Научная статья на тему 'Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи'

Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1100
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Т. В.

Целью данной статьи является рассмотрение возможности традиций по составлению родословной семьи как средства в развитии ребенка дошкольного возраста. Понятие «семья» и все что с этим понятием связано, является эффективным средством в воспитании у ребенка гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателем традиций своих предков. Организуя в детском саду проектную деятельность по теме «Моя семья» мы можем способствовать сплочению членов семьи, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, необходимой для развития ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи»

Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение

родословной семьи

Прохорова Т. В.

заведующий кафедрой дошкольного образования ИПК и ПРО Удмуртской Республики,

Ижевск, Россия [email protected]

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение возможности традиций по составлению родословной семьи как средства в развитии ребенка дошкольного возраста. Понятие «семья» и все что с этим понятием связано, является эффективным средством в воспитании у ребенка гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателем традиций своих предков. Организуя в детском саду проектную деятельность по теме «Моя семья» мы можем способствовать сплочению членов семьи, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, необходимой для развития ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: традиции семьи, родословная семьи, нисходящая и восходящая родословная, проектная деятельность.

Семья в современном обществе представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является общественной средой его первичной социализации. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи - это основные факторы, которые отличают семью от других социальных институтов.

Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции.

В Большой советской энциклопедии понятие «традиция» определяется как социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включает в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процесс социокультурного наследования и его способы. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. (Большая советская энциклопедия, http://bse.slovaronline.com/)

Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, «спрессовывают» его и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.

Частью традиционной культуры многих народов России являлось составление родословной. Появление этой традиции было обусловлено прежде всего экономическими потребностями - передачей земли, имущества по наследству. Поэтому более всего были заинтересованы в тщательном и скрупулезном составлении родословной высшие слои общества, имевшие значительную собственность. Однако крестьяне, ремесленники, промысловики в большинстве своем также бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее на оборотной стороне старинных икон, неграмотные передавали память о своих предках изустно, как сказки,

былины или пословицы. Традицию поддерживали также обычаи социального и религиозного характера. (Ривина Е. К., 2007, с. 38)

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, в современном обществе традиция ведения родословной во многом утрачена, представления о ней весьма расплывчаты, нарушена связь и преемственность поколений. Соответственно возникает актуальная необходимость включения содержания по изучению традиций, обычаев народной культуры по составлению родословной в образовательный процесс ДОУ.

Важным условием для эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение взрослым (педагогами и родителями) знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы ее истоки и традиции.

По мнению Ривиной Е. К. понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения - по восходящей и нисходящей линиям. Восходящая прямая линия родства - это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца - вторым, дедушек и бабушек - третьим и т. д. Называется такая родословная смешанной восходящей (смешанная означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола; восходящая означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям).

Составление родословной с детьми дошкольного возраста лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную - самый распространенный и обычный вид родословной. В ней можно увидеть общую картину жизни и деятельности рода в течение столетий.

Родословную можно представить в виде дерева. Родословное или генеалогическое древо - это мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков - на разветвлениях и ветвях. Родословную совсем не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. Как правило, это восходящие смешанные родословные. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии.

Что же из всего вышеперечисленного о родословной доступно пониманию ребенку дошкольного возраста? Ребенок может узнать о том, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов, что род объединяет родственников, то есть людей, имеющих одну и ту же фамилию (пока ему доступнее такое объяснение), что рассказ о своей семье, о своем роде называется родословной, причем рассказать о них можно и словами, и рисунком.

Задача по составлению родословной появляется в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьей, с ее составом, социальными ролями и родственными отношениями. Как известно, в дошкольном возрасте значительную роль в познании ребенком окружающего мира играет наглядно-образное мышление. Чрезвычайно важно, чтобы дети усвоили, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и замечательна по-своему. Объяснить это можно, используя широкий спектр наглядных пособий: репродукции произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета, модель кукольной семьи, плоскостные картонные

изображения для фланелеграфа или магнитной доски. После того как воспитателем продемонстрированы возможные варианты состава семьи, у детей возникает потребность рассказать о своей семье, составить ее схему. Это и может послужить мотивом к организации проектной деятельности по теме «Моя семья».

Метод проектной деятельности основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес ребенка к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, а с другой делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Ознакомление детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни и ее родословной предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Например, в младшей и средней группах таким проектом может стать составление семейного альбома. В старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родословной. Содержанием таких проектов может быть следующее:

Название проекта Содержание проекта

«Что в имени моем...» значение имени; происхождение имен и фамилий детей и членов семьи; как ласково можно называть по имени; знаменитые тезки.

«Родная сторона» история города и района, в котором живут дети; географические места, откуда родом члены семьи.

«Когда мы были молодые .» о историческом времени, когда бабушки и дедушки детей были молодыми (игры, в которые они играли, одежда, в которой они ходили и т.п.)

«Все профессии важны, все профессии нужны» профессии членов семьи, семейные трудовые династии.

«Визитная карточка семьи» состав семьи, ее уникальность, интересы, увлечения, общие традиции.

«Остановись мгновенье, ты прекрасно» фотоархив семьи, знаменательные события семьи, запечатленные на фотоснимках

«Наши верные друзья» любимые домашние питомцы, рассказы о интересных случаях из жизни любимца семьи.

«Секреты бабушкиного сундука» история старинных вещей и предметов, передающихся от поколения к поколению и бережно хранящихся в семье.

«Семейные традиции» хобби, увлечения, общие занятия семьи. «Коллаж интересов» каждого члена семьи.

«Мечты нашей семьи» совместные планы, мечты и желания семьи

«Календарь семейных дат» важные события, даты, истории семьи (дни рождения, день свадьбы, совместный отпуск и т. д.)

«Веселый праздник» праздничные события и веселые праздники семьи

«Где мы были - мы расскажем и что видели -покажем» любимые места отдыха семьи, истории о путешествиях, походах, интересных встречах и находках

«Мы родом из детства» любимые игры и игрушки, занятия, увлечения мамы, папы, бабушек и дедушек в их детстве

«Герб семьи» создание герба семьи с выделением особенности, неповторимости, уникальности семьи

«Наша дружная семья» создание генеалогического древа семьи (родословной семьи)

В настоящее время необходима ориентация личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей. В связи с этим изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших традиций своих прародителей. Составление родословной служит сплочению членов семьи и создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.

Библиография

1. Дан О. 2011. Составь свою родословную. Спб. 128 с.

2. Дозорова М. А., Кошлева Н. В., Кроник А. А. 2008. «СемьЯ»: Программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. М. 160 с.

3. Развитие речи. Дополнительные материалы: ты и твое имя. /Автор-сост. З. А. Ефанова. Волгоград. 96 с.

4. Ривина Е. 2007. Родословная в детском саду. История и образ семьи //Дошкольное воспитание. № 12. с. 37-42

5. http://bse.slovaronline.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.