Научная статья на тему 'Особенности психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера'

Особенности психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / SOCIAL SUCCESS / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айварова Н. Г., Наумова М. В., Миронов А. В.

В статье приводятся результаты исследования особенностей психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера; раскрывается значимость исследования проблемы психологического здоровья молодёжи, особенности социализации и социальной адаптации молодёжи Севера. Раскрыто понятие психологического здоровья, выделены компоненты и описано их содержание, на теоретическом уровне раскрыта взаимосвязь компонентов психологического здоровья с возрастными характеристиками и социальной ситуацией развития личности молодого человека. Целью данной статьи является описание особенностей психологического здоровья и их зависимости от таких факторов как: этническая принадлежность, половая идентификация, уровень образования, состав семьи и трудовая занятость родителей. В исследовании использовался кросс-культурный подход, результаты исследования студентов из числа коренных народов Севера сравнивались с результатами студентов представителей русского этноса. Данное научное исследование значимо для расширения и углубления знаний о психологическом здоровье молодёжи, о проблемах социализации и социальной адаптации учащейся молодёжи из числа коренных малочисленных народов Севера. Полученные результаты могут быть использованы для прогноза региональных социальных явлений, для поддержки специалистов, работающих со студенческой молодёжью, а также при реализации ФГОС общего и профессионального образования, ориентированного на личностные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айварова Н. Г., Наумова М. В., Миронов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULAR FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE YOUTH AMONG INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

The article describes the results of scientific research on what are the particular features of the psychological health of the youth among indigenous peoples of the North. The work reveals the importance of the research on the issues of psychological health of youth, features of socialization and social adaptation of the youth of the North. The concept of psychological health is revealed, its components are identified and their contents are described. The interaction between components of psychological health, age characteristics and social situation of the development of the personality of a young person is identified at the theoretical level. The task of the article is to describe characteristics of psychological health and their dependence on such factors as: ethnicity, gender identity, educational level, family membership and parents’ employment. The research uses a cross-cultural approach, the results of the research on students from indigenous peoples of the North are compared with the results of the research on students representatives of the Russian ethnos. The research is significant for the expansion and deepening of the knowledge about the psychological health of young people, about problems of socialization and social adaptation of students from among the indigenous peoples of the North. The results can be used to forecast regional social phenomena, to support specialists working with youth, as well as in the realization of FSES of general and professional education, focused on personal results.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера»

7. Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В., Радыш И.В. Сравнительный анализ умственной работоспособности и интеллекта детей младшего школьного возраста, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса. Технологии живых систем. 2015; Т. 12; № 3: 13 - 17.

8. Суворова И.Ю., Глебов В.В. Социальное исключение как одна из форм дезадаптации человека. Экология, здоровье и образование в XXI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий: материалы III Кавказского экологического форума. 2017: 228 - 231.

9. Тарасова О.Л., Казин Э.М., Фёдоров А.И., Игишева Л.Н., Четверик О.Н. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности. Физиология человека. 2017; Т. 43; № 1: 45 - 54.

References

1. Shastun S.A., Glebov V.V., Gazi Kh., Bondarenkova A.L., Belozvetova L.I., Ochilov A.O., Ahmadaliev Zh.B., Cleves M.M., Mohamed Z., Lafi O., Rima O. Symptoms of seasonal affected disorders (sad) and reduction quality of life (qol) as predictors of decreasing the functional reserves of the organism in African medical students during study and life in Moscow. 'Ekologo-fiziologicheskie problemy adaptacii: materialy XVII Vserossijskogo simpoziuma. 2017: 263-265.

2. Agadzhanyan N.A., Baevskij R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptacii i uchenie o zdorov'e: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2006.

3. Glebov V.V. Vyyavlenie kompleksa social'nyh faktorov sredy, vliyayuschih na zdorov'e shkol'nikov v stolichnom megapolise. Aktual'nye voprosy 'ekologii cheloveka: social'nye aspekty sbornik nauchnyh statej uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 3-h tomah. Otvetstvennyj redaktor G.M. Hasanova. 2017: 159 - 164.

