УДК 37.034:373.2
Мехоношина Е. О., Коломийченко Л. В.
Теоретические основания проектирования инновационного процесса нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Аннотация: В статье обосновывается актуальность проблемы педагогического проектирования в организации инновационного процесса дошкольной образовательной организации по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Рассматривается образовательный потенциал произведений изобразительного искусства в воспитании детей дошкольного возраста. Раскрыта сущность педагогических инноваций и назначение педагогического проектирования в их целенаправленной организации.
Ключевые слова: педагогическая инновация, педагогическое проектирование, нравственное воспитание.
Российская система образования в наше время испытывает существенные трансформации, связанные с возникновением альтернативных типов учебных заведений, с применением новых программ, с изменением сущности содержания образования, с использованием новых педагогических технологий и других педагогических инноваций. Понятие «инновация» впервые было применено в исследованиях XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую, предполагающее обновление, новшество или изменение.
Инновация, по определению В. А. Сла-стенина и других отечественных исследователей, - это комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств, приводящих к определенным качественным изменениям системы [7]. Процесс обновления отдельных элементов системы традиционно рассматривается как нововведение, имеющее место в любой сфере научного и практического знания, опыта, в любом виде деятельности. Многоаспектность применения данного термина свидетельствует о его полифункциональности и необходимости конкретизации в определенной области познания.
В современных условиях модернизации отечественного образования существует проблема феноменологического анализа понятия «педагогическая инновация». Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о его неоднозначности, широте смыслового наполнения, видовом многообразии. Традиционно педагогическая инновация рассматривается как новшество в области педагогики, целенаправленные прогрессивные перемены, вносящие в образовательную среду нововведения, улучшающие характеристики как образовательной системы в целом, так и отдельных ее составляющих компонентов. Конкретизируя данное понятие, Л. В. Коломийченко обогащает его смысловую сферу и трактует педагогическую инновацию как целенаправленный, концептуально обоснованный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс разработки, внедрения, мониторинга, презентации и трансляции новшеств [5]. Результаты исследований российских ученых В. И. Загвязинского, В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, Н. Ф. Ильиной, Т. И. Ша-мовой, свидетельствуют, что именно инновационная деятельность обеспечивает модернизацию образовательного процесса.
Результативность решения задач инновационной деятельности во многом предопределяется качеством ее проектирования, которое в настоящее время приобрело массовый характер. Результативность инновационного поиска педагога все больше зависит от его умения выстраивать свою деятельность на научной основе, планировать не только сам образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления развитием воспитанника и т. д. Сегодня именно проектирование дает наиболее эффективные средства для решения этих задач, позволяя конкретизировать будущие изменения, оценить и проанализировать ожидаемый эффект, последствия и значение предпринимаемых действий и проведенных мероприятий. Педагогическое проектирование рассматривается как прак-тико-ориентированная деятельность, целью которой является производство новых, оригинальных, современных, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности [1]. Широкое распространение в теории и практике дошкольного образования получила формулировка педагогического проектирования как целенаправленной, тесно связанной с наукой деятельности, которая предполагает в процессе своего формирования разработку модели, проекта и плана, необходимых для структурирования входящих в основу проекта содержания, форм, методов, средств, условий, а также для определения цели и задач предстоящей педагогической деятельности.
Педагогическое проектирование в системе инновационной деятельности дошкольной образовательной организации побуждает педагога к работе в инновационном режиме, стимулирует принятие нестандартных решений, что способствует повышению профессиональной компетенции, квалификации и саморазвитию педагога. Педагогическое проектирование выполняет ряд назначений, к важнейшим из которых
исследователи данной области относят исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую функции.
В силу своей многофункциональности проектная деятельность педагога может быть использована в качестве:
• доминирующего средства среди более широкого социально-образовательного фрагмента, к примеру, становления корпоративной культуры в пределах обучающейся организации;
• средства обучения и воспитания, играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных проектов;
• процедуры в рамках другой деятельности, к примеру, управления образованием;
• формы эволюции того или другого педагогического объекта.
