Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION / PRETEENS / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SPORTS AND FITNESS ORIENTATION / WOULD-BE PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулин П.С., Шукшина Т.И., Неясова И.А.

Цель исследования - разработать и обосновать дополнительную общеобразовательную программу для будущих учителей физической культуры, направленную на формирование компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Методика и организация исследования. Работа организована в два этапа. На первом этапе обоснована степень изученности проблемы, определены основные теоретико-методологические положения, сформулированы основные положения концепции исследования. На втором этапе разработана и апробирована дополнительная общеобразовательная программа для будущих учителей физкультурных профилей по формированию компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Исследование проводилось на базе «Научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни» с участием 45 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура». Результаты исследования и выводы. Внедрение дополнительной образовательной программы «Технология формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности» с опорой на практико-ориентированную подготовку позволяет будущему учителю физической культуры, с одной стороны, успешно решать профессиональные задачи, а с другой - эффективно формировать компетенцию социального взаимодействия младшего подростка во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородулин П.С., Шукшина Т.И., Неясова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER TO BUILD PRETEENS’ SOCIAL INTERACTION COMPETENCES

Objective of the study was to develop and substantiate a supplementary general education program for future physical education teachers aimed to build the social interaction competences in preteens during extracurricular sports and fitness activities. Methods and structure of the study. The study was carried out in two stages. At the first stage the authors substantiated the level of prior studies of the problem, identified the main theoretical and methodological provisions, and formulated the main provisions of the study concept. At the second stage the authors developed and tested the supplementary general education program for future physical education teachers aimed to build the social interaction competence in preteens during extracurricular sports and fitness activities. The study was carried out on the basis of the Scientific Practical Center of Physical Culture and Wellness with 45 students majoring in Pedagogical Education (44.03.01), Physical Education specialization involved in the study. Results and conclusions. The introduction of the supplementary education program "Technology of Formation of Social Interaction Competence in Preteens during Extracurricular Sports and Fitness Activities" backed by the practice-oriented training enables would-be physical education teachers, on the one hand, to successfully solve professional tasks, and on the other - to effectively build the social interaction competence in preteens during Extracurricular Sports and Fitness Activities.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 28.05.2020 г.

Информация для связи с автором: Borodulin90@list.ru

П.С. Бородулин1

Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1

Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Неясова1

1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER TO BUILD PRETEENS' SOCIAL INTERACTION COMPETENCES

P.S. Borodulin1

Dr. Hab., Professor T.I. Shukshina1 PhD, Associate Professor I.A. Neyasova1

1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk

Аннотация

Цель исследования - разработать и обосновать дополнительную общеобразовательную программу для будущих учителей физической культуры, направленную на формирование компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Методика и организация исследования. Работа организована в два этапа. На первом этапе обоснована степень изученности проблемы, определены основные теоретико-методологические положения, сформулированы основные положения концепции исследования. На втором этапе разработана и апробирована дополнительная общеобразовательная программа для будущих учителей физкультурных профилей по формированию компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Исследование проводилось на базе «Научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни» с участием 45 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура».

Результаты исследования и выводы. Внедрение дополнительной образовательной программы «Технология формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности» с опорой на практико-ориен-тированную подготовку позволяет будущему учителю физической культуры, с одной стороны, успешно решать профессиональные задачи, а с другой - эффективно формировать компетенцию социального взаимодействия младшего подростка во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Ключевые слова: компетенция социального взаимодействия, младшие подростки, практико-ориентированная подготовка, внеурочная деятельность, спортивно-оздоровительная направленность, будущий учитель физической культуры.

Annotation

Objective of the study was to develop and substantiate a supplementary general education program for future physical education teachers aimed to build the social interaction competences in preteens during extracurricular sports and fitness activities.

Methods and structure of the study. The study was carried out in two stages. At the first stage the authors substantiated the level of prior studies of the problem, identified the main theoretical and methodological provisions, and formulated the main provisions of the study concept. At the second stage the authors developed and tested the supplementary general education program for future physical education teachers aimed to build the social interaction competence in preteens during extracurricular sports and fitness activities. The study was carried out on the basis of the Scientific Practical Center of Physical Culture and Wellness with 45 students majoring in Pedagogical Education (44.03.01), Physical Education specialization involved in the study.

Results and conclusions. The introduction of the supplementary education program "Technology of Formation of Social Interaction Competence in Preteens during Extracurricular Sports and Fitness Activities" backed by the practice-oriented training enables would-be physical education teachers, on the one hand, to successfully solve professional tasks, and on the other - to effectively build the social interaction competence in preteens during Extracurricular Sports and Fitness Activities.

Keywords: competence of social interaction, preteens, practice-oriented training, extracurricular activities, sports and fitness orientation, would-be physical education teacher.

