Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ОПЕРАЦИОННЫЙ ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Литература

1. Бакулин С.В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / С.В. Бакулин, Т.И. Шукшина, Е.А. Бакулина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 5-7.

2. Кокурин А.В. Роль регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни в образовательной деятельности вуза / А.В. Кокурин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 8. - С. 5-7.

3. Шукшина Т.И. Педагогические условия формирования готовности к личностным достижениям младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / Т.И. Шукшина, С.В. Бакулин // Гуманитарные науки и образование. - № 4. - 2017. - С. 121-128.

4. Шукшина Т.И. Практико-ориентированная подготовка магистрантов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / Т.И. Шукшина, И.Б. Буянова // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2 (22). - С. 79-85.

References

1. Bakulin S.V., Shukshina T.I., Bakulina E.A. et al. Praktiko-orientiro-vannaya podgotovka buduschih pedagogov k vneurochnoy deyatel-

nosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Practice-prioritizing training of future teachers for off-class health sport service]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. pp. 5-7.

2. Kokurin A.V., Shukshina T.I., Zamkin P.V., Miroshkin V.V. Rol regional-nogo nauchno-prakticheskogo tsentra fizicheskoy kultury i zdorovo-go obraza zhizni v obrazovatelnoy deyatelnosti vuza [Role of regional research and practical physical culture and healthy lifestyle center in academic educational activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 8, pp. 5-7.

3. Shukshina T.I., Bakulin S.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti k lichnostnym dostizheniyam mladshikh podrostkov vo vneurochnoy deyatelnosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Educational conditions of formation of fitness for personal achievements in younger teenagers in extracurricular sports and fitness activities]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. no. 4. 2017. pp. 121-128.

4. Shukshina T.I., Buyanova I.B. Praktiko-orientirovannaya podgotovka magistrantov v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya obrazovatelnykh organizatsiy [Practical training of master students in context of network interaction of educational organizations]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2015. no. 2 (22). pp. 79-85.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

развитие интеллектуального компонента спортивном культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Игошин2 "'Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань 2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

УДК/UDC 796.332.6+378.037.1

Ключевые слова: интеллектуальный компонент спортивной культуры студентов, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, информационный, социальный, эмоциональный, операционный виды интеллекта.

Введение. Ключевым фактором, определяющим эффективность формирования психологической готовности к осуществлению спортивной деятельности, является интеллектуальный компонент спортивной культуры, создающий когнитивные условия для реализации интеллектуального потенциала личности в избранном виде спорта [1]. Цель функционирования интеллектуального компонента спортивной культуры личности заключается в обеспечении эффективности развития когнитивных способностей студентов в условиях спортивной деятельности.

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность разработанной методики развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента применялся комплекс методов психодиагностики для оценки критериев и показателей уровня развития интеллектуальных способностей студентов к осуществлению спортивной деятельности. Авторами была разработана интегральная методика развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов и определены 6 блоков тестовых заданий различной степени сложности для оценки комплексных параметров уровня развития познавательных способностей в сфере информационного, социального, эмоционального и операционного интеллекта.

Методика развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов включала в свое содержание проблемно-смысловые задания, направленные на поиск и решение интел-

development of intellectual component of student sports culture in educational, training and competitive activities integrating process

PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.Yu. Igoshin2 'Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan ^Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary

Поступила в редакцию 12.07.2020 г.

лектуальных задач. В зависимости от уровня сложности учебных заданий применялись информационно-рецептивный метод, обеспечивающий развитие психических процессов, а также эвристический метод, направленный на решение организационно-методических проблемных заданий.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента у испытуемых КГ, занимающихся циклическими видами спорта, и ЭГ, занимающихся сложнокоординаци-онными и игровыми видами спорта, был выявлен средний уровень развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов по шести диагностируемым параметрам: психофизическое состояние, направленность личности, показатели информационного, социального, эмоционального и операционного интеллекта. В конце эксперимента в КГ наблюдался незначительный прирост показателей развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов, за исключением параметров психофизического состояния на уровне выше среднего. Вместе с тем в ЭГ был отмечен высокий уровень развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов по всем шести исследуемым параметрам. Следует заметить, что по показателям конвергентного мышления коэффициент интеллекта студентов КГ и ЭГ практически не изменился.

Вывод. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности методики развития интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Литература

1. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки: монография / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2013. - 532 с.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.