Научная статья на тему 'Школьный музей и реставрация семейных ценностей'

Школьный музей и реставрация семейных ценностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
334
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный музей / традиции / семейные ценности. / school museum / traditions / fam- ily values

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шолкина Ксения Евгеньевна

Статья посвящена опыту актуализации семейных ценностей музейными средствами в школьной среде. Автором представлены несколько выставочных проектов, направленных на стимулирование внутрисемейного диалога и совместного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoring family valuesin a school museum

The article describes some experience in restoring family values bymeans of the school museum. Here several projects are represented as they show the necessity of family inner communication and cooperation.

Текст научной работы на тему «Школьный музей и реставрация семейных ценностей»

Школьный музей и реставрация семейных ценностей

К.Е. Шолкина

Музей ГБОУ «СОШ № 683» (г. Санкт-Петербург)

Статья посвящена опыту актуализации семейных ценностей музейными средствами в школьной среде. Автором представлены несколько выставочных проектов, направленных на стимулирование внутрисемейного диалога и совместного творчества. Ключевые слова: школьный музей, традиции, семейные ценности.

K.E. Sholkina School № 683 (St.-Petersburg)

Restoring family valuesin a school museum.

Abstract. The article describes some experience in restoring family values bymeans of the school museum. Here several projects are represented as they show the necessity of family inner communication and cooperation.

Key words: school museum, traditions, family values.

Современная школа

представляет собой сложную образовательную систему, на которую в значительной степени возложены воспитательные функции. В родительском сообществе закрепляется

тенденция восприятия педагога как основного источника воспитательного воздействия н ребенка. Подобный взгляд н; вопрос в определенной степени указывает на нарастающий кризис института семьи. Ослабевают связи между поколениями, теряется контакт с традицией, культурный иммунитет оказывается значительно снижен. В достаточно жесткой и требовательной системе

современного образования

именно школьный музей становится перспективным

школьников и их родителей. Второй музей представляет виртуальные коллекции

Русского музея. Третий музей назван «Истоки». Его экспонаты знакомят с русской народной культурой, бытом родной деревни. Часть экспонатов, переданных в дар музею, ранее аходились в домашних кол-екциях, остальные изготовлены в школьных мастерских.

Выставочная программа

пространством для неформального диалога, где актуализируются и просветительская, и рекреационная, и воспитательная функция. Музей в школе ой для

может стать платформ реализации самых

музейно-педагогического комп-

тематические выставки согласно профилю каждого из музеев, но и серию проектов, целью которых является развитие внутрисемейных контактов

ребенка, содействие формированию эмпатических, доверительных отношений между детьми и родителями на основе обращения к семейной памяти.

В ноябре 2017 г. в музейно-педагогическом комплексе

прошла выставка «Драгоценные истории маминого сердца», разных приуроченная к Международ-

склонностей, талантов ребенка, развития его интересов, для самовыражения и поиска ответов на жизненные вопросы. Проекты школьного музея способны затронуть и такую важную сферу жизни ребенка, как семья, содействовать реставрации

семейных ценностей.

С 2005 г. в санкт-петербургской школе № 683 функционирует музейно-

педагогический комплекс «Отражение» [1], состоящий из трех музеев, Музей «Семейные реликвии» посвящен истории семей в Великую Отечественную войну и создавался при активном участии самих

ному дню матери. Экспозиционный ряд формировался при непосредственном участии детей из представленных ими вещей и историй.

В изложении для

школьников идея выставки звучала следующим образом: «У каждой мамы есть свое особое мамино богатство — это ее воспоминания, удивительные истории из ее жизни, о которых, возможно, ты даже не знаешь. Драгоценные тайны спрятаны в дорогих сердцу вещах, способных оживить картины прошлого».

Выбор экспоната для выставки основывался на

предложенном ученикам алгоритме действий: 1. Хочешь сделать для своей мамы необычный подарок? Спроси ее, какая из вещей ей особенно дорога и почему? Запиши мамин рассказ. 2. Принеси эту вещь и мамину историю в школьный музей или отправь фотографию по электронной почте. 3. Пригласи маму на выставку в школьном музее.

К алгоритму прилагалась схема для «интервьюирования», помогающая осмыслить вещь как форму хранения человеческой памяти.

Значительная часть выставленных вещей отражала мамину память о поре детства, юности: первая связанная самостоятельно варежка, любимая игрушка, школьная тетрадь по химии.

