Научная статья на тему 'Воспитание уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства'

Воспитание уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6923
1701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горлова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства»

Воспитание уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства

Горлова Г.А.,

3-й курс, педагогический факультет, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования, филиал ФГБОУВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме

г. Ишим, Россия

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» безусловным приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Исследования педагогов, психологов, социологов показывают, что уважительное отношение к семейным традициям должно формироваться в период дошкольного детства.

Особенности формирования уважительного отношения к семейным традициям изучались В. А. Сухомлинским, В. А. Титаренко, С. А. Козловой, Т.А. Марковой, О. Л. Зверевой, Л. В. Загик, Д. О. Дзинтере, Л. Д. Вавиловой, Е. С. Бабуновой, В. М. Ивановой, Т. А. Репиной и др.

В процессе исследования проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста нами были выявлены противоречия между:

• возросшей потребностью государства в возрождении семейных традиций и недостаточной готовностью дошкольных образовательных учреждений к решению данной проблемы;

• требованием практики к методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям в условиях ДОУ.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет успешным, если:

- определено содержание понятия «уважительное отношение к семейным традициям»;

- определены педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста:

• разработана и реализована программа «Моя семья», направленная на воспитание уважительного отношения к семейным традициям;

• взаимодействие ДОУ и семьи будет осуществляться посредством проведения:

- мини-лектория для родителей «Семейные традиции»;

- мастер-классов;

- обогащения предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми;

- создания детско-родительских проектов.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования.

• Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.

• Определить особенности воспитания уважительного отношения к семейным традициям в условиях ДОУ.

• Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

• Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой исследования являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: теория традиции В.Д. Плахова; идеи о нормах и ценностях культуры Л. Н. Когана; идеи народной педагогики (Г.Н. Волков, И.С. Кон, Е. В. Субботский); положения о социальной обусловленности семейного воспитания (И.В. Гребенников, С.И. Голод, В.Д. Семенов); теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Е.В.Бондаревская, С.А. Козлова, Г.Н. Година и др.); философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г. Асмолов, Н.В. Мясищев, И.Ф. Харламов).

Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент), математические методы обработки результатов.

База исследования: МА ДОУ ЦРР д/сад № 19 г. Ишима, Тюменская область.

Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность и необходимость воспитания уважительного отношения к семейным традициям в условиях дошкольной образовательной организации;

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработана и реализована программа «Моя семья» (авторская разработка);

- подготовлена рукопись книги «Семейные традиции в произведениях детской литературы»;

- разработано информационное обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства.

Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов (2011-2014 гг.) в МА ДОУ ЦРР д/с № 19 г. Ишима.

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства

1.1. Понятие «уважительное отношение к семейным традициям» в психолого-педагогической литературе

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «уважительного отношение к семейным традициям» попытаемся дать определение основным понятиям «отношение», «семья», «традиция». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Одни ученые считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический).

Прежде чем определить понятие «уважительного отношение к семейным традициям», обратимся к определению понятия «семья» и рассмотрению роли семьи в развитии ребенка.

Семья - это малая социальная группа, не многочисленная по составу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов» [24].

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности [1].

Приобретенный в семье в период дошкольного детства жизненный опыт ребенка становится, как правило, единственным показателем его отношения к окружающему миру.

Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и умозаключения, образ действий и образ мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования - все это множество феноменов, раскрывающих социально-психологический аспект образа жизни семьи, который достаточно легко может быть упорядочен, и тогда речь пойдет об эмоциональном, поведенческом и когнитивном компонентах образа жизни семьи.

Когнитивный компонент - взгляды, представления и верования родителей, их ожидания и знания.

Эмоциональный компонент представлен системой внутрисемейных отношений: супружеских, детско-родительских, отношений между братьями и сестрами.

Поведенческий компонент - совокупность трех составляющих: практики ухода за ребенком, характера дисциплинарных воздействий, стиля общения, принятого в семье [22].

Н.А.Каратаева отмечает, что уважительное отношение к семье необходимо воспитывать именно в период дошкольного детства, когда у ребенка формируются

основные представления о семье, семейных традициях и устоях и т.д. Большая роль в воспитании уважительного отношения к семье автором отводится традициям [25].

В современной науке нет единого подхода к определению понятия «традиция». В общем виде, традиция - это наиболее устойчивые компоненты культуры, определяющие ее «каркас», имеющие нормативное и аксиологическое значение. Они складываются, а не создаются.

Семья не может существовать, не воспроизводя традиций, не следуя определенным образцам деятельности. В сфере её жизнедеятельности лежат различные типы образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи (создание новой семьи, супружеские, родительские отношения и т.д.) и без воспроизведения которых развитие ее просто немыслимо [8].

Семейные традиции имеют свои специфические особенности, которые обусловлены собственно субкультурой детства и субкультурой семьи:

Семейные традиции:

• служат основанием построения семейной жизни, ее планирования и функционирования; средством упорядоченной организации семейной жизнедеятельности и воспитания детей; являются основанием стабильности семейного общения; согласовывают социальные задачи, потребности и интересы членов семьи; упорядочивают взаимодействия между членами семьи в процессе их совместной деятельности; поддерживают равновесие в семье и в ее взаимодействии с другими социальными системами; регламентируют роли всех членов семьи; сохраняют национальную культуру семьи (регулятивная функция);

• служат некоторыми образцами деятельности для членов семьи; выступают критерием, основанием для оценки членами семьи своей деятельности; выступают в качестве средства адаптации семьи всех ее членов к условиям жизни и т.д. (ценностно-ориентирующая функция);

• служат средством отражения необходимости; выступают основанием реализации социальных семейных законов и целей и т.д. (отражательная функция);

• выступают носителем информации о порядке, целях и средствах деятельности; являются средством информации о семье и ее жизнедеятельности и т.д. (информационная функция);

• выступают моделями будущей семейной деятельности; служат основанием для предсказания ее результатов и т.д. (прогнозирующая функция) [6].

Мы определили содержание семейных традиций, позволяющее:

• изучать родословную семьи, историю, традиции, обычаи, помнить рассказы членов семьи о своем детстве, участвовать в днях памяти, ухаживать за могилами, хранить семейные реликвии;

• уважительно относиться к старшим членам семьи (к их знаниям и опыту), любить их, оказывать внимание старикам посредством добрых дел, добровольно брать на себя работу стариков по силам возраста и здоровья, видеть, что нужно в данной ситуации, исполнять сказанное старшим, участвовать в изготовлении сувениров и др.);

• проявлять заботу по отношению к родителям, знать нужды родителей, слышать, слушать и понимать, что говорят родители, соблюдать установленный порядок, прислушиваться к их мнению, помимо порученного выполнять еще какую-либо работу, не говорить грубых слов, не вмешиваться в разговор взрослых, спрашивать позволенья;

• проявлять доброжелательность и доброту по отношению к малышам, заботиться о них и оказывать помощь;

• организовывать совместные мероприятия (игры, конкурсы, семейный отдых на природе, семейные чтения, поездки в музеи и театры, посещение выставок, просмотры кинофильмов, постановку спектаклей, традиционные семейные праздники: дни рождения, день Ангела (именины), День Матери, юбилеи, традиционное чаепитие и

т.п.), выпускать семейную газету, создавать семейный архив и семейный альбом, заниматься благотворительной деятельностью;

• поддерживать традиционные занятия членов семьи (кружевоплетение, вязание, лоскутное шитьё, вышивка бисером и крестом, оригами, декорирование стекла, дерева, пластмассы, макраме, роспись по дереву, семейные мастерские, коллекционирование и т.п.);

• организовывать спортивный досуг: вовлекать детей в занятия физической культурой и спортом, посещать ледовый каток, бассейн, организовывать совместные подвижные игры (футбол, бадминтон, теннис, купание в реке и др.), создавать фотоколлажи и т.п. [5].

