Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / КЕЙС-ЗАДАЧА / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / MODEL / EXTRACURRICULAR SPORTS AND FITNESS ACTIVITIES / WOULD-BE PHYSICAL EDUCATION TEACHER / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / CASE-PROBLEM / BUSINESS PLAY / PROFESSIONAL TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулин С.В., Кадакин В.В., Буянова И.Б.

Цель исследования - разработка модели практико-ориентированной подготовки педагога по физической культуре к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Методика и организация исследования. В рамках исследования были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, метод системного анализа, синтез, проектирование. Результаты исследования и их обсуждение. Проектирование модели изучаемого процесса осуществлялось на основе выделения структурных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального, оценочно-результативного. Целевой блок модели представлен основной целью - подготовка будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Содержательный блок модели представлен совокупностью знаний и умений будущего учителя физической культуры, необходимых для успешной организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, в будущей профессиональной деятельности. Процессуальный блок модели представлен аудиторной формой организации занятий будущих учителей физической культуры и их самостоятельной работой в ходе изучения дисциплины «Педагогика» и «Теория и методика физического воспитания», а также в ходе выполнения заданий практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Оценочно-результативный блок модели отражает результативность процесса подготовки будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулин С.В., Кадакин В.В., Буянова И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING MODEL TO BUILD EXTRACURRICULAR SPORTS AND FITNESS ACTIVITIES ORGANIZING SKILLS IN WOULD-BE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Objective of the study was to develop a practice-oriented training model to build extracurricular sports and fitness activities organizing skills in would-be physical education teachers. Methods and structure of the study. The following theoretical methods were applied during the study: analysis of psychological-pedagogical literature, summarizing, system analysis methods, synthesis, design. Results and discussion. The model of the process under study was designed based on the identification of its structural units: task-oriented, theoretical and methodological, content-related, procedural, evaluation. The task-oriented section of the model is presented as the main objective - to build extracurricular sports and fitness activities organizing skills in future physical education teachers. The theoretical and methodological basis of the designed model is formed by the theoretical foundations of continuing pedagogical education, academic professional teacher training, theoretical foundations of the vocational education system in the physical education and sport sector, conceptual ideas of practice-oriented approaches in the context of higher vocational education. The content-related unit of the model is represented by the body of knowledge and skills necessary for future physical education teachers to successfully organize extracurricular sports and fitness activities. The procedural unit of the model is represented by the instructor-led form of organization of classes for future physical education teachers and their independent work during the study in the Pedagogics and Physical education theory and methodology disciplines, as well as when performing the practical tasks to build professional skills and experience. The evaluation section of the model shows the efficiency of the physical education teacher training for extracurricular sports and fitness practices.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

УДК/UDC 378.1

Поступила в редакцию 28.05.2020 г.

Информация для связи с автором: s.v.bakulin@mail.ru

Кандидат педагогических наук С.В. Бакулин1

Кандидат педагогических наук, профессор В.В. Кадакин1

Кандидат педагогических наук, доцент И.Б. Буянова1

1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

DESIGN OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING MODEL TO BUILD EXTRACURRICULAR SPORTS AND FITNESS ACTIVITIES ORGANIZING SKILLS IN WOULD-BE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

PhD S.V. Bakulin1

PhD, Professor V.V. Kadakin1

PhD, Associate Professor I.B. Buyanova1

1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - разработка модели практико-ориентированной подготовки педагога по физической культуре к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Методика и организация исследования. В рамках исследования были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, метод системного анализа, синтез, проектирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Проектирование модели изучаемого процесса осуществлялось на основе выделения структурных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального, оценочно-результативного. Целевой блок модели представлен основной целью - подготовка будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Содержательный блок модели представлен совокупностью знаний и умений будущего учителя физической культуры, необходимых для успешной организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, в будущей профессиональной деятельности. Процессуальный блок модели представлен аудиторной формой организации занятий будущих учителей физической культуры и их самостоятельной работой в ходе изучения дисциплины «Педагогика» и «Теория и методика физического воспитания», а также в ходе выполнения заданий практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Оценочно-результативный блок модели отражает результативность процесса подготовки будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Ключевые слова: модель, внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности, будущий учитель физической культуры, практико-ориентированная подготовка, кейс-задача, деловая игра, профессиональная проба.

