раздел V
проблемы позитивной социализации обучающихся: опыт и перспективы социального развития и воспитания
УДК 37.035
Груздева и.В., Коломийченко Л.В.
Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются вопросы преемственности в социальном воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста; анализируется современная нормативно-правовая база системы образования в области социализации обучающихся, даны комментарии к программам Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» иЛ.В. Коломийченко, И.В.Груздевой «Основы социокультурного проектирования».
Ключевые слова: преемственность в социальном воспитании, культурологический подход, социокультурное развитие, программы социального воспитания и обучения.
В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Концептуальные идеи модернизации образования, введение в действие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование выделено как первое звено в системе общего непрерывного образования, направлены на процесс позитивной социализации обучающихся.
Для последовательного решения задач, обозначенных в стратегических документах системы отечественного образования, обязательным условием является непрерывность, а значит - преемственность воспитательно-образовательного процесса. Изучение непрерывности образования более полутора веков находится в центре внимания зарубежной и отечественной педагогической общественности. Сегодня, когда выдвигаются требования, прежде всего к воспитанию
личности в дошкольном и начальном образовании, от которых в значительной степени может зависеть качество обучения, воспитания и развития личности на последующих этапах, проблема преемственности имеет особое значение.
Определение сущностных характеристик, содержания, структуры и поиска путей реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей подготовительной группы детского сада и обучающихся начальной школы является одним из активно развивающихся направлений исследований в современном образовательном пространстве.
В современной теории и практике социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется ряд противоречий, актуализирующих проведение научного поиска в данном направлении:
- на социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена рассогласованием между социальным заказом общества в сохранении ценностей соци-
альной культуры в ходе непрерывного образования и отсутствием преемственности социального воспитания детей в образовательной практике;
- на научно-теоретическом уровне актуальность изучаемой нами проблемы обусловлена расхождением между результатам и фундаментальных работ в области наук, исследующих социальные аспекты общественного и личностного развития, проблемы преемственности (философия, социология, культурология, психология), и недостаточным использованием имеющихся знаний в образовательном процессе;
- на научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между существенным теоретическим обоснованием организации социального воспитания детей детского сада и обучающихся начальной школы и локальной разработкой прикладных материалов (программ, технологий), раскрывающих возможности реализации принципа преемственности в данном направлении личностного развития в системе начального образования.
Необходимость разрешения обозначенных противоречий послужила причиной для проведения научного исследования, связанного с теоретическим обоснованием и экспериментальным изучением преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза проводимого нами исследования сформулирована в соответствии с проектом деятельности ЦИО и состоит в том, что реализация принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста будет результативна, если:
- дано теоретическое обоснование этого процесса на уровне дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС ДОО и ФГОС НОО, механизмами социального развития детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста;
- разработана структурно-функциональная модель реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей подготовительной группы детского сада и обучающихся младших классов начальной школы, включающая все компоненты педагогического процесса и взаимодействие всех субъектов;
- конкретизированы сущностная и пара-метральные характеристики социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста как результата социального воспитания;
- разработан и реализован комплекс педагогических условий, способствующих реализации принципа преемственности.
Исходя из гипотезы обозначены задачи исследования:
1. Осуществить теоретическое обоснование социального воспитания как целостного педагогического процесса, социокультурной компетентности обучающихся младших классов начальной школы как его результата, необходимости реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Выявить сущность и параметральные характеристики социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста.
3. Конкретизировать понятие «преемственность социального воспитания» и выявить педагогические условия ее реализации в процессе социального воспитания детей подготовительной группы детского сада и обучающихся младших классов начальной школы, экспериментальным путем подтвердить их результативность.
4. Разработать структурно-функциональную модель реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей детского сада и учащихся начальной школы, апробировать ее в практике образовательных организаций смежных уровней образования.
Данные задачи связаны с теоретическим обоснованием объекта и предмета исследования, конкретизацией основополагающих понятий и параметральных характеристик социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста, а также с разработкой структурно-функциональной модели реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей детского сада и учащихся начальной школы, ее применения в практике образовательных организаций смежных уровней образования.
