Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание личности подростка как важнейшее направление деятельности в учреждениях культуры'

Патриотическое воспитание личности подростка как важнейшее направление деятельности в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1623
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / ПАТРИОТ / PATRIOT / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / RAISING TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Виталий Евгеньевич

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. При этом, автор статьи рассматривал социально-культурную деятельность как способ формирования патриотических чувств у молодежи. Автор проанализировал различные подходы к определению понятия «патриотизм» и обосновал актуальность исследования проблемы формирования патриотизма в современном обществе. Также в статье были рассмотрены основные принципы, на которых базируется деятельность учреждений культуры. Среди них автор статьи выделяет системно-организованный подход, адресной подход в формировании чувства любви к родине, активность и наступательность. Целями патриотического воспитания в учреждениях культуры становятся социализация молодежи, формирование активной гражданской позиции и приобщение к ценностям демократического гражданского общества; а также формирование правильного представления о Родине и чувства сопричастности к судьбе своей страны. В статье были сформулированы особенности современного патриотического воспитания в учреждениях культуры. Согласно исследованию автора, патриотическое воспитание в учреждениях культуры приобретает четыре формы, среди которых были названы военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-патриотическое и гражданское. В результате, автором был сделан вывод о том, что проблема патриотического воспитания личности индивида, а особенно молодежи, стала необходимой государственной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Виталий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education of adolescent''s personality as the most important activity in the cultural centers

This article is devoted to the urgent problem of developing patriotism among the younger generation. In this article, the social and cultural activities is considered as a method of forming the patriotic feelings among youth. The author has analyzed different approaches to the definition of "patriotism" and justified the relevance of the research problems of formation of patriotism in contemporary society. In the article the main purpose of patriotic education were identified. Among them, the author identifies the system-organized approach, targeted approach in forming a sense of love of country, activity and aggressiveness. The objectives of patriotic education in cultural institutions are youth socialization, active citizenship and the introduction to the values of a democratic civil society; as well as the formation of a correct idea of the motherland and the sense of belonging to the fate of their country. In the article the features of current patriotic education of cultural centers are formulated. According to the study author, patriotic education in cultural institutions acquire four forms, among which were named military-patriotic, heroic and patriotic, national, patriotic and civil. The author concludes that the problem of patriotic education of the individual's personality, especially among young people, has become a necessary task of the state.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание личности подростка как важнейшее направление деятельности в учреждениях культуры»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/06PDMN516.pdf Статья опубликована 18.10.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Митин В.Е. Патриотическое воспитание личности подростка как важнейшее направление деятельности в учреждениях культуры // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/06PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 371.8

Митин Виталий Евгеньевич

ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», Россия, Москва

Аспирант E-mail: tvcap@inbox.ru

Патриотическое воспитание личности подростка как важнейшее направление деятельности в учреждениях культуры

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. При этом, автор статьи рассматривал социально-культурную деятельность как способ формирования патриотических чувств у молодежи. Автор проанализировал различные подходы к определению понятия «патриотизм» и обосновал актуальность исследования проблемы формирования патриотизма в современном обществе. Также в статье были рассмотрены основные принципы, на которых базируется деятельность учреждений культуры. Среди них автор статьи выделяет системно-организованный подход, адресной подход в формировании чувства любви к родине, активность и наступательность. Целями патриотического воспитания в учреждениях культуры становятся социализация молодежи, формирование активной гражданской позиции и приобщение к ценностям демократического гражданского общества; а также формирование правильного представления о Родине и чувства сопричастности к судьбе своей страны. В статье были сформулированы особенности современного патриотического воспитания в учреждениях культуры. Согласно исследованию автора, патриотическое воспитание в учреждениях культуры приобретает четыре формы, среди которых были названы военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-патриотическое и гражданское. В результате, автором был сделан вывод о том, что проблема патриотического воспитания личности индивида, а особенно молодежи, стала необходимой государственной задачей.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; культура; нравственность; учреждения культуры; патриот; воспитание подростков

Конец XX и начало XXI веков по праву можно назвать сложным, противоречивым периодом для России. Реформирование нашего государства в 90-х годах XX века привело к невиданному до сих пор разрушению смыслов во всех сферах жизни. 1 Социально-экономическая нестабильность и отсутствие уверенности в завтрашнем дне ослабили уровень

1 Жаркова Л.С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №6 (62). С. 110-114.

патриотизма среди многих граждан нашей страны. В связи с этим, в настоящее время исследование проблемы патриотизма представляет собой особый интерес для философской и педагогической науки.

Так, патриотизм, с точки зрения педагогики, представляет собой природное чувство, выраженное в любви к отечеству, родине, к своей культурной среде, которое, при этом, носит нравственное значение, например, сознание обязанностей по отношению к родине и правильное их исполнение. 2 К примеру, К.Д. Ушинский считал, собственно, что нравственную базу личности человека оформляют его ощущения государственного самосознания человека, его любви к Родине. Патриотизм, как философская категория, рассматривается как социально-политический и нравственный принцип, через который выражается преданность индивида к своей родине, народу, месту жительства.

Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, термин «патриотризм», помимо вышеназванных чувства привязанности, преданности и любви к родине, включает в себя и заботу об интересах своего государства, и уважение к родному языку, историческому прошлому, обычаям и традициям своего народа, и гордость за достижения своей родины, как культурные, так и социальные, и осознание ответственности за будущее своей страны и народа.

Время вносит собственные коррективы почти во все моменты формирования социального сознания на новом, переломном рубеже российской реальности. За годы социально-политических модификаций подросло поколение молодых людей, которые частично утратили ощущение ответственности и долга перед семьей, коллективом, социумом, Отечеством. Лишь в последние несколько лет в российском обществе стала проявляться тенденция к воспитанию патриотических чувств, в частности, среди молодежи. Основной для развития становится понимание значимости патриотического воспитания, которое, в свою очередь способствует объединению различных социальных слоев населения и проявлению социальной активности.

Молодежь — самый активный субъект социально-культурной деятельности, всегда оказывается в определенном отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но и к своим духовным потребностям, психологическим установкам, интересам, мотивам поведения, представляя неразрывную соотнесенность с обществом3.

Проблема патриотического воспитания личности индивида, а особенно молодёжи, стала необходимой государственной задачей. Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновленная Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической

2 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — 2002.

3 Жаркова А.А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №3 (65). С. 106112.

стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России. В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества4 [1, с. 350].

Вследствие этого возрастает роль культурных учреждений и организаций, актуальность глубокого изучения и подробной разработки целостной концепции и программы патриотического воспитания молодежи на базе учреждений культуры. Социально-культурная деятельность должна, по мнению А.Д. Жаркова, представлять особое направление государственной и общественной деятельности по стимулированию духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, которые, в свою очередь, формируют патриотические чувства. 5

Формирование чувства патриотизма подразумевает целенаправленное составление и последовательное становление положительных личных свойств. Основа такового личного становления представляет собой духовно-нравственный и социокультурный составляющие воспитательной работы с учениками. При данном подходе патриотизм складывается в единстве духовности, гражданственности и общественной активности личности, осознающей собственную неразрывную ассоциацию с Отечеством. Таким образом, патриотизм и духовно-нравственное воспитание тесно связаны.

Так, например, по мнению В.Н. Нилова, уроки хореографии в культурных центрах «формируют хореографическую и музыкальную культуру учащихся, как часть общей духовной культуры».6 А ведь и правда, формируя у учащихся музыкальный вкус, способности творить, стремление учиться, и формируя хореографические способности, ребенок развивается. Но в этом случае, ученики становятся не просто потребителями культурного наследия, а также носителями культуры и ее продолжателями.

Патриотическое воспитание личности подростка в центрах культуры действительно имеет огромное значение. Именно там формируется представление ребёнка о культуре, родине.

Целями патриотического воспитания в учреждениях культуры становятся социализация молодежи, формирование активной гражданской позиции и приобщение к ценностям демократического гражданского общества; а также формирование правильного представления о Родине и чувства сопричастности к судьбе своей страны.

Патриотическое воспитание в учреждениях культуры может приобретать четыре формы:

• Военно-патриотическое, задачей которого является формирование у молодежи идей служения интересам своего государства и вооруженной защите территории страны, уважения к военной истории;

4 Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349-352.

5 Жарков А.Д. Государственная культурная политика - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №2 (58). С. 146-152.

6 Нилов В.Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №1 (57). С. 194-201.

Мир Науки

• Героико-патриотическое, которое усиливает патриотическое сознание индивида путем формирования чувства уважения и почтения к военным профессиям, знаменательным историческим датам;

• Национально-патриотическое, способствующее формированию любви к своей малой Родине;

• Гражданское, при котором индивид способен правильно сформировать правовую культуру, четкую гражданскую позицию и готовность к сознательному и добровольному служению Отечеству.

Непосредственно, формирование чувств патриотизма происходит через это проведение фестивалей и культурных программ по патриотической теме.

Действенными формами патриотического воспитания подростков становятся разговоры, краткие рассказы, мемуары, просмотр фильмов, фотографий, артефактов (наград, газетных и иных заметок, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение и участие спектаклей.