Вышеизложенное позволяет определить «уважительное отношение к семейным традициям», как образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.

Особенности воспитания уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства будут рассмотрены в следующем параграфе.

1.2. Особенности воспитания уважительного отношения к семейным традициям в старшем дошкольном возрасте

Обратимся к рассмотрению понятия «воспитание». Воспитание понимается как целенаправленная, содержательная деятельность, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становление его как субъекта собственной жизни, формированию ее мотивов и ценностей [21].

Проблема приобщения личности к традициям семьи решалась в исследованиях Н.Ф. Виноградовой, Г.А. Марковой, Л.В. Загик, С.А. Козловой и др.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи является одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования социальный портрет ребенка, как итоговый результат, выглядит следующим образом (мы рассматриваем итоговый результат только в рамках нашего исследования): ребенок имеет представление о себе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях и т.п. [53].

Особое внимание детей необходимо уделять формированию семейной принадлежности, которая:

• позволяет ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде» в семье состоится то, что заведено;

• дает ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

• настраивает ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день - праздник»;

• создает неповторимые детские воспоминания, о которых ребенок будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

• позволяет ощутить гордость за свою семью и др.[36].

Анализ исследований Н.А.Каратаевой, О.Л.Зверевой и др. позволил нам рассматривать воспитание уважительного отношения к семейным традициям в условиях ДОУ как процесс, который включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий . Рассмотрим каждый из них более подробно.

Когнитивный предполагает:

• знания о родословной, представления о системе родства;

• оперирование понятиями «семья», «род», «родня», «родословная», «прабабушка», «прадедушка» и т.д.

• знания способов проявления уважения к памяти предков: чтить память минутой молчания, участвовать в проведении дней поминовения;

• осознанное отношение к семейным реликвиям, как овеществленной памяти предков, близких. Понимание нравственной сущности данных предметов;

• знание норм семейного этикета в общении со старшими (приветствовать при встречи, прощаться, уступать место, не повышать голоса и т.д.);

• знание способов проявления уважения к родителям (помощь, забота, сюрпризные моменты);

• представления о труде взрослых, о значении труда для окружающих, о нравственной сущности труда, об отношении к человеку труда;

• знания основных правил семейной этики: нельзя обманывать друг друга, обижать, унижать, брать без спроса чужие вещи, пользоваться только результатами чужого труда. Необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, вежливо общаться друг с другом, убеждать, доводить начатое до конца. Знание основных семейных праздников, их историю, цель проведения и т.д.

Эмоционально-мотивационный компонент предполагает сформированность эмоциональных представлений, то есть ребенок должен:

• испытывать чувство гордости за свою семью, род, сопричастность к роду, его традициям. Испытывать положительные эмоции по отношению к семейным реликвиям;

• внимательно относиться к старшим, замечать оттенки настроения, проявлять заботу, сочувствовать. Испытывать положительные эмоции при общении со старшими. Стремиться создать у них хорошее настроение;

• испытывать радость от общения с родителями, сочувствовать, сопереживать, замечать изменения в настроение;

• испытывать чувство гордости за свой труд и труд окружающих, радость от проделанной работы, быть сопричастным к трудовым традициям семьи;

• испытывать по отношению к близким сочувствие, сопереживать, уметь радоваться;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создавать радостное настроение у членов семьи.

Поведенческо-деятельностный компонент предполагает активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровне, то есть у ребенка должны быть сформированы следующие умения:

• составлять свою родословную;

• бережно относиться к семейным реликвиям, соблюдать условия хранения;

• соблюдать нормы и правила семейного этикета при общении со старшими, прислушиваться к советам пожилых людей, ценить их жизненный опыт, мудрость;

• соблюдать нормы и правила семейного этикета в общении с родителями (здороваться, прощаться, желать «доброго утра» и т.д.), оказывать посильную помощь, с желанием выполнять поручение родителей;

• созидательно относиться к окружающему миру, иметь постоянные обязанности по ведению домашнего хозяйства, увлечения, выполнять просьбы поручения родителей;

• помогать взрослым в организации и оформлении семейных праздников, уметь подготовить близким подарки, сюрпризы, поздравить [22, 25].

При этом когнитивный (информационно-содержательный компонент) будет выступать как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний -понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Эмоционально-мотивационный компонент -личностный смысл, который придается отношению. Поведенческо-деятельностный

компонент - это прием фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагание, а также приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекция намеченных целей и способов поведения.

Особенности воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста мы будем рассматривать рамках когнитивного компонента - формирование у детей знания о родословной, представления о системе родства, способов проявления уважения к памяти предков: чтить память минутой молчания, участвовать в проведении дней поминовения и т.д. Эмоционально-мотивационного компонента - формирование положительных эмоций при общении со старшими, радость от общения с родителями, сочувствие, сопереживание и др. Поведенческо-деятельностного компонента - формирование у детей норм и правил семейного этикета в общении с родителями, с желанием выполнять поручение родителей и т.п.

В следующем параграфе мы рассмотрим педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям в старшем дошкольном возрасте.

1.3. Педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста

В исследованиях Н.А. Каратаевой, Л.В Кузнецовой и др. установлена взаимосвязь между укладом жизни семьи, уровнем психолого-педагогической культуры родителей и процессом приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям: чем благоприятнее взаимоотношения в семье и чем положительнее влияние родительского примера, а также всего семейного уклада ребенка, тем успешнее осуществляется процесс приобщения к семейным традициям [25, 34].

С этой целью нами была разработана программа «Моя семья».

Структура методического обеспечения программы

Методическое обеспечение Программы включает описание теоретических положений, на которых основана программа («Основная концепция программы»), целей и задач, а также методов и формы организации проведения занятий. Более подробно содержание программы раскрывается в конспектах занятий и описании используемых на занятиях упражнений и игр.

Основная концепция программы

Авторы программы опирались на концепцию, согласно которой под семейными традициями понимается духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности и принимающий статус семейного закона, организующего жизнь семьи (Г.Н. Волков), а уважительным отношением старших дошкольников к семейным традициям - направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиций, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции [15].

Целевое назначение программы: воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи программы

Задачи воспитания уважительного отношения к семейным традициям, применительно к периоду дошкольного детства, в целом связаны с формированием у детей знаний о семье, семейных ценностях, традициях, семейных реликвиях, а также с активностью в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях (умением руководствоваться семейными законами в жизни, действовать согласно им, приумножать семейные традиции, стремиться к их совершенствованию).

Для решения поставленных задач в программе предлагаются следующие методические средства и методы обучения.

