УДК 32.019.5
DO): 10.21209/2227-9245-2017-23-11 -(>2-<5Я
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
THE ROLE OF ETHNIC STEREOTYPES IN THE POLITICAL SOCIALIZATION OF THE YOUNG INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH
HI. II. Окорокова,
Северо-Восточный федеральный университет имени Al. li. А.м.мосова. г. Якутск [email protected]
M. OhoTokova, Notlh-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk
II. Д. Софронов,
Северо-Восточный федеральный университет имени Al. К. Аммосова, г. Якутск [email protected]
1'. Sofronov, North-Eastern Federal University named after Л/. Л\ Ammosov, Yakutsk
Осуществлен анализ роли н значения этнических стереотипов is процессе политической социализации молодежи коренных малочисленных народов Севера. Политическая социализация рассмотрена как процесс включения человека в политическую систему, усвоения политических ориентации и образцов поведения. Этнические стереотипы определены как устойчивые представления о различных качествах отдельною народа. а также предписания к действию в отношении людей этой национальности. Отмечено, что основной ролью этнических стереотипов является регулирование процессов межкультурных коммуникаций, интеграции, сотрудничества и т.д. Приведено описание результатов исследования -«Роль этнических стереотипов в политической социализации молодежи коренных малочисленных народов Севера^, Основное внимание в исследовании уделено анализу автостереотапов н гете росте ре оти пов, присущих современной молодежи коренных малочисленных народов Севера, ira основе которого выявлено их отношение к собственному этносу и представителям других национальностей. Авторами подтверждены основные свойства этнической идентичности, присущей молодежи коренных малочисленных народов Севера: эмоциональная окрашенность, устойчивость, усеченность, толерантность, коллективизм. Определены основные факторы и компоненты, влияющие на процесс политической социализации молодежи коренных малочисленных народов Севера. Среди них особое внимание сконцентрировано на интеллектуальном, ценностно-мотива иной пом, операциональном, эмоциональном и волевом компонентах. Исследована ро, п> высшей отколы и молодежных общественных организаций и движений в процессе политической социализации молодежи коренных малочисленных пародов Севера. Обосновано применение технологий социального партнерства в сочетании с госуда|>ственной поддержкой при реализации молодежной политики, в т.ч. п в отношении молодежи коренных малочисленных пародов Севера
Ключевые слова: молодежь: политическая социализация; агенты политической Социализации; компоненты политической социализации; политическая идентичность; этническая идентичность; этнические стереотипы; аагпоспг ереопгииы; гетеростереотипы; коренные малочисленные народы Севера
The analysis of the role and significance of ethnic stereotypes in the process of political socialization of young people of the indigenous minorities of the North is carried out. Political socialization is considered as the process oi including a person in the political system, assimilation of political orientations and patterns of behavior. Ethnic stereotypes arc defined as stable ideas about the different qualities of an individual people, as well as prescriptions [or action against people of this nationality. It is noted that the main role of ethnic stereotypes is the regulation of the processes of intercultural communication, integration, cooperation, etc. The results of the research "The role of ethnic stereotypes in t he political socialization of young people of indigenous minorities of the North" are described. The study focuses on the analysis of autostereotypes and heterostereotypes inherent in the modern youth of indigenous small peoples of the North, on the basis of which their attitude to their own ethnic group and representatives of other nationalities has been revealed. The authors confirmed the main features of the ethnic identity inherent in the youth of indigenous minorities of the North: emotional color, stability, truncation, toler-
© M. It. Окорокова, П. А. Софронов, 2017
62
a nee, collectivism, The main factors and components influencing the process of political socialization of the young indigenous iwoples of I ho North arc determined. Among them, special attention is focused on the intellectual, value-motivational, operational, emotional and volitional components. The role of higher school and youth public organizations and movements in the process of political socialization of the young indigenous peoples of the North is studied. The application of social partnership technologies in combination with state support in the implementation of youth policy is grounded, among others and in relation to the youth of indigenous peoples of the North
Key words: yottth; political socialization; agents of political socialization; components of political socializa-lion; political identity; ethnic identity; ethnic stereotypes; autostereotypes; heterostereotypes; indigenous small peoples of the North
ведение. Современные процессы модернизации политической системы России предполагают активное участие молодежи. В условиях многонационального состава страны необходимо учитывать специфику процессов и механизмов политической идентификации п политической социализации молодежи. 11роблема интеграции в современное общество, включения в социальные и политические структуры общества является особенно острой для молодежи коренных малочисленных народов Севера (далее— КМНС).