Знакомясь с «драгоценными историями» в других семьях, дети обращались к собственным, искали ответы на свои детские, искренние и очень важные вопросы: «Каким было мамино детство, какие вещи сохранили тепло ее воспоминаний? Почему она их сохранила? Чем дорожу я?» Замечания детей при подготовке к выставке в свою очередь отразили обозначенную в начале статьи проблему: «Поговорила с мамой. Она сказала, что таких вещей, памятных, у нее нет», «Мы недавно переехали, многое выбросили», — нынешнее поколение родителей школьников имеет ослабленные связи с поколением своих родителей, теряет понимание мира вещей как памяти о своей личной истории, об истории семьи.

Г 1

Мысли 1

А

г л

[ Чувства

А

Г

Люди

А

ва

Г 1

События

А

Места

А

Рис. 3

Схема для «интервьюирования»

Шолкина Ксения Евгеньевна,

Заведующая музеем ГБОУ «СОШ № 683» (г. Санкт-Петербург)

Рис. 1

Монтаж выставки «Драгоценные истории маминого сердца» к Международному дню матери.

Рис. 2

Экспонат «Первые носочки и варежки, которые связала моя мама».

Рис. 4

Музейно-педагогическое занятие «Каждый раз, под Новый год...».

Рис .5

Экспонат «Новогодний Ждун»

Значительная часть выставленных вещей отражала мамину память о поре детства, юности: первая связанная самостоятельно варежка, любимая игрушка, школьная тетрадь по химии. Знакомясь с «драгоценными историями» в других семьях, дети обращались к собственным, искали ответы на свои детские, искренние и очень важные вопросы: «Каким было мамино детство, какие вещи сохранили тепло ее воспоминаний? Почему она их сохранила? Чем дорожу я?» Замечания детей при подготовке к выставке в свою очередь отразили обозначенную в начале статьи проблему: «Поговорила с мамой. Она сказала, что таких вещей, памятных, у нее нет», «Мы недавно переехали, многое выбросили», — нынешнее поколение родителей школьников имеет ослабленные связи с поколением своих родителей, теряет понимание мира вещей как памяти о своей личной истории, об истории семьи.

Следующий выставочный проект был обращен уже к общесемейной памяти через тему праздника как уникального явления в культуре, одного из главных связующих звеньев в семье, в основе которого лежат традиционные ценности. Накануне Нового года детям предложили описать свою семейную традицию встречи зимних праздников, проиллюстрировав ее предметом-героем события. Открытие выставки предварила серия музейно-педагогических занятий, посвященных истории празднования Нового года в России. Знакомство с праздничными традициями прошлых лет завершалось приглашением к участию в выставочном проекте.

На выставке были представлены мамины рождественские козули, из года в год переходящие елочные игрушки, деревянная ель, которая украшается в новый год

настоящими яблоками. «Каждый раз накануне Нового года мама печет из теста Ждуна, который ожидает прихода праздника», — поведал участник из второго класса, передавая в музей пластилиновую реплику популярного интернет-

персонажа.

Большое значение для успеха нового проекта, безусловна, имела поддержка и участие директора, которая передала на выставку свои семейные новогодние реликвии, показав пример учащимся.

Школьная выставка имела важный раздел, отвечающий за диалогическую составляющую, — интерактивный стенд, на котором все желающие могли разместить стикеры с описанием своих уникальных семейных традиций встречи Нового года и познакомиться с опытом других ребят, возможно, даже применит его в своей семье.

Как одно из направлений проекта в школе была организована благотворительная акция «Мы подарим Новый год», направленная на развитие внутрисемейной этики через сбор подарков для проживающих одного из петербургских психоневрологических интернатов.

Функционирование в школе музея, не только в качестве образовательного и просветительского ресурса, но и как альтернативной формы досуга, инструмента творческого развития и в целом личностного роста, позволяет находить новые решения актуальных воспитательных задач. Безусловно, возможность оценки эффективности такой деятельности имеет отсроченный характер, но показателями определенной динамики становится выраженный интерес детей к участию в дальнейшей работе школьного музея в качестве сотрудников и желание представить свои результаты родителям. В качестве важной ресурсной

составляющей в дальнейшем планируется непосредственное вовлечение родительского сообщества в проектную работу музея.

Литература:

1. Музейно-педагогический комплекс «Отражение» URL: http://school683.ru/muzeynyy-kompleks-otrazhenie/ (дата обращения: 01.12.2018),

Рис. 6

Семейные реликвии

Рис. 7

Интерактивный стенд «А как в твоей семье встречают Новый год?»

Рис. 8

Мастерская по созданию подарков в рамках благотворительной акции «Мы подарим Новый год»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.