Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНИМАЦИИ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНИМАЦИИ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / АНИМАЦИЯ / СВОБОДНОЕ ПО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филенко Роман Евгеньевич

В данной статье рассматриваются вопросы особенностей преподавания анимации на курсах повышения квалификации педагогам дополнительного образования. Развитие отрасли производства анимационной продукции создаёт потребность в новых специалистах. Один из способов формирования таких специалистов, это подготовка их с детского возраста. Обеспечить обучение детей можно в сфере дополнительного образования. В результате возникает вопрос о подготовке педагогических кадров. Эффективным способом подготовки педагогических кадров могут стать курсы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации. Но возникает вопрос о методическом наполнении этих курсов. Необходимо расставить акценты на особенности формирования методической базы. В статье производится анализ существующих курсов и программ. Рассматривается базовое программное обеспечение для организации кружка мультипликации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филенко Роман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING ANIMATION AT COURSES OF ADVANCED PROFESSIONAL EDUCATION TO TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

This article discusses the issues of the features of teaching animation at advanced training courses for teachers of additional education. The development of the animation production industry creates a need for new specialists. One of the ways to form such specialists is to train them from childhood. It is possible to ensure the education of children in the field of additional education. As a result, the question of teacher training arises. Professional retraining courses and advanced training courses can become an effective way to train teaching staff. But the question arises about the methodological content of these courses. It is necessary to place emphasis on the features of the formation of the methodological base. The article analyzes existing courses and programs. The basic software for organizing an animation circle is considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНИМАЦИИ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

личностная мотивационная готовность. Сюда относят желание улучшить процесс обучения, а также наличие у педагога необходимых личностных качеств.

Выводы. Таким образом, для того, чтобы создать необходимые условия для формирования готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности первым шагом следует обозначить выделение комплекса педагогических условий. В контексте педагогики комплекс - это совокупность педагогических условий, которые необходимы для эффективного формирования готовности педагогов к инновациям.

В нашей ситуации мы говорим о формировании готовности к инновациям и в педагогической науке условия - это дидактические категории, которые отражают важнейшие составляющие учебного процесса. Условия должны включать внутренние характеристики педагогического процесса. В.А. Сластенин определяет педагогические условия через «совокупность мер учебно-образовательного процесса, которые обеспечивают необходимый уровень развития некоторой категории личности ученика. Предполагая, что педагогические условия представляют собой обстоятельства, которые либо способствуют достижению успехов в образовательном процессе, либо тормозят его» [3].

При оценке условий следует ориентироваться на критерий необходимости и достаточности. Необходимость определяется тем, что без некоторых условий процесс не может реализоваться в полной мере. А критерий достаточности означает, что из данного комплекса условий нельзя исключить ни одного компонента. Оптимальность означает рациональный выбор некоторого числа компонентов.

Литература:

1. Носова, Л.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности в период модернизации образования в России / Л.А. Носова, Т.А. Павлова // E-Scio. - 2019. - № 6 (33). - С. 396-403.

2. Сибагатуллина, А.Р. Инновационная образовательная среда как фактор развития готовности педагогов к профессиональной деятельности / А.Р. Сибагатуллина, Г.А.Степанова // Вестник Академии энциклопедических наук. -2020. - № 1 (38). - С. 58-63.

3. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2006. - №1. - С. 32-38.

4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторской. -М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

5. Шамова, Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательная основа её развития / Т.И. Шамова, А.Н. Малинина, Г.М. Тюлю // Методика исследования. - М.: МГУ, 1993. - 17 с.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Филенко Роман Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНИМАЦИИ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы особенностей преподавания анимации на курсах повышения квалификации педагогам дополнительного образования. Развитие отрасли производства анимационной продукции создаёт потребность в новых специалистах. Один из способов формирования таких специалистов, это подготовка их с детского возраста. Обеспечить обучение детей можно в сфере дополнительного образования. В результате возникает вопрос о подготовке педагогических кадров. Эффективным способом подготовки педагогических кадров могут стать курсы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации. Но возникает вопрос о методическом наполнении этих курсов. Необходимо расставить акценты на особенности формирования методической базы. В статье производится анализ существующих курсов и программ. Рассматривается базовое программное обеспечение для организации кружка мультипликации.

Ключевые слова: дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, анимация, свободное ПО.