В современных условиях КМ11С ис-пытывают в своем развитии определенные трудности. Происходит процесс разрушения национальной культуры, традиций, обычаев, языка, что является важнейшей составляющей их культурного и духовного развития. Такие явления, как низкий уровень и низкое качество жизни, неразвитость социальной инфраструктуры, затрудняют получение КМНС качественных услуг, I; т.ч. и и области здравоохранения и образования. Недостаточное внимание со стороны государства уделяется развитию правовых н организационных механизмов, которые способствовали бы дальнейшему развитию самоуправления КМНС. В то же время следует отметить процесс повышения национальной самоидентификации КМНС. В отсутствии национально-территориальных образований у части северных народов, региональных национальных лидеров политическая социализация протекает, по большей части стихийно, под влиянием внешних факторов, и проходит как общероссийский процесс без учета влияния этнических и местных социально-эконо-
мических особенностей данной категории населения. Нее ;гго приводит к снижению качества политической социализации и степени вовлеченности участия в политический процесс молодежи КМНС. В условиях промышленного освоения Севера возрастает значимость не только экономического, но и социально-политического развития его населения, в котором важными н актуальными задачами являются, с одной стороны, сохранение самобытности КМНС, а с другой — их интеграция в политические процессы современной России.
Методология и методика исследования. Несмотря на то, что в последние годы активизировался исследовательский интерес к проблемам развития и адаптации КМНС н имеется ряд научных работ но различным аспектам данной проблемы, непосредственно изучение процесса политической социализации молодежи КМ11С остается мало изученным [2—5]. 15 центре внимания исследователей в основном находятся социально-политические и экономические проблемы сохранения самобытности и адаптации КМНС и условиях современного общества и промышленного освоения Севера, я также оценка эффективности проводимой государственной политики в отношении КМНС.
С точки зрения западных исследователей [8: 9], политическая социализация, как процесс включения человека в политическую систему, усвоения политических ориентации и образцов поведения, начинается с раннего детства и закрепляется и период молодости. При этом неотьемлемой частью политической социализации является не только усвоение молодежью и их со-
ответствие социальным нормам общества, но н его активная деятельность, направленная на оправдание ожиданий в отношении самого себя п на само преобразование социальной среды [6]. Особое место в процессе политической социализации занимают проблемы формирования этнических стереотипов, которые, в частности, помогают молодому человеку ориентироваться и политической жизни и определенным образом направляют его поведение в этой сфере. Как отмечает Е. В. Щетинина [7], через понимание и анализ функционирования этнических стереотипов можно отслеживать степень межкультурной интеграции п развития толерантности. Данная проблема вызывает интерес и в связи С особенностями, присущими молодежи — ее склонностью к влиянию разных политических сил, в т.ч. и экстремистских. Изучение этнических стереотипов молодежи важно не только в рамках исследования межэтнических отношений, конфликтов, но и имеет практический характер, что обусловлено ростом числа смешанных браков среди молодежи, увеличением доли иностранных студентов в высших учебных заведениях, установлением межэтнических контактов в сипу особенностей страны, в т. ч. и за счет притока мигрантов и т.д.
Результаты исследования и область их применения. С целью изучения этнических стереотипов, присущих студенческой молодежи КМНС, в 2017 г. нами проведено практическое исследование «Этнические стереотипы молодежи коренных малочисленных народов Севера». В данном исследо-
вании использовалась стихийная выборка. 15 перечень оцениваемых стереотипов вошли стереотипы молодежи трех этнических групп КМНС, проживающих не территории Республики Саха (Якутия): долганы, эвены и эвенки. 11ервая часть исследования ставила задачу проанализировать сложившиеся автостереотипы у студенческой молодежи КМНС, т. е. изучить представления о своем народе. Чаще всего автостереотипы имеют положительную окраску. Задачей второй части исследования явилось изучение гетеростереотипов молодежи КМНС, которое характеризует этническую толерантность. Данный вид этнических стереотипов связан с представлением о других пародах, которые могут иметь отрицательную окраску.