Введение. Важным решением проблемы готовности учителя физической культуры к формированию компетенции социального взаимодействия младших подростков является их практико-ориентированная подготовка. Одной из особенностей современного образования является то, что основные программы обучения направлены на формирование у выпускников педагогических вузов системы знаний, умений и навыков, что, несомненно, не может удовлетворить

все потребности, предъявляемые к молодому учителю современным обществом [5]. Интерпретируя вышесказанное, а также выдвинутые положения и подходы (В. А. Гуружапов, С. И. Десненко, И. А. Крутова, А. А. Марголис, Т. И. Шукшина, Ф. Г. Ялалов и др.), придерживаемся того, что практико-ориентированная подготовка в вузе должна быть ориентирована на внедрение технологий и методик, основанных на использовании различных имитационных форм учебного

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

процесса, а также посредством погружения будущего учителя физической культуры в профессиональную реальность за счет имитации его профессиональной деятельности в рамках педагогической практики [1, 3, 4].

Цель исследования - разработать и обосновать дополнительную общеобразовательную программу для будущих учителей физической культуры, направленную на формирование компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе «Научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни» [2] с участием 45 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01- «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура».

Результаты исследования и их обсуждение. На основании данных положений разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа для будущих учителей физической культуры «Технология формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности». Ее реализация осуществлялась на базе МГПИ, а также общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 40, МОУ СОШ № 10, МОУ СОШ № 11 г о. Саранск). Общая трудоемкость программы составила 36 часов.

Освоение дополнительной программы предполагает решение следующих задач: сформировать у будущих учителей физической культуры представление о компетенции социального взаимодействия младших подростков с учетом их возрастных особенностей; овладеть технологией формирования компетенции социального взаимодействия младшего подростка во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности; усвоить основные диагностические процедуры и методики уровня сформированности компетенции социального взаимодействия младших подростков.

Структурно дополнительная общеобразовательная программа состоит из двух модулей.

Первый модуль включает в себя знакомство будущих учителей физической культуры с теоретическими аспектами формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков. С опорой на компетентностный подход слушателям программы даются знания о понятии «компетенции социального взаимодействия», ее структуры. В ходе реализации данного модуля у будущих учителей формируются представления о возрастных особенностях младшего подросткового возраста; а также исследуется их роль в формировании компетенции социального взаимодействия младшего подростка; дается характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры, работающего с младшими подростками, которые помогут успешно себя реализовать в дальнейшей профессиональной деятельности.

Второй модуль носит практико-ориентированный характер и реализуется в ходе прохождения будущими учителями физической культуры педагогической практики в общеобразовательных учреждениях. Они осваивают основные формы, способы, приемы, которые способствуют эффективному формированию компетенции социального взаимодействия младших подростков вусловияхвнеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Так, слушатели программы осваивают мотивационные способы активизации младших подростков к осуществлению социального взаимодействия во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, а именно: развитие интереса младших подростков к групповому взаимодействию в спортивно-оздоровительной деятельности; личностный пример для подражания в лице

учителя физической культуры; участие в групповых спортивно-оздоровительных состязаниях (соревнованиях) общешкольных и городского уровней и др.

Особое внимание уделено проблемам организации групповых занятий в спортивно-оздоровительной деятельности как важнейшего педагогического условия, способствующего формированию компетенции социального взаимодействия младших подростков. Будущие учителя физической культуры изучают основные подходы, принципы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности; на практике апробируют различные формы групповых занятий во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности (спортивно-оздоровительные праздники, дни здоровья, совместные походы, беседы, спортивные и подвижные игры и др.). Обучение по программе дополнено самостоятельным выполнением слушателями следующих практико-ориентированных учебных заданий: сформировать пакет методических материалов спортивно-оздоровительной деятельности (конспекты занятий, методики, видеопрезентации); сформировать кейс методик.

Итоговый контроль по дополнительной общеобразовательной программе осуществляется в форме защиты образовательного продукта/проекта (на выбор слушателя). Как показал анализ, среди них наиболее успешные: спортивно-оздоровительная игра «Заколдованный замок», сюжетно-ролевая игра «Мы за ЗОЖ» и др. Все проекты в дальнейшем были реализованы во время педагогической практики.

После завершения освоения дополнительной общеобразовательной программы «Технология формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности» был осуществлен рефлексивный анализ и проведена оценка уровня готовности будущих учителей физической культуры к формированию компетенции социального взаимодействия младших подростков.

Уровень владения технологией будущих учителей выявлялся с помощью диагностического инструментария, позволяющего определить показатели по следующим критериям: мотивационно-ценностный (слушатель осознает важность и значимость технологии в формировании компетенции младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности); когнитивный (знания о технологии формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности); деятель-ностный (воспроизводимость и возможность ее применения); рефлексивно-оценочный (владение диагностическим инструментарием сформированности компетенции социального взаимодействия младших подростков). На основе полученных результатов проведенного нами исследования высокий уровень овладения данной технологией показали 75,5 % слушателей, что говорит о значительном образовательном потенциале дополнительной образовательной программы.

