вовлечение в работу детских военно-патриотических клубов; оказание волонтерской помощи ветеранам и труженикам тыла участникам Великой Отечественной войны.
Общей основой целеполагания патриотического воспитания в Российской Федерации является идея сохранения прав граждан, целостности и безопасности государства. Стоит также принять во внимание то, что современные школьники погружены в Интернет и далеко не всегда воспринимают ту информацию, которую до них хотят донести родители, педагоги и воспитатели. Встречи с ветеранами уже не дают того эффекта, что в советское время - слишком велик разрыв поколений. Часть школьников посещают мероприятия патриотического характера, потому что они входят в школьную программу воспитательной работы и утверждены педагогическим советом школы. Также стоит учитывать, что с каждым годом ветеранов становится всё меньше, и данный формат взаимодействия со школьниками в скором времени вовсе перестанет существовать. Больший эффект дают посещения выставок вооружения и военной техники, где подростки и молодёжь могут не только посмотреть, но и потрогать образцы военной техники и вооружения. В музее в процессе рассказа и обсуждения тех или иных исторических фактов им захочется узнать об этом больше. Участие в военно-спортивной игре «Зарница» и других играх военной направленности вызывает у подростков наибольший интерес. Однако проводятся подобные мероприятия редко и, как правило, накануне празднования Дня Победы, Дня призывника и других российских праздников, где к процессу подключаются военные комиссариаты и войсковые части (преследуя цель популяризации военной службы в рядах ВС РФ). Для достижения наибольшего эффекта стоит проводить 2 - 3 мероприятия за учебный год. При этом если возрождать традиции патриотического воспитания, заложенные в советское время, то есть организовать сотрудничество между учебными заведениями, военными учебными центрами, военно-патриотическими клубами, ветеранскими организациями, историческими музеями и войсковыми частями, то можно вывести данные мероприятия на совершенно другой, «новый уровень» патриотического воспитания подрастающего поколения. На данный момент такое сотрудничество формируется и уже сейчас даёт положительный результат. В качестве примера рассмотрим опыт сотрудничества войсковых частей, находящихся в с. Ярково Новосибирской области с общеобразовательными учреждениями.
На базе войсковых частей района в День призывника для учащихся школ проводятся экскурсии, показательные выступления, демонстрация перспективных новых образцов вооружения и военной техники. В музеях войсковых частей совместно с администрацией района и с привлечением ветеранской организации, а также действующих офицеров войсковых частей организуются дискуссии с непосредственным обсуждением подвигов наших земляков в Великой Отечественной войне, проводятся встречи с ветеранами боевых действий Афганистана, Чечни, Сирийской арабской республики. Благодаря этому с каждым годом в Ярковском районе растёт количество желающих поступить в военные учебные заведения, а также проходить военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и других силовых структурах. В противовес этому уменьшается число «уклонистов» от службы в армии.
Следующим шагом в развитии данного направления может послужить организация кратковременных летних полевых сборов для учащихся 7 - 10 классов (на данный момент только ученики 10 классов участвуют в сборах) с привлечением командного и инструкторского состава войсковой части. Возможность погрузиться школьникам в условия, приближенные к военной службе, в атмосферу военной жизни (изучение основных положений общевоинских уставов, занятия по строевой подготовке, ориентирование на местности, оказание первой доврачебной помощи, общая физическая подготовка, тактические игры, изучение образцов новейшего вооружения и многое другое) представляет собой ресурс повышения личностной активности молодёжи.
Командному составу такая работа поможет повысить уровень собственной методической подготовки, усовершенствовать полученные знания при применении их на практике, а также наладить связь с подрастающим поколением, что является одной из важных составляющих преемственности поколений. Данные направления в воспитании патриотов могут иметь и отрицательные стороны. Это связано с формальным подходом, который сводится только к формальной отметке «проведено», и непониманием сути патриотической направленности представителями организаций, участвующих в мероприятиях. Также стоит отметить, что большой вклад в патриотическое воспитание школьников вносят движение «Юнармия» и военно-патриотические клубы. Их деятельность направлена на всестороннее развитие подростка: духовное, нравственное, социальное, физическое и интеллектуальное.
Неоспоримым фактом является то, что государство в целях патриотического воспитания подростков и молодежи формирует определенный социальный заказ для учреждений, где молодое поколение проходит обучение. Этот заказ связан с подготовкой по вопросам гражданского и патриотического воспитания [5, с. 319 - 322].
Важную роль для достижения целей в данном направлении играет нормативно-правовая организационная база на государственном уровне. В 2016 году по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу было создано патриотическое молодежное движение «Юнармия». Основными задачами движения можно считать следующие: воспитание гражданской активности молодежи; осмысленное отношение к историческому прошлому родины; ответственное поведение в условиях действия нравственных установок, умение применять знания в области военно-технического творчества [6].