ходе исследования опрошено 23 человека (из них 52 % — девушки, 48 % — юноши) с первого по четвертый курс (1-й курс - 26 %, 2-й курс - 30 %, 3-й курс — 22 %, 4-й курс — 22 %) в возрасте 17...23 лет.
Исследование автостереотипов молодежи коренных малочисленных народов Севера. На первоначальном этапе основной задачей являлось выявление уровня этнической идентичности молодежи. Согласно результатам проведенного исследования, он оказался довольно высоким для всех этнических групп, что можно объяснить довольно развитым уровнем этнического сам осознания (табл. 1). Ответы оценены по пятибалльной шкале, в которой «5» означала «доброжелательно», «1» — «отрицательно».
Таблица I / Table 1
Уровень этнической идентичности представителей молодежи коренных малочисленных народов Севера, % / The level of ethnic identity of representatives of young indigenous peoples of the North, %
Уровень этнической идентичности / Level of ethnic identity Долганы / Dolgans Эвены / Evens Эвенки / Evenki
«5» 74,6 72,4 78,3
«4» 17,8 21,8 19,6
«3» 7,6 5,8 2,1
«2» 0 0 0
«11> 0 0 0
отметили доброту {07.7 %), доверчивость (04,2 %), смелость (54,8 %). а среди отрицательных — небрежность ( 19,3 %), лень (18,1 %), безволие ( 13,4 %).
Таким образом, у трех этнических групп отмечались общие черты, такие как смелость, доброта, лень, безволие. Такое совпадение черт возможно объяснить, во-первых, единым территориальным пространством проживания этих этнических групп; во-вторых, непосредственным контактом и ассимиляцией между собой. Все это приводит к единению народов it формировании общности национальных черт | I ].
Исследование этнических гетеро-стереотипов молодежи коренных малочисленных народов Севера. Полученные it ходе исследования данные позволили выявить размытость стереотипов молодежи КМНС в отношении других этносов. Респонденты более открыто и позитивно относились к представителям преобладающей части молодежи республики: русским (30,0 %) и якутам (34,4 %). Отношение к татарским и бурятским народам носило нейтральный характер. Больше всего недоброжелательности наблюдалось по отношению к народам Кавказа н Средней Азии (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Отношение молодежи коренных малочисленных народов Севера к другим этносам, % / Attitude of youth of indigenous small-numbered peoples of the North
to other ethnic groups, %
И следующем задании респондентам предлагалось отметить качества, наиболее характерные для своей этнической группы. Главными положительными характеристиками автостереотипов ету-дентов-долган, выявленными в процессе проведенного исследования, являлись: трудолюбие (57,3 %), смелость (48,0 %), скромность (41 %), доброта (38 %), Из отрицательных автостереотипов выделили следующие: лень (33,3 %), замкнутость (25 %), безволие (20 %). Такие результа-ты исследования говорят о дуалистическом стереотипе, который подразумевает двойственные представления о своем народе, например, «трудолюбивый» и «ленивый».
