Научная статья на тему 'Факторы эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера'

Факторы эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / БЕСПЕЧНОСТЬ / EDUCATION / TEENAGERS / INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH / ETHNIC-CULTURAL FEATURES / SOCIALIZATION / PERSONAL FACTORS / COMMUNICATIVE ACTIVITY / EMOTIONALITY / ANXIETY / CARELESSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айварова Нина Геннадьевна, Миронов Андрей Валерьевич, Наумова Мария Вадимовна

Ориентированность современного образования в условиях поликультурности на личностные результаты требует тщательного изучения культурно-специфических и региональных особенностей социализации и развития школьников. Статья посвящена анализу выборочных результатов комплексного исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей подростков обских угров (ханты и манси), как представителей коренных малочисленных народов Севера. Исследование носило кросс-культурный характер, проводилось с учетом универсальных возрастных новообразований подростков, и культурно специфических особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера. В исследовании приняли участие подростки 14-15 лет. Общая выборка исследования составила 131 человек (63 представителя русского этноса и 68 подростков из числа коренных малочисленных народов Севера). Для изучения свойств личности применялся личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой. В ходе исследования выявлены общие закономерности и отличительные особенности взаимосвязи факторов свойств личности в группах обских угров и русских, которые важно учитывать при формировании личностных и метапредметных результатов общего образования. Полученные результаты будут значимы при разработке и внедрении новых подходов в обучении детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGE EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT FACTORS AMONG INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH

The focus of modern education in terms of multiculturalism on personal results requires a careful study of the cultural and regional characteristics of students socialization and development. The paper discusses the analysis of the sample results of a comprehensive study of the Ob Ugrians teenage intellectual, personal and emotional characteristics (Khanty and Mansi) as representatives of the indigenous minorities of the North. Featuring a cross-cultural component, the study was conducted considering universal age-related mental formations in teenagers, and cultural characteristics of teenage emotional and personal development among indigenous peoples of the North. The study involved teenagers aged 14-15 years old. The total sample of the study is 131 people (63 representing the Russian ethnic group and 68 teenagers of the indigenous minorities of the North). The Cattell's personality questionnaire revised by L.А. Yasyukova was used to study personality traits. The study revealed general patterns and distinctive features of the relationship between the factors of personality traits within the groups of Ob Ugrians and Russians, that are important to consider when forming personal and metasubject results of general education. The obtained findings will be significant in developing and implementing new approaches to the education of children among the indigenous minorities of the North.

Текст научной работы на тему «Факторы эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера»

Aivarova Nina Gennadievna, Mironov Andrey Valerievich, Naumova Maria Вадимовна TEENAGE EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT FACTORS ...

psychological science

УДК 159. 922: 376. 7:

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0077

ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

© 2019

Айварова Нина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент,

доцент гуманитарного института Миронов Андрей Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент,

директор гуманитарного института Наумова Мария Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент гуманитарного института Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: naumova_maria@mail.ru)

Аннотация. Ориентированность современного образования в условиях поликультурности на личностные результаты требует тщательного изучения культурно-специфических и региональных особенностей социализации и развития школьников. Статья посвящена анализу выборочных результатов комплексного исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей подростков обских угров (ханты и манси), как представителей коренных малочисленных народов Севера. Исследование носило кросс-культурный характер, проводилось с учетом универсальных возрастных новообразований подростков, и культурно специфических особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера. В исследовании приняли участие подростки 14-15 лет. Общая выборка исследования составила 131 человек (63 представителя русского этноса и 68 подростков из числа коренных малочисленных народов Севера). Для изучения свойств личности применялся личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой. В ходе исследования выявлены общие закономерности и отличительные особенности взаимосвязи факторов свойств личности в группах обских угров и русских, которые важно учитывать при формировании личностных и метапредметных результатов общего образования. Полученные результаты будут значимы при разработке и внедрении новых подходов в обучении детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: образование, подростки, коренные малочисленные народы Севера, этнокультурные особенности, социализация, личностные факторы, коммуникативная активность, эмоциональность, тревожность, беспечность.