В процессе решения первой задачи, связанной с теоретическим обоснованием преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, были проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых, позволившие сделать следующие выводы:
1. Преемственность в педагогическом контексте обозначает взаимодействие(взаимосвязь, взаимодополнение)всех элементов педагогической системы на всех уровнях образования. В проводимом нами исследовании это взаимодействие изучается по отношению к социальному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Социальное воспитание мы рассматриваем как целенаправленный содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс приобщения детей к социокультурным ценностям, их интериоризациии культуротвор-чества.
2. Результатом социального воспитания детей дошкольного возраста является определенный уровень социального развития, проявляющийся в когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферах. Результативные ориентиры социального воспитания детей младшего школьного возраста представлены уровнем социокультурной компетентности, проявляющейся в информационной, коммуникативной,
операционально-деятельностной, мотиваци-онной, рефлексивной компетенциях.
3. Содержательную основу социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют разные виды социальной культуры, доступные восприятию и усвоению детьми в данные возрастные периоды (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной). Технологические компоненты социального воспитания отражают совокупность средств, методов, форм организации деятельности детей с учетом доминирующих механизмов социального развития. Основу технологических разработок социального воспитания детей дошкольного возраста составляет игровая деятельность, обеспечивающая освоение способов социального отношения в соответствии с механизмами эмоциональной идентификации и нормативной регуляции; в младшем школьном возрасте - проектная деятельность, способствующая обогащению социального опыта в ситуациях реального взаимодействия.
4. Реализация принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста предполагает:
- учет особенностей социального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (ориентация на основные механизмы и ведущие виды деятельности);
- взаимосвязь програмно-целевых, технологических и мониторинговых аспектов социального воспитания;
- достижение достаточного уровня профессионализма (компетентности) педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы в вопросах социального воспитания детей;
- взаимодействие субъектов образовательного процесса смежных уровней образования в ДОО и НОО (детей, педагогов, родителей и социальных партнеров).
Компоненты педагоги ческие
Основания разработки:
социальный заказ, отражающий потребность общества в не прерывном образовании, основные направления государственной образовательной политики, современные научные достижения в области социального воспитания детей дошкольного н младшего школьного возраста
ФГОС до
ФГОС ноо
Методологическая основа разработки технологии:
системный, компетентно стный, культурологический н деятельностный подходы
Цель: реализация принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
О
Программ! соинально-
комтникативного развития детей дошкольного возраста /(Дорогою доЗра^ реализуемая по разделам
«Человек среди людей», «Человек е историю:'. «Человек в культуре», «Человек е своги краг»
Формы организации:
-с овме стная д еят е льно сть педагога с детьми (НОД. режимные процессы, индивидуальная работа) -самостоятельная д еят е льно сть д ет ей: -взаимодействие с семьей Средства: познавалельно-ис след оват ельская деятельность: общение; игра
Программа «Основы социокультурного проектирования):' (ОСП) реализуемая по модулям ".Основы социальной культуры» {(¡Человек среди людей*. «Человек в историю;. «Человек в культуре», «Я гражданкн*); «Основы ироектно-исследовательскон деятельности» («Проект». «Исследование», «Представление работы».
«Информация». «Презентапия»):
Б за имодей ствие педагогов: ыетсднтежк объединения, педагогические советы, мастер-классы, тематические круглые столы, семинары,
конференции, презентации опыта
Формы организации:
-урочная (предмет б УН);
-внеурочная (цикл
классных часов): -внепредметная [спецкурс. кружок и т.д.).