Annotation

Objective of the study was to develop a practice-oriented training model to build extracurricular sports and fitness activities organizing skills in would-be physical education teachers.

Methods and structure of the study. The following theoretical methods were applied during the study: analysis of psychological-pedagogical literature, summarizing, system analysis methods, synthesis, design. Results and discussion. The model of the process under study was designed based on the identification of its structural units: task-oriented, theoretical and methodological, content-related, procedural, evaluation. The task-oriented section of the model is presented as the main objective - to build extracurricular sports and fitness activities organizing skills in future physical education teachers. The theoretical and methodological basis of the designed model is formed by the theoretical foundations of continuing pedagogical education, academic professional teacher training, theoretical foundations of the vocational education system in the physical education and sport sector, conceptual ideas of practice-oriented approaches in the context of higher vocational education. The content-related unit of the model is represented by the body of knowledge and skills necessary for future physical education teachers to successfully organize extracurricular sports and fitness activities. The procedural unit of the model is represented by the instructor-led form of organization of classes for future physical education teachers and their independent work during the study in the Pedagogics and Physical education theory and methodology disciplines, as well as when performing the practical tasks to build professional skills and experience. The evaluation section of the model shows the efficiency of the physical education teacher training for extracurricular sports and fitness practices.

Keywords: model, extracurricular sports and fitness activities, would-be physical education teacher, practice-oriented training, case-problem, business play, professional test.

Введение. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования внеурочная деятельность - это «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результа-

тов освоения основной образовательной программы среднего общего образования» [3]. Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности имеет ряд важных особенностей, позволяющих создавать дополнительные возможности для самореализации и развития каждого учащегося, а также

способствует реализации учащимися потребности в общении, в самовыражении и самоутверждении [1, 5].

В связи с этим актуализируется необходимость подготовки будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, однако, как отмечается в исследовании [4], «упор в основной образовательной программе высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование» в большей степени делается на формирование методических компетенций обучающихся в области урочной деятельности», поэтому приоритетная задача педагогических вузов - актуализация в содержании образования подготовки будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, а также обновления подходов к реализации данного содержания образования. Одним из таких подходов является практико-ориентированное обучение.

Цель исследования - разработка модели практико-ориентированной подготовки педагога по физической культуре к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Методика и организация исследования. В рамках исследования были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, метод системного анализа, синтез, проектирование.

Результаты исследования и их обсуждение. В педагогической науке сложилась традиция проектирования модели изучаемого процесса на основе выделения структурных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального, оценочно-результативного. Рассмотрим каждый компонент подробнее.

Целевой блок модели представлен основной целью -подготовка будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Сформулированная цель конкретизируется в следующих задачах: 1) способствовать развитию у будущих учителей физической культуры устойчивого интереса, мотивов и потребностей в организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности; 2) формировать теоретические знания об особенностях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности у будущих учителей физической культуры; 3) развивать умения и навыки у будущих учителей физической культуры организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в рамках образовательного процесса и их использования в профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой спроектированной модели являются теоретические основы непрерывного педагогического образования (Е. И. Артамонова, В. А. Болотов, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына и др.), профессиональной подготовки педагога в вузах (Э. В. Балакирева, Е. М. Ибрагимова, И. А. Колесникова и др.), теоретические основы системы профессионального образования в области физической культуры и спорта (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубы-шева, А. П. Матвеев и др.), концептуальные идеи практико-ориентированного подходов в контексте высшего профессионального образования (Н. В. Месенева, Е. Н. Мычко и др.).

