Научная статья на тему 'Основные факторы обучения бакалавров дизайна цифровому иллюстрированию'

Основные факторы обучения бакалавров дизайна цифровому иллюстрированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / интеграция профессиональных и специальных знаний / межпредметные связи / графический дизайн / цифровое иллюстрирование / цифровые технологии / дизайн-проектирование / teaching methods / integration of professional and specialized knowledge / interdisciplinary communications / graphic design / digital illustration / digital technologies / design engineering

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Тамулевич Светлана Викторовна, Карикаш Валентина Ивановна

В статье представлен опыт подготовки бакалавров дизайна, направления графический дизайн в Тихоокеанском государственном университете. Описаны основные факторы и условия необходимые для становления компетентного специалиста в области коммерческой и творческой цифровой иллюстрации. В содержании статьи освещена специфика обучения цифровому иллюстрированию, анализируется роль и значение изобразительной грамотности в освоении цифрового иллюстрирования. Цифровая иллюстрация рассматривается авторами как элемент интеграции и инструмент реализации творческих и проектных задач дисциплин профессионального цикла. Основными факторами успешного становления специалиста в области цифрового иллюстрирования авторы считают привлечение в учебный процесс практикующих профессионалов-дизайнеров, знающих современные запросы потребителей дизайнерских услуг, а также межпредметную интеграцию. При этом всевозможные варианты и способы иллюстрирования с применением традиционных способов рисования, освоенные бакалавром в учебном процессе, являются основой формирования у него профессиональных компетенций. А непосредственное участие студента в открытых просмотрах проектов, выставках и конкурсах активизирует его интерес к самосовершенствованию в области цифрового иллюстрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Тамулевич Светлана Викторовна, Карикаш Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FACTORS OF DESIGN BACHELOR TRAINING IN DIGITAL ILLUSTRATION

The article describes the experience of design bachelor training, in the field of Graphic Design at Pacific State University. It describes the main required factors and conditions for developing a competent specialist in commercial and creative digital illustration. The content of the article highlights the digital illustration teaching specifics, analyzes the role and importance of drawing literacy in studying digital illustration. The authors present the digital illustration as an element of integration and as a tool for implementing the creative and design tasks in the professional cycle disciplines. The authors believe that involving in educational process the practicing professional designers who know the current design service demands of consumers, as well as the interdisciplinary integration, are the main factors in successful development of a specialist in the digital illustration field. At the same time, all kinds of illustration methods and options, using traditional drawing techniques, mastered by a student in educational process, are the basis for forming the bachelor’s professional competencies. And the direct participation in open project reviews, exhibitions and contests activates student’s interest for self-improvement in the field of digital illustration.

Текст научной работы на тему «Основные факторы обучения бакалавров дизайна цифровому иллюстрированию»

Основные факторы обучения бакалавров дизайна цифровому иллюстрированию

Павленкович Ольга Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета искусств, рекламы и дизайна, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: [email protected]

Тамулевич Светлана Викторовна,

старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]

Карикаш Валентина Ивановна,

старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье представлен опыт подготовки бакалавров дизайна, направления графический дизайн в Тихоокеанском государственном университете. Описаны основные факторы и условия необходимые для становления компетентного специалиста в области коммерческой и творческой цифровой иллюстрации. В содержании статьи освещена специфика обучения цифровому иллюстрированию, анализируется роль и значение изобразительной грамотности в освоении цифрового иллюстрирования. Цифровая иллюстрация рассматривается авторами как элемент интеграции и инструмент реализации творческих и проектных задач дисциплин профессионального цикла. Основными факторами успешного становления специалиста в области цифрового иллюстрирования авторы считают привлечение в учебный процесс практикующих профессионалов-дизайнеров, знающих современные запросы потребителей дизайнерских услуг, а также межпредметную интеграцию. При этом всевозможные варианты и способы иллюстрирования с применением традиционных способов рисования, освоенные бакалавром в учебном процессе, являются основой формирования у него профессиональных компетенций. А непосредственное участие студента в открытых просмотрах проектов, выставках и конкурсах активизирует его интерес к самосовершенствованию в области цифрового иллюстрирования.

Ключевые слова: методика преподавания, интеграция профессиональных и специальных знаний, межпредметные связи, графический дизайн, цифровое иллюстрирование, цифровые технологии, дизайн-проектирование.

