Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоторкулова Келимат Ахьяевна

В данной статье рассматриваются методы формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Переход ребенка от дошкольного образа жизни к школьному - сложная проблема. Тема актуальна. Она широко изучается в отечественной и зарубежной педагогике. Также подобные исследования мы можем увидеть и в психологии. Переход ребенка от дошкольного образа жизни к школьному всегда являлся сложной проблемой. Этот вопрос изучался широко и продолжает изучаться в отечественной и зарубежной педагогике. Основная цель этой статьи - предоставить соответствующую информацию через обзор литературы по методам формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR FORMING ELEMENTS OF LEARNING ACTIVITY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

This article discusses the methods for the formation of elements of educational activity in older preschoolers. The transition of a child from a preschool lifestyle to a school one is a complex problem. The topic is relevant. It is widely studied in domestic and foreign pedagogy. We can also see these studies in psychology. The transition of a child from a pre-school lifestyle to a school one has always been and is a difficult problem. It has been widely studied and continues to be studied in domestic and foreign pedagogy. The main purpose of this article is to provide relevant information through a review of the literature on the methods of forming elements of learning activities in older preschoolers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

6. Тоторкулова, К.А. Современные педагогические технологии междисциплинарной интеграции в педагогическом вузе. / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы 15-ой международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 259

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Тоторкулова Келимат Ахьяевна

Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Переход ребенка от дошкольного образа жизни к школьному - сложная проблема. Тема актуальна. Она широко изучается в отечественной и зарубежной педагогике. Также подобные исследования мы можем увидеть и в психологии. Переход ребенка от дошкольного образа жизни к школьному всегда являлся сложной проблемой. Этот вопрос изучался широко и продолжает изучаться в отечественной и зарубежной педагогике. Основная цель этой статьи -предоставить соответствующую информацию через обзор литературы по методам формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников.

Ключевые слова: учебная деятельность, образовательный стандарт, дошкольное образование, стратегия, тактика.

Annotation. This article discusses the methods for the formation of elements of educational activity in older preschoolers. The transition of a child from a preschool lifestyle to a school one is a complex problem. The topic is relevant. It is widely studied in domestic and foreign pedagogy. We can also see these studies in psychology. The transition of a child from a pre-school lifestyle to a school one has always been and is a difficult problem. It has been widely studied and continues to be studied in domestic and foreign pedagogy. The main purpose of this article is to provide relevant information through a review of the literature on the methods of forming elements of learning activities in older preschoolers.

Key words: educational activity, educational standard, preschool education, strategy, tactics.

Введение. Принимая во внимание, что в последнее время наблюдается большой интерес к методам формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников, основная цель этой статьи состоит в том, чтобы предложить способы использования всевозможных методов развития учебной работы у старших дошкольников. Практическая значимость темы заключается в том, что данные исследования помогают учащимся улучшить свою речь. Этого можно достичь с помощью конкретных занятий на основе способов формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников [1].

Целью исследования является также предоставление надлежащей информации для работы над данной темой.

Задачи:

а) показать роль использования методов формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников;

б) описать методические рекомендации по использованию методов формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников [2].

Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, предписывает педагогу дошкольного образования завершать дошкольное образование с соблюдением требований по осуществлению Программы.

У старших дошкольников есть все предпосылки для развития элементов учебной работы. Их мы можем заметить и в психологии. Было проведено много исследований. Большую лепту внесли в формирование проблемы развития элементов учебной деятельности у дошкольников многие исследователи. В подробности разнообразные стороны этой проблемы проанализированы в работах Н.Н. Позднякова, В.В. Редкина [3].

Бесчисленные исследования специалистов по психологии, а также педагогов, бесспорно, обнаружили, что наличие знаний никак не определяет успешность учебы. Существенно, чтобы ребенок умел независимо добывать данные знания и удачно использовать их на практике. На этом основании важнейшей целью подготовки к школе является формирование у дошкольника определенных качеств: любопытство, активность, независимость. Они нужны для дальнейшей учебной деятельности [4].

В образовательной деятельности ребята должны овладеть определенными навыками и умениями. Немаловажным

элементом является большая жажда учиться. Для осуществления поставленной задачи, требуется раскрыть элементы

учебной деятельности, какие нужно формировать у старших дошкольников.

Выявляется также недостаточная заинтересованность для усвоения детьми старшего дошкольного возраста нужными

умениями и навыками. Они после дошкольного учреждения будут необходимы для успешного изучения ими

образовательных программ начального всеобщего образования [5].

К элементам учебной деятельности относятся:

- выработанное познавательное внимание; умение анализировать, сопоставлять, рассматривать детально, делать самые элементарные выводы и заключения;

- умение слушать, соблюдать шаблон;

- следование правилам и указаниям;

- нахождение методов решения практических и познавательных задач;

- контролирование выполнения своих действий (самоконтроль)» [6].