Качество разработки и реализации педагогических проектов во многом предопределяется учетом генезиса проектной деятельности и соблюдением логики ее построения: педагогическое моделирование (разработка теоретического, схематического конструкта предстоящей деятельности), планирование, раскрывающее существенные устойчивые связи объектов проекта (обозначение основных целей, задач, мероприятий, сроков, ответственных за их проведение, предполагаемых результатов, методических продуктов и др.), педагогическое конструирование (последующая детализация разработанного проекта, обеспечивающая его воплощение в конкретных социокультурных и педагогических условиях) [1].
Педагогическое проектирование как один из гарантов успешности инновационной деятельности используется в организации работы с детьми по разным направлениям личностного развития, предусмотренным ФГОС ДО. В контексте проводимого нами исследования в области нравственного развития детей дошкольного возраста
необходимо обозначить основания, связанные с изучением образовательного потенциала произведений изобразительного искусства в данном процессе.
Основаниями актуальности проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются противоречия между:
• потребностью общества в повышении образовательного потенциала духовно-нравственных ценностей в системе дошкольного образования и обострением конфликта между априорными ценностями традиционного воспитания (патриотизм, милосердие, коллективизм, благотворительность) и воспитательными доминантами нового времени (инициативность, предприимчивость, конкурентоспособность);
• масштабным наследием фундаментальных отечественных исследований в данной области и их невостребованностью в современной теории и практике дошкольного образования;
• традиционным содержанием и технологией нравственного воспитания и отсутствием целевых ориентиров, задающих перспективные основания организации работы в данном направлении с учетом специфики современных детей;
• необходимостью вовлечения в процесс нравственного воспитания ближайшего социального окружения ребенка и современными проблемами семейных отношений, связанными с нивелированием ценностей брака, семейно-бытовой культуры, негативными следствиями которого являются нестабильность семейных связей, ощущение детьми зыбкости семейного очага, неуверенности в собственных силах и поддержке со стороны близких;
• потребностью социума в повышении качества нравственного воспитания и низким уровнем компетентности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе.
Проблема нравственного воспитания находит свое отражение в исследованиях многих отечественных ученых (Р. С. Буре, А. В. Запорожца, Н. А. Зориной, Л. В. Коломийченко, С. А. Козловой, А. Д. Кошелевой, И. Н. Курочкиной, И. С. Марьенко, Я. З. Не-верович). По мнению Р. С. Буре, результатом нравственного воспитания является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [2]. Применительно к контингенту нашего исследования (дети среднего дошкольного возраста) следует отметить, что в возрасте 4-5 лет активно развивается эмоциональная сфера ребенка, происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам, появляется чувство гуманности в отношениях между детьми, интерес к занятиям, отражающим содержание нравственно-этической культуры. В данный период дети активно осваивают правила поведения, что постепенно приводит к возрастающей дисциплинированности и организованности. Задачи нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста, по мнению А. В. Запорожца, предусматривают развитие нравственных чувств, поведения, представлений [4].
Нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется под влиянием разных факторов (условий, обстоятельств, причин), которые либо способствуют данному процессу, либо снижают его эффективность, либо вовсе его блокируют. Влияние разных факторов (наследственность, среда, активность индивида, воспитание) неоднозначно и зачастую непредсказуемо. Вместе с тем признание особой значимости целенаправленного воспитания в этом процессе позволяет ориентироваться на него как на один из наиболее существенных факторов.
Традиционно нравственное воспитание рассматривается как специально органи-
зованный в системе общественного образования и семейного воспитания процесс, направленный на достижение планируемого результата (цель воспитания) в ходе выполнения определенных, последовательных шагов (задач), относящихся к когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферам, реализуемый на конкретном содержании, отражающем разные элементы нравственно-этической культуры, доступной детскому восприятию в определенные возрастные периоды, осуществляемый посредством алгоритмизированной системы средств, методов и форм организации при наличии определенных условий и качественного отслеживания результатов [6].