В качестве методических средств - ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры-драматизации, свободное рисование, фольклор, праздники и др.

Овладение знаниями и отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через использование активных методов обучения, к числу которых мы отнесли:

> проблемный рассказ;

> беседа;

> метод познавательных игр;

> метод проектов;

^ моделирование и анализ жизненных ситуаций;

> элементы дискуссии;

^ проблемные ситуации [42].

Программа содержит цикл занятий, направленных на воспитание уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства.

Перечень тем занятий представлен следующим образом: «Чтить память предков», «Почитание старших в доме», «Уважать родителей», «Забота о младших», «Жить дружно», «Традиционные семейные праздники», «Традиционные занятия членов семьи».

При разработке занятий мы учитывали, что знания о семейных традициях должны приобретаться детьми в соответствии с закономерностями дошкольного возраста - в игре, в исследовательской деятельности, при чтении книг, в общении, в свободном рисовании, но не на специальных занятиях по школьному типу.

Другим условием воспитания уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников является взаимодействие ДОУ и семьи.

Анализ исследований по теории взаимодействия позволил определить задачи взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста:

• формирование у детей и родителей понимания семейных ценностей и традиций;

• создание установки на активизацию и возрождение семейных традиций;

• развитие потребности обогащать эмоциональный мир детей за счет досуга на основе семейных традиций;

• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;

• формирование способов передачи семейных ценностей в процессе общения детей и взрослых;

• создание условий для обмена семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

С целью решения названных задач может быть использована трехступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям, включающая: создание общей установки на совместное решение задач воспитания уважительного отношения к семейным традициям в условиях ДОУ и семьи (первая ступень), выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения детей к сохранению и укреплению семейных традиций (вторая ступень), определение условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников в семье и ДОУ на основе диагностической информации (третья ступень).

Мы полагаем, что взаимодействие ДОУ и семьи целесообразно осуществлять через:

• проведение лектория для родителей «Семейные традиции», включающего следующую тематику: «Традиции и обычаи в семье», «Истинные и мнимые семейные традиции», «Особенности возрождения и создания семейных традиций», «Как привлечь

детей к соблюдению семейных традиций», «Воспитательные возможности семейных традиций», «Современное содержание семейных традиций»;

• включение родителей в подготовку и проведение мастер-классов («Творящих рук - мастерство», «Моя родословная», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Загляните в семейный альбом», «Семейные чтения: возрождая традиции», «Развивающие возможности коллекционирования в семье», «Рождественские забавы», «История вещи - история семьи, история народа, история Отечества»;

• обогащение предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми (музей семейных историй, уголок семейного чтения и коллекционирования, выпуск газеты «Гнездышко» и др.);

• создание детско-родительских проектов («Традиции семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии», «Семейные коллекции», «Семейный маршрут по памятным местам родного города» и др.).

Кроме традиционных методов взаимодействия, включающих методы активизации родителей, организации общения и рефлексии, целесообразно использовать и интерактивные: метод «модерации», метод презентации, метод проектов.

Доказали свою эффективность следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у детей: родительские собрания, тематические конференции, консультации, лекции, бинарные семинары, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, презентации, просмотр видеофильмов о семейных традициях, дни открытых дверей, педагогические советы и др. (педагогическое просвещение родителей); анкетирование родителей, совместные праздники и досуги, рождественские забавы, спортивные праздники, выставки, кружки, семейные клубы, выпуск газет, конкурсы, создание мини-музея, викторины (включение родителей в деятельность ДОУ).

На основании вышеизложенного, к числу важных педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста мы отнесли следующее:

• разработку и реализацию программы «Моя семья»;

• взаимодействие ДОУ и семьи, осуществляющееся посредством проведения:

- мини-лектория для родителей «Семейные традиции» («Традиции в современной жизни общества и семьи», «Функции традиций», «Методы исследования семьи и семейных традиций», «Традиция чтить память предков», «Традиция почитания старших», «Традиция чтить родителей», «Традиция заботливого отношения к младшим», «Традиционные занятия членов семьи», «Семейный праздник как традиция семьи»);

- мастер-классов («Творящих рук - мастерство», «Моя родословная», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Загляните в семейный альбом», «Семейные чтения: возрождая традиции», «Развивающие возможности коллекционирования в семье», «Рождественские забавы», «История вещи -история семьи, история народа, история Отечества»;

- обогащения предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми (музей семейных историй, уголок семейного чтения и коллекционирования, выпуск газеты «Гнездышко» и др.); обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми;

- создания детско-родительских проектов («Традиции семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии», «Семейный маршрут по памятным местам родного города» и др.; семейной родословной; тематических выставок в музее «Семейных историй»; семейных коллекций и т.п.).

Экспериментальная работа по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста будет описана во второй главе нашего исследования.

Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного

возраста

2.1. Диагностика уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста

Исследование уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МА ДОУ ЦРР д/сад №19 г. Ишима, Тюменской области.

В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет и их родители. Дети были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (10 детей из группы «Елочка» и 10 детей из группы «Гнездышко»).

Для решения поставленных задач экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Первый - констатирующий этап - направлен на выявление стартового уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям в старшем дошкольном возрасте у детей контрольной и экспериментальной группы.

Целью выявления уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям у испытуемых дошкольников использовались следующие критерии и показатели (Н.А.Каратаева):

1. Проявления когнитивного компонента уважительного отношения к семейным традициям (полнота представлений; их системность; стремление к получению новых знаний).

2. Проявление эмоционального компонента уважительного отношения к семейным традициям (интерес к своей семье; сформированность эмоциональных проявлений; внимательное отношение к членам семьи).

3. Проявление поведенческо-деятельностного компонента уважительного отношения к семейным традициям (соблюдение норм и правил семейного этикета, общение со старшими; оказание помощи взрослым; активность в решении проблемных ситуациях на вербальном и реальном уровнях).

Вышеизложенные критерии и показатели позволили определить уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень:

• Когнитивный - наличие достаточно полных представлений о системе родства, свободное оперирование понятиями «семья», «род», «родня», «родословная», «прабабушка», «прадедушка» и т.д. Знание способов проявления уважительного отношения к памяти предков: чтить память минутой молчания, участвовать в проведении дней памяти.

Четкая дифференциация в окружающем предметном мире семейных реликвий, осознание нравственной сущности бережного отношения к ним как овеществленной памяти предков.

Знать нормы и правил семейного этикета в общении со старшими (приветствовать при встречи, прощаться, уступать место и т.д.), внимательно относиться к старшим.

Достаточно полные, осознанные представления о труде близких, наличие знаний о значении их труда для семьи и окружающих, о нравственной сущности труда.

Знание об основных семейных праздниках, истории их проведения.

• Эмоционально-мотивационный - дети эмоционально рассказывают о близких, приводят конкретные факты из их жизни, указывая при этом место жительства, работы, любимое занятие, обращают внимание на нравственные качества личности близких, испытывают чувство гордости за свою семью, род, их традиции.

Присутствие эмоциональной отзывчивости при восприятии семейных реликвий, умение выразить свои чувства, суждения по отношению к семейным реликвиям и их владельцам.

