Научная статья на тему 'Образовательный потенциал проектной деятельности в социальном развитии детей младшего школьного возраста'

Образовательный потенциал проектной деятельности в социальном развитии детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Груздева Ирина Викторовна, Вяткина Лада Брониславовна

Обосновывается актуальность проблемы использования проектной деятельности в организации и проведении учебно-исследовательской работы учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения, дано описание работы по реализации программы «Основы социокультурного проектирования» в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Груздева Ирина Викторовна, Вяткина Лада Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал проектной деятельности в социальном развитии детей младшего школьного возраста»

УДК 37.035

Коломийченко Л.В., Груздева И.В., Вяткина Л.Б.

образовательный потенциал проектной деятельности в социальном развитии детей младшего школьного возраста

Обосновывается актуальность проблемы использования проектной деятельности в организации и проведении учебно-исследовательской работы учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения, дано описание работы по реализации программы «Основы социокультурного проектирования» в начальной школе.

Ключевые слова: стандарт нового поколения, проектная деятельность, социокультурное проектирование, программа социального развития и воспитания.

ФГОС нового поколения активизирует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов, создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий» определены одним из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования [6]. Кроме того, ученический проект заявлен в ФГОС как форма и метод оценки наряду со стандартизированными письменными или устными работами: «Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы защиты итогового индивидуального проекта» [6]. Все это определяет необходимость поиска адекватных вызовам времени инновационных идей и способов организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

С целью решения экспериментальных задач Центра инновационного опыта «Гимназия № 10» г. Перми нами разработана развивающая программа курса «Основы проектной деятельности», которая возможна для реализации уже на этапе начального образования.

В обосновании теоретических аспектов программы мы исходили из того, что использование воспитательного потенциала проектной деятельности в решении задач социального развития обусловлено ее значением в становлении ведущего механизма социализации воспитанников детского сада - социального опыта, теоретическое обоснование которого представлено в исследованиях Н.Ф. Головановой [1].

Образовательный потенциал программы заключается в ее направленности на развитие у младших школьников культуры проектно-исследовательской деятельности, которая является одним из инструментов формирования социокультурной компетентности, а также активной жизненной позиции,поскольку, по мнению Л.В. Коломийченко, создает условия для развития инициативности и творчества учащихся; дает возможность организовать их самостоятельную деятельность (как индивидуальную, так и групповую); интегрировать знания и умения из различных областей науки, техники, технологии, творчества; развивать рефлексивные умения; способствует максимальному раскрытию творческого потенциала [3].

При разработке программы курса «Основы социокультурного проектирования» мы придали его содержанию практическую направленность, стремясь создать условия для

приобретения знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Способы деятельности, необходимые для организации учебного исследования или создания нового продукта станут основой для разработки учебно-исследовательских проектов при обучении в старших классах, учреждениях среднего профессионального и высшего образования.

Новизна программы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению как учебных, так и социокультурных проблем. Содержание программы курса объединено в 2 тематических модуля, каждый в свою очередь разделен на разделы и блоки. Содержание модуля: «Основы проектно-ис-следовательской деятельности» программы «Основы социокультурного проектирования» представлено в разделах: «Проект», «Исследование», «Представление продукта», «Презентация», «Информация». Содержание модуля «Основы социальной культуры» реализуется в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Я гражданин», построенных в соответствии с программой Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» [2].

В процессе работы над проектами дети не только осваивали содержание социальной культуры, обогащая тем самым информационную компетенцию, но и вступали в коллективное обсуждение проблем, выдвижение гипотез, проводили социологические опросы, осуществляли презентацию собственных наработок, что способствовало становлению

мотивационной, операционально-деятель-ностной и рефлексивной компетенции.

При решении экспериментальных задач мы использовали разные виды проектов, представленные в работах Е.С. Полат [5]. По продолжительности все проекты, созданные детьми, были краткосрочными. Ввиду того. что дети по своему желанию делились на пары, группы (не более 5 человек), проекты были групповые, парные и индивидуальные. По характеру контактов проекты, созданные детьми, в основном охватывали семью, класс или школу, то есть относились к внутренним.

По предметно-содержательной области они являлись межпредметными («Я путешествую по миру», «Декоративно-прикладное искусство Пермского края», «Памятники архитектуры Перми», «Жилище других народов», «Семейные истории») или монопроектами («Портрет нашего класса», «Любимые книги моей мамы», «Детские игрушки моей мамы»). По доминирующему виду деятельности большая часть проектов относилась к исследовательским («Исследование водоемов Черняевского леса», «Почему варежки теплые»), к творческим («Родословная моей семьи», «Достопримечательности моего города», «Кукла - русская народная игрушка») и информационным («Вредные привычки», «История гимна»). Реже встречались проекты практико-ориентированные («Праздник "Масленица" в нашем классе») и ролево-игровые («Игры моих дедушки и бабушки»).