Средства: проектно-нсследовательская деятельность;
С
Условия:
-учат Г|^плдттто-1 тдд г-птпгагтт.то-,тг,р□ -ттмзтит ^г дтзгртттд- г.гтлгттгпгттдттч-.ттигтатшш'л тттт^тттлт^т^л ЕОЗраста (ор1[=НТЭ1П[Л
на осжоене:£ жш-л: и аедупше ен1ы деятельности);
-прЕ=м-;1Е.;нностъпрогрзлшс-ЦЕ^ЕЕЬи. тталвжогжчжЕэга киошгторннгоЕых агпЕкговIоктального воспитания; -поеыгзниз уровня гтроф £1:1[ок=.-ьно]"[ К£'ыпетентнсстж педагогов дошкольных образовательных организации н начальной еееолы е вопросах сошсального восгаггання детей;
-е^имоджтене суоъеетое образовательного процкеа е детсжои саду и начальной школа- (детей, ПЕдаготоЕ, Родителей).
О
Когнитивная сфера
Поведенческая сфера
Эмоционально-члгБСТБенная сфера
К
Информационная компетенция
Коммуникативная компетенция
Операционально -деятельно стная компетенция
Рефлексивная компетенция
Мо тнвапнонная компетенция
О
Результат: обеспечение преемственности прогр^ммн о -целевых технологических и контрольно-оценочных компонентов социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Рис. 1. Структурно-функциональная модель реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Решение второй задачи связано с выявлением сущностных и параметраль-ных характеристик социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста.
Анализ понятия «социокультурная компетентность» позволил рассмотреть его как интегральную характеристику личности, проявляющуюся в наличии знаний в области разных видов социальной культуры, интереса к ее изучению; готовности к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях; в социально значимых мотивах поведения; в адекватной результату оценке межличностного общения.
В исследовании определена структура социокультурной компетентности обучающихся младших классов (информационная, мотивационная, коммуникативная, операционально-деятельностная, рефлексивная компетенции), основу которых в дошкольном возрасте составляют когнитивная, эмоционально-чувственная и поведенческая сферы социального развития.
В процессе решения третьей задачи нами было конкретизировано понятие «преемственность социального воспитания» и были выявлены педагогические условия ее реализации в процессе социального воспитания детей подготовительной группы детского сада и обучающихся младших классов начальной школы, экспериментальным путем подтверждена их результативность.
Одним из таких условий в нашем исследовании рассматривается организация педагогического процесса в соответствии со структурно-функциональной моделью реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей детского сада и учащихся начальной школы, которая апробирована в практике образовательных организаций смежных уровней образования (рис. 1).
Анализ полученных результатов позволяет констатировать преобладание высокого уровня социального развития выпускников детского сада, освоивших программу Л.В. Ко-ломийченко «Дорогою добра». Полученные результаты отражены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты диагностики уровней социального развития выпускников детского сада ЭГ-1 (в %)
(апрель-май)
Изучение социокультурной компетентности обучающихся младших классов начальной школы в констатирующем эксперименте не показало существенных различий между детьми контрольной (КГ-3) и экспериментальной (ЭГ-2) групп. Значительные различия обнаруживаются в соотношении с результатами диагностики детей экспериментальной
группы ЭГ-1 (в уровнях социокультурной компетентности, в значении среднего балла и стандартного отклонения), воспитание которых осуществлялось по программе социально-коммуникативного развития «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко.
Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сведения о распределении детей младшего школьного возраста по уровням социокультурной компетентности на начальном этапе диагностики (в %)
Уровни ЭГ-1 (48 чел.) ЭГ -2 (52 чел.) КГ-3 (54 чел.)
Высокий 62,5 19,2 18,5
Средний 29,2 50,0 51,9
Низкий 8,3 30,8 29,6
Сопоставление результатов диагностики уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста, проводимой в детском саду (апрель-май), и социокультурной компетентности тех же
детей в школе (сентябрь-октябрь), свидетельствуют о том, что в целом уровень их социокультурной компетентности значительно выше, чем у детей ЭГ-2 и КГ-3 (табл. 2).