Для детей дошкольного возраста учеба не является главной.

В это время надо работать над формированием элементов учебной деятельности. Терминологически «учебная деятельность» означает усвоение системных абстрактных сведений и коллективных методов решения определённых задач. Под элементами учебной деятельности подразумевается понятие - обусловленный уровень индивидуального и интеллектуального развития дошкольника для того, чтобы быть готовым к учебе в школе [7].

Ученые аргументировали, что показанная степень развития ребят во многом определяет величину готовности их к учёбе в школе и особенности течения адаптационного периода.

До школы у дошкольников вырабатываются такие элементы учебной деятельности как:

- умение установить цель и знать способ ее реализации (постановочная цель);

- научиться планировать будущие мероприятия;

- суметь реализовать воздействия в соответствии с разработанным вариантом;

- проверить себя, сопоставляя приобретенный результат со стандартом, эталоном;

- выработать самооценку [8].

Л.С. Выготский делал акцент на том, что человек формируется через обучение. Но значительный момент, который учителя часто игнорируют, содержится в том, что не каждая деятельность формируется. Она выказывается предпосылкой для индивидуального воспитания. Формальность и принудительность выполнения ребятами работы, к сожалению, не обогащает ее [9].

Рассматривая варианты по проблеме формирования компонентов тренировочной работы, нужно выделить следующее:

- чтобы развивать любую деятельность - самое главное, в первую очередь, нужно развивать процессуальное формирование личности - это вопрос воспитания личности как субъекта данной деятельности.

Бесспорно, что убеждения личности в учебной деятельности не могут формироваться сразу с поступлением ребенка в школу. Сформируются они в течение существования человека [10].

Задолго до школы, вместе с определенными видами дошкольной деятельности, обнаруживаются важные стороны развития личности. Они в свою очередь лягут в основу такой сложной характеристики личности, как принципы в учебной деятельности. В отечественной психологии основательное изучение вопроса готовности к школе, уходящее корнями в творчество Л.С. Выготского, отражено в произведениях Л.И. Божовича, Д.Б. Эльконина.

В таком смысле функциональная зрелость психики не является предпосылкой для учебы [11].

С тем чтобы успешно учиться в школе имеет значение не совокупность существующих у дошкольника багажа знаний, умений и навыков, а поставленный уровень его личного и интеллектуального воспитания. Данная величина анализируется как психологические предпосылки к учебе в школе.

Обговаривая вопрос эмоциональной готовности к школе, Л.И. Божович анализирует два ее аспекта: индивидуальную и умственную готовность [12].

При этом акцентируется внимание на ряде характеристик психологического формирования детей, которое влияет на успешное преподавание в школе:

- определенная степень мотивационного формирования детей, которая содержит познавательные и общественные аргументы для учебы;

- полное формирование всяких действий;

- конкретная степень формирования интеллектуальной области.

Д.Б. Эльконин, обсудив проблему подготовки к школе, на первое место ставил воспитание эмоциональных предпосылок к усвоению учебной деятельностью. К основным предпосылкам он причислял:

а) способность дошкольника сознательно подчинить личные поступки правилу, какое в целом устанавливает способ воздействия;

б) уметь сконцентрироваться на системе правил труда;

в) уметь чутко выслушивать и отчетливо исполнять предложенные устно поручения;

г) уметь независимо исполнять задания по визуально воспринимаемому образцу [13].

Они все следуют из особенности психики дошкольника в период от дошкольного времени до младших классов школы.

Это:

- раскованность во взаимоотношениях;

- определенность опыта, объединенного с оценкой;

- характеристики самоконтроля.

Первым основным условием формирования элементов учебной деятельности является усвоение их ребятами через силу коллектива и воспитание через коллектив. То есть это для того, чтобы дети могли решить цепь практических задач, чтобы выявить новые отношения и взаимоотношения.

Это определяет надобность формирования у ребенка способности сопоставлять свои действия с моделью, чтобы дальше управлять ими. В отсутствие этого умения невозможно вести образовательную деятельность. Поэтому с развитием этих навыков имеет смысл начать подготовку к учебной деятельности.

К формированию элементов учебной деятельности причисляется формирование мотивационного компонента занятия. Л.А. Венгер отмечал, что основным условием для благополучной учебы ученика в младших классах является наличие у него соответственных аргументов:

а) относиться к учебе как к значительному важному делу;

б) стремиться приобрести знания;

в) интересоваться поставленными учебными дисциплинами [14].

Педагог должен серьезно позаботиться о мотивации ребят.

Существенный элемент благополучной образовательной деятельности - это умение понять и разрешать сущность образовательного вопроса.

Следует создавать разнообразные методы объединения видов занятий.

Немаловажно понять, что дорога к решению задач развития элементов учебной деятельности идет сквозь разногласие работы детских садиков от массового репродуктивного объединения педагогического процесса.

