Смекалова А. А. Интеграционный подход к обучению студентов ювелирному искусству / А. А. Смекалова // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 415—425.
Smekalova, A. A. (2016). Integrative Approach to Teaching Students the Jewelry Art. Nauchnyy dialog, 12(60): 415-425. (In Russ.).
ERIHJHJ--
U L R I С H ' S
PtRKHHfAIS DIREC ICiRV
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 371.48:745/749
Интеграционный подход к обучению студентов ювелирному искусству
© Смекалова Анна Александровна (2016), младший научный сотрудник, старший преподаватель кафедры «Ювелирное и косторезное искусство», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Высшая школа народных искусств (институт)» (Санкт-Петербург, Россия), [email protected].
Рассматривается проблема применения интеграционного подхода к обучению ювелиров как условия сохранения традиций декоративно-прикладного искусства. Поднимается вопрос о необходимости формирования у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», способности к проектированию и созданию ювелирных произведений на основе интеграционного подхода. Актуальность исследования обусловлена введением новых стандартов высшего образования, где данный подход является одним из ведущих, что проявляется в заявленных результатах обучения и реализуется через межпредметные связи. В то же время отмечается, что требования к специалисту предполагают не только знание и использование современных технологий при создании произведений, но и соблюдение и сохранение традиций, накопленных в истории декоративно-прикладного искусства, что также реализуется в условиях интегрированного подхода как к процессу обучения, так и к профессиональной деятельности. Автор обращается к истории обучения декоративно-прикладному искусству в России и современной практике подготовки специалистов в сфере декоративно-прикладного искусства. Приводятся примеры применения интеграционного подхода к обучению ювелирному искусству в вузах России на основе документов и других информационных ресурсов учебных заведений. Рассматривается опыт автора в применении интегративного подхода к обучению.
Ключевые слова: компетенция; интеграционный подход; межпредметные связи; профессиональное образование; ювелирное искусство; традиционное прикладное искусство.
1. Введение
В общеобразовательной программе высшего образования по направлению 54.03.02 (бакалавриат) определены следующие общекультурные ком -
петенции (далее — ОК): способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4) [Федеральный ..., 2016], которые создают основу для формирования профессиональной компетенции. Последняя подразумевает способность выпускника-бакалавра успешно действовать на основе практического опыта, решать профессиональные задачи. При этом в профессиональные задачи художника-ювелира входит владение методами и примами, которые используются в художественно-проектной деятельности, и техническими приемами изготовления ювелирных изделий.
Для будущего профессионала в области ювелирного искусства огромное значение имеет глубокое понимание особой ценности ювелирного изделия. Ее осмысление предполагает оценку мастерства не только в техническом исполнении, но и в использовании средств художественной выразительности, наполнении художественного образа ювелирного изделия особым смыслом, а также сохранении и развитии традиции в процессе создания произведения искусства. В народном искусстве традиция предстает прежде всего в форме духовной составляющей. Традиционная культура накапливает ролевые ожидания, шаблоны, определения, ситуации, ценностные образы, которые передаются от поколения к поколению и, безусловно, оказывают влияние на развитие профессионального образования в области традиционного прикладного искусства [Дронов, 2015, с. 7].
Анализ уже созданных ювелирных изделий показывает, что в процессе их создания осуществляется интеграция ювелирного искусства с другими видами искусств, а именно: с косторезным, камнерезным видами искусства и финифтью, а также с иконописью в ювелирных окладах [Смекалова, 2013, с. 246—247].
Автор выделяет четыре вида интеграции, реализация которых возможна при создании того или иного ювелирного произведения: первый вид связан с сочетанием разных материалов (металл и органика); второй — с сочетанием композиций разных видов традиционного прикладного искусства, связанных стилистически (перенесение части композиции из одного вида искусства в другой); третий — с сочетанием техник, ставших в ряде случаев самостоятельными отдельными промыслами (эмаль, чернь, скань и т. д.); четвертый — с созданием единого произведения искусства на основе сочетания
двух или более видов искусств (ювелирного искусства и художественного кружевоплетения, лаковой миниатюрной живописи, косторезного искусства и т. д.).