Так, деятельность учреждений культуры должна строиться на четырёх основных принципах:

• системно-организованный подход, при котором все государственные и общественные структуры Российской Федерации предполагают скоординированную работу по патриотическому воспитанию молодежи;

• адресной подход в формировании чувства любви к родине, который подразумевает разно уровневую степень включенности различных факторов, среди которых особую роль играют семья, друзья, коллектив, место проживания, в воспитание патриотизма. При этом используются особые формы и методы, которые учитывают особенности каждой группы населения - возраст, социальный статус, профессии и т.д.;

• активность и наступательность. Данный принцип указывает на особую роль инициатив, которые трансформируют мировоззрение населения и оказывают влияние на ориентированные на общественные интересы ценностные установки;

• универсальность ключевых направлений воспитания патриотизма. При применении комплексного подхода становится очевидна необходимость социально-ценного опыта, как фактора, формирующего патриотические чувства;

• Учет региональных условий, подразумевающий не только формирование общестранового патриотизма, но и местного или регионального, которые, в свою очередь, характеризуются привязанностью к определенному месту или обществу.

Кроме того, особое внимание стоит уделить этнической составляющей, что из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключен большой образованный пласт - классическая цивилизация народов, уклад этнической жизни. Почтение культурного наследства собственного народа - одна из сфер проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в лояльности высочайшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, основывается на принципах органического восприятия больших патриотических мыслях, берущих собственные истоки в глубине веков и

элементах почвы государственного самосознания всякого народа. Приобщение подростков к этническому искусству ярко и образно демонстрирует эстетические и нравственные эталоны, веру в добро и верность, а изучая культуру и обычаи других народов, индивид формирует чувства единства, дружбы, равенства и братства, которые объединяют народы, культуры межнационального общения; толерантности.

Этническое творчество учит ребят видеть находящийся вокруг мира во всей его полноте и красе, обучает любить собственную Родину, блюсти родную природу, прививает нравственные и духовные ориентиры. В процессе познания индивид приобретает способность мыслить, анализировать, создавать, а также определенные художественно-культурные умения.

Проблема патриотического воспитания сложна и многоаспектна. Обобщая абстрактные представления о патриотизме и патриотическом воспитании молодежи, отметим, собственно, что современное патриотическое воспитание в культурных центрах имеет следующие особенности:

• современное патриотическое образование тесно связано с историей страны. Крайне важно сочетать новые, существующие условия формирования демократического и плюралистического миропонимания общества и исторических особенностей становления государства.

• формирование патриотизма, как одна из основных задач любой страны, приобретает новые значения при интернационализации общества, например патриотизм, обозначает не только приверженность к собственной стране, но и подразумевает формирование общечеловеческих и общегражданских качеств;

• идею патриотизма следует воспринимать и как вненациональное понятие. Вследствие усиления процессов миграции и глобализации исчезает понятие мононациональности страны. В связи с этим, сегодня понятие «патриот» выступает гарантом целостности и силы страны, показателем безопасности самой личности.

Таким образом, процесс, который мы именуем ходом депатриотизации, усилился в последние годы. Подросло поколение молодых людей, для которых само слово «патриотизм» стало синонимом понятий реакционности и консерватизма. В обществе наблюдается процесс размывания мнения настоящего патриотизма, усиливаются отрицательные веяния, сдерживающие проявление истинного патриотизма, беспристрастно сужающие сферу патриотического воспитания.

Необходимость для страны и общества в возрождении патриотизма как актуального социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на развитие русской государственности, становится очевиднее. Время формирует качественно новые задачи по теоретическому осмыслению, предстоящему развитию и конкретизации работы по формированию у подрастающих поколений высочайшей гражданственности, патриотизма, ощущения ответственности за судьбу родины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349-352.

2. Жарков А.Д. Государственная культурная политика - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №2 (58). С. 146-152.

3. Жаркова А.А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №3 (65). С. 106-112.

4. Жаркова Л.С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №6 (62). С. 110-114.

5. Нилов В.Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №1 (57). С. 194-201.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — 2002.

06Р0М№16

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Mitin Vitaliy Evgen'evich

Moscow state institute of culture, Russia, Moscow E-mail: tvcap@inbox.ru

Patriotic education of adolescent's personality as the most important activity in the cultural centers

Abstract. This article is devoted to the urgent problem of developing patriotism among the younger generation. In this article, the social and cultural activities is considered as a method of forming the patriotic feelings among youth. The author has analyzed different approaches to the definition of "patriotism" and justified the relevance of the research problems of formation of patriotism in contemporary society. In the article the main purpose of patriotic education were identified. Among them, the author identifies the system-organized approach, targeted approach in forming a sense of love of country, activity and aggressiveness. The objectives of patriotic education in cultural institutions are youth socialization, active citizenship and the introduction to the values of a democratic civil society; as well as the formation of a correct idea of the motherland and the sense of belonging to the fate of their country. In the article the features of current patriotic education of cultural centers are formulated. According to the study author, patriotic education in cultural institutions acquire four forms, among which were named military-patriotic, heroic and patriotic, national, patriotic and civil. The author concludes that the problem of patriotic education of the individual's personality, especially among young people, has become a necessary task of the state.

Keywords: patriotic education; culture; morality; cultural institutions; patriot; raising teenagers

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.