Вывод. Внедрение дополнительной образовательной программы «Технология формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности» с опорой на практико-ориентированную подготовку позволяет будущему учителю физической культуры, с одной стороны, успешно решать профессиональные задачи, а с другой - эффективно формировать компетенцию социального взаимодействия младшего подростка во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-01084).

20

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

Литература

1. Бакулин С.В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / С.В. Бакулин, Т.И. Шукшина, Е.А. Бакулина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 5-7.

2. Кокурин А.В. Роль регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни в образовательной деятельности вуза / А.В. Кокурин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 8. - С. 5-7.

3. Шукшина Т.И. Педагогические условия формирования готовности к личностным достижениям младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / Т.И. Шукшина, С.В. Бакулин // Гуманитарные науки и образование. - № 4. - 2017. - С. 121-128.

4. Шукшина Т.И. Практико-ориентированная подготовка магистрантов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / Т.И. Шукшина, И.Б. Буянова // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2 (22). - С. 79-85.

References

1. Bakulin S.V., Shukshina T.I., Bakulina E.A. et al. Praktiko-orientiro-vannaya podgotovka buduschih pedagogov k vneurochnoy deyatel-

nosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Practice-prioritizing training of future teachers for off-class health sport service]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. pp. 5-7.

2. Kokurin A.V., Shukshina T.I., Zamkin P.V., Miroshkin V.V. Rol regional-nogo nauchno-prakticheskogo tsentra fizicheskoy kultury i zdorovo-go obraza zhizni v obrazovatelnoy deyatelnosti vuza [Role of regional research and practical physical culture and healthy lifestyle center in academic educational activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 8, pp. 5-7.

3. Shukshina T.I., Bakulin S.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti k lichnostnym dostizheniyam mladshikh podrostkov vo vneurochnoy deyatelnosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Educational conditions of formation of fitness for personal achievements in younger teenagers in extracurricular sports and fitness activities]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. no. 4. 2017. pp. 121-128.

4. Shukshina T.I., Buyanova I.B. Praktiko-orientirovannaya podgotovka magistrantov v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya obrazovatelnykh organizatsiy [Practical training of master students in context of network interaction of educational organizations]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2015. no. 2 (22). pp. 79-85.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Игошин2 "'Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

УДК/UDC 796.332.6+378.037.1

Ключевые слова: интеллектуальный компонент спортивной культуры студентов, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, информационный, социальный, эмоциональный, операционный виды интеллекта.

Введение. Ключевым фактором, определяющим эффективность формирования психологической готовности к осуществлению спортивной деятельности, является интеллектуальный компонент спортивной культуры, создающий когнитивные условия для реализации интеллектуального потенциала личности в избранном виде спорта [1]. Цель функционирования интеллектуального компонента спортивной культуры личности заключается в обеспечении эффективности развития когнитивных способностей студентов в условиях спортивной деятельности.

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность разработанной методики развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента применялся комплекс методов психодиагностики для оценки критериев и показателей уровня развития интеллектуальных способностей студентов к осуществлению спортивной деятельности. Авторами была разработана интегральная методика развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов и определены 6 блоков тестовых заданий различной степени сложности для оценки комплексных параметров уровня развития познавательных способностей в сфере информационного, социального, эмоционального и операционного интеллекта.

Методика развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов включала в свое содержание проблемно-смысловые задания, направленные на поиск и решение интел-

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL COMPONENT OF STUDENT SPORTS CULTURE IN EDUCATIONAL, TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITIES INTEGRATING PROCESS

PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.Yu. Igoshin2 'Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan ^Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary

Поступила в редакцию 12.07.2020 г.

лектуальных задач. В зависимости от уровня сложности учебных заданий применялись информационно-рецептивный метод, обеспечивающий развитие психических процессов, а также эвристический метод, направленный на решение организационно-методических проблемных заданий.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента у испытуемых КГ, занимающихся циклическими видами спорта, и ЭГ, занимающихся сложнокоординаци-онными и игровыми видами спорта, был выявлен средний уровень развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов по шести диагностируемым параметрам: психофизическое состояние, направленность личности, показатели информационного, социального, эмоционального и операционного интеллекта. В конце эксперимента в КГ наблюдался незначительный прирост показателей развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов, за исключением параметров психофизического состояния на уровне выше среднего. Вместе с тем в ЭГ был отмечен высокий уровень развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов по всем шести исследуемым параметрам. Следует заметить, что по показателям конвергентного мышления коэффициент интеллекта студентов КГ и ЭГ практически не изменился.

Вывод. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности методики развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Литература

1. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки: монография / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2013. - 532 с.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.