Научная статья на тему 'Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста'

Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3161
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕР / ПОЛ / МАСКУЛИННЫЕ И ФЕМИНИННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ГЕНДЕРНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Юлия Сергеевна, Хуснуярова Юлия Ильдаровна

Статья посвящена актуальной проблеме современного дошкольного образования половое воспитание детей дошкольного возраста. На основе анализа содержания нормативных документов, психолого-педагогических и нейрофизиологических исследований авторы раскрывают ряд противоречий социально-педагогического, научно-теоретического и научно-методического уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Юлия Сергеевна, Хуснуярова Юлия Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста»

УДК 37.034:373.2

Григорьева Ю.С., Хуснуярова Ю.И.

Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме современного дошкольного образования - половое воспитание детей дошкольного возраста. На основе анализа содержания нормативных документов, психолого-педагогических и нейрофизиологических исследований авторы раскрывают ряд противоречий социально-педагогического, научно-теоретического и научно-методического уровней.

Ключевые слова: половое воспитание, полоролевая социализация, гендер, пол, маскулинные и фемининные характеристики, гендерная воспитанность.

Современное общество отличается наличием глубоких противоречий в разных сферах политической, социально-экономической, культурной жизни людей. Одним из них, оказывающим огромное влияние на процесс полноценной, адекватной социокультурным основаниям социализации человека является противоречие между традиционно сложившимися нормами фемининного и маскулинного поведения и реальным их воплощением в жизни. Одной из характерных черт сегодняшнего дня является набирающая рост и силу феминизация мужчин и маскулинизация женщин. Тенденция уравнивания людей разного пола в политической, социально-экономической жизни страны, заложенная апологетами революционных преобразований прошлого столетия, сегодня получает особый размах и утверждение. Существенной поддержкой этому процессу служат изменения полоролевых отношений в странах Европы и Америки. Ориентация на выраженную тенденцию ведущей роли женщины в решении политических и экономических проблем,безусловно, привела к признанию ее высокого статуса, обусловленной, прежде всего, реализацией миротворческой функции. Вместе с тем, она ограничила социальную активность мужчины, нивелировала его природой данную функцию защитника и управленца семейных отношений.

Негативные последствия обозначенной тенденции очевидны. Прежде всего, они связаны с утратой традиционных ценностей семьи, важнейшей функцией которой является воспроизводство потомства. Согласно статистическим данным процесс деторождения в настоящее время существенно снижен по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия. Причины этого кроются, прежде всего, в обесценивании репродуктивной функции семьи. Безусловно, чаще это связано с социально-экономическими проблемами(низкий заработок, платные образовательные услуги и т.д.). Но вместе с тем большой процент «бездетных» семей мотивирует свой выбор тем, чтобы «жить без проблем», «подольше сохранить внешнюю привлекательность» и т.д.

Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Нарушение канонических норм культуры взаимоотношений между людьми разного пола неизбежно влечет за собой дисгармонию сексуальных функций. Процветающая в настоящее время транссексуальность как

социальное явление зачастую не имеет морфологических оснований и проявляется как аналог персонализации. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений: серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии; дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми. Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. По мнению ученых (Т.А. Репина, И.В. Дубровина, Д.В. Колесов, И.С. Кон и др.) дефицит научно обоснованного полового воспитания приводит к росту разводов, увеличению неустойчивых браков, поскольку несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских половых ролей обусловливает неумение строить взаимоотношения в семье, распределять семейные обязанности.

Проблема воспитания детей с учетом половых различий не нова. В разное время к ней обращались исследователи многих аспектов гендерной социализации (А. Моль, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и многие другие). В настоящее время существуют

разные научные школы, концептуально обосновывающие возможность и необходимость полового воспитания детей в разные возрастные периоды (И.Е. Кон, Т.А. Репина, В.Ф. Базарный, Н.Е. Татаринцева). Наряду с фундаментальным методологическим обоснованием проблемы пола и педагогически оправданной ее реализацией в практике общественного и семейного воспитания существуют и отдельные не совсем удачные в этом направлении новшества. Одно из них проповедует идею раздельного воспитания детей разного пола. Подтверждающие эту идею аргументы связаны, прежде всего, с признанием неравномерного, опережающего развития девочек, особенно в дошкольном возрасте, что приводит к закомплексованности, дискомфорту, состоянию ущербности мальчиков. Попытки раздельного воспитания уже имели место в практике отечественного образования в 50-60 годы прошлого столетия. И, как известно, они привели к негативным последствиям, осложняющим взаимоотношения между людьми разного пола, к утрированию агрессивных проявлений, нивелированию межполовой толерантности. Как показали современные исследования, недопустимость раздельного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью учета двух механизмов по-лоролевой социализации - идентификации и дифференциации (И.С. Кон). Отсутствие представителей противоположного пола в ближайшем социальном окружении приводит к блокированию действия этих механизмов, что чревато неадекватностью процессов становления качеств фемининности и маскулинности (Т.А. Репина) [3].