Согласно государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения для формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников подходит предприимчивость ребенка, которая создается вследствие достижения формирующих целей образования. Знания не даются в готовом виде, а зарабатываются обучающимися в ходе занятий. Вследствие этого образовательного процесса немаловажно создавать как сотрудничество -коллективную работу учителя и воспитанников в ходе получения сведений и решения вопросов. Воспитание у дошколят готовности к школе в дошкольном образовательном учреждении следует реализовывать непринужденно и естественно, учитывая их возрастные особенности [15].

Выводы. Таким образом, формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников показывает определенный уровень индивидуального и интеллектуального развития дошкольника для того, чтобы усвоить учебную деятельность. Также, чтобы развивать элементы в учебной деятельности у старших дошкольников к предпосылкам можно отнести следующее:

- усвоение ребятами общественными способами воздействий;

- умение реализовывать проверку за способом личных поступков и оценивание их;

- формирование личного компонента;

- вырабатывание произвольности;

- управление поведением.

Быть учителем - это любить детей так, чтобы жить их жизнью.

Сколько надо любви и огня, чтобы верили, чтобы помнили, чтобы любили дети тебя, а это дорогого стоит. Выпуская методички из своего опыта, каждый педагог старается в ней отразить то, что хорошо получается, поделиться с коллегами своей победой. Учитель жив пока он учится!

Литература:

1. Апшукова, Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой / Е.Ю. Аншукова. - Начальная школа. - 2004. - № 10.

2. Анисимова, Т.Б. Подготовка ребенка к школе. Текст / Т.Б. Анисимова. - Москва: Феникс, 2004. - С. 143.

3. Дурдымурадова, Б.Я. Средства создания парадокса в тексте и ситуации его использования / Б.Я. Дурдымурадова, Е.А. Лепшокова. - Chronos. - 2019. - № 12 (39). - С. 66-69.

4. Лепшокова, Е.А. Место парадокса в художественном произведении / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 171-174.

5. Лепшокова, Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2018. - С. 151-157.

6. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. -С. 135-139.

7. Лепшокова, Е.А. Изучение извинения с позиций прагмалингвистики / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, 2019. - С. 144-149.

8. Лепшокова, Е.А. Особенности процесса обучения чтению / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. - С. 142-148.

9. Медина, С.Л. Влияние музыки на приобретение словарного запаса второго языка / С.Л. Медина // Документ представлен в Национальной сети раннего изучения языков. - 1990 г. (6), 6-8. (Репродукция документа Эрика № ED 352 834)

10. Мора, C.F. Освоение иностранного языка и пение мелодий / C.F. Мора. - Журнал ELT, 2000. - 54(2). - С. 146-152.

11. Тоторкулова, К.А. Роль образования в социуме / К.А. Тоторкулова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск XVII. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 228-231.

12. Тоторкулова, К.А. Опытно-экспериментальная работа как условие повышения качества подготовки педагогов к компетентному гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Образование.Наука.Инновации: Южное измерение. Научно-образовательный журнал. - Ростов-на Дону, 2011. -№1(16). - С. 27

13. Тоторкулова, К.А. Направление развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы 15-ой международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 255

14. Тоторкулова, К.А. Современные педагогические технологии междисциплинарной интеграции в педагогическом вузе / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы 15-ой международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 259

15. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 347-352.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Уртенова Альбина Умбаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Современные преобразования в обществе влекут за собой изменения во всех сферах и предъявляют все более высокие требования к системе образования, качеству подготовки кадров и уровню их профессионально значимых характеристик, которые закладываются и формируются в большей степени в процессе обучения в вузе. В настоящее время существуют определенные проблемы в подготовке квалифицированных специалистов для образования. Так, очевидна необходимость в инновационных кадрах - креативных специалистах с гибким мышлением, которые способны быстро и адекватно принимать решения.

Принято связывать инновации в любой сфере с духовным развитием человека. В основе происхождения инноваций лежат духовные потребности людей. Если общество нуждается в инновациях, то это, как правило, свидетельствует о том, что у людей возрастают требования к качеству жизни и качеству образования.

Современная наука выделяют несколько подходов к пониманию инноваций. В статье рассматриваются ключевые подходы, сформировавшихся в отечественной науке.

Педагог, подготовленный к инновационной деятельности владеет комплексом понятий педагогической инноватики. Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, педагогические инновации.

Annоtation. Modern transformations in society entail changes in all spheres and place ever higher demands on the education system, the quality of training and the level of their professionally significant characteristics, which are laid down and formed to a greater extent in the process of studying at a university. Currently, there are certain problems in the training of qualified specialists for education. Thus, there is an obvious need for innovative personnel - creative specialists with flexible thinking who are able to make decisions quickly and adequately.

It is customary to associate innovations in any field with the spiritual development of a person. The origin of innovation is based on the spiritual needs of people. If a society needs innovation, it usually indicates that people have increasing demands on the quality of life and the quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.