Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И КИТАЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ НА РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ян Ц., Киселева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И КИТАЯ»

В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОРЫВА

2. Vayner E.N. Valeologiya [Valeology]. Textbook for universities. Moscow: Flinta: Nauka publ., 2002. 416 p.

3. Kozina G.Yu. Fizkulturno-ozdorovitelnaya deyatelnost kak sotsialny faktor formirovaniya zdorovya sovremennoy studencheskoy molode-zhi [Health and fitness activities as social factor in formation of health of modern young students]. PhD diss. abstract. Penza, 2007. 22 p.

4. Yakuncheva M.A., Golyshenkova S.P. [ed.] Sistema formirovaniya tsennostey zdorovya u shkolnikov v usloviyakh natsionalnogo re-giona [School students' health values building system in conditions of national region]. Study guide for employees of general education schools. Saransk: Krasny Oktyabr publ., 2004. 336 p.

5. Shukshina T.I., Zamkin P.V., Miroshkin V.V. Problema povysheniya kachestva obrazovatelnykh dostizheniy studentov fakultetov fiz-icheskoy kultury [Academic progress quality improvement problems faced by Physical Education department]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 8. pp. 11-13.

6. Shukshina T.I., Bakulin S.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti k lichnostnym dostizheniyam mladshikh podrostkov vo vneurochnoy deyatelnosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Educational conditions of formation of fitness for personal achievements in younger teenagers in extracurricular sports and fitness activities]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. no. 4. 2017. pp. 121-128.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

теоретические и практические проблемы использования интерактивных методов обучения в вузах физической культуры россии и китая

Аспирант Ц. Ян1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Киселева1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 378.147

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, образовательный процесс, вузы физической культуры, литературные источники на русском и китайском языках.

Введение. Результаты проводимых в настоящее время исследований показывают, что интерактивные методы обучения обладают высоким потенциалом активизации образовательного процесса и являются существенным резервом повышения качества высшего образования [4, 5]. Однако полноценное и широкое использование интерактивных методов обучения в подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта сдерживается рядом нерешённых как теоретических, так и практических проблем.

Цель исследования - определить ведущие теоретические и практические проблемы использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе российских и китайских вузов физической культуры.

Методика и организация исследования. В исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение научных литературных источников на русском и китайском языках, сравнение, сопоставление.

Результаты исследования и их обсуждение. К актуальным теоретическим проблемам, требующим своего разрешения, относятся вопросы определения места и функций интерактивных методов обучения среди сложившихся методов обучения. Проведенный анализ российских научных и учебно-методических трудов позволяет заключить, что у российских ученых нет однозначного мнения относительно связи активных и интерактивных методов обучения [2]. Мы разделяем мнение ученых [1], которые утверждают, что интерактивные методы обучения являются новым этапом в развитии активных методов обучения. Так же, как и активные методы обучения, интерактивные методы предполагают равноправную (субъектную) включенность учащегося в процесс обучения, обоюдную заинтересованность педагога и учащегося в качественном восприятии учебной информации и её усвоении. Однако существенной отличительной особенностью интерактивных методов обучения является наличие полилога, предполагающего тесные учебные связи и взаимодействия обучающегося с членами учебной группы, с преподавателем и учебной образовательной средой.

Интерактивные методы обучения отлично зарекомендовали себя в практике высшего профессионального образования. Это в полной мере относится и к подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта [3]. Однако отсутствие класси-

THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES IN RUSSIA AND CHINA

Postgraduate student Ts. Yan1 PhD, Associate Professor E.V. Kiseleva1 1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 03.01.2021 г.

фикации интерактивных методов обучения с учетом их дидактического потенциала затрудняет полноценное использование данных методов обучения, что является еще одной важной теоретической проблемой, требующей своего разрешения.

Анализ китайских литературных источников по вопросам использования интерактивных методов обучения показал, что китайские ученые, высоко оценивая потенциальные возможности данных методов обучения, пока не осуществили глубокого теоретического анализа сущности рассматриваемых методов [6]. В статьях китайских ученых в основном описан опыт применения интерактивных методов обучения в преподавании иностранных языков, в том числе и с помощью мультимедийных технологий [6]. В небольшом количестве работ обобщён опыт использования интерактивных методов обучения в преподавании различных спортивных дисциплин в вузах, в частности плавания, легкой атлетики, аэробики [6].

Вывод. Успешность практического использования интерактивных методов обучения в вузах физической культуры и спорта зависит от своевременного решения проблем, связанных: с пересмотром организации осуществления образовательного процесса на новых дидактических основах; с переподготовкой преподавательского состава; с готовностью студентов к интерактивной учебной деятельности; с применением интерактивных методов обучения в условиях массового дистанционного образования. Литература

1. Белякова Е.В. Методы обучения. Интерактивные методы обучения / Е.В. Белякова // International Innovation Research: сборник статей XVII Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: «Наука и просвещение», 2019. - С. 169-173.

2. Гараева С.В. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения / С.В. Гараева, А.А. Васильева // Научный диалог. - 2016. - № 2 (50). - С. 249-261.

3. Неверкович С.Д. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры / С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая, Р.У. Арифулина. - М.: Спорт, 2018. - 298 с.

4. Панина Т.С. Интерактивное обучение / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова // Образование и наука. - 2007. - № 6 (48). - С. 32-40.

5. Хе С. Исследование интерактивной педагогической модели на основе компьютерной платформы / С. Хе, Ю. Донг // Журнал Шэ-ньянского педагогического университета (естественно-научное издание). - 2017. - № 35 (04). - С. 508-512.

2017. - № 35 (04). - 508-512.) 6. Ян Ц. Исследование и применение интерактивных методов обучения в Китае / Ц. Ян, Е.В. Киселева // Молодые ученые: материалы Межрегиональной научной конференции (Россия, Москва 22-24 апреля 2020 г.). - М.: РГУФКСМиТ, 2020. - С. 226-230.

Информация для связи с автором: elenakisely@yandex.ru

110

http://www.teoriya.ru

№2^ 2021 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.