Содержательный блок модели представлен совокупностью знаний и умений будущего учителя физической культуры, которые необходимы для успешной организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в будущей профессиональной деятельности: знания нормативно-правовых документов, регламентирующих внеурочную деятельность; характерных особенностей внеурочной деятельности, ее отличий от урочных занятий; особенностей типов мероприятий внеурочной деятельности спортивно-

оздоровительной направленности; модульной структуры программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности; интерактивных форм и инновационных технологий организации мероприятий внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности; средств и методов контроля достижения планируемых результатов учащихся (личностных, предметных и метапредметных).

В содержательный блок включены умения методического характера: разрабатывать проекты мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с использованием различных технологий; разрабатывать программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в соответствии с требованиями ФГОС; отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности; осуществлять анализ и самоанализ проведенного мероприятия. Содержательный блок включает содержание практико-ориентированного обучения и содержание производственной практики.

Процессуальный блок модели представлен аудиторной формой организации занятий будущих учителей физической культуры и их самостоятельной работой в ходе изучения дисциплины «Педагогика» и «Теория и методика физического воспитания», а также в ходе выполнения заданий практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Важный компонент процессуального блока - практико-ориентированные задания (профессиональные пробы, кейс-задачи и деловые игры).

Приведем пример профессиональной пробы, реализуемой в рамках дисциплины «Теория и методика физического воспитания», нацеленной на проектирование будущими учителя физической культуры технологической структуры занятий внеурочной деятельности:

- Выберите одно из спортивно-массовых мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности: соревнования по мини-футболу дворовых команд, «Оранжевый мяч», «Мама, папа, я - спортивная семья», школьная спартакиада.

- Для выбранного мероприятия составьте план подготовки проведения, смету на его проведение, разработайте положение и сценарий спортивно-массового мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности. Продемонстрируйте фрагмент мероприятия.

Деловая игра «Мастер-класс от профессионала» позволяет имитировать профессионально-педагогическую деятельность и проводится с целью формирования умений проектирования и организации различных форм внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, организации взаимодействия ее участников, использования инновационных технологий с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Перед проведением деловой игры студенты знакомятся с особенностями проведения мастер-классов, с современными направлениями модернизации физического воспитания учащихся, теорией инновационных подходов к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности: «спортизация физического воспитания; спартианское движение; президентские состязания; олимпийское образование; валеологизация физического воспитания; физическое воспитание с акцентом на его историко-культурологическом содержании» [2, с. 54].

После этого студенты разрабатывают и проводят на практических занятиях дисциплины «Теория и методика физического воспитания» в виде мастер-класса фрагменты внеурочных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с использованием выбранной формы. Оценочно-результативный блок модели отражает резуль-

№ 12 • 2020 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

тативность процесса подготовки будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Выводы. В рамках исследования спроектирована модель практико-ориентированной подготовки будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, которая наглядно демонстрирует элементы исследуемого процесса и зависимость между его элементами.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01084)

Литература

1. Бакулин С.В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / С.В. Бакулин, Т.И. Шукшина, Е.А. Бакулина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 5-8.

2. Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л.А. Боярская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 120 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf.

4. Ханин П.А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) / П.А. Ханин // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 2. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/50PDMN217.pdf

5. Шукшина Т.И. Педагогические условия формирования готовности к личностным достижениям младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / Т.И. Шукшина, С.В. Бакулин // Гуманитарные науки и образование. - № 4. - 2017. - С. 121-128.

References

1. Bakulin S.V., Shukshina T.I., Bakulina E.A. et al. Praktiko-orientirovan-naya podgotovka budushchikh pedagogov k vneurochnoy deyatel-nosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Practice-prioritizing training of future teachers for off-class health sport service]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No.6. pp. 5-8.