Большая часть опрошенных молодых эвенов склоняется к положительной характеристике. Такие качества, как доброта (75,3 %), смелость (08,0 %), отзывчивость (47,7 %). свободолюбие (43,4 %), являются самыми распространенными. Среди эпитетов отрицательного характера присутствуют лень (23,8 %) и раздражительность (18,0 %),
Для эвенкийской молодежи также характерно превалирование положительных стереотипов над отрицательными при описании своей этнической группы. Среди положительных характеристик респонденты
Этносы / Ethnoses «5» »4» «3» «2» «1»
Русские / Russians 36,6 28,5 26,9 6 2
Якуты/Yakuts 34,4 38,6 15 9 3
Татары / Tatars 18,3 15 54,3 7,4 5
Буряты / Buryats 16,7 19,3 46,4 11,6 6
Народы Кавказа / Peoples of the Caucasus 7,8 6,4 28,4 31,6 25,8
Народы Средней Азии / Peoples of Central Asia 11,2 8,4 16,2 32,4 17,8
11риведенные данные подтверждают характер общения молодежи KMI 1С с представителями других этнических групп. Самые доброжелательные отношения сложи-
лись с молодежью русской национальности, а самые негативные — с народами Кавказа п Средней Азии (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Характер общения с представителями этнических групп, % / Nature of communication
with representatives of ethnic groups, %
Характер общения / Character of communication Русские/ Russians Якуты / Yakuts Татары / Tatars Буряты / Buryats Народы Кавказа/ Peoples of the Caucasus Народы Средней Азии / Peoples of Central Asia
Доброжелательность / Goodwill 36,6 34,3 13 16,4 14,4 15,7
Открытость / Openness 42,3 21,4 13,3 15,2 5,8 4,8
Нейтральный характер общения / Neutral character of communication 26,6 287 48,6 42,6 34 38
Негативное отношение / Negative attitude 8,3 9 9,3 6,8 34 28
Неприкрытая агрессия / Uncovered aggression 1,8 1,2 1,4 2 3,2 2,4
Затрудняюсь ответить / Difficult io answer 4 9,6 10,4 12,4 18,2 16,4
Среди положительных черт русской национальности респонденты выделили до броту (84,8 %), свободолюбие (43,3 %), простодушие (38,4 %), среди отрицательных — лень (36,4 %), хитрость (26.4 %). По отношению к якутам они отметили доброту (83,3 %), скромность (48,8 %), миролюбие (38,04 %), замкнутость (24,2 %), лень ( 16.2 %). Среди татар превалирующими чертами назвали простодушие (26,У %). трудолюбие (18 %), миролюбие (14 %). замкнутость (12 %). Среди бурят отметили следующие черты: миролюбие (48,8 %), общительность (32,8 %), доброту (28 %), трусость (1!) %). Основными чертами народов Кавказа (»пи назвали свободолюбие (58,8 %), трудолюбие (52,4 %), щедрость (38 %), агрессивность (72,3 %), высокомерие (33,3 %). 11оотношению к жителям Средней Азии они назвали такие черты, как трудолюбие (77,4 %), свободолюбие (43 %), лживость (16.2 %), жадность (14 %).
Проведенный анализ степени близости для себя представителей других этносов позволил выявить следующие тенденции: абсолютное большинство респондентов в качестве желаемых супругов назвали русских (38,4 %) и представителей якутской национальности (26,8 %). К выборе друга
преимущество отдано русским (63,3 %), а затем якутам (42,3 %).
Выводы. Таким образом, во-первых, можно сделать вывод о преобладании положительных стереотипов над отрицательными при описании молодыми людьми своей этнической группы. Этнические стереотипы студенческой молодежи КМПС подтверждают основные ее свойства: эмоциональная окрашенность, высокая устойчивость, усеченность, схематичность, иррациональность, которые являются характерными для молодежи в целом.
Во-вторых, одним из факторов, оказывающих влияние на ход политической социализации молодежи КМ1 (С, является высокий уровень толерантности. Это качество присуще всем возрастным категориям КМПС. Именно толерантность позволяет с уважением относиться к традициям и быту доминирующего общества. То же самое должно к ним испытывать и государство, т. е. лояльно II терпимо относиться к их особенностям и не пытаться навязывать свои формы социального, культурного и политического устройства.
В-третьих, проведенное исследование подтверждает высокий уровень коллективизма, что определенным образом накладывает отпечаток на их политическую еоциа-
лизацию. Молодежи КМНС свойственны пассивность, выжидательная, потребительская позиция I! решении своих существующих проблем.
И-четвертых, среди факторов, которые могут оказать значительное влияние на рост политической активности и, естественно, социализации молодежи КМНС, можно выделить следующие:
- политику федеральных органов государственной власти, направленную на интеграцию коренных народов страны в единое общество;
- рост этнического самосознания коренного населения Севера;
- создание общественных объединений разных уровней, организации самоуправления, которые необходимы для развития молодежи.