Устойчивое стремление поддерживать эмоционально тёплые отношения с близкими, сочувствовать, сопереживать. Замечать изменения в настроении близких, адекватно на них реагировать.

Присутствие устойчивого чувства гордости за свой труд и труд близких, радости, удовлетворения от проделанной работы, сопричастности к трудовым традициям семьи.

Умение создать эмоционально-положительную атмосферу праздника, поддерживать радостное настроение близких.

• Поведенческо-деятельностный - дети владеют способом составления нисходящей родословной, включают в родословную представителей старшего поколения (до 4 колена), проявляют уважение к памяти предков, совместно с родителями участвуют в Днях памяти.

Бережное обращение к семейным реликвиям, при необходимости участие в реставрационной деятельности.

Соблюдение традиций и обычаев семейного этикета, оказание посильной помощи взрослым.

Наличие постоянных обязанностей по ведению домашнего хозяйства, приобщенность к увлечениям семьи. Созидательное отношение к окружающему миру.

Активное оказание помощи взрослым в организации семейных праздников, умение приготовить взрослым подарки.

Средний уровень:

• Когнитивный - относительно полные представления о системе родства, родословной. Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «род», «родня», «семья». Рассказы о близких непоследовательны, сведения об их биографии фрагменты, отрывочны.

У детей возникают затруднения в дифференциации семейных реликвий. Выделение семейных реликвий среди других предметов домашнего быта происходит случайно, по внешним признакам (необычность формы, цвета), не осознают нравственного, памятного значения семейных реликвий.

Знания о традициях и обычаях семейного этикета недостаточно осознанны, иногда судят о поступках взрослых поверхностно, не проникая в суть отношений.

Относительно полные представления о труде близких, их профессии, о значении труда для семьи и окружающих.

Недостаточная полнота представлений о семейных праздниках, особенностях проведения, роли праздников в жизни семьи.

• Эмоционально-мотивационный - недостаточная эмоциональность рассказа о близких, отсутствие четкой ориентации в рассказе на нравственные качества, неустойчивое чувство сопричастности к семейным традициям.

Недостаточная яркость эмоциональных проявлений при восприятии семейных реликвий, несформированность оценочных суждений.

Затруднения в выделении изменений в эмоциональном состоянии близких.

Относительно выражено чувство гордости за труд близких, недостаточно выражена сопричастность к трудовым традициям семьи.

Умение создавать радостное настроение у близких проявляется не всегда.

• Поведенческо-деятельностный - дети владеют способом составления нисходящей родословной, включают в родословную представителей старшего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поколения (до 2 колена), не всегда проявляют уважение к памяти предков и участвуют с родителями в Днях памяти.

Обращаются с семейными реликвиями аккуратно, но специально не привлекаются родителями к реставрационной деятельности.

Наблюдается неустойчивость в соблюдении традиций семейного этикета, присутствует зависимость поведения от внешних воздействий.

Знания о необходимости труда не всегда детерминируют поведение ребенка, выполнение трудовых поручений носит не регулярный характер.

Наблюдается недостаточная активность в оказании помощи взрослым в организации семейных праздников.

Низкий уровень:

• Когнитивный - фрагментарность, отрывочность представлений о системе родства, родословной, затруднения в составлении нисходящей родословной, в дифференциации понятий «род», «родня», «семья».

Представления о семейных реликвиях отсутствуют, нет осознанной необходимости бережного отношения к семейным реликвиям.

Недостаточная сформированность этических представлений в области семейного этикета, в реальном поведении поступают вопреки семейным традициям.

Представления о трудовых традициях семьи недостаточно осознанны, фрагментарны.

Не осознают смысл проведения семейных праздников.

• Эмоционально-мотивационный - эмоциональная бедность при рассказывании о близких, отсутствие ориентации на нравственные качества, недостаточная эмоциональная сопричастность к семейным традициям.

Слабо выражены эмоциональные проявления при восприятии семейных реликвий.

Затрудняются в выделении эмоционального состояния близких, не всегда проявляют участие, сопереживание по отношению к близким.

Слабо выражено чувство гордости за труд близких, трудовые традиции семьи. Не владеют умениями создать радостное настроение близких.

• Поведенческо-деятельностный - не владеют способами составления родословной. Нарушают основные правила семейной этики, допускают обман взрослых.

Оказывают помощь взрослым в зависимости от настроения. Принимают недостаточно активное участие в организации семейных праздников, выступают в роли получателя подарков.

В связи с тем, что отсутствует общепризнанная, научнообоснованная система оценки сформированости уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства, планируя ход эксперимента, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой, разработанной В.И. Зверевой, и адаптировали ее применительно к нашим условиям. Несомненным достоинством этой методики является то, что она позволяет определить основные стороны сформированости уважительного отношения к семейным традициям у испытуемых дошкольников.

В нашем варианте диагностические параметры представляли собой полноту представлений о семье и семейных традициях; сформированность эмоциональных проявлений; активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровне, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3).

«1» балл выставлялся тогда, когда качество проявлялось редко или было недостаточно выражено.

«2» балла выставлялось тогда, когда качество проявлялось часто и было достаточно выражено.

«3» балла выставлялось тогда, когда качество проявлялось всегда и было ярко выражено.

Каждый из диагностических компонентов оценивался коэффициентом (К 1, К 2, К3), который вычисляется по формуле:

£ баллов

К= -

максимально возможное количество баллов

После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находится средний коэффициент по формуле К= К1+3К2+К3

По среднему коэффициенту можно определить три уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям у детей. Если К лежит в пределах 0,81 баллов, то уровень оптимальный. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень допустимый. Если К менее 0,6 баллов, то студент находится на критическом уровне.

С целью выявления уровня сформиированности уважительного отношения к семейным традициям у испытуемых дошкольников мы использовали следующие диагностические задания (автор Н. А. Каратаева).

Задание 1.

Цель: Изучить дифференциацию детьми материнских и отцовских обязанностей, выявить традиционное распределение обязанностей в семье.

Детям предлагалось из набора картинок, изображающих предметы домашнего обихода (кастрюля, телевизор, молоток, гвозди, тарелки, иголки с ниткой, кресло, диван, газета, сумка с продуктами, магнитофон, пылесос, мясорубка, щетка) выбрать отдельно «папины» и «мамины» картинки.

Обработка результата:

1 балл - у одного из родителей более 12 картинок;

2 балла - у одного из родителей более 10 картинок;

3 балла - у обоих родителей примерно одинаковое количество картинок.

Результаты проведенной методики:

В экспериментальной группе:

• Высокий уровень - Зребенка, что составляет 30%;

• Средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

• Низкий уровень - 2 ребенка, что составляет 20%;

В контрольной группе:

• Высокий уровень -3 ребенка, что составляет 30%;

• Средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

• Низкий уровень -2 ребенка, что составляет 20%.

Таблица 1

Распределение детей по уровням сформированности уважительного отношения к семейным традициям

Группы Всего детей Высокий % Средний % Низкий %

Экспериментальная 10 3 30 5 50 2 20

Контрольная 10 3 30 5 50 2 20

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что при проведении диагностических заданий испытуемые 1, 2, 3, 4, 6, 8, с интересом выполняли задание и карточки раскладывали примерно в одинаковом количестве, у детей присутствовали относительно полные представления о труде близких, их профессии, о значении труда для семьи и окружающих. Испытуемые 5, 7, они нуждались в помощи взрослого, плохо ориентируясь, какая картинка соответствует материнским и отцовским обязанностям, представления о трудовых традициях семьи недостаточно осознанны, фрагментарны.