На наш взгляд, недопустимым является забвение истории военно-патриотического воспитания молодежи, которое длительное время регламентировалось военно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне». Патриотическое движение «Готов к труду и обороне» способствовало воспитанию подростков и молодежи. Это была целевая перспективная программа физической подготовки в условиях организаций общего и профессионального образования с 1931 по 1991 год» [7, с. 174]. Итогом кропотливой работы специалистов и ученых стало возрождение утраченного ранее направления патриотического воспитания благодаря указу президента Российской Федерации от 1 сентября 2014 года [8]. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» в современном формате ставит перед молодым поколением следующие задачи:
- повышение роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, в деле воспитания патриотизма;
- увеличение количества детей, подростков, молодежи, занимающихся отдельными видами спорта;
- повышение уровня продолжительности жизни взрослого населения Российской Федерации;
- формирование осознанной потребности в занятиях физической культурой;
- совершенствование системы физического воспитания в образовательных учреждениях [8].
В этой связи основной целью современного комплекса «Готов к труду и обороне» является получение высоких положительных результатов в патриотическом и гражданском воспитании подростков, молодежи [7, с. 175].
Другим документом Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены не менее важные направления работы с детьми и молодежью. К ним относится работа по формированию высоконравственной личности, знающей историю своей страны и соблюдающей исторические традиции родного народа, готовой к защите рубежей Родины [9].
Нами был проведен социологический опрос двух категорий допризывной молодёжи, учащихся школ Центрального района города Омска района в возрасте 16 - 17 лет, принимавших участие в мероприятиях патриотической направленности, в количестве 147 человек; военнослужащих по контракту, проходящих службу первого года, в количестве 109 человек из войсковых частей, командный состав которых был задействован в воспитательных мероприятиях. Проведенный нами опрос показал, что большинство опрошенных связывают с понятием «патриотизм» любовь к своей стране (79% у первой категории и 85% у второй). На вопрос, может ли быть патриотом человек, который не испытывает чувства любви к родине, преобладающее большинство (84% и 85%) ответили «нет». На вопрос, может ли быть патриотом человек, который в угоду своих потребностей занимается коррупцией, учащиеся ответили практически также единодушно (82% и 80%), что люди, занимающиеся коррупцией, также не патриоты страны. В дополнение к полученным результатам получена информация, что люди, избегающие службы в армии (65% и 76%) или желающие переехать в другую страну (64% и 69%), также не могут быть патриотами. Более половины респондентов отметили, что данная проблема касается всех членов современного общества, и государственная политика должна на это адекватно реагировать, а не замалчивать о ее наличии (62% и 71%).
Для достижения целей в вопросах патриотического воспитания молодежи задействованы все уровни государственной власти: от федеральных до региональных, образовательные организации общего, дополнительного и профессионального образования, общественные и религиозные организации, учреждения культуры и искусства. Потенциальные возможности участников, имеющих отношение к патриотическому воспитанию, трудно недооценить. Поэтому в современной ситуации, складывающейся непросто для Российского государства, на наш взгляд, важно выстраивать всю педагогическую работу по формированию у молодёжи патриотизма как качество личности с опорой на присущие Российской культуре традиции. В процессе обучения необходимо помимо научных знаний воспитывать у подростков умения и навыки самостоятельного, диалектического и критического мышления, которые будут способствовать повышению их внутренней стойкости.
Библиографический список
1. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»). Молодой ученый. 2015; № 64: 91 - 95. Available at: http://www.moluch.ru/archive/86/16447/
2. Толковый словарь Ожегова. Available at: https://www.endic.ru/ozhegov/Patriot-22141.html
3. Толковый словарь Даля. Available at: http://endic.ru/dal/Patriot-24067.html
4. Толковый словарь Кузнецова. Available at: https://www.endic.ru/kuzhecov/Patriot-24951.html
5. Тимошенко Ю.В. Развитие патриотического воспитания в России. Молодой ученый. 2018; № 25: 319 - 322. Available at: https://moluch.ru/archive/211/51660/
6. Устав всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», утверждённый Учредительным собранием 28 мая 2016 г Available at: https://yunarmy.ru/upload/iblock/ff6/Ustav_VVPOD_YUNARMIYA.pdf
7. Иванов О.Н., Титенёва М.А. ГТО: прошлое и настоящее. Вестник Югорского государственного университета. 2016; № 1 (40): 174 - 176.
8. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г № 172. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/38224
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г N 996-р г. Москва. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
References
1. Kurvinen E.E. Aktual'nye voprosy organizacii patrioticheskogo vospitaniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya podrostkov (na primere deyatel'nosti voenno-patrioticheskogo kluba «Krasnaya zvezda»). Molodoj uchenyj. 2015; № 64: 91 - 95. Available at: http://www.moluch.ru/archive/86/16447/
2. Tolkovyjslovar'Ozhegova. Available at: https://www.endic.ru/ozhegov/Patriot-22141.html
3. Tolkovyj slovar' Dalya. Available at: http://endic.ru/dal/Patriot-24067.html
4. Tolkovyj slovar' Kuznecova. Available at: https://www.endic.ru/kuzhecov/Patriot-24951.html
5. Timoshenko Yu.V. Razvitie patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Molodoj uchenyj. 2018; № 25: 319 - 322. Available at: https://moluch.ru/archive/211/51660/
6. Ustav vserossijskogo detsko-yunosheskogo voenno-patrioticheskogo obschestvennogo dvizheniya «YuNARMIYa», utverzhdennyj Uchreditel'nym sobraniem 28 maya 2016 g. Available at: https://yunarmy.ru/upload/iblock/ff6/Ustav_VVPOD_YUNARMIYA.pdf
7. Ivanov O.N., Titeneva M.A. GTO: proshloe i nastoyaschee. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 1 (40): 174 - 176.
8. O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO). Ukaz Prezidenta RF ot 24 marta 2014 g. № 172. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/38224
9. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federaciina period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. N 996-r g. Moskva. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Статья поступила в редакцию 26.11.20
УДК 377
Nikitin Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of College of Culture and Art of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF FOLK ART OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) FOR PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. Attention to folk art is one of the urgent problems of federal and regional government bodies. The timely development of conceptual documents contributes to the adoption of correct decisions that are adequate to the state of affairs in culture and art. In addition, it is necessary to search for options for an integrative solution to the problem in the context of professional education and folk art. The experience of educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) can be replicated in other regions because they have proposed a concept for the development of folk art for professional education institutions. The developed concept has been experimentally tested. The article presents an analysis of the conceptual approach of tasks related to the training of specialists for cultural and art institutions.
Key words: concept, folk art, professional education, ethno-artistic environment.
З.Н. Никитин, канд. пед. наук, директор Колледжа культуры и искусства Республики Саха (Якутия), г. Якутск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сохранение и развитие и народного художественного творчества является одной из актуальных проблем федеральных и региональных органов управления. Своевременная разработка концептуальных документов способствует принятию решений, адекватных положению дел в культуре и искусстве. Кроме этого, необходим поиск вариантов интегративного решения проблемы в контексте профессионального образования и народного художественного творчества. Опыт образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) может быть тиражирован в другие регионы потому, что ими предложена Концепция развития народного художественного творчества для учреждений профессионального образования. Разработанный документ проходит экспериментальную апробацию. В статье представлен анализ концептуального подхода задач, связанных с подготовкой специалистов для учреждений культуры и искусства.
Ключевые слова: концепция, народное художественное творчество, профессиональное образование, этнохудожественная среда.
Не вызывает никакого сомнения, что народное художественное творчество Республики Саха (Якутия) достаточно уникальное и высокохудожественное явление. Несмотря на констатацию данного факта и наличие профессионального интереса сообщества работников культуры и искусства к творчеству народа Саха, вне поля изучения пока остается вопрос интеграции народного художественного творчества и профессионального образования. Анализ разработанности существующей проблемы требует от исследователей определения особенностей художественного творчества народа Саха в контексте интеграции профессионального образования со сферой культуры и искусства. Немаловажную роль в решении имеющей место проблемы может занять концепция содержания профессионального образования в области народного художественного творчества Якутии. В данной концепции должны быть названы условия ее реализации, определено ресурсное сопровождение процесса апробирования и получения положительных результатов. Кроме того, необходимо изучить научные, источниковедческие работы, которые рассматривают вопросы именно народного худо-
жественного творчества и именно в Якутии, т.к. на данной территории имеется очень много видов этнохудожественного творчества. Но до сих пор достаточное количество исследований представлены лишь по героическому эпосу олонхо, круговому танцу осоухай, национальному празднику ысыах. Народное художественное творчество Якутии не рассматривается в комплексе с изучением особенностей всех видов. Кроме этого, его развитие, сохранение не связано с возможностями профессионального образования.
С помощью концепции в условиях социокультурной этнической среды скорректированы учебные программы, обязательным компонентом которых является этнопедагогическая составляющая, разработан учебно-методический комплекс, написаны учебные пособия с участием носителей национального языка и культуры, обучение и воспитание рассмотрено как единый процесс при условии, что все художественные студенческие коллективы должны работать с учетом этнических национальных особенностей муниципальных объединений. Был введен новый вид компетенций - социальные, дополняющие общепрофессиональные и