2. Boyarskaya L.A. Metodika i organizatsiya fizkulturno-ozdorovitelnoy raboty [Methodology and organization of health and fitness work]. Study guide; Ministry of Education and Science Rus. Federation, Ural Feder. un-ty. Yekaterinburg: UFU publ., 2017. 120 p.

3. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart osnovnogo ob-schego obrazovaniya ot 17 dekabrya 2010 goda # 1897 [Federal state educational standard of basic general education of December 17, 2010 No. 1897] [Electronic resource]. Available at: https://mi-nobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf.

4. Hanin P.A. Spetsifika vneurochnoy deyatelnosti kak formy i vida uchebnoy deyatelnosti (na primere sportivno-ozdorovitelnogo napravleniya) [Specificity of extracurricular activities as form and type of educational activity (case study of health and fitness direction)]. Mir nauki e-journal. 2017. v. 5. No. 2. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/50PDMN217.pdf

5. Shukshina T.I., Bakulin S.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti k lichnostnym dostizheniyam mladshikh podrostkov vo vneurochnoy deyatelnosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Educational conditions of formation of fitness for personal achievements in younger teenagers in extracurricular sports and fitness activities]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. no. 4. 2017. pp. 121-128.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

применение упражнении функционального тренинга в тренировочном процессе в танцевальном спорте

Е.Б. Огнева1

Кандидат педагогических наук Ю.В. Пармузина2 1Национальный исследовательский ядерный университет

МИФИ, Москва 2Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

УДК/UDC 796.015

Ключевые слова: функциональный тренинг, тренировочный процесс, танцевальный спорт.

Введение. В настоящее время в танцевальном спорте сложность исполнения соревновательной композиции значительно выросла. Спортсмены во время соревнований должны выйти на площадку несколько раз и продемонстрировать высокий уровень спортивного мастерства. Возникает вопрос о применении в тренировочном процессе новых средств и методов.

Цель исследования - разработать комплекс упражнений функционального тренинга для применения в тренировочном процессе в танцевальном спорте.

Методика и организация исследования. В ходе исследования было разработано два экспериментальных комплекса функционального тренинга. Для того чтобы у спортсменов не было адаптации к упражнениям, комплексы менялись через две недели в течение двух месяцев. Разработанные комплексы упражнений функционального тренинга применялись в конце основной части тренировочного занятия.

Результаты исследования и их обсуждение. Функциональный тренинг - это новое и перспективное направление, которое можно использовать при подготовке спортсменов практически в любых видах спорта [1]. Отличительная особенность функционального тренинга в том, что движения,

functional training exercises in dance sports training process

E.B. Ogneva1 PhD Yu.V. Parmuzina2

1National Research Nuclear University MEPhI, Moscow 2Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Поступила в редакцию 11.11.2020 г.

используемые в тренировке, имитируют повседневные движения, благодаря чему можно повысить уровень развития основных физических качеств.

Каждый комплекс состоял из блоков, в каждом по 4 упражнения. Каждое упражнение выполнялось по 3 круга: время первого круга - 1 мин, время второго круга - 45 с, время третьего - 30 с. Время работы одного блока - 11:45. Время отдыха между блоками - 2-4 мин.

Комплекс № 1 - приседания, планка на прямых руках, выпады, махи.

Комплекс № 2 - отжимания через волну, скручивания с поднятыми ногами наверху, поднимание противоположных рук и ног в темпе, бег с чередованием ноги врозь - ноги вместе.

Вывод. Применяя упражнения функционального тренинга в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся танцевальным спортом, нужно соблюдать следующее правило -увеличивать дозировку и усложнять упражнение постепенно. Обязательно следить за правильной техникой выполнения упражнений функционального тренинга во избежание травм.

Литература

1. Пармузина Ю.В. Функциональный тренинг: учебно-метод. пособие / Ю.В. Пармузина, Е.П. Прописнова, Н.В. Пармузина. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018. - 72 с.

Информация для связи с автором: uliyaparmuzina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.