Другое неудавшееся и неправомерное с точки зрения психического развития дошкольников новшество связано с их ранним сексуальным просвещением. Наличие большого числа иллюстрированной литературы на тему «Откуда я взялся?» побудило практиков к ее активному использованию в педагогиче-

ском процессе. Игнорирование возрастных возможностей детей, нарушение логики в познании ребенком разных аспектов социальной культуры и взаимоотношений между людьми привело к пробуждению несвоевременного интереса к сфере сексуальных отношений, к возникновению серьезных проблем в семейном воспитании.

Имеющиеся в настоящее время психолого-педагогические исследования по проблеме пола и ее разрешения в дошкольном детстве служат достаточно мощным, фундаментальным основанием организации педагогического процесса с учетом гендер-ных различий. В них раскрыты: сущность, механизмы полоролевой социализации (И.С. Кон, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Т.А. Репина, О.В. Прозументик и др.), особенности формирования психического, социального пола (Н.К. Ледовских, А.А. Че-калина и др.), педагогические аспекты полового воспитания в детском саду и семье (Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Малова, Л.В. Коломийченко и др.). Современные программы полового воспитания отражают разные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессии, мужчины и женщины и т.д. (Л.В. Коломийченко, И.П. Шелухина, Н.Г.Татаринцева и др.).

Учет гендерных различий находит отражение в нормативных и концептуальных документах. И, несмотря на это, современное состояние проблемы полового воспитания в детских садах оценивается большинством исследователей как неблагополучное, так как остается по-прежнему на низком уровне. Причины этого различны. Часть из них достаточно очевидна и лежит «на поверхности» деятельности дошкольных образовательных учреждений. Прежде всего, речь идет о традиционном предубеждении против полового воспитания детей в дошкольном возрасте, основу которого, как правило, составляет не-

определенность категориального аппарата. По справедливому замечанию Т.А. Репиной в отечественной педагогике понятие «половое воспитание» зачастую подменяется понятием «сексуальное воспитание», что приводит к отторжению данного раздела как педагогами, так и родителями. Феноменологические различия этих дефиниций (в английском языке sex - пол биологический, а gender - социальный) неизвестны большей части воспитывающих детей взрослых, и поэтому половое воспитание как процесс динамического становления качеств маскулинности и феминности приобретает в их представлении совершенно иной смысл.

Другой причиной, связанной с низким уровнем полового воспитания в детских садах, является инертность существенной части педагогов в освоении новых программ и технологий. В современной педагогической печати по дошкольному образованию публикуется достаточно исследовательского, программного, опытного материала по вопросам полоролевой социализации, однако он чаще не находит должного отражения в практике дошкольных образовательных учреждений. Возможно, это связано с низким уровнем профессиональной компетентности педагогов, недооценивающих значение гендерных различий в процессе общего и социального развития дошкольников. Косвенным подтверждением этому являются результаты социологического опроса воспитателей детских садов, проведенного методом анкетирования. Большая часть реципиентов (59%) считают, что половым воспитанием необходимо заниматься со старшего школьного возраста, используя для этого специальные курсы (например «Этика семейных отношений»), потому что для детей дошкольного возраста «эта информация вредна и преждевременна». Подобное суждение является достаточно распространенным, поскольку основанием его служит смешение дефиниций «половое воспитание» и «сексуальное

просвещение». Раскрывая феноменологические аспекты предложенных в анкете определений, воспитатели в большинстве случаев (62%) не видят разницы между ними и ограничивают половое воспитание информацией о репродуктивной функции людей разного пола. Практически организуют работу в данном направлении лишь 38% опрошенных, но и они испытывают затруднения в выборе приемлемых на их взгляд программ и технологий, отслеживании результатов педагогического процесса.