Стабильная потребность рынка труда в специалистах, владеющих современными цифровыми технологиями, динамика развития науки, техники и технологий, повышение спроса на высокопрофессиональные, дизайнерские услуги и креативные идеи - основные факторы, обуславливающие содержание и качество профессиональной подготовки бакалавров дизайнеров. Оперативно на потребности рынка труда реагируют коммерческие образовательные структуры, предлагая разнообразные курсы подготовки дизайнеров. Основной минус таких курсов - в силу временных рамок реализации, невозможность обрести углубленные знания в сочетании с практическим их применением. При этом спрос на «конкурентоспособного специалиста, который обладает образным мышлением, высокими эстетическими свойствами, творчески подходит к решению различных задач и требований потребителей» [5] сопровождается необходимостью владения конкретными техниками и технологиями дизайна.

Владение цифровыми изобразительными техниками и технологиями рассматривается авторами статьи как специальная компетенция дизайнера, преимущественно формируемая в ходе реализации художественно-проектной деятельности, которая в условиях высокой конкуренции, выступает ведущим показателем его профессионализма.

Исследованию путей формирования профессиональной компетентности дизайнеров посвящены работы О.П. Андреевой, Е.И. Корзиновой, С.М. Михайлова, О.П. Савельевой, Д.А. Хворо-стова. Качества и способности, необходимые дизайнеру для успешной самореализации в профессии исследовали в своих трудах: И.В. Афанасьева, И.М. Верткин, В.П. Зинченко, И.С. Каримова, А.И. Кулешова, В.Ф. Колейчук, В.Т. Кудрявцев, М.Д. Полтавская, Н.А. Федорова, Ю.А. Фильчако-ва, М.С. Чвала и др.

Теоретические и эмпирические исследования, а также многолетний опыт в области профессиональной подготовки дизайнеров позволили авторам статьи выявить основные ЗУН, необходимые дизайнеру для успешной деятельности в области 2D-цифрового иллюстрирования:

• цифровая и изобразительная грамотность;

• владение различными графическими техниками;

• владение основами компьютерной графики -графическими растровыми, векторными редакторами;

• знание стилей и направлений искусства;

• умение рисовать на графическом планшете;

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

• умение создавать цифровую иллюстрацию в формате самостоятельного готового продукта, а также как элемента дизайна грамотно, сочетающегося с другими элементами проекта;

• навыками представления информации в художественных образах;

• развитая фантазия и умение применять изобразительные метафоры и аналогии, гиперболы и обобщения, придумывать изобразительные истории («сторителлинг») др.

При этом наиболее востребованным способом воплощения коммерческой и творческой идеи в дизайн-продукт является цифровая иллюстрация.

Иллюстрация (от лат. И^гайо - прояснять) по сути своей есть визуализация текста/информации, раскрывающая и интерпретирующая идею автора и формирующая образ повествования. Цифровая иллюстрация относится к категории цифрового изобразительного искусства (ЦИЗО) [2], создающегося посредством применения цифровых (компьютерных) технологий [6].

В сравнении с классическими видами изображения, рисования с помощью цифровых устройств относительно молодой и стремительно развивающийся вид изобразительной техники. Первый графический планшет создан Томасом Даймондсом в 1957 г. [7]. На начальном этапе развития, в силу технологической сложности процесса, обучением цифровому рисованию занимались математики. С развитием техники и технологий, данный способ реализации творческих и коммерческих идей стал более доступен. Современные цифровые иллюстраторы - это дизайнеры-художники, для которых компьютер/графический планшет стал основным инструментом воплощения профессиональных приемов и техник рисования.

Определяя образовательные задачи подготовки специалиста в области графического дизайна Н.М. Шабалина в своем исследовании [5] указывает на необходимость формирования профессиональных компетенций, «владение которыми в полной мере могут обеспечить педагогические кадры и специалисты-практики, приглашенные в высшую школу». Одним из факторов активизации процесса подготовки бакалавров-дизайнеров авторы статьи считают качественный подбор педагогических кадров, в частности привлечение в образовательный процесс практикующих профессионалов-дизайнеров, имеющих практический опыт цифрового иллюстрирования, владеющих оригинальными приемами и графическими техниками, обладающих выраженным авторским подходом к созданию художественного образа. Практикующий дизайнер, компетентный специалист, эффективно решающий сложные и многоплановые профессиональные задачи, непосредственно контактиру-5 ющий с заказчиком, знающий современные за-5 просы потребителей дизайнерских услуг. Прак-^ тикующий дизайнер, привлеченный в качестве ° преподавателя-предметника в процесс професси-ав ональной подготовки бакалавра-дизайнера спосо-

бен обеспечить связь теории и практики, способствовать становлению специалиста, отвечающего современным требованиям и запросам работодателя.

