YAK 372.3 ББК 74.102.3
ПРОБЛЕМЫ СОиИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАУИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
PROBLEMS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION AND THE PROSPECTS FOR THEIR RESOLUTION
Рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования, их позитивные и негативные последствия в контексте реализации современных нормативных документов. Раскрываются сущностные характеристики понятий «социальное развитие» и «социальное воспитание». Обозначаются проблемы современного состояния практики социального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Обозначаются перспективы научных изысканий и практического поиска путей совершенствования педагогического процесса в данном направлении личностного развития детей.
The author analyzes current trends of pre-school education development, their positive and negative effects in the context of the current regulations. The essential characteristics of the concepts «social development» and «social education» are revealed. The problems of social development and education of preschool children are identified. The author defines the prospects of scientific research and ways for educational process improvement in the direction of personal development of children.
Ключевые слова: социальное развитие, социальное воспитание, социальная культура, компетентность.
Key words: social development, social education, social culture, competence.
Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется рядом позитивных тенденций:
- интенсивное проведение фундаментальных исследований, раскрывающих методологические основания организации педагогического процесса в условиях полипарадигмального образовательного пространства;
- вариативность содержания и форм дошкольного образования;
- масштабность практико-ориентированных изысканий в области содержательных, технологических и мониторинговых компонентов образовательной деятельности;
- богатое дидактическое и диагностическое сопровождение взаимодействия педагогов с детьми;
- активное внедрение основополагающих принципов полисубъектного, комплексного, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного, средового подходов к организации педагогического процесса;
- разработка концептуальных оснований и содержания федерального государственного образовательного стандарта.
Л.В. КОЛОМИЙЧЕНКО
L.V. KOLOMIYCHENKO
Вместе с тем достаточно проблематичными остаются вопросы, связанные с определением границ вариативного поиска направлений личностного развития детей дошкольного возраста, требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, соотношения образовательных областей, представленных в разных документах. Так, к примеру, в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве одного из направлений личностного развития рассматривается развитие социально-личностное, реализуемое по ряду образовательных областей (структурно-смысловых единиц содержания дошкольного образования, определяющих адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей) [3]. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта данное направление личностного развития представлено как социально-коммуникативное и рассматривается как образовательная область (структурная единица содержания образования, представляющая определённое направление развития и образования детей) [4]. Подобное смешение понятий и подмена частных характеристик приводит, во-первых, к недопониманию сущностных оснований данных категорий, а во-вторых, влечёт за собой неоднозначное толкование используемых терминов.
В предложенной в центральной печати версии 15.07.2013 отмечается, что представленный проект является «доработанным вариантом по результатам общественного обсуждения». Кафедра дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) принимала участие в этом обсуждении и наряду с другими предложениями рекомендовала оставить прежнее название - «социально-личностное развитие» взамен предлагаемого в предыдущем варианте «коммуникативное развитие». Основанием такого предложения является потребность ученых и практиков в чётком разведении данных понятий.
Исследования, проводимые в лаборатории социального развития детей дошкольного возраста ПГГПУ, позволяют более детально рассмотреть сущность социального развития и обозначить проблемы, которые могут возникнуть в процессе реализации данного направления в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Анализ истории и современного состояния проблем социального воспитания свидетельствует о различных направлениях научного поиска в построении целостного педагогического процесса. Психолого-педагогические основы социального развития и воспитания детей дошкольного возраста представлены в исследованиях С.А. Козловой, Р.М. Чумичевой, О.В. Дыбиной, А.А. Май-ер, Л.В. Трубайчук, Т.Ю. Купач и др. (разработка новых концепций); А.Д. Ко-шелевой, А.Д. Шатовой, Т.А. Репиной, Л.В. Любимовой, О.В. Прозументик, Т.В. Маловой, М.И. Богомоловой, Т.В. Антоновой, А.М. Виноградовой, В.И. Петровой, Т.Д. Стульник, Ю.С. Григорьевой и мн. др. (психологические проблемы социального развития, изучение различных сфер социальных ценностей как содержательной и технологической основы педагогического процесса); М.Л. Иваненко, М.В. Кирилиной, Л.М. Захаровой, Л.В. Трубайчук и др. (изучение проблем становления социальной компетентности детей и воспитывающих их взрослых); Е.А. Конышевой, Э.В. Онищенко, Н.Е. Татаринцевой, Л.В. Градусовой и др. (проблемы формирования межличностной, гендерной, этнической толерантности).
