Научная статья на тему 'Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития – представителей коренных малочисленных народов Севера'

Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития – представителей коренных малочисленных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЭТНОС / БИЛИНГВИЗМ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) / КАСЛАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ADAPTATION / MENTAL RETARDATION / BILINGUALISM / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL READINESS OF CHILDREN TO SCHOOL EDUCATION / INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF THE NORTH / NATION(ETHNOS) / KASLANIE (MIGRATION)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быстряков Андрей Александрович

Статья раскрывает сущность понятий «адаптация» (с точки зрения различных научных областей), «социальная адаптация», «педагогическая адаптация», «психологическая адаптация», на основании которых конструируется авторское определение категории «психолого-педагогическая адаптация». Представлены особенности психолого-педагогической адаптации к школе детей с задержкой психического развития – представителей коренных малочисленных народов Севера. С учетом выявленных особенностей обоснованы методологические подходы к психолого-педагогической адаптации к школе детей с задержкой психического развития – представителей коренных малочисленных народов Севера: билингвальный и этнический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Быстряков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития – представителей коренных малочисленных народов Севера»

Быстряков А. А. Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/172014.htm.

ART 172014 УДК 159.922.72

Быстряков Андрей Александрович,

студент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров bys.a.a@mail.ru

Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития -представителей коренных малочисленных народов Севера

Аннотация. Статья раскрывает сущность понятий «адаптация» (с точки зрения различных научных областей), «социальная адаптация», «педагогическая адаптация», «психологическая адаптация», на основании которых конструируется авторское определение категории «психолого-педагогическая адаптация». Представлены особенности психолого-педагогической адаптации к школе детей с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера. С учетом выявленных особенностей обоснованы методологические подходы к психолого-педагогической адаптации к школе детей с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера: билингвальный и этнический.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическая адаптация, задержка психического развития (ЗПР), психологическая готовность детей к обучению в школе, коренные малочисленные народы Севера, билингвизм, этнос, каслание. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Психолого-педагогическая адаптация детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня запросами психолого-педагогической и клинико-социальной практики. В нашем случае актуальность проблемы усиливается в связи с тем, что при равных правах на образование детей с ЗПР коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС), закрепленных действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права, их адаптация с первых дней пребывания в школе усложнена рядом социально-культурных и психофизиологических факторов. В частности, представители коренных малочисленных народов Ямала (ненцы, ханты), ведущие традиционный образ жизни (каслание), общаются преимущественно на своих родных языках. Поэтому при поступлении в 1 -й класс у детей наблюдается очень низкий уровень активного словарного запаса русского языка. Эти порождает серьезные трудности при обучении детей-билингвов по всем предметам, приводящие к ряду негативных ситуаций. В итоге языковой стресс и дезориентация из-за различий культур повышают уровень тревоги детей КМНС, что, соответственно, ведет к снижению уровня их школьной мотивации и общих адаптивных возможностей. Если же эти сложности ребенок испытывает долгое время, то у детей начинают формироваться психологические защитные механизмы, которые искажают их чувства, мысли и поведение.

Определим теоретические основания обозначенной проблемы по двум позициям: 1) анализ сущности понятий, используемых для характеристики проблемы; 2) смысл методологических подходов, рассматриваемых как концептуальное обоснование процесса решения проблемы психолого-педагогической адаптации к школе детей с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быстряков А. А. Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/172014.htm.

Первое понятие, интересующее нас в контексте решения проблемы, - «адаптация». Сущность категории раскрывается в различных научных областях по-разному. В философии адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - форма освоения организмами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [1]. Под адаптацией в биологии понимается приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования [2]. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Понятие «адаптация» сегодня широко используется и в социальных науках, в том числе в педагогике и психологии.

В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Она также понимается как постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, её обычно связывают с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его социального окружения [3].