4. Kazin 'E.M., Sviridova I.A., Fedorov A.I., Sherer T.I. Ocenka zdorov'ya na osnove integracii psihologo-pedagogicheskih i mediko-fiziologicheskih podhodov. Valeologiya. 2016; 2: 40 - 43.

5. Litvinova N.A. Rol' psihofiziologicheskih pokazatelej v mehanime adaptacii k umstvennoj fizicheskoj deyatel'nosti: monografiya. KGU-Kemerovo, 2012.

6. Pitkevich M.Yu., Arakelov G.G., Glebov V.V. Stressoustojchivost' kak osnova psihicheskogo zdorov'ya lichnosti cheloveka. 'Ekologiya, zdorov'eiobrazovanie vXXI veke. Global'naya integraciya sovremennyh issledovanijitehnologij: materialy III Kavkazskogo 'ekologicheskogo foruma. 2017: 196 - 199.

7. Sidel'nikova N.Yu., Glebov V.V., Radysh I.V. Sravnitel'nyj analiz umstvennoj rabotosposobnosti i intellekta detej mladshego shkol'nogo vozrasta, prozhivayuschih v raznyh sredovyh usloviyah stolichnogo megapolisa. Tehnologiizhivyh sistem. 2015; T. 12; № 3: 13 - 17.

8. Suvorova I.Yu., Glebov V.V. Social'noe isklyuchenie kak odna iz form dezadaptacii cheloveka. 'Ekologiya, zdorov'e i obrazovanie vXXI veke. Global'naya integraciya sovremennyh issledovanij i tehnologij: materialy III Kavkazskogo 'ekologicheskogo foruma. 2017: 228 - 231.

9. Tarasova O.L., Kazin 'E.M., Fedorov A.I., Igisheva L.N., Chetverik O.N. Kompleksnaya ocenka nejrodinamicheskih i vegetativnyh pokazatelej u podrostkov: vozrastnye, gendernye i tipologicheskie osobennosti. Fiziologiya cheloveka. 2017; T. 43; № 1: 45 - 54.

Статья поступила в редакцию 12.02.18

УДК 159.9.072, 159.9.075

Ayvarova N.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected]

Naumova M.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected]

Mironov A.V., Cand. of Sciences (Psychology), Director of Institute, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected]

THE PARTICULAR FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE YOUTH AMONG INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH. The article describes the results of scientific research on what are the particular features of the psychological health of the youth among indigenous peoples of the North. The work reveals the importance of the research on the issues of psychological health of youth, features of socialization and social adaptation of the youth of the North. The concept of psychological health is revealed, its components are identified and their contents are described. The interaction between components of psychological health, age characteristics and social situation of the development of the personality of a young person is identified at the theoretical level. The task of the article is to describe characteristics of psychological health and their dependence on such factors as: ethnicity, gender identity, educational level, family membership and parents' employment. The research uses a cross-cultural approach, the results of the research on students from indigenous peoples of the North are compared with the results of the research on students - representatives of the Russian ethnos. The research is significant for the expansion and deepening of the knowledge about the psychological health of young people, about problems of socialization and social adaptation of students from among the indigenous peoples of the North. The results can be used to forecast regional social phenomena, to support specialists working with youth, as well as in the realization of FSES of general and professional education, focused on personal results.

Key words: psychological health, students, social adaptation, social success, indigenous peoples of the North.

Н.Г. Айварова, канд. психол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. \анты-Мансийск, E-mail: [email protected]

М.В. Наумова, канд. психол. наук, доц. Югорского государственного университета, г. \анты-Мансийск, E-mail: [email protected]

А.В. Миронов, канд. психол. наук, директор гуманитарного института Югорского государственного университета, г. \анты-Мансийск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ и Правительства ХМАО-Югры, № 17-16-86011 «Этнорегио-нальные особенности психологического здоровья и социальной мобильности студенческой молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера».

