Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунчев М.А., Карпушина Л.П., Карабанова О.Н.

Цель исследования - выявить направления формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности. Методика и организация исследования. Работа осуществлялась на базе Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (МГПУ). В исследовании использовались методы теоретического анализа в процессе изучения научно-методической литературы, анализа, наблюдения, сравнения и синтеза. Результаты исследования и выводы. К основным направлениям решения проблемы формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности авторы относят следующие: • у будущих педагогов должна быть сформирована система знаний об организме человека, влияющих на его состояние, о факторах, ценностях здоровья, умений по пониманию состояния своего здоровья и здоровья других людей; • в вузе в полной мере должна реализовываться национальная культура сохранения здоровья. При изучении учебного материала необходимо в канву его содержания включать сведения и факты о характеристике здорового человека в культуре различных этносов; • для оптимального формирования ценностей здоровья важно, чтобы будущие педагоги опирались на следующие постулаты: понимания ценности здоровья человека, осмысления роли здоровья с позиций пользы для себя, семьи, общества и воспроизводства здорового потомства и др.; • большое значение имеет выполнение здоровьесберегающих проектов, в ходе которых осуществляется познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, практико-ориентированная педагогическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якунчев М.А., Карпушина Л.П., Карабанова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND FITNESS ACTIVITIES TO CULTIVATE HEALTH VALUES IN FUTURE TEACHERS

Objective of the study was to identify the directions of the health values building process for future teachers through health and fitness activities. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev. The methods applied in the study involved theoretical analysis of scientific and methodological literature, analysis, observation, comparison and synthesis. Results and conclusions. According to the authors, among the main directions of solving the problem of cultivation of health values in future teachers through health and fitness activities are: • future teachers should have a good knowledge of the human body, factors influencing man’s physical state, health values, as well as be able to understand the state of their own and other people’s health; • a national culture of health should be fully implemented at the university level. It is necessary to include in the learning material information and facts about the characteristics of a healthy person in the culture of different ethnic groups; • to optimize the process of health values cultivation, it is important for future teachers to base themselves on the following postulates: understanding human health values, understanding the role of health from the standpoint of their own benefit, the benefit for the family, society, and production of healthy offsprings, etc. • it is important to implement health-saving projects that involve cognitive, communicative, value-orientation, transformative, practice-oriented pedagogical activities. The authors conclude that the process of values formation in future teachers through health and fitness activities should be based on the knowledge of biological, socio-economic, ethical, and aesthetic health values that ensures a high level of social, labor, and physical activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ценностей здоровья

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.071

Поступила в редакцию 23.12.2020 г.

Доктор педагогических наук, профессор М.А. Якунчев1

Доктор педагогических наук, профессор Л.П. Карпушина1

Аспирант О.Н. Карабанова1

1 Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Саранск

HEALTH AND FITNESS ACTIVITIES TO CULTIVATE HEALTH VALUES IN FUTURE TEACHERS

Dr. Hab., Professor M.A. Yakunchev1 Dr. Hab., Professor L.P. Karpushina1 Postgraduate O.N. Karabanova1

1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, Saransk

Информация для связи с автором: lkarpushina@yandex.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить направления формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности. Методика и организация исследования. Работа осуществлялась на базе Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (МГПУ). В исследовании использовались методы теоретического анализа в процессе изучения научно-методической литературы, анализа, наблюдения, сравнения и синтеза.

Результаты исследования и выводы. К основным направлениям решения проблемы формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности авторы относят следующие:

• у будущих педагогов должна быть сформирована система знаний об организме человека, влияющих на его состояние, о факторах, ценностях здоровья, умений по пониманию состояния своего здоровья и здоровья других людей;

• в вузе в полной мере должна реализовываться национальная культура сохранения здоровья. При изучении учебного материала необходимо в канву его содержания включать сведения и факты о характеристике здорового человека в культуре различных этносов;

• для оптимального формирования ценностей здоровья важно, чтобы будущие педагоги опирались на следующие постулаты: понимания ценности здоровья человека, осмысления роли здоровья с позиций пользы для себя, семьи, общества и воспроизводства здорового потомства и др.;

• большое значение имеет выполнение здоровьесберегающих проектов, в ходе которых осуществляется познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, практико-ориентированная педагогическая деятельность.