Таблица 2
Результаты диагностики детей группы ЭГ-1 (в %)
Уровни Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста (апрель-май) Социокультурная компетентность детей младшего школьного возраста (сентябрь-октябрь)
Высокий 70,8 62,5
Средний 25,0 29,2
Низкий 4,2 8,3
В процессе решения четвертой задачи нами были определены условия, способствующие реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Формирующий эксперимент проводился по ряду направлений взаимодействия со всеми субъектам и педагогического процесса (детьми, педагогами, родителями), а также с социальными партнерами.
Условия преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (направления):
- организация педагогического процесса в соответствии с системным, компетентност-ным, культурологическим и деятельностным подходами;
- достижение согласованности целевых, содержательных, операционально-
деятельностных и контрольно-оценочных компонентов педагогического процесса;
- включенность содержания социальной культуры в разные виды деятельности при доминирующей роли игры в дошкольном возрасте и социокультурного проектирования - в младшем школьном;
- взаимодействие педагогов ДОО и учителей начальной школы;
- осуществление социального партнерства.
Опытно-поисковая работа по первому направлению (взаимодействие педагогов с детьми) была построена с учетом всех компонентов педагогического процесса. Целевой и содержательный компоненты социального воспитания детей подготовительной группы детского сада и обучающихся младших классов начальной школы отражены в программе социально-коммуникативного
развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и программе «Основы социокультурного проектирования» Л.В. Коломийченко, И.В. Груздевой. Содержание программы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста представлено системой ценностей, отражающих взаимодействия между людьми разного возраста, пола, национальностей, специфику отношений человека с государством, законом и находит отражение в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае».
Программа формирования социокультурной компетентности обучающихся младших классов начальной школы «Основы социокультурного проектирования» состоит из двух модулей: «Основы социальной культуры» и «Основы проектно-исследовательской деятельности», каждый в свою очередь разделен на разделы и блоки. Усложнение содержания программы формирования социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста («Основы социокультурного проектирования») обеспечивалось обогащением материала по всем разделам программы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра». По сравнению с программой социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержание работы с детьми младшего школьного возраста было дополнено новыми темами.
Использование воспитательного потенциала проектной исследовательской деятельности в решении задач социального развития обусловлено ее значением в становлении ведущего механизма социализации детей младшего школьного возраста - социального опыта, теоретическое обоснование которого представлено в исследованиях Н.Ф. Головановой. В процессе работы над проектами дети не только осваивали содержание социальной культуры, обогащая тем самым информационную компетенцию,
но и вступали в коллективное обсуждение проблем, выдвижение гипотез, проводили социологические опросы, осуществляли презентацию собственных наработок, что способствовало становлению мотивацион-ной, операционально-деятельностной и рефлексивной компетенций.
Второе направление опытно-поисковой работы на формирующем этапе эксперимента (взаимодействие педагогов ДОО и НОО) было связано с совершенствованием профессиональной подготовки педагогов, организацией взаимодействия между педагогами детского сада и школы, повышением их компетентности в реализации преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На данном этапе решались задачи, не только связанные с повышением уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социального воспитания, но и с развитием у педагогов мотивации, с установлением между воспитателями и учителями профессионального и доброжелательного контакта. Проведение работы по данному направлению осуществлялось в форме: организационной; методической; совместно-деятельностной.
Для организации сотрудничества педагогов дошкольного и начального уровней образования мы выбрали проведение методических объединений, круглых столов, педагогических советов совместно ДОО и НОО, мастер-классов, презентаций, оформление информационно-методических стендов.
Исходя из того, что в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ» современные образовательные организации рассматриваются как открытые социальные системы (что предполагает наличие права устанавливать взаимоотношения с любыми организациями, учреждениями, предприятиями, частными лицами, которые высказывают заинтересованность в совместной работе и могут оказать помощь в образовательном
процессе), особое внимание в реализации задач третьего направления было уделено социальному партнерству, которое осуществлялось в разных формах - исследовательских, проектировочных, культурно-просветительских, образовательных.