TEENAGE EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT FACTORS AMONG INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH

© 2019

Aivarova Nina Gennadievna, PhD in Psychology, Associate Professor, Institute of Humanities Mironov Andrey Valerievich, PhD in Psychology, Associate Professor, Director,

Institute of Humanities Naumova Maria Вадимовна, PhD in Psychology, Associate Professor, Institute of Humanities Yugra State University

(628012, Russia, Khanty-Mansiysk, Chekhova street, 16, e-mail: naumova_maria@mail.ru)

Abstract. The focus of modern education in terms of multiculturalism on personal results requires a careful study of the cultural and regional characteristics of students socialization and development. The paper discusses the analysis of the sample results of a comprehensive study of the Ob Ugrians teenage intellectual, personal and emotional characteristics (Khanty and Mansi) as representatives of the indigenous minorities of the North. Featuring a cross-cultural component, the study was conducted considering universal age-related mental formations in teenagers, and cultural characteristics of teenage emotional and personal development among indigenous peoples of the North. The study involved teenagers aged 14-15 years old. The total sample of the study is 131 people (63 representing the Russian ethnic group and 68 teenagers of the indigenous minorities of the North). The Cattell's personality questionnaire revised by LA. Yasyukova was used to study personality traits. The study revealed general patterns and distinctive features of the relationship between the factors of personality traits within the groups of Ob Ugrians and Russians, that are important to consider when forming personal and metasubject results of general education. The obtained findings will be significant in developing and implementing new approaches to the education of children among the indigenous minorities of the North.

Keywords: education, teenagers, indigenous minorities of the North, ethnic-cultural features, socialization, personal factors, communicative activity, emotionality, anxiety, carelessness.

Современное образование, ориентированное на формирование личностных и метапредметных результатов, в условиях российской поликультурности невозможно без учета этнокультурных особенностей социализации и развития детей [1]. Диагностика личностных особенностей школьников, психолого-педагогическое сопровождение их личностного и эмоционального развития с учетом этнокультурных ценностей и установок являются ключевыми задачами школ с этнокультурным компонентом и должны быть стержневыми при принятии управленческих решений [2].

Этнокультурные особенности воспитания и развития детей долгое время изучались в рамках этнопедагогики, этнографии, ограничивались описанием фактов народной педагогики, анализом детского фольклора, традиций воспитания [3]. К таким типам работ можно отнести исследования социализации и воспитания детей ханты

и манси Бугаевой А.Л., Григорян А.Б., Зуевой У.Н., Кравченко О.В., Молдановой Т.А., Прокопенко В.И., Шаймарданов Р.Х. и др. [4-9]. Результаты психологических, кросс-культурных исследований, на наш взгляд, позволят более четко конкретизировать управленческие шаги при построении стратегий развития, конструирования моделей образовательной среды для детей коренных малочисленных народов Севера с учетом этнокультурной специфики.

В данной статье представлены выборочные результаты комплексного исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей подростков, представителей коренных малочисленных народов Севера. Для диагностики свойств личности подростков применялся личностный опросник Кеттелла (или 16 PF) в модификации Л.А. Ясюковой.

Исследование проводилось на базе общеобразова-

308

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

психологические науки

Айварова Нина Геннадьевна, Миронов Андрей Валерьевич, Наумова Мария Вадимовна ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ ...

тельных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в Сургутском, Березовском районах и городе Ханты-Мансийске. В исследовании принимали участие подростки 9 классов представителей двух групп: русские и обские угры (ханты и манси), представляющие группу коренных малочисленных народов Севера. Общая численность выборки исследования составила 131 человек. Исследование проводилось в период с октября по декабрь 2018 года. Для анализа данных применялись методы математической статистики. Для выявления различий между группами применялся критерий t-Стьюдента для независимых выборок, с целью выявления взаимосвязи между переменными был использован коэффициент корреляции r-Пирсона. Перед проведением сравнительного и корреляционного анализа для каждой переменной рассчитывался критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «SPSS Statistics 17.0».