Проведенный анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы показал, что проблемы пола и полового воспитания на протяжении длительного времени вызывают интерес исследователей разных направлений наук о человеке. Рассматривая пол как биопсихосоциальное образование, представители разных теорий и концепций единодушны в признании того, что большая часть его физиологических, анатомических, соматических характеристик обусловлена генетически, а становление социального пола (гендера) осуществляется под влиянием различных элементов психосексуальной культуры, социального окружения, обеспечивающих стихийно или целенаправленно полоролевую социализацию.

В последние десятилетия в отечественной психологии пола проведены многочисленные исследования, раскрывающие специфику отличий поведения мужчин и женщин (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, В.И. Хасан, Ю.А. Тюменева); особенности воспитания детей разного пола (Л.Л. Арутюнова, Л.В. Градусова, С.Ф. Казарян, Т.П. Машихина, Н.Е. Татаринцева, Е.А. Кудрявцева, Н.К. Ледов-ских и др.); анализ содержания и динамики стереотипов маскулинности и фемининности (В.Е. Каган, О.И. Ключко, В.С. Агеев) [2].

Важнейшим фактором становления социального пола является половое воспитание. Как целостный педагогический процесс, ор-

ганизуемый в детском саду, он представляет собой целенаправленное, содержательно наполненное, технологически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающее своевременную (соответствующую возрасту) и качественную (соответствующую предъявляемым социокультурным требованиям) полоролевую социализацию.

Основной целью полового воспитания детей дошкольного возраста является становление гуманного, толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола. Задачи полового воспитания предусматривают формирование когнитивного, эмоционально-чувственного и поведенческого компонентов гендерной воспитанности. Содержание полового воспитания отражает разные аспекты социальной культуры: нравственно-этической (правила, нормы взаимоотношений между людьми разного пола), семейно-бытовой (дифференциация домашних обязанностей, функций в соответствии с половыми признаками), гендерной (специфика внешнего вида, доминирующих видов деятельности, увлечений и т.д.). Программно-целевые компоненты полового воспитания находят отражение в ряде современных вариативных (комплексных и парциальных) программ и технологий.

Технологические аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста разрабатываются в направлении изучения и совершенствования средств, методов, форм организации, создания условий,разработки диагностического инструментария полоро-левой социализации. В современных исследованиях детально изучены возможности трудовой, изобразительной деятельности, влияние сюжетно-ролевых, театрализованных игр на процесс и результат усвоения ребенком различных элементов гендерной культуры, доступных восприятию детей разных возрастных групп. Особый интерес ученых вызывает проблема результативности

полового воспитания. Обозначение показателей, критериев оценки, уровней гендерной воспитанности детей в рамках конкретных возрастных границ актуализирует проблему генезиса полоролевой социализации [1].

Развитие человека как носителя определенных половых характеристик осуществляется на протяжении всей его жизни, имеет свою динамику и особенности проявления в каждый возрастной период. Особенно примечателен в этом отношении дошкольный возраст, поскольку именно здесь происходит первичная идентификация и дифференциация детей по признакам пола. Влияние разных факторов на этот процесс (средств массовой информации, поведения взрослых и сверстников, целенаправленного воспитания, стремления к самоактуализации и т.д.) способствует относительно безболезненному и адекватному усвоению половых ролей, становлению полового самосознания. Становление социального пола в дошкольном возрасте, первые проявления которого

список ЛИТЕРАТУРЫ

обнаруживаются уже в раннем периоде развития ребенка, достигает своего апогея к семи годам: в это время устанавливается нормативная регуляция поведения, обнаруживается стремление к самоутверждению, признанию, открывается перспектива новой социальной роли (ученика) и соответствующие ей ожидания, что требует определенного уровня гендерной воспитанности.

Проблема полового воспитания является актуальной, имеет глубокие методологические основания, представленные в смежных с педагогикой общественных науках, но не находит должного отражения в практике дошкольных учреждений по ряду причин: недооценка педагогами индивидуальных половых различий детей в их личностном развитии, терминологическая неопределенность процессов полоролевой социализации, полового воспитания и его результативности; ограниченность средств формирования гендерной воспитанности в целостном педагогическом процессе.

1. Григорьева Ю.С. Психолого-педагогические аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. 34 с.

2. Григорьева Ю.С. Теоретическое обоснование гендерной воспитанности как результата полового воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Ю.М. Хохряковой // Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. (10-12 октября 2012 г., г. Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2012. 462 с.

3. Григорьева Ю.С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.