При всем многообразии средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможности использования произведений изобразительного искусства в данном направлении личностного развития исследованы недостаточно. Вместе с тем, обладая высоким воспитательным потенциалом, произведения изобразительного искусства могут являться эффективным средством нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
• грамотного теоретического обоснования воспитательных возможностей произведений изобразительного искусства;
• определенности основных параме-тральных характеристик нравственного развития детей среднего дошкольного возраста, в соответствии с которыми изучается воспитательный потенциал произведений изобразительного искусства;
• разработанности инновационного проекта «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства».
Искусство занимает одно из ведущих мест в системе средств личностного развития. По мнению Е. В. Гарапучик, воспитательная сила произведений изобразительного
искусства заключается в том, что благодаря им предоставляется возможность пережить отраженное в них событие эмоционально. В процессе созерцания произведений изобразительного искусства у ребенка появляется возможность выразить сочувствие герою произведения, сверстнику, благодаря чему рождается желание оказать помощь, проявить сопереживание. Перенос эстетических переживаний в сферу реальных отношений детей дошкольного возраста способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками [3].
В целях практического подтверждения ряда гипотетических посылок была проведена опытно-поисковая работа, в ходе выполнения которой были конкретизированы параметральные характеристики, осуществлены подбор и модификация диагностического инструментария и начальная диагностика уровня нравственного развития детей. Основная часть проекта представлена произведениями изобразительного искусства, отражающими ценности нравственно-этической культуры в соответствии с изучаемыми темами («Я и моя семья», «Разное настроение», «Человек и его поступки», «Этикет»). Технологическая часть проекта предусматривает включение содержания произведений изобразительного искусства в разные виды деятельности (познавательная, речевая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, игровая и т. д.), использование словесных, наглядных и практических методов (беседы,рисование и аппликация на основе рассматриваемых произведений изобразительного искусства; сюжетно-ролевые, дидактические, речевые игры, отражающие их содержание; разучивание пословиц и поговорок, соответствующих темам работы; слушание, разучивание и исполнение песен, танцев на основе произведений изобразительного искусства).
В организации и проведении опытно-экспериментальной работы по нравствен-
ному воспитанию детей 4-5 лет посредством разработанного проекта инновационной деятельности нами были обозначены подходы, реализация которых помогает обеспечить результативность формирования данного личностного образования в рамках осуществления исследовательских задач.
Реализация системно-структурного подхода в нашем исследовании предполагает организацию педагогического процесса как цельной педагогической системы, в которой все ее компоненты взаимосвязаны: цель оценивается как содействие нравственному воспитанию детей 4-5 лет; программа отражает содержание произведений изобразительного искусства и саму изобразительную деятельность детей, насыщенную ценностями нравственно-этической культуры; контрольно-оценочный компонент предполагает проверку результатов по основным компонентам
нравственного развития. Аксиологический подход в нашем исследовании помогает расценить содержание процесса развития нравственной сферы посредством интеграции средств изобразительной деятельности в аспектах нравственных ценностей общества. Использование личностно-ориенти-рованного подхода в нашем исследовании предполагает понимание нравственного развития как личностного образования в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер как гаранта гуманных отношений.
Обозначение теоретических оснований инновационной деятельности задает определенный концепт разработки и реализации проекта, позволяет повысить уровень методологической рефлексии педагога и определяет возможности его профессионального роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.С.100-105.
2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
3. Гарапучик Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства / Е. В. Гарапучик, И. А. Стрельбицкая, Е. В. Бокарева // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 284-287.
4. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985. С. 8-23.
5. Коломийченко Л. В. Сущность и генезис педагогических инноваций в организации сетевого взаимодействия социального развития детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: инновации, перспективы развития: коллективная монография / Л. В. Коломийченко, Л. В. Трубайчук, Л. Н. Худякова [и др.]; под науч. ред. Л. В. Трубайчук. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С. 43-76.
6. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 160 с.
7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. С. 43.