В статье приводятся результаты исследования особенностей психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера; раскрывается значимость исследования проблемы психологического здоровья молодёжи, особенности социализации и социальной адаптации молодёжи Севера. Раскрыто понятие психологического здоровья, выделены компоненты и описано их содержание, на теоретическом уровне раскрыта взаимосвязь компонентов психологического здоровья с возрастными характеристиками и социальной ситуацией развития личности молодого человека. Целью данной статьи является

описание особенностей психологического здоровья и их зависимости от таких факторов как: этническая принадлежность, половая идентификация, уровень образования, состав семьи и трудовая занятость родителей. В исследовании использовался кросс-культурный подход, результаты исследования студентов из числа коренных народов Севера сравнивались с результатами студентов - представителей русского этноса. Данное научное исследование значимо для расширения и углубления знаний о психологическом здоровье молодёжи, о проблемах социализации и социальной адаптации учащейся молодёжи из числа коренных малочисленных народов Севера. Полученные результаты могут быть использованы для прогноза региональных социальных явлений, для поддержки специалистов, работающих со студенческой молодёжью, а также при реализации ФГОС общего и профессионального образования, ориентированного на личностные результаты.

Ключевые слова: психологическое здоровье, студенты, социальная адаптация, социальная успешность, коренные малочисленные народы Севера.

Введение

За последние десятилетия мир стал информационным, техническим, удалённым от естественных условий жизни человека. Данные обстоятельства особенно негативно сказываются на жизни и развитии коренных малочисленных народов Севера. Народы Севера, традиционно ведущие сельскохозяйственный образ жизни, занимающиеся промыслами и сохраняющие в своем укладе некоторые черты родоплеменного строя, находятся сейчас на грани исчезновения как этносов. К основным особенностям современной социализации детей коренных малочисленных народов Севера можно отнести:

1. Большинство из числа коренных малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. В общественном сознании проживание в городе в нашей стране закрепилось как более престижное. Выражения «деревня», «село» часто используются в разговорной речи как негативные. Ребёнок с детства осознает (причём, часто именно с помощью взрослых, в том числе и сельских взрослых) низкий социальный статус сельского жителя, что может негативно сказаться в целом на Я-концепции личности [1].

2. Принадлежность к этническому меньшинству. Практика показывает, что осознание индивидом своей принадлежности к группе этнических меньшинств довольно часто сопровождается неадекватной самооценкой, которая может сопровождаться двояко: во-первых, может наблюдаться внутренний конфликт самооценок, когда параллельно имеют место высокая персональная самооценка и низкая оценка своей этнической группы; во-вторых, может формироваться низкая персональная самооценка. Причём, чем ниже оценивается своя этническая группа, тем больше выражена эта тенденция. И то и другое приводят к различным формам личностной деструкции и социальной дезадаптации [1; 2].

3. Дети коренных народов Севера - билингвы. Основным типом билингвизма, характерным для России, является национально-русское двуязычие. Дети малочисленных народов с раннего детства осознают, что статус их родного языка ниже, чем русского, поэтому такой билингвизм не является социально престижным.

4. Многие дети коренных малочисленных народов Севера с первого класса вынуждены обучаться в общеобразовательных учреждениях с этнокультурной составляющей содержания образования, в отрыве от родного дома, от родителей. Проблемы семейного неблагополучия среди коренных народов Севера многие исследователи связывают именно с интернатским воспитанием уже нескольких поколений аборигенов, «не прожившим» полноценно собственный опыт семейного воспитания [1].

Все вышеперечисленные факторы социализации оказывают влияние на становление и развитие молодого человека, представителя коренных малочисленных народов Севера.

За последнее время у народов Севера произошло изменения во взглядах на жизнь: появились представители интеллигенции: учёные, писатели, врачи; сформировалось стремление молодёжи к повышению уровня образования, к изменению бытовых и культурных условий жизни, к расширению профессиональной деятельности. Однако возможности формирования трудового потенциала современного поколения малочисленных народов Севера раскрыты далеко не полностью, и во многом зависят от состояния их физического и психологического здоровья.

Здоровье является условием успешного функционирования жизнедеятельности человека, и во многом определяет качество жизни [3]. В последнее время в рамках социально-психологических исследований активно ведётся изучение психологического здоровья личности, выделение его основных компонентов, критериев; актуален вопрос поиска взаимосвязи между личностными особенностями человека и показателями психологического здоровья.