2. Интегрированный подход к обучению студентов художественных институтов в ХХ—ХХ1 веках
Для подготовки специалистов высшей квалификации, связанных с искусством и технологией производства, в 1920-е годы в Москве в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) была введена имеющая особую важность дисциплина графическая пропедевтика, главной задачей которой было изучение форм, материалов, цвета, линии, фактуры, плоскости, построения композиций. Соответственно, данная дисциплина включала задания на изображение различных по фактуре материалов, передачу контрастов объема и плоскости, построение завершенной композиции из отдельных деталей и т. д. Считалось, что с помощью подобных заданий художник легко перейдет к проектированию вещей, выразительность которых основана не на красоте орнамента или роскоши отделки, а на конструкции, характере соотношения форм и материалов [Строгановская школа ..., 2005, с. 84]. Проектирование было профилирующим предметом, который предполагал обучение будущего специалиста комплексному процессу создания произведения: от формулировки проектной задачи, анализа используемых материалов, особенностей назначения вещи, ее внешнего вида и планирования стоимости к подготовке рабочих чертежей и моделей в натуральную величину и в реальном материале [Лав-реньтев, 2007, с. 157].
В 1926 году Мастерские были переименованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Отделение металлообработки, созданное в 1922 году на основе мастерских чеканки и эмали Строгановского училища, и отделение деревообработки были объединены. Обучение проектной деятельности осуществлялось про двум направлениям: обучение лицевой обработке металла (способы отделки поверхности) и конструированию металловещей [Строгановская школа ..., 2005, с. 111]. При этом в работе по созданию металловещей основной материал — металл — использовался в сочетании с другими материалами: пресс-папье, футлярами, оправами для очков, набалдашниками для зонтов, дверными ручками [Там же]. Часть заданий по созданию произведений была рассчитана на тренировку конструкторского мышления, основным подходом стало конструирование вещи, а не украшение, как ранее. Отдельная универсальная дисциплина, разработанная В. Татлиным, была направлена на
изучение эстетических свойств материалов и выразительность различных их сочетаний с учетом их свойств. Предлагались специальные композиционные упражнения. Материалы подбирались с таким расчетом, чтобы их фактурные, тактильные свойства взаимно выявляли друг друга, были бы контрастными [Там же, с. 122]. Вначале разрабатывалась графическая композиция, затем последовательно создавались чертеж, проект и макет. В процессе работы ставились задачи конструирования вещи и поиска в материале предпосылки к форме. Соединение различных техник и материалов стало одной из сформировавшихся практик обучения проектному и исполнительскому мастерству.
Современная технологическая революция в ювелирной культуре внесла новое содержание в профессиональную деятельность художника, повысила требования к уровню его технологической и культурной грамотности, качеству мышления. Однако она же обусловила смену идеологического диктата на диктат рынка, что оценивается многими исследователями и практиками как негативное следствие влияния нового технологического мышления на процесс создания ювелирных произведений.
Исторически сложившиеся условия обучения ювелирному искусству и современные требования рынка к будущему специалисту в ювелирной сфере находят пересечение в реализации интеграционного подхода в преподавании дисциплин исследуемой области искусства. В настоящее время интеграция разных видов декоративно-прикладного искусства осуществляется в процессе обучения будущих специалистов, например, в Высшей школе народных искусств, где реализуется идея интеграции косторезного искусства и искусства кружевоплетения, ювелирного искусства и иконописи в различных комбинациях и т. д.); в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна (филиал ФГБОУ ВПО Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова), где интегрируется камнерезное и ювелирное искусство. Во многих других вузах есть предпосылки к введению интеграционного подхода к обучению, что проявляется, в частности, в включении в процесс преподавания заданий на соединение различных материалов. Ниже приведены примеры осуществления интеграционно -го подхода в художественном образовании, извлеченные из программных документов и других информационных источников разных вузов (таблица).
Анализ применения интеграционного подхода к обучению в художественных вузах России, показывает, что в настоящее время при подготовке будущих художников, в том числе ювелиров, активно используются приемы, методы, ориентированные на синтез разных видов искусств. Прежде всего интеграция реализуется в использовании разных видов материалов,
Таблица
Примеры применения интеграционного подхода к обучению ювелирному искусству в вузах
Название учебного заведения Сведения, свидетельствующие о реализации интеграционного подхода к обучению (извлечены из информационных ресурсов вузов)
ФГБО ВО СПБГУ-иТД В аннотации рабочей программы дисциплины для бакалавров «Основы производственного мастерства» в результатах ее освоения представлены сформированные умения будущего специалиста: развивать понятие о синтезе искусства, логике построения органической художественной форме; комплексно подходить к решению конкретного задания, учитывая всю совокупность специальных, функционально-технических и экономических задач [Аннотация ..., 2016, с. 61]. В аннотации к программе дисциплины «Композиция в декоративно-прикладном искусстве» указаны умения: создавать композиции с применением материалов традиционного и современного прикладного искусства; выбирать материалы, используя их особенные декоративные свойства и технологические возможности для более полного раскрытия идеи произведения [Там же, с. 56].