Психологическая защита (шкала Q5 или «шкала лжи») находится в диапазоне 1-2 балла и в обеих группах, что свидетельствует о том, что если у подростков и возникает потребность в психологической защите, самооценка может быть еще полностью адекватной [10; с.78].

Ниже представлены некоторые результаты и описан корреляционный анализ показателей свойств личности подростков в группах представителей коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) и русских (Таблицы 1,2).

Таблица 1 - Корреляционная матрица показателей свойств личности в группе подростков, представителей КМНС

Фактор F Н I L М О Q4 Q5

А 0,46** 0,17 -0,10 0,06 -0,21 -0,08 0,01 0,08

С 0,26 0,28 -0,18 -0,35* -0,24 -0,13 -0,16 0,02

Е 0,28 0,36* -0,48** 0,12 0,28 -0,05 0,16 -0,24

F 0,59** -0,24 -0,05 -0,35* 0,14 0,08 0,07

G 0,07 0,13 -0,15 -0,10 0,18 0,38* -0,04

М ■0,40* ■0,03 0,04

Q4 -0,35*

активность в соответствии с потребностью в общении, что очень важно для психологического благополучия в данном возрасте.

Здесь и далее:

Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0.05

Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0:05

Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0.01

Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0:01

* - взаимосвязь между показателями на уровне р<0,05

* *- взаимосвязь между показателями на уровне р<0,01

Здесь и далее условные обозначения: А - потребность в общении; С - эмоциональность; Е - самостоятельность; F - беспечность; в исполнительность; Н -коммуникативная активность; I - эстетическое развитие; L - честолюбие; М - прагматизм; N - дипломатичность; О - тревожность; Q1 - радикализм; Q2 - конформизм; Q3 - волевой самоконтроль; Q4 - психологическая энергия; Q5 - психологическая защита.

Для наглядности полученные данные представлены на рисунке 1 и 2.

В группе КМНС фактор «потребность в общении» на значимом уровне коррелирует с фактором «беспечность» (г=0,46, р<0,01), необходимо отметить, что у подростков, представителей русского этноса также наблюдается подобная закономерность на высоком уровне значимости (г=0,49, р<0,01). Подобные результаты говорят, скорее всего, о возрастных особенностях и противоречивости подросткового возраста. Ведущая деятельность подростков - эмоционально-личностное общение со сверстниками, одно из центральных новообразований возраста - стремление к общению, к налаживанию новых знакомств, к самоутверждению в группе.

В процессе интерпретации, согласно методике, потребность и активность в общении следует рассматривать совместно [10; с.85]. Наиболее комфортно подросток чувствует себя в том случае, когда обе характеристики находятся в одной зоне, когда подросток проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. По результатам нашего исследования и в экспериментальной и в контрольной группах средние значения по шкалам «потребность в общении» и «коммуникативная активность» находятся в одной зоне. Это означает, что подростки обеих групп проявляют коммуникативную

Рисунок 1 - Корреляционные плеяды показателей

свойств личности в группе представителей КМНС.