Важным условием активизации процесса освоения техник и технологий цифрового иллюстрирования в процессе подготовки бакалавров дизайна является интеграция межпредметных: профессиональных и специальных знаний и умений, обеспечивающих единство и многообразие воплощений цифрового технологического и художественно-выразительного компонентов. Технологический компонент цифрового иллюстрирования формируется на основе знаний компьютерной графики и информатики; художественно-выразительный -в ходе освоения гуманитарного блока дисциплин включающего в себя: рисунок, живопись, композицию, цветоведение и колористику, стилизацию, скульптуру, историю искусства и дизайна и другие области знания.

Традиционные техники рисования востребованы на различных этапах создания цифровой иллюстрации и выступают одним из средств проектирования [1] и реализации проектных идей дизайнера. Ниже, по степени сложности, приведены варианты выполнения иллюстрации с применением традиционных и цифровых способов рисования:

• оцифровка готовой работы и ее дальнейшая доработка путем повышения яркости, контрастности, цветокоррекции, чистки фона, кадрирования, трансформации и стилизации с применением программных фильтров;

• создание цифровой иллюстрации на основе контурного рисунка, выполненного с применением традиционных техник и инструментов рисования (лайнером, фломастером, карандашом и др.) на бумаге с дальнейшим раскрашиванием в цифровом редакторе;

• создание цифрового наброска на графическом планшете с дальнейшей его обработкой в редакторе до готового продукта;

• цифровая живопись, цифровая графика непосредственно выполненные в редакторе без подготовительного рисунка на графическом планшете.

При рисовании на планшете используются традиционные приемы выполнения рисунка и живописи, а именно нанесения штрихов, мазков, пятен, линий и т.д. Моторика кисти руки при рисовании на планшете идентична рисованию на бумаге или холсте, но несколько скована ввиду размера планшета и его горизонтального положения. Художник рисует и видит результат непосредственно на поверхности рисования, цифровой иллюстратор рисует на планшете, а результат видит на экране. Хотя рисование на планшете и его отражение на экране синхронизированы, студенту требуется время для освоения опосредованного рисования. На современных графических планшетах/экранах рисунок непосредственно выполняется на экране, что еще более сближает традиционные и цифровые техники рисования.

Изначально студенту, владеющему традиционными техниками рисования гораздо легче освоить цифровую технологию изображения. Поэтому так важны художественный опыт, владение различными традиционными приемами, техниками и технологиями создания изображений, знания художественных стилей и направлений в искусстве и др. базовых компетенций, обуславливающих успешное профессиональное становление дизайнера, специалиста в области цифровой иллюстрации.

Цифровые инструменты, этапы и способы рисования на графическом планшете осваиваются студентами в рамках модуля «Основы производственного мастерства», разделе «Техники и технологии цифрового иллюстрирования». Содержание модуля обусловлено традиционным делением компьютерной графики на растровое и векторное иллюстрирование [3]. При разработке проектных заданий и задач модуля преподаватель руководствуется уровнем освоения студентами определенных инструментов и техник иллюстрирования, в качестве учебных проектов включающих цифровую иллюстрацию предлагает объекты мелкой полиграфии: открытки, листовки, листы календаря и т.д.

Для активизации освоения цифрового иллюстрирования и успешного формирования специальных компетенций в учебном процессе применяется метод проектов и интеграция цифровых иллюстративных техник, в их техническом и технологическом разнообразии, в дисциплины профессионального цикла, в частности: в модуль «Проектирование», учебные и производственные практики, курсовые и дипломные проекты. При этом курсовые и дипломные проекты студенты реализуют в формате стартапов. В стартапах цифровая иллюстрация выступает способом проектирования востребованным организациями/заказчиками дизайн-продуктов (плакатов, календарей, фирменного стиля, геральдики, рекламной полиграфии, периодических изданий и др.), выполненных под непосредственным руководством научного руководителя/преподавателя. По сути своей процесс проектирования является проблемным методом обретения профессионального опыта, при котором студент самостоятельно, следуя поставленной задаче, выбирает способы реализации проекта, планирует его этапы, выстраивает свою деятельность по цепочке технологий: от элемента композиции проекта до дизайн-продукта.

В целях формирования у студентов потребности к освоению различных техник и технологий цифрового иллюстрирования, совершенствования профессиональных умений проводятся открытые просмотры авторских проектов, дизайн-проекты, выполненные студентами экспонируются на выставках и конкурсах различных уровней.

В завершении отметим, что на современном этапе развития общества возросла потребность в специалистах, владеющих современными цифровыми технологиями, что повышает требования к профессиональной подготовке дизайнера, циф-

рового иллюстратора, обладающего специальными компетенциями, необходимыми для успешного решения профессиональных задач и функций специалиста.