Annotation. This article discusses the issues of the features of teaching animation at advanced training courses for teachers of additional education. The development of the animation production industry creates a need for new specialists. One of the ways to form such specialists is to train them from childhood. it is possible to ensure the education of children in the field of additional education. As a result, the question of teacher training arises. Professional retraining courses and advanced training courses can become an effective way to train teaching staff. But the question arises about the methodological content of these courses. It is necessary to place emphasis on the features of the formation of the methodological base. The article analyzes existing courses and programs. The basic software for organizing an animation circle is considered.

Key words: additional education, advanced training, professional retraining, animation, free software.

Введение. В современном мире такой вид искусства как анимация, занимает твёрдые позиции и имеет большой потенциал для развития. В 20-м веке создание анимационных проектов требовало достаточно высоких затрат на производство. Процесс создания мультфильмов был продолжительным, а процесс съемки и используемое оборудование были специфическим. Основным носителем готового изображения являлась фотографическая плёнка. В конце 90-х годов с бурным развитием компьютерной индустрии и появлением цифровых средств фотофиксации, процесс создания анимационных произведений стал более доступен для большинства населения.

С началом 21-го века большинство крупных анимационных студий стало внедрять компьютерные технологии в свой производственный процесс. Переход с традиционной плёночной техники на современные цифровые технологии сформировал спрос на новых специалистов. Количество анимационной продукции стало увеличиваться, за счет интереса к ней со стороны компьютерной игровой индустрии, рекламной индустрии, новых социальных сред коммуникаций. Для удовлетворения отрасли производства анимации новыми специалистами, стали образовываться учебные центры для их подготовки. Но, в то же время, в студиях возрос спрос на определённые компетенции у специалистов в области анимации. Возник некоторый «кадровый голод». Студии стали готовить необходимых специалистов в области анимации самостоятельно, но этот процесс требует длительного срока и не всегда хватает ресурсов для обеспечения полноценного учебного процесса в рамках самой студии. В основном в отрасль идут специалисты из смежных отраслей: художники,

1Т-специалисты. Как результат, требуется время на их переподготовку. Выходом из сложившейся ситуации, может послужить формирование кадрового потенциала для анимационной отрасли начиная с детского возраста.

Доступность необходимых на начальном этапе обучения технических и материальных средств (например, достаточно смартфона и штатива), позволяет быстро организовывать учебные группы на базе школ, системы учреждений дополнительного образования, детских садов. Помимо этого, в некоторых исследованиях подчёркивается потенциал занятия анимационной деятельностью детьми дошкольного и младшего школьного возраста, влияющий на развитие их творческих способностей, эмоциональной сферы и норм поведения [2].

Для реализации процесса обучения детей основам анимации необходимо решить ряд вопросов:

- Способы подготовки педагогов для детских студий анимации.

- Сформировать необходимую методическую базу.

- Обеспечить студии базовыми ресурсами.

Данная статья рассматривает пути решения этих вопросов.

Изложение основного материала статьи. В процессе разработки курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования по направлению анимация (организации детских студий анимации), возникли некоторые сложности в методическом и технологическом плане. Ввиду того, что курсы рассчитаны не на подготовку узких специалистов в области анимации, а на педагогов, которые будут охватывать полный цикл производства мультфильмов, то для них должны быть определены специальные компетенции.

Подготавливать специалиста в области анимации можно различными способами обучения:

- самостоятельное обучение (книги, видеокурсы);

- на базе курсов повышения квалификации; курсов профессиональной переподготовки;

- по программам в рамках среднего профессионального и высшего образований.

Самостоятельное обучение позволяет формировать индивидуальную траекторию подготовки. Но этот способ, в виду своей бессистемности, может не эффективно укладываться во временные рамки. Могут быть пропущены некоторые важные базовые компетенции. Отсутствие обратной связи (объективной критики со стороны специалистов сферы) формирует затруднение в определении степени подготовки.

Обучение по программам среднего профессионального либо высшего образований, обладает большим рядом преимуществ. Но, в то же время, является длительным по времени, так и затратным в финансовом плане.

Для подготовки кадров в области мультипликации в сфере дополнительного образования наиболее эффективным способом будут являться курсы профессиональной переподготовки, либо курсы повышения квалификации. Это позволяет лицам с различным образованием освоить для себя новое направление за приемлемые сроки.

При выборе акцентов на содержательную часть программ курсов профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации проводился анализ доступной методической базы (учебники, учебно-методические пособия, труды признанных мультипликаторов мирового уровня, монографии, научные статьи). Анализировались существующие программы обучения художников-аниматоров (профессиональные требования к ним), программы кружков студий анимации в дополнительном образовании. В целом, большинство существующих программ соответствует современным реалиям производства анимационной продукции. В них учитывается распространённое и доступное для небольших студий оборудование и программное обеспечение. Но в программах по разному делается упор на такие как технические и творческие (художественные) компетенции.