Дать общее определение понятию «психологическое здоровье» современной науке пока не удалось, однако рассмотрение данного феномена неразрывно связано с той или иной теорией. На сегодняшний день в научной литературе представлено множество теорий, описывающих различные подходы к описанию здоровой личности. Свои определения и взгляды относительно здоровой личности высказывали представители бихевиоризма (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и др.), психоанализа (З. Фрейд, Г. Сал-ливан, К. Хорни), гуманистической психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу).

В рамках исследования нам интересна точка зрения А.В. Козлова, который считает, что психологическое здоровье представляет собой феномен, состоящий из ряда сфер, каждая из которых имеет различную частоту встречаемости, то есть занимает различную часть общего психологического здоровья. Среди сфер можно выделить душевное равновесие, просоци-альную ориентацию, физическое благополучие, гуманистическую позицию, стремление быть собой, творческое самовыражение, семейное благополучие, духовность, ориентацию на цель, интеллектуальное совершенствование [4].

Необходимо уточнить, что показатели психологического здоровья зависят от специфики возраста.

К психологическим характеристикам юношеского возраста можно отнести [5]:

- усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной структуры своего тендерного поведения, своего «образа» тендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины;

- завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

- подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии;

- подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;

- формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.);

- построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.

Вышеуказанные характеристики могут быть отнесены к показателям психологического здоровья.

Учитывая все выше перечисленные факторы, и специфику социализации молодежи КМНС была сформулирована цель исследования: выявить особенности психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера.

Методы и организация исследования

Для достижения поставленной цели было проведено исследование показателей психологического здоровья студенческой молодёжи из числа коренных малочисленных народов Севера. Необходимо отметить, что в рамках данного исследования психологическое здоровье рассматривается через просоциальную ориентацию, способность к самоорганизации, умение отстаивать свою точку зрения, готовность принимать людей такими, какие они есть, стремление к толерантности.

Изучение особенностей психологического здоровья осуществлялось с помощью методики «Индивидуальная модель психологического здоровья», разработанной А.В. Козловым [4], обработке подвергалось 4 вектора: стратегический вектор, просоциальный вектор, Я-вектор, гуманистический вектор. Социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения об участниках исследования и их ближайшего социального окружения были получены с помощью специально разработанной анкеты.

Базой исследования являлись образовательные учреждения среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Исследование проводилось в период с марта по ноябрь 2017 года.

Общая численность выборки исследования составила 192 человека в возрасте от 15 до 21 года, из них 102 - представители коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, ненцы. В контрольную группу вошли представители русского этноса в количестве 72 человек.

Статистический анализ данных исследования проводился при помощи программного пакета «SPSS Statistics 17.0», рассчитывался критерий проверки нормальности распределения Колмогорова-Смирнова, первичные описательные статистики, параметрический критерий сравнения для независимых выборок t-Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение При сравнении средних показателей психологического здоровья по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» и этнической принадлежности было выявлено различие на уровне статистической тенденции по шкале гуманистический вектор, что позволяет нам говорить о более высоких показателях в группе русских (t=1,821, при p<0,10) по сравнению с группой КМНС. Таким образом, мы можем предположить, что молодёжь русской этнической группы в большей степени готовы принимать людей такими, какие они есть, ценить личностные особенности и более гибко подходить к психологическим и этническим различиям в людях.

Особый интерес вызывает анализ средних значений показателей психологического здоровья в зависимости от места проживания в группе представителей коренных малочисленных народов Севера. Как видно из таблицы 1, выявлено различие на высоком уровне статистической значимости по шкале гуманистический вектор, что позволяет нам сделать вывод о более высоких показателях в группе КМНС, проживающих в условиях сельской местности, по сравнению с группой КМНС, проживающих в городских условиях. Полученные данные могут говорить о том, что для сельской молодёжи народов Севера характерно «преимущественно небольшое количество жителей, малая плотность населения и стабильность его состава, малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; социальная пассивность сельских жителей обусловлена, очевидно, и ограниченностью круга общения» [1], новые - городские, урбанизированные условия для молодых людей становятся фактором стресса, возрастания внутриличностных конфликтов, что в свою очередь может формировать у юношей нежелание принимать социальное окружение, адаптироваться к новым условиям жизни.