Ключевые слова: ценности здоровья, будущие педагоги, здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Annotation

Objective of the study was to identify the directions of the health values building

process for future teachers through health and fitness activities.

Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev. The methods

applied in the study involved theoretical analysis of scientific and methodological

literature, analysis, observation, comparison and synthesis.

Results and conclusions. According to the authors, among the main directions

of solving the problem of cultivation of health values in future teachers through

health and fitness activities are:

• future teachers should have a good knowledge of the human body, factors influencing man's physical state, health values, as well as be able to understand the state of their own and other people's health;

• a national culture of health should be fully implemented at the university level. It is necessary to include in the learning material information and facts about the characteristics of a healthy person in the culture of different ethnic groups;

• to optimize the process of health values cultivation, it is important for future teachers to base themselves on the following postulates: understanding human health values, understanding the role of health from the standpoint of their own benefit, the benefit for the family, society, and production of healthy offsprings, etc.

• it is important to implement health-saving projects that involve cognitive, communicative, value-orientation, transformative, practice-oriented pedagogical activities.

The authors conclude that the process of values formation in future teachers through health and fitness activities should be based on the knowledge of biological, socio-economic, ethical, and aesthetic health values that ensures a high level of social, labor, and physical activity.

Keywords: health values, future teachers, healthy lifestyle, health and fitness activities.

Введение. В настоящее время сохранение здоровья является актуальной проблемой всего человечества. Очевидно, что достоянием государства являются не только природные богатства, материальные ценности, но и люди, обладающие хорошим здоровьем. Понятие «здоровье» есть гармоническое состояние организма, при котором исключаются любые болезненные явления [5]. Ценности здоровья являются частью общечеловеческих ценностей. Ценности здоровья - это имеющаяся значимость естественного гармонического состоя-

ния организма для человека и общества в социальном, экономическом, биологическом, этическом, этническом плане.

Цель исследования - выявить направления формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Методика и организация исследования. Работа осуществлялась на базе Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева (МГПУ). В исследовании использовались методы теоретического анализа

в процессе изучения научно-методическои литературы, анализа, наблюдения, сравнения и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение. Биологическая ценность здоровья проявляется в необходимости сохранения полноценности генома нового поколения людей. Социальная ценность здоровья заключается в важности каждого человека для общества, так как здоровье людей служит показателем социально-экономической успешности государства [1]. Экономическая ценность здоровья заключается в эффективной реализации человеком своих возможностей. Эстетическая ценность здоровья заключается во внешней и внутренней привлекательности человека, в красоте его тела. Этическая ценность здоровья состоит в том, что здоровый человек более спокоен, адекватно реагирует на различные явления окружающей жизни [2]. Большое значение в сохранении здоровья играет здоровый образ жизни, который, по нашему мнению, является стилем жизнедеятельности, позволяющим сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье [4].

Важность формирования ценности здоровья у будущих педагогов обуславливается требованием ФГОС 3++, в котором определена такая общепрофессиональная компетенция (ОПК-6), направленная на формирование способности осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Особенно важно формировать ценности здоровья у будущих педагогов в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности, которая рассматривается в исследованиях А. А. Артемьева, Л. Н. Волошиной, С. Ю. Ивановой, Г. Ю. Козиной, А. Маслова, М. А. Семеновой и др. По мнению исследователей, физкультурно-оздоровительная деятельность представляет собой социальный процесс, выраженный в физических действиях и оздоровительных процедурах, который способствует укреплению здоровья и овладению физической культурой [3]. По нашему мнению, физкультурно-оздоровительная деятельность будущих педагогов - это деятельность, обеспечивающая поддержку и укрепление собственного здоровья, а также здоровья обучающихся, осуществляемая в процессе занятий физическими упражнениями, а также в ходе проведения физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Целью формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности является формирование личности, позитивно, ответственно относящейся к здоровью, физически активной, реализующей принципы здорового питания.