Анализ имеющихся исследований позволяет утверждать, что социальное развитие как психологический феномен представляет собой динамичный, перманентный процесс усвоения и интериоризации ценностей социальной культуры, осуществляемый в ходе социализации. По мнению Д.И. Фельдштей-на, процесс социального развития не может ограничиваться лишь адаптацией индивида к социальному окружению, поскольку оно осуществляется в социокультурном пространстве по мере приобщения человека к культурным
ценностям, их присвоения и сотворения, что связано с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции [5]. Следовательно, социальное развитие представляет собой постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон - социализации и индивидуализации. Социализация выступает в нем как процесс присвоения ребёнком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта культуры. Как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, социализация и индивидуализация порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.
Смысл успешного социального развития может раскрываться через творческую социализацию и индивидуализацию, опосредующую сотворение человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия, в котором важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» социокультурных ценностей, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность культуротворче-ства и прогрессивного развития социума (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
Определяя механизмы социального развития детей дошкольного возраста, мы ориентировались на функциональные компоненты деятельности общения, рассматриваемой нами в качестве основного условия, средства и цели социализации-индивидуализации. В соответствии с исследованиями Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина и др. нами обозначен ряд сущностных характеристик данного вида деятельности:
- общение как взаимодействие социальных субъектов с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности является одним из важнейших факторов психического и социального развития;
- его особое значение в процессе социального развития обусловлено многочисленными функциями (контактной, информационной, социально-перцептивной, побудительной, координационной, интерактивной, коммуникативной, воспитательной, развивающей и др.), способствующими реализации социальных потребностей (в самоутверждении, признании, активности, поддержке);
- содержанием общения как основы формирования отношений с их различной активностью, избирательностью является культура как совокупность ценностей, передаваемых и присваиваемых в процессе взаимодействия.
Процесс социального развития обеспечивается набором тех социокультурных ценностей, которые являются доминирующими в сфере отношений между людьми как на протяжении всей истории, так и в конкретный временной период. Усвоение этих ценностей осуществляется в соответствии с различными основаниями идентификации, имеющими свои сущностные характеристики, связанные с возрастными особенностями развития человека. Изучение особенностей социокультурной идентификации детей дошкольного возраста позволило определить логику освоения разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, этнической, правовой, конфессиональной).
Успешность социального развития предопределяется влиянием разных факторов (генетических оснований, предметной, пространственной и социальной среды, активностью индивида), важнейшим среди которых является целенаправленное социальное воспитание. Социальное воспитание детей дошкольного возраста мы рассматриваем как целенаправленное, содержательно-наполненное, технологически выстроенное и результативно-диагностируемое взаимодействие воспитателя с ребёнком, обеспечивающее своевременное (соответствующее возрасту) и качественное (соответствующее нормативным требованиям) социальное развитие, проявляющееся в наличии базиса отношений к социокультурным ценностям [2].
Цель социального воспитания рассматривается как формирование базиса социально значимых отношений к общественным явлениям: гуманного -к людям, бережного - к достояниям социальной культуры и результатам человеческого труда, уважительного - к истории, праву, государственным символам, толерантного - ко всему «иному» в человеке (возрасту, полу, национальности, вероисповеданию).
Содержание социального воспитания должно быть представлено доступными в конкретные возрастные периоды дошкольного детства элементами разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, народной, национальной, правовой, конфессиональной) в соответствии с различными основаниями социокультурной идентификации. В соответствии с её динамикой последовательность предъявления разных видов социальной культуры следующая: в младшем дошкольном возрасте в содержании социального воспитания могут быть представлены элементы нравственно-этической, гендерной, народной культуры; в среднем дошкольном возрасте содержание социального воспитания обогащается элементами собственной национальной культуры; в старшем (5-6 лет) - элементами национальных культур представителей ближайшего регионального окружения; в 6-7 лет - элементами правовой, конфессиональной культуры, национальных культур представителей дальнего зарубежья.
Технологические аспекты социального воспитания определяются посредством генезиса освоения детьми ценностей социальной культуры: от первичного восприятия - к освоению, интериоризации социокультурных ценностей в различных доступных видах деятельности и от них - к культуротвор-честву.
Несмотря на многоаспектное изучение проблем социального воспитания детей дошкольного возраста, существующая практика свидетельствует о серьёзных недоработках по данному направлению личностного развития. Современная теория и особенно - практика дошкольного образования имеют ряд ярко выраженных негативных тенденций, к наиболее распространённым из которых мы относим: отсутствие единых концептуальных оснований социального воспитания детей во все возрастные периоды дошкольного детства; недооценка роли психологических механизмов, неопределённость основных параметров социального развития в каждый возрастной период; необоснованность логики содержательного наполнения педагогического процесса, его технологическая несостоятельность; низкий уровень профессиональной компетентности воспитателей, психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей [1].
Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений показал низкий уровень организации педагогического процесса по данному направлению личностного развития детей. Прежде всего, это связано со слабой ориентацией руководителей и педагогов в современных комплексных и парциальных вариативных программах, отражающих разные аспекты социального развития и воспитания. Ориентация на отдельные парциальные программы предопределяет избыточность, содержательное доминирование отдельных видов социальной культуры. Игнорирование возрастных оснований культурологической идентификации зачастую приводит к перегрузке содержания, к усложнению воспитательных задач. Отсутствие элементов региональной культуры, ограничение краеведческого материала делает содержание работы с детьми отстранённым от конкретных ценностей ближайшего окружения, нарушает принцип доступности и близости информации социальному опыту ребёнка.
Особую тревогу вызывает несовершенство процедуры отслеживания результатов социального воспитания. Поскольку в различных нормативных документах содержание этого раздела рассредоточено по разным видам деятельности, в практике работы обнаруживается полная несостоятельность педагогов в определении целей и задач, показателей, критериев оценки, уров-
ней социального развития. Динамика достижений ребёнка в пределах одного возрастного периода нефиксируема; мониторинг качества работы по данному направлению осуществляется ситуативно, порой, с применением неадекватных методик, отражающих лишь отдельные проявления уровня освоения используемых программ.
Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о доминировании авторитарного стиля взаимодействия педагогов с детьми, его немотивированном, учебно-дисциплинарном характере; имеются сложности установления личностно ориентированного взаимодействия: недостаточный учёт индивидуальных половых, национальных особенностей, редкая возможность самостоятельного выбора детьми занятий по интересам, нетерпимое отношение к их затруднениям, частое ограничение детской активности, порицания, запрещения, доминирование педагога над детьми в указаниях, требованиях и т. д.
Суммарные результаты диагностики психолого-педагогической компетентности родителей позволили констатировать ряд фактов, свидетельствующих о недостаточных потенциальных возможностях семейного воспитания в социальном развитии детей дошкольного возраста: низкий уровень психолого-педагогической компетентности и социальной культуры родителей; недопонимание ими самоценности дошкольного детства в социально-личностном развитии; масштабность, фронтальность форм и методов взаимодействия детского сада и семьи; отсутствие информации о специфике, индивидуальных особенностях, типологических характеристиках семей воспитанников у воспитателей и руководителей дошкольных образовательных учреждений; нивелирование идеи дифференцированного подхода к организации психолого-педагогического просвещения родителей; отсутствие субъект-субъектного взаимодействия в триаде «воспитатели - дети - родители»; эпизодичность в работе детского сада с семьёй, отсутствие поэтапной системы взаимодействия по вопросам личностного развития дошкольников.
Перспективы разработки теоретических основ социального развития и воспитания детей дошкольного возраста в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования могут быть связаны с освещением следующих проблем:
- изучением роли социальной культуры не только как содержательной, но и ценностно-смысловой, технологической основы организации педагогического процесса по данному направлению;
- детализацией процедуры комплексного использования основных общенаучных подходов к изучению и проектированию социального воспитания (системного, синергетического, антропологического, культурологического, аксиологического, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного, полисубъектного, средового, комплексного);
- исследованием механизмов социального развития детей дошкольного возраста и их учётом в организации социального воспитания;
- разработкой единой концепции социального воспитания детей дошкольного возраста, целостной педагогической системы, фиксирующей сущностные характеристики содержания и педагогической технологии средствами социальной культуры;
- конкретизацией закономерностей и принципов социального воспитания по отношению к содержательному, технологическому и контрольно-оценочному компонентам педагогического процесса;
- систематизацией основных параметров (показатели, критерии, уровни), раскрывающих качественные характеристики социального развития по всем возрастным периодам дошкольного детства.
Прикладные аспекты совершенствования процесса социального воспитания могут отражать:
- разработку модели, программ, технологий, диагностического, методического и дидактического сопровождения педагогического процесса
(пакет диагностических методик, настольно-печатные игры, блочно-темати-ческие планы, конспекты, тематические альбомы, видеотеки и др.);
- организацию целенаправленного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам социального воспитания, способствующего росту психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей;
- систематическое проведение курсов повышения профессиональной квалификации и компетентности воспитателей и узких специалистов;
- включение содержания, отражающего теоретические основы и прикладные материалы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста в программы спецкурсов, спецсеминаров, научно-исследовательских семинаров специалистов, бакалавров и магистрантов педагогических вузов с целью становления их профессионального интереса к социальным аспектам личностного развития детей, социокультурной компетентности;
- обеспечение широкой трансляции результатов инновационной образовательной деятельности по проблемам социального развития и воспитания детей дошкольного возраста (планы работы творческих и методических объединений, опыты организации нововведений и др.).
Литература
1. Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности [Текст] / Л.В. Коломийченко. - Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2008. - 139 с.
2. Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования [Текст] / Л.В. Коломийченко. - Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2008. - 154 с.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 5-11.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 8-22.
5. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : Флинта, 1997. - 295 с.