Таблица 1

Средние значения показателей по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» в зависимости от места проживания в группе представителей коренных малочисленных народов Севера *P < 0,01

Показатели психологического здоровья Место проживания t

Город Село

Стратегический вектор 7,85 8,10 -0,725

Просоциальный вектор 8,01 8,23 -0,577

Я-вектор 5,45 4,92 1,608

Гуманистический вектор 4,43 5,11 -2,604*

При анализе средних значений показателей психологического здоровья в зависимости от пола, в группе представителей коренных малочисленных народов Севера значимых различий не было выявлено, а в группе представителей русского этноса (таб. 2) было выявлено значимое различие по шкале стратегический вектор, что позволяет нам говорить о более высоких показателях в группе мужчин, по сравнению с женской группой; и по шкале Я-вектор в женской группе, по сравнению с мужской группой. Таким образом, мужчин представители русского этноса ставят адекватные цели, способны настроиться на работу, самоорганизованны, уравновешены, объективно оценивают жизненные ситуации, адекватно оценивают поведение людей, самодостаточны; женщины, наоборот, чувствуют себя не очень уверенно, не всегда могут отстоять свою точку зрения.

Таблица 2

Средние значения показателей по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» в зависимости от пола в группе представителей русского этноса *Р < 0,10; **Р < 0,01

Показатели психологического здоровья Пол t

Мужской Женский

Стратегический вектор 8,81 7,52 2,490**

Просоциальный вектор 8,24 8,74 -0,817

Я-вектор 4,76 5,56 -1,839*

Гуманистический вектор 5,24 5,12 -0,327

При сравнении средних значений показателей психологического здоровья в зависимости от наличия высшего образования родителей в группе представителей коренных малочисленных народов Севера были выявлены значимые различия по шкале Я-вектор - высокие показатели в группе молодых людей, чьи родители имеют высшее образование ^=2,100, при р<0,05), по сравнению с группой молодых людей, чьи родители не имеют высшего образования. Молодые люди, чьи родители имеют высшее образование более уверенны в себе, стремятся отстаивать свою точку зрения, готовы обращать на себя внимание социального окружения.

В группе русского этноса анализ результатов средних значений показателей в зависимости от наличия высшего образования родителей показал различие на уровне статистической тенденции по шкале стратегического вектора, таким образом, наблюдаются высокие показатели в группе молодых людей, чьи родители имеют высшее образование ^=1,825, при р<0,10), по сравнению с группой молодых людей, чьи родители не имеют высшего образования. Молодые люди, чьи родители имеют высшее образование, умеют ставит адекватные цели, способны настроиться на работу, самоорганизованны, уравновешенны, объективно оценивают жизненные ситуации, адекватно оценивают поведение людей, самодостаточны.

При анализе средних значений показателей психологического здоровья в зависимости от трудовой занятости родителей в группе представителей коренных малочисленных народов Севера значимых различий не было выявлено. В группе представителей русского этноса было выявлено достоверное различие по шкале стратегический вектор, что позволяет нам говорить о более высоких показателях в группе молодых людей, чьи родители трудоустроены ^=1,949, при р<0,05), по сравнению с группой юношей, чьи родители не работают.

Завершает исследование анализ результатов средних значений показателей в зависимости от наличия полной и неполной семьи в группе представителей коренных малочисленных народов Севера. Были выявлены различия на уровне статистической тенденции по шкале стратегический вектор, что говорит о более высоких показателях в группе молодых людей из полных семей ^=1,836, при р<0,10), по сравнению с группой молодых людей из неполных семей. У молодых людей, представителей русского этноса средние значения показателей по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» распределились следующим образом (табл. 3): выявлены значимые различия по шкале просоциальный вектор (показатели в группе молодых людей из полных семей, по сравнению с группой молодых людей из неполных семей); достоверные различия по шкале Я-вектор (показатели в группе молодых людей из полных семей, по сравнению с группой молодых людей из неполных семей). Так, можно предположить, что молодые люди из полных семей пользуются авторитетом в социальном окружении, умеют принимать общественные нормы и правила, коммуникабельны, умеют убеждать, скорее всего любят публичные выступления, ориентированы на взаимодействие и внимание окружающих, уверенны в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.