Фактор «коммуникативная активность» также в обеих группах коррелирует с фактором «беспечность»: в группе подростков КМНС (г = 0,59, р<0,01), в контрольной группе (г =0,56, р<0,01). Таким образом, чем больше у подростков преобладание пессимистического отношения к жизни, ощущения ее бессмысленности и собственной ненужности, озабоченность имеющимися (или кажущимися) проблемами, тем слабее выражена потребность в общении. Такие подростки испытывают трудности в установлении новых знакомств, имеют слабые ресурсы для социальной адаптации. И напротив, подростки с высоким уровнем по шкале беспечности, настроенные жить весело, не задумываясь о последствиях, о проблемах в школе, имеют высокую потребность в общении и высокий уровень коммуникативной активности. Похожие результаты в обеих группах свидетельствуют, прежде всего, о возрастных особенностях подростков - об их ведущей деятельности и сложности становления характера в данном возрасте. Тем не менее, очевидна разница в результатах как по шкале «потребность в общении», так и по шкале «коммуникативная активность» среднее значение выше в группе подростков КМНС, чем в контрольной группе 0=2,24, при р<0,05; 1=1,90, при р<0,05). Высокая ориентация на общение может быть связана с обучением и проживанием подростков КМНС в интернатах при образовательных учреждениях, в условиях длительной разлуки с родителями, что затрудняет процесс самоопределения и становления идентичности. Поэтому важно создавать позитивную среду общения для подростков, особенно во внеурочное время, как со сверстниками, так и с взрослыми, чтобы компенсировать длительную ограниченность общения с самыми социально значимыми взрослыми - родителями подростков. Данный феномен требует дальнейшего исследования и анализа, так как именно в общении происходит личностное и социальное самоопределение подростков. Очевидно, при планировании и организации образовательной деятельности подростков КМНС этот факт важно тщательно изучить в целях удовлетворения их личностных и социальных потребностей.

Результаты по шкале «коммуникативная активность» подростков обеих групп взаимосвязана со шкалой «самостоятельность, независимость». В группе подростков, представителей КМНС (г=0,36, при р<0,05), и в группе подростков русского этноса (г=0,56, при р<0,01) чем выше независимость и самостоятельность, тем выше коммуникативная активность.

Aivarova Nina Gennadievna, Mironov Andrey Valerievich, Naumova Maria Вадимовна psychological

TEENAGE EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT FACTORS ... science

Таблица 2 - Корреляционная матрица показателей свойств личности в группе подростков русского этноса

Фактор F H I N Qi Q2 Q3 Q4 Q5

A 0,49** 0,26 -0,07 0,11 -0,26 -0,27 -0,09 -0,05 -0,07

С -0,19 -0,16 -0,15 -0,27 -0,45* 0,20 -0,23 -0,62** 0,38*

E 0,42* 0,56** 0,06 0,39* 0,42* -0,20 0,14 0,31 -032

F 0,56** -0,35 0,18 0,18 -0,43* 0,09 0,16 -0,45*

G 0,16 0,49** 0,18 0,14 0,12 0,18 0,05 0,32

H 0,21 0,46** 0,34 -0,15 0,42 0,01 -0,09

I 0,18 0,15 0,01 0,27 -0,12 0,40*

L 0,12 0,17 -0,22 -048** 0,45* -0,15

M -0,42* -0,02 0,09 -0,42* 0,15 0,24

О 0,35 -0,10 0,06 0,49** -0,27

Q2 0,14 0,02 0,39*

* - взаимосвязь между показателями на уровне р<0,05

* *- взаимосвязь между показателями на уровне р<0,01

Если подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым, проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, он проявляет низкую коммуникативную активность. И напротив, подростки с повышенной активностью в общении, умеющие легко адаптироваться и заводить новые знакомства, более самостоятельны и независимы, иногда даже упрямы. Они стремятся доминировать над другими.

Рисунок 2 - Корреляционная плеяда показателей свойств личности в группе представителей русского этноса

Еще одна прямая взаимосвязь в группе подростков, представителей КМНС - между шкалой «исполнительность» и «психологическая энергия» (г=0,38, р<0,05). Вероятно, тенденция к исполнительности, выполнению дел вовремя, связано с эмоциональной включенностью в деятельность.

Подростки со слабым уровнем психического напряжения, не заинтересованные, эмоционально не включенные в деятельность, скорее всего, будут чаще транслировать такое поведение как недисциплинированность и неисполнительность, и считать это вполне приемлемой формой поведения. Можно предположить, что исполнительность повысится, если повысить мотивацию деятельности подростков.