Психологическая адаптация раскрывается как приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов [4]; как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Педагогическая адаптация - это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Чаще всего различные виды адаптации происходят одновременно, дополняя друг друга. В этом контексте широко распространенным термином в психологии и педагогике является термин «социально-психологическая адаптация», обозначающий взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы [5]. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается.

Однако в контексте нашего исследования более всего нас интересует феномен психолого-педагогической адаптации. На основе имеющихся определений психологической и педагогической адаптации считаем правомерным заключить, что под психолого-педагогической адаптацией понимается процесс и результат приспособления («прилаживания») различных сфер личности к образовательной системе, ориентированного на оптимальное соотношение целей и ценностей личности и группы, а также приспособления условий и задач, возникающих в этом взаимодействии на уровне психических процессов.

Адаптация к школе является частным случаем психолого-педагогической адаптации. Специфика адаптации детей с ЗПР к условиям школы заключается в том, что переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра -трансформируется в ведущую деятельность учения. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к первокласснику по сравнению с игровой. Однако относительно мотивационно-потребностной сферы необходимо отметить, что учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. К ситуации адаптации к школе детей с ЗПР - представителей коренных малочисленных народов Севера дополнительными осложняющими факторами выступают низкий

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быстряков А. А. Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/172014.htm.

уровень познавательной активности, бедный словарный запас, недостаточное владение русским языком, отсутствие социального опыта.

С учетом данной специфики в качестве методологического обоснования решаемой проблемы предлагаем рассматривать билингвальный и этнический подходы.

Билингвальный подход призван не только формировать коммуникативную культуру и подстраивать механизмы психолого-педагогической адаптации и социализации младших школьников с ЗПР - представителей коренных малочисленных народов Севера; он позволяет им чувствовать себя активными участниками образовательного процесса в условиях многонациональной страны, не теряя связи с этнической языковой принадлежностью. В связи с полиэтничностью как эффективным средством для преодоления социального отчуждения, восстановления униженной национальной гордости, разрушения этнической идентичности приоритетной задачей образовательного учреждения является использование дидактического и воспитательного потенциала образовательной среды для сохранения и приумножения национального самосознания, этнической и этнокультурной самоидентификации субъектов образовательного процесса [6].

Вторым подходом в решении проблемы адаптации к школе детей с ЗПР - представителей КМНС является этнический подход, сущность которого связывается с учетом особенностей национального поведения детей. В нашем случае к таким особенностям относятся: замкнутость, немногословность, наивность, образность мышления, осторожность, замедленность действий, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение; тихое говорение, постепенный переход на резкий и категорически требовательный голос, даже крик - в зависимости от обстоятельств. Основные качества, которые воспитывают ненцы в своих детях, - доброта, честность, уважение к старшим, мужественность, совестливость. Этнический подход также связывается с проблемой развития этнического самосознания и этнической идентичности детей - представителей КМНС. Этнический подход мы рассматриваем как частный случай поликультурного подхода.

С учетом определенных теоретических оснований далее нами будут выстроены механизмы реализации психолого-педагогической адаптации первоклассников с ЗПР - представителей КМНС.

В целом система теоретических концептов психолого-педагогической адаптации первоклассника с ЗПР - представителя КМНС к школе представлена на рисунке.

Адаптация детей-северян с ЗПР к условиям школы обеспечивается наличием психолого-педагогической поддержки, медицинского сопровождения посредством определения образовательной траектории развития ребенка-тундровика в процессе учебной и внеучебной деятельности, централизации внимания самой личности на преодолении тревожности и страха перед новыми условиями жизни. Основу духовно-нравственного воспитания должен составлять личностно ориентированный подход, обеспечивающий адаптацию детей-северян к изменению условий жизни, и становление личности посредством приобщения к миру культуры (ненецкой и русской), самореализации в культуре. Адаптация младших школьников к новым условиям жизни предполагает воспитание средствами народной культуры (русский и родной язык, фольклор, сказки, народные игры).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быстряков А. А. Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/172014.htm.