НОУ ВПО «ИДПИГО» Начиная с первого курса студенты выполняют свои композиции в материале, а к окончанию обучения владеют необходимым количеством классических и современных техник художественной обработки металла, умея объединять металл с различными материалами (стекло, дерево, камень, керамика) [Институт ..., 2016]. Так, в 2010 году на кафедре Художественного металла все дипломные работы были выполнены с использованием нескольких видов металла, нередко в сочетании с деревом или эмалями [Мир ..., 2010, с. 80].
ФГБО ВО ГОУ ВПО МГХПА имени С. Г. Строганова Процесс формирования специалиста тесно связан с производственными мастерскими, где студенты обучаются основам изготовления изделий из металла и других материалов. Обучающиеся имеют возможность узнать и почувствовать свойства материалов во время работы над проектом и моделями [Кафедра ., 2016]. Выполнение учебной программы по проектированию и изготовлению ювелирных изделий из материала в МГХПА им. С. Г. Строганова начинается с несложных и небольших по объему предметов. Постепенно сложность заданий и их объем увеличивается, при этом студенты начинают решать комплексные задачи [Там же].
Продолжение таблицы
Название учебного заведения Сведения, свидетельствующие о реализации интеграционного подхода к обучению (извлечены из информационных ресурсов вузов)
ФГБО ВО СПГХПА имени А. Л. Штиглица На кафедре «Художественная обработка металла» факультета «Монументально-декоративное искусство» студентам предлагается задание на совмещение материалов: металла и керамики, металла и стекла, металла и дерева [О методике ..., 2016]. Факультет «Монументально-декоративное искусство» готовит художников декоративно-прикладного искусства по металлу, цель обучения которых — воспитать высокообразованных специалистов, всесторонне владеющих синтезом искусств, способных одинаково профессионально работать в области монументально-декоративного искусства, архитектуры и дизайна [Деканат 2016]. Дальнейшей образование может быть продолжено в аспирантуре, где проводятся научно-творческие исследования в узкой области специализации и изучаются вопросы гармонии и синтеза теории и практики в различных видах искусства [Там же].
например, металла с другими материалами. Кроме того, в Высшей школе народных искусств в процессе обучения студентов практикуется соединение разных видов традиционно-прикладного искусства. В Уральском колледже прикладного искусства и дизайна существуют специальности «Ху -дожественный металл» и «Художественная резьба по камню», где в рамках преподавания также предлагаются работы по интеграции этих направлений декоративно-прикладного искусства.
3. Влияние интеграционного подхода к обучению на формирование профессиональных компетенций
Интеграционный подход к обучению ювелиров способствует формированию компетенций будущего специалиста, в частности,
в художественной деятельности способности:
— создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьер-ного значения и воплощать их в материале (ПК-2);
— собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (ПК-3);
в проектной деятельности способности: — определять цели, отбирать содержание, организовывать проектную работу, синтезировать набор возможных решений задачи или подходы к выполнению проекта, разрабатывать проектные идеи, основанные на творческом подходе к поставленным задачам, создавать комплексные функциональные и композиционные решения (ПК-4) [Федеральный ..., 2016].
Кроме того, интеграция традиционных прикладных видов искусства основывается на коллективности творчества: совместная работа студентов и преподавателей разных специальностей предполагает объединение усилий с целью улучшения опыта работы. Как следствие, интеграционный подход к образованию развивает умение работать в коллективе, правильно ставить профессиональные задачи и принимать меры по их решению, умение вести профессиональные переговоры (ПК-5) [Там же].
Безусловно, интеграционный подход к обучению предполагает разработку тем, в рамках которых формируются представленные выше компетенции, например, уже в самом названии заложена идея интеграции разных видов искусства в темах: «Разработка гарнитура на основе соединения ювелирного искусства с другими видами традиционного прикладного искусства (по выбору)» и «Изготовление гарнитура на основе соединения ювелирного искусства с другими видами традиционного прикладного искусства (по выбору)», которые можно ввести в содержание программы профессионального образования по дисциплинам «Проектирование» и «Основы производственного мастерства».
Таким образом, очевидно, что имеется зависимость между интеграцией традиционных прикладных видов искусств, содержанием профессионального образования и компетенциями, формируемыми в процессе обучения ювелиров.