Исследовательские формы были связаны с реализацией инновационных проектов в образовательном процессе. В рамках деятельности университетского округа ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ) был реализован проект «Социокультурное пространство гимназии - пространство выбора». По результатам этой деятельности ОО присвоен статус Центра инновационного опыта (ЦИО) Пермского края. Проектировочные формы позволили ОО совершенствовать содержание и технологии взаимодействия при разработке совместных программ, пособий. Культурно-просветительские формы способствовали повышению уровней компетентности и общей культуры субъектов педагогического процесса (педагогов, специалистов, родителей, детей). Образовательные формы социального партнерства предусматривают создание и реализацию единой образовательной среды. Активная работа в ассоциации общественно-активных школ, участие в международном проекте «Ассоциированные школы ПАШ
ЮНЕСКО, участие в работе Русской Ассоциации чтения, проведение методических мероприятий в рамках ЦИО дало возможность создать единую образовательную, творческую среду среди различных ОО г. Перми.
В процессе экспериментальной деятельности по четвертому направлению (взаимодействие ОО с родителями) были использованы организационные, информационно-просветительские и сов-местно-деятельностные формы работы.
Изучение уровня социокультурной компетентности обучающихся младших классов начальной школы как личностного образования на контрольном этапе ОПР осуществлялось по диагностическим методикам, которые применялись в констатирующем эксперименте. Анализ полученных нами результатов может свидетельствовать о результативности проведенной работы, а также о доступности и адекватности возрасту программного содержания форм и методов работы со всеми субъектами педагогического процесса, правомерности определения условий, способствующих реализации задач принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста (рис. 3).
Сравнение результатов, полученных в ходе ОПР, позволяет судить о существен-
ЭГ-1(н.д) ЭГ-1 (и.д.) ЭГ-2 (н.д.) ЭГ-2 (и.д.) КГ-3(н.д.) КГ-3{и.д.;
Рис. 3. Сведения о распределении детей младшего школьного возраста по уровням социокультурной компетентности на итоговом этапе диагностики (в %)
ных различиях между детьми контрольной и экспериментальных групп по уровням социокультурной компетентности. Для доказательства достоверности и объективности результатов исследования данные, полученные в ходе ОПР, были обработаны методами математической статистики. Из возможных критериев оценивания достоверности выдвинутой гипотезы был выбран критерий -угловое преобразование Фишера.
В результате выявлены достоверные (статистически значимые) различия между процентными долями детей, имеющих высокий и низкий уровни сформирован-ности социокультурной компетентности в двух выборках как на констатирующем, так и на формирующем этапе ОПР.
Таким образом, гипотеза исследования получила теоретическое и эмпирическое подтверждение, правомерность решаемых задач.
список ЛИТЕРАТУРЫ
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций и групп кратковременного пребывания, учителями начальной школы во внеурочной деятельности, группах продленного дня, а также преподавателями среднего и высшего уровня педагогического образования и организаций переподготовки педагогических кадров.
В заключение хочется отметить, что проведенное исследование не в полной мере отражает все аспекты обозначенной проблемы и, соответственно, не исчерпывает всех вариантов ее разрешения в рамках образовательной организации, что требует проведения дальнейшего научного поиска в реализации принципа преемственности социального воспитания детей на разных уровнях образования.
1. Груздева И.В., Коломийченко Л.В. Социокультурная компетентность: ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/121-19433 (дата обращения: 29.05.2015).
2. Груздева И.В. Преемственность социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/121-19314 (дата обращения: 26.05.2015).
3. Груздева И.В., Коломийченко Л.В. Исследование проблемы преемственности социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/123-19485 (дата обращения: 03.06.2015).
4. Груздева И.В. Социокультурная компетентность: подходы к определению // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №8 (58). С. 55-58.
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003 г.). [Электронный ресурс] URL: http://ippk.arkh-edu.ru/doc/detaiL.php?ID=140374 (дата обращения 05.05.2015).
6. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 160 с.
7. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 154 с.
8. Савенков А.И. Виды исследований школьников // Одаренный ребенок. 2005. №2. С. 84-106.
9. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. 2005. №4. С. 29-39.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.