Задание 2.

Цель: выяснить представления дошкольников о системе родства и родословной. Что означает слово «семья»? Что означает слово «родня»?

Расскажи о каком-нибудь из своих родственников? Есть ли у тебя бабушка? Расскажи о ней. Есть ли у тебя прабабушка, прадедушка. Что ты о них знаешь? Расскажи.

Инструкция: Я буду тебе задавать вопросы, а ты мне расскажи всё, что знаешь. Обработка результатов:

1 балл - ребенок затрудняется дать определение понятий «семья» и «родня», испытывает затруднения при составлении рассказа о своих родных;

2 балла - ребенок испытывает затруднения при определении понятий «семья» и «родня», но при этом способен составить связный рассказ о своих родных;

3 балла - ребенок дает определение понятий «семья» и «родня», способен составить связный рассказ о своих родных.

В экспериментальной группе:

• Высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

• Средний уровень - 3 ребенка, что составляет 30%;

• Низкий уровень - 7 детей, что составляет 70%; В контрольной группе:

• Высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

• Средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

• Низкий уровень -5 детей, что составляет 50%.

Таблица 2

Распределение детей по уровням сформированности представлений о системе родства и родословной

Группы Всего детей Высокий % Средний % Низкий %

Экспериментальная 10 0 0 3 30 7 70

Контрольная 10 0 0 5 50 5 50

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей в экспериментальной и контрольной группах затрудняются дать определение понятиям «семья», «родня». При проведении диагностических заданий испытуемые 1, 4, 8, давали ответы, адекватные поставленным вопросам. Испытуемые 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, затруднялись или не могли ответить на вопросы, нуждались в помощи взрослого в виде наводящих вопросов.

Задание 3.

Цель: определить уровень представлений дошкольников о семейных реликвиях.

Инструкция: Я буду тебе задавать вопросы, а ты мне расскажи всё, что знаешь.

1. Есть ли в Вашей семье памятные, дорогие для вас вещи, которые бережно хранятся как память о ком-нибудь? Расскажи о таких памятных предметах.

2. Имеются ли в вашем доме старинные вещи? Например, фотографии, книги, старинные сундуки, шкатулки и другие предметы.

3. Бабушка и дедушка живут с вами вместе или отдельно?

4. Может быть, такие вещи есть у Ваших бабушек и дедушек? Расскажи о них.

Обработка результатов:

1 балл - ребенок не имеет представления о семейных реликвиях (памятных и старинных вещах);

2 балла - ребенок не имеет представления о памятных для семьи вещах, но называет некоторые старинные вещи, имеющие в семье, однако затрудняется рассказать о них;

3 балла - ребенок имеет представление о семейных реликвиях, способен составить связный рассказ о некоторых из них.

В экспериментальной группе:

• Высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

• Средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

• Низкий уровень - 4 ребенка, что составляет 40%;

В контрольной группе:

• Высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

• Средний уровень - 8 детей, что составляет 80%;

• Низкий уровень - 2 ребенка, что составляет 20%.

Таблица 3

Распределение детей по уровням сформированности представлений о семейных

реликвиях

Группы Всего детей Высокий % Средний % Низкий %

Экспериментальная 10 0 0 6 60 4 40

Контрольная 10 0 0 8 80 2 20

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей не имеют представлений о семейных реликвиях (памятных и старинных вещах). Некоторые испытуемые затрудняются рассказать о них.

Задание 4.

Цель: диагностировать сформированность эмоционально-мотивационного компонента уважительного отношения к семейным традициям (день рождения).

Инструкция:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для исследования подбираются две картинки. На первой картинке «День рождения бабушки» изображены бабушка, гости, праздничный стол, цветы. На второй картинке «Гости опаздывают»- бабушка и стол, без цветов и гостей. Детям предлагается определить, какое настроение у бабушки на первой картинке и на второй и объяснить его причину.

Вопросы к детям:

1. Какое настроение у бабушки? Почему?

2. Хорошо ли гости поступили с бабушкой на второй картинке?

3. А как поступил бы ты?

Обработка результатов:

1 балл - ребенок определяет чувства, настроение бабушки с помощью наводящих вопросов;

2 балла - ребенок определяет чувства и настроение бабушки на первой и второй картинке, но испытывает затруднение в речевом опосредовании своих действий речью;

3 балла - ребенок определяет чувства, настроение бабушки на первой и второй картинке, и способен дать оценку поступкам гостей и своему поведению (в воображаемой ситуации).

В экспериментальной группе:

• Высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

• Средний уровень - 3 ребенка, что составляет 30%;

• Низкий уровень - 7 детей, что составляет 70%; В контрольной группе:

• Высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

• Средний уровень - 4 ребенка, что составляет 40%;

• Низкий уровень - 6 детей, что составляет 60%.

Таблица 4

Распределение детей по уровням сформированности эмоционально-мотивационного компонента уважительного отношения к семейным

традициям

Группы Всего детей Высокий % Средний % Низкий %

Экспериментальная 10 0 0 3 30 7 70

Контрольная 10 0 0 4 40 6 60

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей определяют по картинкам настроение, чувства бабушки с помощью наводящих вопросов взрослого, но затрудняются дать оценку поступкам гостей и объяснить, почему так думают.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство испытуемых в контрольной и экспериментальной группах находятся на среднем 60% (6 детей) и низком уровне 40% (4 ребенка) сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

Таблица 5

Распределение детей по уровням сформированности уважительного отношения к семейным традициям

Уровни Эксперимент

Количество Экспериментальная Количество Контрольная

детей группа детей группа

Высокий 0 0% 0 0%

Средний 6 60% 7 70%

Низкий 4 40% 3 30%

70 60 50 40 30 20 10 0

Диаграмма 1

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей контрольной и экспериментальной групп имеют средний и низкий уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

Так испытуемые 1, 2, 4, 6, 8, 10 экспериментальной группы и 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10 контрольной группы имеют неполные представления о системе родства, родословной. У испытуемых детей наблюдались трудности при дифференциации понятий «род», «родня», «семья». Рассказы о близких были непоследовательны, сведения об их биографии фрагментарны, отрывочны. Знания о традициях и обычаях семейного этикета были недостаточно осознаны, иногда дети рассуждали о поступках взрослых поверхностно, не проникая в суть отношений. Наблюдалась недостаточная яркость эмоциональных проявлений при восприятии семейных традиций.

У испытуемых 3, 5, 7, 9, 10 экспериментальной группы и 6, 7 контрольной группы фрагментарные, отрывочные представления о системе родства, родословной, а также в определении понятий «род», «родня», «семья». Представления о семейных реликвиях не сформированы, не наблюдалось осознанной необходимости бережного отношения к семейным реликвиям. Дети не осознавали смысла проведения семейных праздников, не владели способами составления родословной. Нарушали основные правила семейной этики, допускали обман взрослых.