Именно социальные институты, согласно Г. Хайману [10], служат инструментом формирования политических ценностей у граждан, в т. ч. и молодежи. В рамках нашего исследования можно выделить следующие два основных социальных института политической социализации молодежи коренных малочисленных народов Севера:
1) высшая школа;
2) молодежные общественные организации и движения.
В качестве первого агента политической социализации молодежи КМНС мы выделили высшую школу, которая содержит в себе огромный потенциал 1; силу специфических особенностей студенческой молодежи.
Особенность молодежных общественных организаций и движений как агента политической социализации заключается в двух основных моментах: во-первых, они отстаивают специфические интересы и потребности молодежи, во-вторых, выступают одним из активных субъектов и объектов в реализации государственной политики в отношении КМНС, Таким образом, молодежные общественные организации и движения служат одним из действенных инструментов политической социализации молодого поколения коренных малочисленных
народов Севера. В качестве примера можно привести деятельность Молодежного Совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Опираясь на сказанное, можно сделать вывод, что политическая социализация молодежи КМНС должна включать несколько компонентов: интеллектуальный, ценност-но-мотивационный, операциональный, эмоциональный и волевой.
Интеллектуальный компонент заключается в приобретении молодежью политических знаний, необходимых для гражданской жизни в рамках изучения социально-гуманитарных дисциплин, прежде всего политологии, социологии н правоведения и т.д.. что возможно осуществить в рамках учебных заведении.
[ Ценностно-моги Bai щонны и ком 110-нент свидетельствует о наличии сформированной системы гражданских отношений и выражается в деятельности молодежных общественных организаций и движений.
Молодость является периодом приобретения необходимых знаний, умений и навыков iî различных сферах общественной жизни п освоения гражданских процедур, что связано с наличием выраженных гражданских чувств. В этом и заключается роль операционального и эмоционального компонентов политической социализации. В качестве примера можно отметить навыки участия в выборах, митингах, собраниях общественных организаций, освоение умений организации различных общественных акций и т. д.
Волевой компонент тесно связан с операциональным и эмоциональным компонентами и может быть сформирован через участие в конкретных делах. 15 качестве ярких примеров выступает деятельность молодежных общественных организаций, студенческого самоуправления, землячества и т. д. Волевой компонент характеризует готовность и способность молодого человека к регуляции собственного поведения и мобилизации своих ресурсов в интересах общества.
Следовательно, молодежь KMIIC осознает свой инновационный потенциал и реализует его с помощью проводимой политики
государства. В этой связи особо актуальным становится применение технологий социального партнерства при ведущей роли государства. Такой подход позволит дать
мощнейший толчок к решению проблем молодежи коренных малочисленных народов Севера, сделать развитие всего общества поступательным и бесконфликтным.
Список литературы_
1. Гайфуллина II. Г., Талышева И. Д. Исследование этнических стереотипов у студентов Елабужского института Казанского (Приволжского) федеральною университета // Научное обозрение. Психологические пауки. 2014. № 1. С. 19-20.
2. Головченко Е, Проблемы молодежи и ценностные ориентации в современных условиях (на примере Красноселькупского района Ямало-I1енецкого автономного округа) // Власть. 20(17, № 7. С. 51 —54.
3. Маклашова Е. Г., Осинова О. I!. Место и роль этнической идентичности у молодежи (па примере Арктических территорий Якутии) //Этносоцнум и межнациональная культура. 2(114, .№ 8 (74), (1, 132—141.
4. Осипова О. П.. Маклашова К, Г, Особенности самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов Севера // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №4 (48). С, 537-548.
5. Осипова О. В., Маклашова Е. Г. Идентичности молодежи Арктики // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 139-144.
(>. Чирун СЛ. Теория и практика политической социализации молодежи // Isolation and unification vectors in the social development coordinate system (London, March 21 — March 20, 2014). Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2014, С. 34—37.