Организация проектной деятельности была построена с учетом требований:

• наличие в проекте значимой задачи или проблемы, требующей межпредметных знаний, умения вести исследовательский поиск для ее решения (проект «Исследование водоемов Черняевского леса», например, позволил не только провести исследование, но заставил задуматься и предложить ряд решений очистки водоемов);

• практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов (полученные в ходе разработки проекта рекомендации могут использоваться в учебных дисциплинах: например, в рамках представления проекта «Русские фамилии» дети осваивали правильное написание фамилий);

• самостоятельная деятельность учащихся (на этапе подготовительном - подбор литературы, на этапе завершающем - определение форм представления результатов, их презентация, рефлексия);

Этапы работы

• использование исследовательских методов (например, при изучении материала в теме «Национальный костюм» проводились опыты с тканью).

Работа над проектами осуществлялась в определенной последовательности, детям подробно объяснялись не только этапы проектной деятельности, но и демонстрировались методы, приемы работы с источниками информации, формы представления результатов на примерах уже реализованных детских проектов (табл.1).

Таблица 1

над проектом

Этапы содержание формы

1 2 3

Подготовительный Выбор темы, области интересов, выявление проблемы, которую необходимо решить; постановка целей и задач; планирование работы, включающий определение направлений информационной, поисковой и практической деятельности, сбор информации; определение способов представления результата, распределение обязанностей, ролей среди участников проекта • групповое обсуждение проблем; • опрос; • посещение библиотеки; • интервьюирование; • анкетирование; • сбор информации из разных источников

основной Практическая деятельность по реализации проекта • наблюдение; • фотокросс; • исследование; • эксперимент; • сбор информации из разных источников (книг, энциклопедий, словарей, простейших графиков, диаграмм, таблиц, рисунков, схем и т.д.); • систематизация информации; • анализ; • сравнение; • классификация; • выделение критериев и оценивание фактов, событий, явлений

завершающий Представление проекта, рефлексия, презентация результатов, подведение итогов, трансляция достижений в массовую практику Индивидуальное представление работы: • письменный отчет; • дневник наблюдений; • рисунок; • коллаж; • визитка; • доклад; • стендовый доклад; • демонстрация опытов, экспериментов; • организация праздников;

Окончание таблицы 1

1 2 3

• оформление материалов реализации проекта (фотоальбомов, плакатов); • выпуск газет; • презентация; • визуальный отчет. Групповое представление работы: • выставка работ; • день защиты проектов; • «день науки» (демонстрация опытов, экспериментов); • фестиваль проектов

циокультурном проектированию в начальной школе проводилась в течение многих лет. Выбор тематики осуществлялся в процессе совместного обсуждения и коллективного решение детей, педагогов и родителей в соответствии с примерным списком, представленным в табл. 2.

Таблица 2

Примерный список тем для проектов в курсе «осП» по блокам

Блоки Примерный перечень тематики

1 2

1. «Человек среди людей» Вредные привычки; Члены моей семьи; Традиции моей семьи; Праздники моей семьи; История моей семьи; Родословная моей семьи; Любимые книги моей семьи; Любимые блюда моей семьи; Животные в моей семье; Наш дом; Национальности в нашей семье; Обязанности в нашей семье; Отдых в моей семьи; Наши новогодние игрушки; Любимые улицы моей мамы; День рождения в моей семье; Любимые места моей семьи в нашем городе; Спорт мужской и женский; Профессии мужские и женские; Мужские и женские обязанности по дому; Увлечения моего папы и его друзей; Любимые книги моей мамы; Детские игрушки моей мамы; Игры моих дедушки и бабушки; Элементы мужского костюма в женском гардеробе; Женщины - великие математики, химики, инженеры, космонавты, капитаны; Тайна моего имени; Моя семейная династия; Герб нашей семьи; Как мне выбирали имя; Имя в жизни человека; Когда деревья были большими; Мы глазами окружающих; Я путешествую по миру (Семейные путевые заметки)

2. «Человек в истории» Родословная моей семьи; История жилища, предметов быта; Семейные истории; Семейные реликвии; Достопримечательности школы, города, страны; Праздники России; Главные события России; Выдающиеся люди России; Великая Отечественная война глазами моего прадеда; Дети войны; Время помнить. Женщины на войне; Право на жизнь; Видеобитва. Герой школьник сегодня и 25 лет назад; Лента времени моей семьи; Право на жизнь; Дети войны; Моя бабушка - уральский самородок; Герои моего города (люди, прославившие мой город в истории)