4. Формирование способности студента к интеграции прикладных видов искусств в процессе обучения
Способность к интеграции прикладных видов искусств предполагает изучение этих видов искусств на более глубоком уровне и, как следствие, нахождение связей между разными направлениями в искусстве для их использования в процессе создания сложного художественного произведения искусства. Опыт показывает значимость изучения наследия и развития традиционных прикладных видов искусства, основ композиции, практического проектирования и основ производственного мастерства для формирования способности к интеграции традиционных прикладных видов искусства, опирающейся на понимание взаимосвязи между материальной
и духовной культурой своего народа. Кроме того, будущему специалисту необходимо знание истории и теории декоративно-прикладного искусства; физических свойств разных видов материалов, характерных для традиционных прикладных видов искусства; сходств и различий между разными видами искусства, интегрируемых в процессе создания произведения; технологических возможностей разных видов традиционных искусств с целью их соединения в единое художественное изделие; выразительных средств для создания композиции.
Формирование способности студента к применению интеграционного подхода возможно в несколько этапов:
Первый этап предполагает освоение последовательности проектирования изделия на основе интеграционного подхода; формирование представлений о возможностях интеграции разных видов искусств; осознание исторических предпосылок развития интеграционных видов деятельности в декоративно-прикладном искусстве.
Второй этап предполагает развитие профессионального видения возможности интеграционных связей ювелирного искусства с другими традиционными видами декоративно-прикладного искусства. На этом этапе у студента формируется способность использовать возможности ювелирного и других видов искусства; он учится оценивать произведения разных традиционных видов прикладного искусства с точки зрения возможности создания единого интегрированного художественного произведения; студент учится выявлять общее и различное при анализе произведений разных видов искусств; он учится анализировать образцы художественных интегрированных произведений.
Третий этап предполагает развитие умений студента проектировать и создавать изделия на основе интеграционного подхода с последовательной реализацией разных этапов проектной деятельности и осознанием потенциальной материальной и духовной ценности создаваемой вещи.
Четвертый этап предполагает приобретение опыта по созданию целостного интегрированного художественного произведения искусства.
5. Выводы
Способность студента к интеграции традиционных видов декоративно-прикладного искусства создает основу для получения профессиональных навыков создания сложных художественных интегрированных произведений искусства. Для этого обучающемуся необходимо получить опыт проектирования таких изделий, который накапливается в результате практики решения конкретных задач в нестандартных «проблемных ситу-
ациях», создаваемых, в том числе, в процессе реализации межпредметных связей [Махмутов, 1975, с. 176]. Включение межпредметных связей в процесс обучения студентов предполагает сотворчество преподавателей и обучающихся, поскольку интеграция и взаимодействие искусств немыслимы без создания творческой среды общения в коллективе [Савенкова, 2011, с. 4—8]. Профессия художника-ювелира требует от будущего специалиста интеллектуальных затрат; творческого подхода; умения работать в коллективе над созданием проектов; овладения способностью к образному представлению предмета; высокого уровня ответственности и понимания сущности декоративно-прикладного искусства.
Источники и принятые сокращения
1. Аннотация рабочей дисциплины «Академическая живопись» [Электронный ресурс] // Сайт ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна». — Режим доступа : http://sutd.ru/upload/iblock/ eb9Z072500.62_an.pdf.
2. Деканат факультета «Монументальное искусство» [Электронный ресурс] // Сайт ФГБОУ ВПО СПГХПА им. А. Л. Штиглица. — Режим доступа : ghpa.ru/fakultety/iskusstva-i-gumanitarnye-nauki.
3. Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://idpi-spb.ru/2010/04/кафедра-худо-жественного-металла/.
4. Кафедра «Художественный металл» [Электронный ресурс] // Сайт ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова». — Режим доступа : http://mghpu.ru/education/chears/mdidpi/ metalhandling#о-кафедре.
5. Мир в женских руках [Электронный ресурс] // Мир металла. — Режим доступа : http://idpi-spb.ru/wp-content/uploads/2010/04/Металл-004.jpg.
6. О методике курса обучения на кафедре художественной обработки металла [Электронный ресурс] // Сайт ФГБОУ ВПО СПГХПА им. А. Л. Штиглица. — Режим доступа: http://www.ghpa.ru/component/content/article/8-novosti/38-о-методике-курса-обучения-на-кафедре-художественной-обработки-металла.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (уровень бакалавриата); утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 8. — Режим доступа : http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71225254/#ixzz4TlvGbHaQ.
Литература
1. Дронов Д. С. Социокультурный подход к развитию профессионального образования в области традиционного ювелирного искусства / Д. С. Дронов. — Санкт-Петербург : [б. и.], 2015. — 160 с.
2. Лаврентьев А. Н. История дизайна / А. Н. Лаврентьев. — Москва : Гардари-ки, 2007. — 303 с.
3. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. — Москва : Педагогика, 1975. — 368 с.
4. Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры : Интеграция в педагогике искусства. — Москва : МАГМУ-РАНХиГС, 2011. — 156 с.
5. Смекалова А. А. Интеграция различных видов искусств в подготовке ювелиров-бакалавров / А. А. Смекалова // Научное мнение. — 2013. — № 8. — С. 245—251.
6. Строгановская школа композиции / под ред. О. Л. Голубевой. — Москва : МГХПУ, 2005. — 351 с., ил.
Integrative Approach to Teaching Students the Jewelry Art
© Smekalova Anna Aleksandrovna (2016), junior research scientist, senior lecturer, Department "Jewelry and Bone-Carving Art", Higher School of Folk Arts (Institute) (Saint Petersburg, Russia), [email protected].
The problem of taking the integrative approach to teaching jewelers as the condition of preservation of decorative art traditions is considered. The question is raised about the necessity of formation the ability to design and create the jewelry pieces based on the integration approach in undergraduate students taught in field of study 54.03.02 "Decorative applied art and folk crafts." The research urgency is caused by the implementation of new standards of higher education where this approach is one of the leading, that is evident in the stated learning outcomes and implements through interdisciplinary relations. At the same time, it is noted that the requirements to specialist imply not only knowledge and use of modern technologies in the creation of works, but also maintaining and preserving the traditions accumulated in the history of decorative art that is also realized in an integrated approach to the learning process and professional activity. The author refers to the history of teaching the decorative art in Russia and contemporary practice of training the specialists in the field of decorative-applied art. Examples of taking the integration approach to teaching the art of jewelry making in Russian higher education institutions are given on the basis of documents and other information resources of educational institutions. The author's experience in applying an integrative approach to learning is considered.
Key words: competence; integrative approach; interdisciplinary relations; professional education; jewelry art; traditional arts and crafts.
Material resources
Annotatsiya rabochey distsipliny «Akademicheskaya zhivopis'». In: Sayt GOU VPO «Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet tekhnologii i dizayna». Available at: http://sutd.ru/upload/iblock/eb9/072500.62_an.pdf. (In Russ.). Dekanat fakulteta «Monumentalnoye iskusstvo». In: Sayt FGBOU VPO SPGKhPA im. A. L. Shtiglitsa. Available at: http://www.ghpa.ru/fakultety/iskusstva-i-gumanitarnye-nauki. (In Russ.).
Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02. «Dekorativno-prikladnoye iskusstvo i narodnyye promysly» (uroven' bakalavriata); utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. № 8. Available at: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540302.pdf. (In Russ.).
Institut dizayna, prikladnogo iskusstva i gumanitarnogo obrazovaniya. Available at: http://idpi-spb.ru/2010/04/kafedra-khudozhestvennogo-metalla/. (In Russ.).
Kafedra «Khudozhestvennyy metall». In: Sayt FGBOU VO «Moskovskaya gosudarstven-naya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya im. S. G. Stroganova». Available at: http://mghpu.ru/education/chears/mdidpi/metalhandling#o-kafedre. (In Russ.).
Mir v zhenskikh rukakh. In: Mir metalla. Available at: http://idpi-spb.ru/wp-content/up-loads/2010/04/Metall-004.jpg. (In Russ.).
O metodike kursa obucheniya na kafedre khudozhestvennoy obrabotki metalla. In: Sayt FGBOU VPO SPGKhPA im. A. L. Shtiglitsa. Available at: http://www.ghpa. ru/component/content/article/8-novosti/38-o-metodike-kursa-obucheniya-na-kafedre-khudozhestvennoy-obrabotki-metalla. (In Russ.).
References
Dronov, D. S. 2015. Sotsiokulturnyy podkhod k razvitiyu professionalnogo obrazovaniya v oblasti traditsionnogo yuvelirnogo iskusstva. Sankt-Peterburg: [b. i.]. (In Russ.).
Golubeva, O. L. (ed.) 2005. Stroganovskaya shkola kompozitsii. Moskva: MGKhPU. (In Russ.).
Lavrentyev, A. N. 2007. Istoriya dizayna. Moskva: Gardariki. (In Russ.).
Makhmutov, M. I. 1975. Problemnoye obucheniye. Osnovnyye voprosy teorii. Moskva: Pedagogika. (In Russ.).
Savenkova, L. G. 2011. Vospitaniye cheloveka v prostranstve mira i kultury: Integratsiya vpedagogike iskusstva. Moskva: MAGMU-RANKhiGS. (In Russ.).
Smekalova, A. A. 2013. Integratsiya razlichnykh vidov iskusstv v podgotovke yuvelirov-bakalavrov. Nauchnoye mneniye, 8: 245—251. (In Russ.).