У подростков, представителей КМНС фактор «эмоциональность» на значимом уровне отрицательно коррелирует с «честолюбием» (г=-0,35, р<0,05). Таким образом, чем выше эмоциональность, то есть, чем глубже подросток переживает неприятности, бурно реагируют на замечания и на все, что с ними происходит, тем ниже честолюбие. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей, и одноклассников, то это его не волнует.

К учебной неуспешности также может относиться спокойно и не предпринимать никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается. Данная взаимосвязь требует дальнейшего исследования 310

эмоциональной сферы подростков КМНС, или же она связана с характером эмоциональной неустойчивости, противоречивостью самого подросткового возраста, или с особенностями этнокультурной социализации и народной педагогики народов Севера.

Отрицательная взаимосвязь также выявлена между шкалами «прагматизм» и «тревожность» (r=-0,40, при p<0,05), т.е. чем ниже прагматизм, тем выше тревожность. Если подросток практичен, прагматичен, он старается адекватно оценивать свои возможности, ставит перед собой реально достижимые цели, он настроен реалистически, адекватно оценивает возникающие проблемы и жизненные ситуации. Прагматизм повышает его способность к адаптации, позволяет успешнее действовать в самостоятельной жизни [10;с.81].

Таким образом, для эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера характерны как возрастные, так и культурно-специфические особенности, которые важно учитывать при формировании личностных и метапредметных результатов общего образования:

- потребность в общении и коммуникативная активность подростков, представителей КМНС и русских находятся в одной зоне, что свидетельствует о сбалансированности коммуникативной активности и потребности в общении;

- потребность в общении и коммуникативная активность подростков взаимосвязаны с беспечностью, что важно учитывать при формировании личностных результатов образования;

- в образовательном процессе при опоре на ведущую деятельность подростков - интимно-личностное общение со сверстниками важно учитывать культурно-специфические особенности потребности в общении. У подростков, представителей КМНС, более выражена потребность в общении и коммуникативной активности;

- в интернатах при общеобразовательных учреждениях, в условиях длительной разлуки с родителями, важно создавать позитивную среду общения для подростков, особенно во внеурочное время как со сверстниками, так и с взрослыми, так как именно в общении происходит личностное и социальное самоопределение подростков;

- коммуникативная активность является показателем развития идентичности подростков, так как коррелирует с такими ее характеристиками, как самостоятельность и независимость;

- при ориентации на личностные результаты образования необходимо акцентировать внимание на формировании эмоциональной сферы подростков, представителей КМНС, с учетом этнокультурных ценностей и установок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения 10.01.20l9).

2. Айварова Н.Г. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Севера при переходе на новые образовательные стандарты //Вестник угроведения. 2010. №1. С. 9-18.

3. Кравченко О.А. Этносоциопедагогика казымских хантов. СПб.: ООО «Миралл», 2007. 160 с.

4. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культ-ура хантов и манси: сущность, методы, тенденции. М.: Темп, 1994. 151 с.

5. Григорян А.Б., Зуева У.Н. Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики хантов и манси. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. 56 с.

6. Молданова Т.А. Этническая культ-ура в детских этнических стойбищах Югры // Вестник угроведения. 2014. №4. С. 116-122.

7. Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты. Новосибирск: Наука, 2014. 182 с.

8. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика коренных малочисленных народов севера - юкагиров //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 23-27.

9. Айварова Н.Г., Миронов А.В. К проблеме формирования личностных результатов образования обучающихся из числа коренных малочисленных народов севера // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 207-210.

10. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, со-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

психологические науки

Айварова Нина Геннадьевна, Миронов Андрей Валерьевич, Наумова Мария Вадимовна ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циализация и профессиональное самоопределение. Часть 1. СПб.: ИМАТОН, 2010. 123 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413860009 «Модель повышения инновационной активности образования с учетом этнорегиональной специфики ХМАО-Югры»

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.