Основными факторам успешного становления специалиста в области цифрового иллюстрирования авторы статьи считают:

- привлечение в учебный процесс практикующих профессионалов-дизайнеров, имеющих практический опыт цифрового иллюстрирования, владеющих оригинальными приемами и графическими техниками, непосредственно контактирующих с заказчиком, знающих современные запросы потребителей дизайнерских услуг;

- интеграцию межпредметных: профессиональных и специальных знаний и умений в дисциплины профессионального цикла, практики, курсовые и дипломные проекты;

- освоение в процессе проектной деятельности всевозможных вариантов и способов иллюстрирования с применением традиционных и цифровых способов рисования;

- активизацию потребности студента к освоению различных техник и технологий цифрового иллюстрирования путем проведения открытых просмотров проектов, представление проектов на различных выставках и конкурсах.

Литература

1. Горелов, М.В. Рисунок как инструмент проектного мышления: на примере МХПУ им. Строганова: дис... канд. искусствоведения. - М., 2006.

2. Ерохин, С.В. Цифровые направления в современном изобразительном искусстве // Вестн. Тамб. ун-та. - Тамбов, 2009. Вып. 2(70), -С. 85-90.

3. Тамулевич, С.В. Освоение техник и технологий растрового иллюстрирования бакалаврами графического дизайна // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике: сб. науч. тр. / под ред. В.А. Шишкиной, О.Б. Павленко-вич. - Хабаровск: ТОГУ, 2020. - Вып. 3. - 160.

4. Чвала, М.С. Формирование конкурентоспособности будущих бакалавров в области графического дизайна: дис. канд. педагог. наук 13.00.08 - Теория и методика профессионального обучения. ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им.В.И. Вернадского»,

2019.

5. Шабалина, Н.М. Современные образовательные задачи в подготовке специалиста в области графического дизайна // Вестник ЧГПУ,

2020. - № 4 (157). - С. 209-222.

6. Яковлева, Н.А. Сотворческое восприятие произведения искусства // Анализ и интерпретация произведения искусства / под ред. Н.А. Яковлевой. - М., 2005.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

7. Tyler, C.W. Artist and Computer [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www. atariarchives.org/artist/sec26.php (дата обращения 10.01.2021).

KEY FACTORS OF DESIGN BACHELOR TRAINING IN DIGITAL ILLUSTRATION

Pavlenkovich O.B., Tamulevich S.V., Karikash V.I.

Pacific State University

The article describes the experience of design bachelor training, in the field of Graphic Design at Pacific State University. It describes the main required factors and conditions for developing a competent specialist in commercial and creative digital illustration. The content of the article highlights the digital illustration teaching specifics, analyzes the role and importance of drawing literacy in studying digital illustration. The authors present the digital illustration as an element of integration and as a tool for implementing the creative and design tasks in the professional cycle disciplines. The authors believe that involving in educational process the practicing professional designers who know the current design service demands of consumers, as well as the interdisciplinary integration, are the main factors in successful development of a specialist in the digital illustration field. At the same time, all kinds of illustration methods and options, using traditional drawing techniques, mastered by a student in educational process, are the basis for forming the bachelor's professional competencies. And the direct participation in open project reviews, exhibitions and contests activates student's interest for self-improvement in the field of digital illustration.

Keywords: teaching methods, integration of professional and specialized knowledge, interdisciplinary communications, graphic design, digital illustration, digital technologies, design engineering.

References

1. Gorelov, M.V. Drawing as a tool for design thinking: on the example of M.H. Stroganov: dis ... cand. art history. - M., 2006.

2. Erokhin S.V. Digital trends in contemporary fine arts // Vestn. Tamb. un-that. - Tambov, 2009. Issue 2 (70), pp. 85-90.

3. Tamulevich, S.V. Mastering techniques and technologies of raster illustration by bachelors of graphic design // Actual problems and prospects for the development of art-pedagogical and professional-art education in domestic and foreign theory and practice: collection of articles. scientific. tr. / ed. V.A. Shishkina, O.B. Pavlenkovich. - Khabarovsk: PNU, 2020. - Issue. 3. - 160.

4. Chvala, M.S. Formation of the competitiveness of future bachelors in the field of graphic design: dis . cand. teacher. Sciences 13.00.08 - Theory and methodology of vocational training. FSAU VO "Crimean Federal University named after V.I. Ver-nadsky «, 2019.

5. Shabalina, N.M. Modern educational tasks in the training of a specialist in the field of graphic design // Vestnik ChSPU, 2020. - № 4 (157). pp.209-222.

6. Yakovleva, N.A. Co-creative perception of a work of art // Analysis and interpretation of a work of art / ed. ON. Yakovleva. - M., 2005.

7. Tyler, C.W. Artist and Computer [Electronic resource]. Access mode http://www.atariarchives.org/artist/sec26.php (date of access 10.01.2021).

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.