Как видно, большая часть испытуемых находится на среднем и низком уровнях сформированности уважительного отношения к семейным традициям, что подтверждает необходимость создания педагогических условий, способствующих повышению уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

2.2. Реализация педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста

С целью повышению уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям нами был поведен формирующий этап эксперимента.

На 1 этапе с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей в сфере воспитания уважительного отношения к семейным традициям и расширения представлений родителей о семейных традициях был проведен семинар-практикум для воспитателей «Семейные традиции как педагогический феномен» и мини-лекторий для родителей «Традиции моей семьи», открыт музей «Семейных историй» с тематическими выставками.

Так музей «Семейных историй» представлял собой свободное помещение, где постепенно скапливался наиболее интересный материал. Представим последовательность появления материалов в музее: «Семейный круг», «Традиции семьи», «Игрушки разных поколений», «Древо жизни», «Семейная хроника», «Семейные реликвии» и др.

Начиналось все со сбора необходимых материалов и оформления. Важной особенностью являлось активное участие в этом детей и родителей. Дошкольники чувствовали свою причастность к музею: вместе с родителями поднимали семейный архив, подбирали экспонаты, приносили их из дома, проводили экскурсии для детей, родителей, гостей детского сада.

В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но его мама, папа, бабушки и дедушки. Каждая выставка в музее - это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Например, а в рамках темы «Игрушки разных поколений» проводились следующие выставки: «Страницы семейного альбома»; «Игрушки - самоделки»; «Коллекции мелких игрушек» (например, игрушки киндер-сюрприза); «Игрушки бабушек и дедушек»; «Игрушки пап и мам»; «Любимые детские игрушки»; «Игрушки -забавы».

Каждая выставка была интересна по-своему. Так, игрушки бабушек и дедушек являлись незаменимыми помощниками в изучении национальной, семейной истории и культуры, ведь здесь можно было увидеть русские народные игрушки, игрушки, сделанные руками бабушек и дедушек, когда они были маленькими, игрушки с необыкновенными историями, хранящие семейные легенды.

Экспонатами выставки «Игрушки-забавы» стали крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ). Это игрушки, умеющие говорить, производить различные звуки, двигаться, петь. Некоторые из них были заводные, другие «включались» простым нажатием в нужном месте. На таких необычных экспозициях воспитатели, родители и посетители музея всегда просили разрешения нажать на кнопочки, подергать за веревочки, и делали это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдали за движением игрушек. Сами же дети учились играть со сложными игрушками. Они придумывали свои названия экспонатам, учились составлять коротенькие рассказы о своих любимых игрушках.

Большой популярностью пользовались познавательные конкурсы выставки, а также выставки, приуроченные к знаменательным датам, расширяющие кругозор ребенка. Проводились они на базе музея семейных историй. Тематика конкурсов не была связана со страничками семейного альбома, но многочисленные разноплановые номинации позволяли вовлечь большое количество семей, педагогов, а также всех сотрудников детского сада. Бессменной номинацией во всех конкурсах стал «Экспонат с сопроводительным письмом», прямым или косвенным образом отражающий факты семейной истории.

В музее мы провели выставки-конкурсы на тему:

1) «Книга - семейная реликвия»;

2) «Старая семейная фотография»;

3) «Известная и неизвестная пуговица» и др.

Итоги работы музея позволяют говорить об активном, заинтересованном участии детей, родителей и педагогов, их хорошем творческом потенциале. Каждая выставка собирала очень большое количество оригинальных, а порой и уникальных работ, почти все семьи желали оформить странички семейного альбома, календари семейных дат, семейные гербы, альбомы устами младенца, оформляли родословное древо до 4-го колена.

Исходным материалом для оценки эффективности работы с детьми служила непосредственная реакция детей на новую информацию, включенность в игровые ситуации, а также результаты творческой деятельности ребенка: рисунки, рассказы, поделки, выполненные творческие задания и т.д. Анализ результатов по этим критериям позволил о проявлении интереса к истории семьи.

Дети со слов родителей стали проявлять уважительное отношение к памяти предков, в общении со взрослыми стали более тактичны, стали принимать активное участие в семейных праздниках, с гордостью стали рассказывать о труде близких и принимать активное участие в нем.

Важность подобной работы для развития ребенка и сплочения семьи отвечали и сами родители.

Вот их слова, взятые из книги отзывов о работе музея.

«Хочется сказать слова огромной благодарности за саму идею создания «Музея семейных историй». Ваша экспозиция удивляет, радует и одновременно берет за душу: так бережно и с огромной любовью оформлены тематические странички».

«Приятно осознавать и детям, и взрослым общую причастность к «живому делу», которая имеет начало и не имеет конца, а только продолжение, и получить дальнейшее развитие с каждым выпуском».

«Выставки музея очень интересны и взрослым, и детям. Трогают до слез юные экскурсоводы. Нельзя скрыть заинтересованность детей и их родителей к работе над своей родословной».

«Работа в музее семейных историй помогла детям, да и нам, родителям, заглянуть в прошлое, заинтересовать детей, важно чтобы эта работа продолжалась и в будущем».

На 2 этапе формирующего эксперимента была реализована авторская программа «Моя семья», состоящая из 6 блоков.

Структура каждого занятия включала:

• Повторение основных положений прошлого занятия.

• Введение в тему (объяснение актуальности темы, введение основных терминов -понятий; обоснование преемственности темы).

• Работа по теме: раскрытие темы посредством беседы по картинке, чтения и обсуждения прочитанных воспитателем сказок и стихотворений, рассказа воспитателя о семейных традициях, дидактических игр, проблемных ситуаций, рисования.

• Домашнее задание.

В качестве приложения к программе использовалась книга «Семейные традиции в произведениях детской литературы», в которой мы сгруппировали художественные произведения в соответствии с семейными традициями, на освоение которых они направлены.

Таблица 6

Классификация: семейные традиции - художественные произведения

Семейные традиции Художественные произведения

1. Чтить память предков: изучать родословную семьи, историю и традиции, помнить заветы, ретроспективные рассказы членов семьи о своем детстве, прошлом, проводить дни памяти, ухаживать за могилами, свято хранить семейные реликвии, организация домашнего музея (сохранение документов и наград, фотографий), составление с родителями генеалогического древа своей семьи Б. Ганаго «Зеркало», Н. Вагнер «Счастье»; Л. Толстой «Старый тополь»; Ю. Яковлев «Реликвия»; «Семейная драгоценность» (Китайская сказка) и др.

2. Почитать старших в доме: соблюдать правила поведения в общении со старшими, заботиться о них, помогать, уважительно относиться к их опыту и занятиям, проведение семейных советов, оказание внимания старикам через именные поздравления, изготовление подарков, сюрпризов «Мудрый отец» (Русская народная сказка); «Машенька и Дашенька» (Русская народная сказка); М. Зощенко «Золотые слова»; В. Осеева «Просто старушка», Н. Артюхова «Бабушка и внучка»; Болгарская народная сказка «Почему старикам почет»; Н.Артюхова «Бабушка и внук»; А. Барков «Без мамы»; М.Скребцова «Улыбка Бога»; В. Сухомлинский «Если бы у меня был ковер-самолет», М. Скребцова «Женя, дедушка и хлеб» и др.