7.11 [етинпна Е.В. Этнический стереотип в условиях масскульгурпого диалога // 11аука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. Mtl (I I). (I. 190-195.
8. Easton I)., Dennis J. Children in the Political System: Origins of Political Legitimacy. New-York: McGraw-Hill, 1969.
9. Í less Ii. I)., Torney .I.V. The Development of Political Attitudes in Children. New-York: Doubleday and ro., 1908.
10. I lyinan 11. Political Socialization. A Study in Ihc Psychology of Political Behavior. Cloncoe: The Free Press, 1959.
References__
1. Gavfullina N. G., Talysheva I. A. Nauchnoe <¡bo-renie. Psihologicheskie nauM (Scientific review. Psychological sciences), 2014, no. I. p. 19—20.
2. Golovchenko E. Vlast (Power), 2007, no. 7, pp. 51-54.
3. Maklashova E. G., Osipova О. V. Etnosotsium i mezhnatsionalnaya kidtura (Ethnosocial and ethnic culture), 2014, no. 8 (74), pp. 132-141.
4. Osipova О. V., Maklashova E. G. Sovremennye issledovaniya sotsialnyh problem (elektronny nauchny zhurnal) (Modern researches of social problems (electronic scientific journal)), 2015, no. 4 (48). pp. 537—548.
5. Osipova О. V,, Maklashova E. G. Solsiologicheskie issledovaniya (Sociological researches), 2015, no. 5, pp. 139-144.
fi. Chirun S.N. Isolation and unification vectors in the social development coordinate system (London, March 21 — .March 2ti, 2014) (Isolation and unification vectors in 1 lie social development coordinate system (London, March 21 — March 2(>, 2014)). London: International Academy of Sciences and I ligher Education, pp. 34-37.
7. Shhetinina E.V. Nauka o chelovéke: gumanitarnye issledovaniya (Science about person: humanitarian researches), 2013, no. I (11). pp. 190-195.
8. Easton D., Dennis J. Children in Ote Political System: Origins of Political Legitimacy (Children in the Political System: Origins of Political Legitimacy). New-York: McGraw-Hill, 19t>9.
9. Hess R. I).. Torney J, V. The Development of Political Attitudes in Children (The Development of Political Attitudes in Children). New-York: Doubleday and со., 1908.
10. flyman II. Political Socialization. A Study in the Psychology of Political Behavior (Political Socialization. A Study in the Psychology of Political Behavior). Clencoe: The Free Press, 1959,
Коротко об авторше_
Окорокоии Матрена Мив.ювиы, канд. полит, наук, доцент кафедры истории, обществознания и политологии, Севе-ро-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия. Область научных интересов: государственная молодежная политика, политическая социализация, политическая региона.чистика [email protected]
(!офроноп Пет]» Афанасьевич, ст. преподаватель кафедры истории, об|цсстпозi шшя и политологии, (Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия. Область научных интересов: мировая политика и международные отношения, российская политика и политические технологии, политическое просвещение коренных малочисленных пародов Севера [email protected]
Briefly about the authors__
Miili voiiu OkorokoVH, candidate of political sciences, associate professor. History, Social Studies and Political Science department, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia. Sphere of scientific interests: slate youth policy, political socialization, political regional is I its
Pel г Sol'ronov, senior teacher, I listory, Social Studies and Political Science department, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakulsk, Russia. Sphere of scientific interests: world politics and international relations, Russian politics and political technologies, political education of indigenous minorities of Hie North
Образец цитирования _
Окорокова M. II., Софропов II. Л. Роль этнических стереотипов в политической социализации молодежи коренных малочисленных народов севера // Нести. Завайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 1!. С. 62-6!). 1)01: Ю.21209/2227-9245-2017-23-11-62-69.
Okorokova М., Sofronov P. The role of ethnic stereotypes in the political socialization of the young indigenous peoples of the North // Transbaikul State University Journal, 2017. vol. 23, no. 11. pp. 62-6!). 1)01: 10.21209/2227-9245-2017-23-11-62-69.
Дата поступления статьи: 12.11.2017 г. Дата опубликования статьи: 30,11.2017 г.