Анализ различных методических пособий в целом показывает общий подход к предлагаемым принципам создания мультфильмов. К примеру, рассматривая методические рекомендации по технологии перекладки К. Бартона (1971 г.) [1] и Н. Пунько (2017 г.) [4], можно выделить общие подымаемые вопросы:

- описание принципов устройства мультипликационного станка;

- создание сценария;

- создание героя (образ);

- способы изготовления персонажей;

- методы движения персонажа в кадре (расчет скорости перемещения);

- работа с дополнительными деталями (выражение лица, артикуляция);

- создание фонов;

- описание процесса съёмки.

К сожалению, в данных пособиях вопросы финального монтажа и звукозаписи раскрыты поверхностно. Так же не описываются принципы создания художественного выразительного движения персонажей. Данные пособия являются хорошим наглядным материалом для начинающего педагога кружка анимации.

Существующие такие два понятия как анимация и мультипликация по разному трактуются в различных источниках. В некоторых они рассматриваются как равноправные и отражают одно понятие [2]. В других же случаях существует понятие, что анимация занимается «оживлением» предметов и персонажей, что относится к художественной сфере. А мультипликация, это процесс формирования множества кадров и воспринимается больше как технологические приёмы создания иллюзии движения. Не правильное понимание некоторыми авторами разницы между этими терминами создаёт некоторую путаницу. В рамках данной статьи анимация понимается как комплекс художественных средств, создающих выразительные образы движущихся персонажей (предметов), а мультипликация как технологический процесс производства анимационных произведений. В некоторых учебных пособиях был выявлен упор на анимацию [5], в других на мультипликацию [1, 3, 4].

В беседах с ведущими специалистами в области анимации (режиссёрами, художниками-аниматорами, работающими в России) в рамках проводимых курсов, подымалась тема о «качестве» современной анимационной продукции. Современные технологии позволяют делать точные движения персонажей и объектов в кадре (автофазовка в компьютерных редакторах, ротоскопинг или «эклер», системы захвата движения). Но они часто «сушат» анимацию. Натуралистичное передвижение объектов не вызывает эмоционального отклика у зрителя. С технологической точки зрения, это упрощает процесс производства анимационной продукции. Но, это вызывает лишь реакцию: «Ну да, происходит какое-то перемещение. Предметы двигаются». Таким образом, лишь привлекается внимание зрителя, что зачастую используется, например, в рекламных продуктах. Но с художественной точки зрения подобные работы ценности не представляют. И как результат, специалисты полагающиеся только на технические средства сильно себя ограничивают и сковывают. Им тяжело выйти за рамки существующего прототипа. В некоторых учебных материалах подобные подходы так же подвергаются критике [3].

Таким образом, педагогам анимационных студий необходимо сделать акцент в своей работе не только на изучение технических приёмов современных аниматоров, но и на развитие навыков художественной анимации. Создание выразительного характера движения персонажей.

Для решения этой задачи на курсах можно давать основы актёрского мастерства. Так как педагогам студий анимации придётся работать с детьми, не имеющим специальной подготовки актёрской игры, то необходимо в учебный процесс внедрять основные элементы в игровой форме.

На первом этапе проводятся занятия на развитие наблюдательности. На втором этапе развивается воображение. Целью является, чтобы ребёнок смог:

- увидеть, заметить;

- запомнить;

- воспроизвести.

В качестве объектов для наблюдения могут использоваться различные предметы, демонстрируемые на ограниченное время. Далее ребёнок должен дать полное описание увиденного. Всё, что ребёнок не запомнил, он может досочинить. Тут уже включается воображение. Помимо этого для демонстрируемых предметов придумывается их альтернативное назначение и их история.

После подобных упражнений, процесс усложняется. Ставятся задачи для запоминания поз и их воспроизведения. Запоминаются характеры движения предметов и людей (животных). Разыгрываются сценки. Здесь так же решаются задачи раскрепощения детей, формируются навыки работы в команде и взаимодействия. Впоследствии полученные навыки реализуются в анимационных проектах.