3. «Человек в культуре» Одежда других народов; Кухня других народов; Традиции, обычаи, фольклор других народов; Музыка, музыкальные инструменты других народов; Посуда, мебель других народов; Жилище других народов; Религии других народов; Поэзия, сказки, мифы, былины и т.д. других народов; Праздники других народов; Символика других народов; Танцы, игры, песни и т.д. других народов; Предметы быта других народов; Чем русский язык обогатил языки других народов (и наоборот); Национальная карта моего класса, школы, города; Ремесла и промыслы других народов; История русской каши; Кукла - русская народная игрушка; О чем поет самовар; Уральские фамилии; За кулисами тетра оперы и балета имени П.И. Чайковского; Как делают валенки; Праздник «Масленица» в нашем классе; Почему варежки теплые; Тайны старославянских летописей

Эффективность использования метода проектов в формировании социокультурной компетентности обучающихся начального уровня образования предопределялась возможностью активизации их интеллектуального, творческого потенциала в решении задач проектной деятельности. Работа по со-

Продолжение таблицы 2

1 2

4. «Я гражданин» Достопримечательности моего города, края; Улицы моего города; Выдающиеся люди моего города, края; Символика моей страны города, края; История гимна; Праздники моего города, края; Праздники моей страны; Выдающиеся люди моей страны; История моей школы; Исследование водоемов Черняевского леса; Семь чудес России; С чего начинается Родина; Мои права и обязанности; За что я люблю свою страну; Мы - маленькие граждане своей страны; Портрет нашего класса; Семь чудес России; Памятники архитектуры Перми; Как государство заботится о детях; С чего начинается Родина; Декоративно-прикладное искусство Пермского края

Особый интерес у детей вызывал выбор тематики проектов в соответствии с конкретным изучаемым материалом и с их последующей защитой. К выбору тематики проектов подключались родители и даже родственники, что позволяло детям по-новому взглянуть на знакомые с детства вещи и близких людей («Национальности в нашей семье», «Праздники моей семьи», «История моей семьи», «Члены моей семьи», «Родословная моей семьи»). Проекты, основанные на семейных традициях, семейных тайнах («Семейные истории»; «Семейные реликвии») являлись объектом особой гордости детей, способствовали проявлению уважения к близким родственникам.

Эффективность усвоения информации по разным видам социальной культуры мы связываем с проявлением самостоятельности в ее получении. Особое внимание мы уделили исследовательским проектам (экспериментам) детей младшего школьного возраста: «Как делают валенки»; «Почему варежки теплые»; «Как построить дом» и т.д. Эти и другие вопросы будят детскую мысль, способствуют развитию у детей логического мышления, убеждают в силе человеческого разума, в правоте социального опыта, в ценностях социальной культуры, а главное, учат экспериментировать и исследовать. По мнению Н.Н. Поддьякова, «лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям,

которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем» [4].

В организации социокультурного пространства мы исходили из того, что, представленное разными элементами социальной культуры, оно становится носителем ценностей, которые не просто обогащают содержание процесса социального развития, а способствуют становлению в социуме, тем самым формируют у ребенка целостную картину мира. Принося в группу детского сада или класс дорогие или ценные семейные реликвии, рассказывая о них, мы способствовали воспитанию уважения к близким и значимым людям, к семейным традициям; организуя совместные праздники, мы воспитывали проявление доброжелательности к окружающим; используя в воспитательном процессе традиции, обряды, мы формировали бережное отношение к культуре своего и других народов, способствовали становлению этнической и гендерной толерантности, развитию умения видеть красоту в одежде, в поступках людей и т.п.

Подведение итогов работы над проектом было ярким событием, запоминающимся мероприятием. При подведении итогов года в школе был проведен «Фестиваль проектов». На заключительном этапе работы проводилась рефлексия, связанная с обсуждением результатов проекта, анализом причин успехов и неудач, осознанием основных достижений (что получилось, чему научились,

достигли ли поставленной цели, решили ли все задачи, провели ли все запланированные мероприятия).

В контексте нашего исследования особое значение придавалось ряду принципиальных позиций, изложенных в исследованиях К. Фрея: неизменность проектной инициативы, то есть ее тесная связь с реальными проблемами, существующими в социуме; паритетные основания взаимодействия, наличие конструктивного диалога; совместное

развитие инициативы всеми участниками проекта; дискуссионный характер обсуждения всех проектных процедур [7].

Освоение учащимися начальных классов программы «Основы социокультурного проектирования» позволило констатировать ее неоспоримый образовательный потенциал как в плане общего личностного развития детей младшего школьного возраста, так в решении задач позитивной социализации и адекватного взаимодействия в социуме.

список литературы

1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 317 с.

2. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2015. 160 с.

3. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. 154 с.

4. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.С.3-10.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 класс): сайт Министерства обрразования и науки РФ, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 03.09.2016).

7. Фрей К. Проектный метод. Берлин: Бельц, 1997. 345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.