Социальная адаптация

взаимодействие личности и окружающей среди, которое ориентирована оптимальные соотношения целей и ценностей личности и группы

физиологическая

управленческая

экономическая

педагогическая

психологическая

профессиональная

Основные направления адаптации к школе: адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам:

адаптация к новым социальным отношениям и связям;

адаптация к новым условиям познавательной деятельности

<

Критерии адаптированности:

Адаптивное состояние: Адаптивное поведение; Адаптивная деятельность

В биологии(приспособление) В философии В социологии

В психологии

В педагогике

Психологическая адаптация - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от изменений нагрузок

Педагогическая адаптация - это

приспособление к системе образования, обучения и воспитания

Психолого-педагогическая адаптация -

процесс и результат приспособления («прилаживания») различных сфер личности к образовательной системе, ориентированного на оптимальное соотношение целей и ценностей личности и группы; а также

приспособления условий и задач, возникающих в этом взаимодействии на уровне психических процессов

Адаптация ребенка к школе - частный случай п с ихолого-педаготическая адаптации

Специфика адаптации к школе первоклассника с ЗПР - представителя КМНС

Методологические подходы

к реализации адаптации первоклассника с ЗПР - представителя КМНС

+ +

БИЛИНГВАЛЬНЫЙ подход ЭТНИЧЕСКИЙ подход

Рис, 1. Теоретико-методологические основания пси хол ого-педагогической адаптации первоклассника с ЗПР - представителя КМНС - к школе

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быстряков А. А. Теоретические основания психолого-педагогической адаптации первоклассников с задержкой психического развития - представителей коренных малочисленных народов Севера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/172014.htm.

Ссылки на источники

1. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 27.

2. Там же. - С. 33.

3. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Науч. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - С. 13.

4. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональных систем // Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - С. 45.

5. Кузьмина Е. С., Семенова В. Е. Методы социальной психологии: монография. - Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1977. - 129 с.

6. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988. - 270 с.

Andrei Bystryakov,

Student, Vyatka State University, Kirov bys.a.a@mail.ru

Theoretical base of psychological-pedagogical adaptation of first-graders with mental retardation -the North indigenous peoples' representatives

Abstract. The article reveals the essence of the concepts "adaptation" (from the point of view of different scientific fields), "social adaptation", "pedagogical adaptation", "psychological adaptation". On their basis, the author gives his definition of "psychological and pedagogical adaptation" category. He also notes the peculiarities of psychological-pedagogical adaptation to school for children with mental retardation and the indigenous peoples of the North. Taking into account the identified features, the author studies the methodological approaches to psychological and pedagogical adaptation to school for children with mental retardation: bilingual and ethnic.

Key words: adaptation, psychological-pedagogical adaptation, mental retardation, psychological readiness of children to school education, indigenous small peoples of the North, bilingualism, nation(ethnos), kaslanie (migration). References

1. Gricanov, A. A. (2003). Novejshij filosofskij slovar', Knizhnyj Dom, Minsk, p. 27 (in Russian).

2. Ibid., p. 33.

3. Davydov, V. V. (1993). Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija, Nauch. izd. "Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija", Moscow, p. 13 (in Russian).

4. Anohin, P. K. (1978). "Filosofskie aspekty teorii funkcional'nyh system", Izbrannye trudy, Nauka, Moscow, p. 45 (in Russian).

5. Kuz'mina, E. S. & Semenova, V. E. (1977). Metody social'nojpsihologii: monografija, Izd-vo Leningr. unta, Leningrad, 129 p. (in Russian).

6. Kon, I. S. (1988). Rebenok i obshhestvo (istoriko-jetnograficheskaja perspektiva), Moscow, 270 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 27.10.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.11.17

Принята к публикации Accepted for publication 20.11.17 Опубликована Published 26.12.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Быстряков А. А., 2017

977230412017342

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.