Помимо передачи детям основ актёрского мастерства, необходимо уделить внимание сценической речи. Педагогам необходимо будет усвоить основные правила произношения слов с целью корректировки речи воспитанников. Не все дети правильно произносят слова, ставят ударения, а у некоторых детей, в виду возрастных особенностей, проявляются дефекты в речи. На подобных занятиях рассматриваются способы дыхания, правильного расположения тела. Помимо получения навыков произношения, дети должны развивать умения слушать, и воспроизводить звуки.

Полученные детьми навыки должны использоваться во время звукозаписи для мультфильмов. Помимо этого, педагоги с детьми могут экспериментировать по созданию различных шумовых эффектов. Например, взаимодействуя с различными предметами: посудой, сыпучими предметами в мешочках, музыкальными инструментами и т.п.

Необходимо так же уделить внимание технической стороне вопроса. За последние годы расширился ассортимент программного обеспечения для создания анимационной продукции. Появилось новое свободное программное обеспечение. Так, к примеру, на базе смартфона или планшета с установленным приложением Stop Motion Studio можно быстро организовать съёмочный процесс в любых условиях. Подспорьем будет устойчивый штатив и осветительное оборудование, например кольцевая лампа. Подобные недорогие комплекты последние годы стали пользоваться популярностью.

При наличии возможности организовать на студии съёмочный станок (стол со стеклянной поверхностью, веб-камера), может оказаться полезным приложение AnimaShooter. Чаще всего это приложение используется для перекладной техники анимации. В коммерческой версии данная программа позволяет использовать зеркальный фотоаппарат, что значительно увеличивает качество снимаемого результата. Более популярный коммерческий продукт Dragonframe так же обладает сильным потенциалом. Но ввиду сложности, на момент написания статьи, приобретения лицензии к этому продукту на территории России, данное программное обеспечение не может быть сейчас рекомендовано. По этой же причине остаётся открытым вопрос о перечне проприетарного программного обеспечения, которое можно безопасно использовать в анимационных студиях.

На этом фоне свободное программное обеспечение имеет преимущество. В качестве апробированного в различных учебных проектах свободного ПО можно предложить следующие продукты:

- для растровой графики Gimp, Krita;

- для векторной графики Inkscape;

- для 3D-анимации Blender;

- для аудиозаписи Audacity, Cakewalk;

- для создания рисованной анимации OpenToonz, Blender;

- для создания GIF-анимации PhotoScape;

- для создания простой скелетной анимации Pivot Animator;

- для видеомонтажа DaVinci, VSDC Free Video Editor, Shotcut, Blender.

Перечисленные программы ввиду своей слабой распространённости в профессиональной сфере имеют незначительное описание в методических материалах. Это потребует отдельного внимания со стороны разработчиков учебных курсов.

Выводы. Способы подготовки педагогов для детских студий анимации должны включать в себя комбинированный подход. Ввиду того, что педагог мультипликации отвечает за весь цикл производства, ему одновременно необходимо обладать различными компетенциями, такими как в области:

- сценарного искусства;

- художественного искусства;

- технической направленности.

Методическая база в области обучения анимации существует, но слабо адаптирована для начинающих педагогов дополнительного образования. Существующая методическая база представляет собой разрозненный материал. Этот материал удовлетворяет основным современным требованиям в рамках создания анимационной продукции, но в узких направлениях. Возникает необходимость создания более совершенных методических материалов, удовлетворяющих потребностям всех уровней подготовки, включая подготовку педагогов для детских студий анимации.

Помимо использования популярного коммерческого программного обеспечения необходимо уделять внимание и свободному ПО. Это потребует разработки новой методической базы.

Литература:

1. Бартон, К. Как снимают мультфильмы. - М.: Издательство «Искусство», 1971. - 88 с.

2. Воропаев, М.В. Педагогический потенциал мультипликации в современном образовании дошкольников и младших школьников. / М.В. Воропаев, А.П. Каитов, С.И. Карпова [и др.]; - М.: Известия ИППО, 2021. - 150 с.

3. Коновалов, В.А. Анимация и компьютерная графика: учебник / В.А. Коновалов, М.В. Коновалов, Е.В. Коновалов. -СПб.: СПбГИКиТ, 2015. - 237 с.

4. Пунько, Н.П. Секреты детской мультипликации: перекладка: метод. пособие / Н.П. Пунько, О. Дунаевская. - М.: Линка-Пресс, 2017. - 136 с.

5. Солин, А.И. Задумать и нарисовать мультфильм: Учебное пособие. - 2-е изд. / А.И. Солин, И.А. Пшеничная. - М.: Прометей, 2020. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.