3. Уважать родителей: проявлять послушание, заботу, соблюдать правила поведения в общении с ними, прислушиваться к их мнению В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»; В. Осеева «Хорошее»; «Три дочери» (татарская сказка); В. Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало»; А. Барков «Без мамы»; В. Сухомлинский «Семь

дочерей»; М.Скребцова «Мама»; «Советы отца» (русская народная сказка) и др.

4. Заботиться о младших: знать особенности малышей, заботиться о них оказывать помощь Л. Толстой «Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит»; «Гуси-лебеди» (русская народная сказка); А. Стояков «Тыковка»; Э. Фарджон «Два брата» и др.

5. Жить дружно: организовывать совместные игры, путешествия, выпуск семейной газеты, создание выставки редких семейных фотографий, выезжать семьей на природу, вечером всем вместе собираться за ужином, ставить спектакли, выпускать семейные стенгазеты, ежегодные походы в горы, семейные вечера отдыха, создавать галерею фотографий В. Осеева «Сыновья»; Л. Толстой «Два брата»; «Сказка о бочке» (болгарская сказка); «Братья» (курдская сказка) и др.

6. Традиционные праздники Т.А. Куликова «Семейные традиции»; Т.А. Куликова «Реликвии»; А. Исаакян «У солнца» и др.

Расширение сферы взаимодействия с родителями через проведение совместных мероприятий, консультаций, внедрение новых форм взаимодействия:

• мастер-классов («Творящих рук - мастерство», «Моя родословная», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Загляните в семейный альбом», «Семейные чтения: возрождая традиции», «Развивающие возможности коллекционирования в семье», «Рождественские забавы», «История вещи -история семьи, история народа, история Отечества»);

• обогащение предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми (музей семейных историй, уголок семейного чтения и коллекционирования, выпуск газеты «Гнездышко» и др.);

• создание детско-родительских проектов («Традиции семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии», «Семейные коллекции», «Семейный маршрут по памятным местам родного города», «Путь к книге», «Путешествие в сказку» и др.).

С целью работы с семьями, имеющими негативные семейные традиции (родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей; социально неблагополучные семьи), нами была проведена акция «Нет жестокому обращению».

В ходе акции (в нескольких дошкольных образовательных учреждениях г. Ишима) была организована выставка «Скажем жесткости «НЕТ», экспонатами которой стали плакаты, фотографии и рисунки о жестоком обращении с детьми.

В ходе выставки родителям было показано более 10 видеороликов о жестоком обращении с детьми и подростками («Интернет дороже сына», «Не бейте детей», «Жестокое обращение с детьми» и др.).

В рамках акции состоялась презентация разработанного нами пособия для родителей «Детский мир без жестокости и насилия».

На 3 этапе был проведен контрольный эксперимент, цель которого - изучение динамики воспитания семейных традиций у детей старшего дошкольного возраста.

Кроме того, на этом этапе был проведен мониторинг повышения профессионального уровня педагогов: обобщение педагогического опыта; распространение педагогического опыта (выступление на педсоветах, семинарах, консультациях и т.д.; проведение открытых мероприятий; проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей; сведения о самообразовании педагога и т.п.), а также мониторинг взаимодействия ДОУ и семьи (удовлетворенность запроса семьи на воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста; положительные отзывы родителей о работе педагогов с ребенком и его семьей; повышение педагогической компетентности родителей в области воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста; включенность в совместные мероприятия, активность, заинтересованность; перенос усвоенных содержаний в жизнь семьи; трансляция родителями опыта воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста).

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 8.

Таблица 7

Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Уровни Эксперимент 2

Количество Экспериментальная Количество Контрольная

детей группа детей группа

Высокий 5 50% 1 10%

Средний 5 50% 7 70%

Низкий 0 0% 2 20%

Анализ результатов позволил нам сделать вывод о том, что в экспериментальной группе 50% (5 детей) имеют высокий уровень сформированости уважительного отношения к семейным традициям; 50% (5 детей) обладают средним уровнем и 0% (0 детей) - низким уровнем сформированости уважительного отношения к семейным традициям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контрольной группе 10% (1 испытуемый) обладает высоким уровнем сформированости уважительного отношения к семейным традициям; 70% (7 испытуемых детей) обладают средним уровнем и 20% (2 испытуемых) - низким уровнем уважительного отношения к семейным традициям.

Таблица 8

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Уровень До и после формирующего эксперимента

до после до после

ЭГ % ЭГ % КГ % КГ %

Высокий 0 0 5 50 0 0 1 10

Средний 6 60 5 50 7 70 7 70

Низкий 4 40 0 0 3 30 2 20

70 60 50 40 30 20 10 0

Э. Г до формирующего эксперимента

Э. Г после формирующего эксперимента

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Диаграмма 2

Анализ результатов контрольного среза подтвердил наличие положительной динамики воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее значительными достижениями можно считать сокращение числа детей, которые в начале экспериментальной работы были отнесены к группе с низким и средним уровнем сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

Качественный анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать следующие выводы.

В процессе формирующего эксперимента дети экспериментальной группы узнали:

• о прошлом своей семьи;

• об именах дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

• о происхождении своей фамилии;

• о профессиях бабушек и дедушек, своих родителей;

овладели умениями:

• ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

• составлять рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвиях;

• уважительно относиться к своим родителям, членам семьи;

• выступать в качестве экскурсоводов в музее семейных коллекций.

• применять полученные знания в своих сюжетно-ролевых играх.

Кроме того, словарный запас детей пополнился новыми словами (реликвия, традиция, обряд, берегиня, семейный архив, семейный альбом и т.д.); появилось чувство общности с членами своей семьи.

Родители:

• узнали свою родословную, минимум до третьего колена, откуда произошли их фамилии;

• познакомились с историей своих реликвий;

• приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;

• научились хранить и чтить свои семейные традиции;

• научились организовывать семейные праздники;

• стали уважительно относиться к своим предкам, внимательно - к событиям в доме;

• получили первый опыт создания видеоархивов семейных праздников и традиций;

• стали проявлять активность во всех мероприятиях ДОУ, посвященных воспитанию уважительного отношения к семейным традициям.

Заключение

Конкретизировано понятие «уважительное отношение к семейным традициям», которое понимается нами как направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиций, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции.

Выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста:

- определено содержание понятия «уважительное отношение к семейным традициям»;

- определены педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста:

• разработана и реализована программа «Моя семья», направленная на воспитание уважительного отношения к семейным традициям;

• взаимодействие ДОУ и семьи будет осуществлялось посредством проведения мини-лектория для родителей «Семейные традиции», мастер-классов, обогащения предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми; создания детско-родительских проектов.

Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил наличие положительной динамики воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

К числу наиболее значимых результатов исследования мы отнесли следующие:

• сокращение числа детей, которые в начале экспериментальной работы были отнесены к группе с низким и средним уровнем сформированности уважительного отношения к семейным традициям;

• создание научно-методических материалов для сопровождения инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста (авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья», Хрестоматия «Семейные традиции в произведениях детской литературы», пособие для родителей «Детский мир без жестокости и насилия»);

• создание информационной среды ДОУ, обеспечивающей свободный доступ детей, педагогов и родителей к информации (сайт для родителей «Дружная семейка, видеотека презентаций семей по проблеме воспитания уважительного отношения к семейным традициям, тематические выставки в музее «Семейных историй», уголок семейного чтения и коллекционирования, газета «Гнездышко», клуб для родителей «Семейные посиделки», детско-родительские проекты («Традиции семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии», «Семейный маршрут по памятным местам родного города» и др.), мини-лекторий для педагогов ДОУ (темы, план и программное содержание лекций) и др.;

• повышение профессионализма педагогов ДОУ.

Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность педагогических условий, направленных на воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Актуальными остаются вопросы воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей, непосещающих детский сад.

Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П.Азаров. - СПб.: Питер, 2011. -400 с.

2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? [Текст] / Е. П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, 2006. - 114 с.

3. Аронина И.А. Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи [Текст] / И.А. Аронина // Управление ДОУ. - №4. 2006. - С. 108-111.

4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Т. М. Бабунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

5. Байбурии А.К. Некоторые общие соображения о ритуале [Текст] /

A.К.Байбурии. Aequinox. - М.: 1993. - С. 4.

6. Баринова Т. Семейные традиции как часть общечеловеческой культуры и социально- педагогическое явление [Текст] / Т.Баринова // Детский сад от А до Я. -2013. - №4. - С. 64-75.

7. Бестутьева С. Семья в нашей стране: историческая правда [Текст] / С. Бестутьева // Воспитание школьников. - 2008. - №10. - С. 6-9.

8. Богданова И.В. О возрождении традиций семейного воспитания [Текст] / И.В.Богданова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №3. - С. 18-20.

9. Бодалев А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Бодалев.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

11. Брудная Л.И.Энциклопедия обрядов и обычаев [Текст] / Л.И.Брудная. -СПб.: «РЕСПЕКС», 1996. - 280 с.

12. Букатова В.М. Как наладить и сохранить диалог поколений [Текст] /

B.М.Букатова // Народное образование. - 2010. - №8. - С.190-195.

13. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: книга для воспитателя дет. сада, - 2-е изд., испр. и доп / Под ред. А. М. Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

14. Бурмистрова Л. Праздники в нашей жизни: Возрождение традиций семейных праздников [Текст] / Л. Бурмистрова // Народное образование. - 1991. - №8. - С. 39-44.

15. Волков Г.Н. О времени, детях и о семье [Текст] / Г.Н. Волков // Некоторые социально-психологические вопросы формирования личности ребенка. -М.: Знание, 1971. - 96 с.

16. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием [Текст] / И.В. Гребенников // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. - М., 1980.

17. Дозорова М.А. «Семья»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки: программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста [Текст]: уч.-метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. АРКТИ / М.А. Дозорова, Н.В. Кошлева, А.А.Кроник. - М., 2008. - 150 с.

18. Дорохина Н.А. Особенности воспитательного взаимодействия между родителями и старшими поколениями в семьях дошкольников [Текст] / Н.А.Дорохина // Наука и школа. - 2009. - №1. - С.60-61.

19. Загвозкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания [Текст] / В.К.Загвозкина // Управление ДОУ. - 2008. - №4. - С. 115-122.

20. Загик Л.В. Особенности детского труда в семье и его роль в нравственном воспитании ребенка-дошкольника [Текст] / Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере // Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде: сб. науч. тр. -М., 1984. - С. 130-138.

21. Залевская Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст] / Н.А. Залевская, С.А. Есенина. Образование. - 2004. - № 6. - С. 16-24.

22. Зверева О.Л. Семейная педагогика и дошкольное воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Л.Зверева // Управление ДОУ. - 2008. - №3. - С. 2328.

23. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности [Текст] /

A.Г.Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986.

24. Иванова Н.П. Воспитание в семье в контексте социальных изменений [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бабылева // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 6-13.

25. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии / Н. А. Каратаева. -Шадринск: Изд-во Шадринский гос. пед. институт, 2007. - 118 с.

26. Ким Т.К. Структура, специфика и воспитательные возможности современной семьи [Текст] / Т.К. Ким // Преподаватель 21 века. - 2011. -№1, №2, №4. - С. 331-337.

27. Ковалев С.В. Психология современной семьи [Текст]: информационно -методические материалы к курсу этика и психология семейной жизни / С.В.Ковалев. -М.: Просвещение. - 1998. - 208 с.

28. Коган Л.Н. Теория культуры [Текст] / Л.Н. Коган. - Екатеринбург, 1994.

29. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, П. М. Коджаспиров. - М.: ИКцп Март, Ростов-Н / Д, издат. Центр Март, 2005. - 445 с.

30. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с.

31. Кон И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С.Кон // Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988. - 270 с.

32. Коробкова В.В. Воспитательный потенциал семьи [Текст] / В.В.Коробкова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №6. - С.99-102.

33. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Д.Короткова.- М.,2008. - 25 с.

34. Кузнецова Л.В. Семья как воспитательная среда ребёнка [Текст] / Л.В. Кузнецова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №12. - С. 84-89.

35. Кузьмина И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В.Кузьмина // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4.

36. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст] /

B.А.Куликова // Образование. - 2004. - №6. - С. 27-35.

37. Лебедев П.А. Семейное воспитание [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.А.Лебедев. - М.: Издательский центр «Академия». -2001. - 512 с.

38. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. М.: НПО «Модек», 1995 - 356 с.

39. Парыгин Б.Д. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Б. Д. Парыгин.

— СПб: СПбГУП, 2003. — 616 стр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Пеккин И.В. Воспитание семейных ценностей в системе образования [Текст] / И.В.Пеккин // Образование. - 2004. - №12. - С. 3-8.

41. Плахов В.Д. Традиции и общество: философско-социальные исследования [Текст] / В.Д.Плахов. - М.: Мысль, 1982. - 220 с.

42. Рапацевич Е.С. Педагогика [Текст]: большая современная энциклопедия / Е.С.Рапацевич. - М.: «Современное слово», 2005. - 720 с.

43. Ривина Е. Родословная в детском саду - история и образ семьи [Текст] / Е.Ривина // Дошкольное воспитание, 2007. - № 12. - С. 37- 51.

44. Рыжова Н. Мини-музей в детском саду [Текст] / Н.Рыжова, Л. Логинова. М.: Линка-Пресс, 2008. - 256 с.

45. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.

46. Сотникова С.И. Музеология [Текст]: пособие для вузов/ С.И.Сотникова.

- М.: Дрофа, 2004. - 192 с.

47. Спицин И.Г. О дружбе брата и сестры [Текст] / И.Г.Спицин // Начальная школа. - 2008. - №12. - С.16-20.

48. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В.Субботский.: Питер, Просвещение, 1991. - С.179-183.

49. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений [Текст] /И.В.Суханов. - М.: Политиздание, 1976. - 216 с.

50. Теплюк С. Отечественная культура в нравственном воспитании [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2004. - №2. - С. 12-14.

51. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В.П.Тугаринов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 156 с.

52. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. -М.: Академия, 2000. - 304 с.

53. ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - [2013]. - Режим доступа: ЬИр://минобрнауки.рф/

54. Штанько Н.В. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. -№4. - С. 99-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.