К задачам формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности можно отнести: понимание ценностей здоровья, обеспечивающего полноценную жизнь и педагогическую деятельность; осознание социальной роли физкультурно-оздоровительной деятельности в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья обучающихся в будущей профессиональной деятельности; наличие знаний, практических умений и навыков осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности как в ходе собственной жизнедеятельности, так и в процессе педагогической работы [6]; обеспечение общей физической подготовки [5]; развитие социальной активности, инициативности, ответственности.

Представим основные направления решения проблемы формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности. Первое направление связано с тем, что современный вуз должен выступать в качестве центра сохранения и сбережения здоровья каждого студента. У будущих педагогов должна быть сформирована система знаний об организме человека, влияющих на его состояние, о факторах, ценностях здоровья, умений по пониманию состояния своего здоровья и здоровья других людей. Этому могут способствовать учебные и факультативные занятия,

секции, дополнительные индивидуальные и групповые занятия, спартакиады, олимпиады, состязания, соревнования, спортивные праздники, массовые кроссы и эстафеты.

Второе направление связано с тем, что современный вуз в полной мере должен реализовывать национальную культуру сохранения здоровья. Идеи здоровья красной нитью проходят через жизнь многих народов. При изучении учебного материала необходимо в канву его содержания включать сведения и факты о характеристике здорового человека в культуре различных этносов, об использовании народных традиций в целях сохранения здоровья. Особую роль в физкультурно-оздоровительной деятельности играют национальные подвижные игры, которые можно активно использовать на занятиях и досуговых мероприятиях.

Третье направление связано с психологическими аспектами формирования ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе. Для оптимального формирования ценностей здоровья важно, чтобы будущие педагоги опирались на следующие постулаты: понимания ценности здоровья человека, осмысления роли здоровья с позиций пользы для себя, семьи, общества и воспроизводства здорового потомства и др.

Четвертое направление связано с пониманием роли физкультурно-оздоровительной деятельности в сохранении здоровья обучающихся. В реализации данного направления большое значение имеет выполнение здоровьесберегающих проектов, в ходе которых осуществляется познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, практико-ориентированная педагогическая деятельность.

Вывод. Формирование ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности должно основываться на знании биологической, социально-экономической, этической, эстетической ценностей здоровья, обеспечивающего высокую социальную, трудовую, физическую активность. В ходе физкультурно-оздоровительной деятельности у будущих педагогов формируется мотивационно-ценностная позиция, определяющая их отношение к здоровью, занятиям физической культурой, осуществлению здорового образа жизни, реализации возможностей организма в ходе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, обеспечивающая укрепление здоровья как самих студентов, так и обучающихся в ходе предстоящей профессиональной деятельности.

Литература

1. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И.И. Брехман // Вопросы философии. - 1982. - № 2. - С. 48-53.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер - М.: Флинта: Наука, 2002. - 416 с.

3. Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Г.Ю. Козина. - Пенза, 2007. - 22 с.

4. Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона: пособие для работников общеобразовательной школы / под ред. М.А. Якунчева, С.П. Голышен-кова. - Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2004. - 336 с.

5. Шукшина Т.И. Проблема повышения качества образовательных достижений студентов факультетов физической культуры / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, В.В. Мирошкин // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 8. - С. 11-13.

6. Шукшина Т.И. Педагогические условия формирования готовности к личностным достижениям младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / Т.И. Шукшина, С.В. Бакулин // Гуманитарные науки и образование. - Саранск. - 2017. - № 4 (32). - С. 121-128.

References

1. Brehman I.I. Filosofsko-metodologicheskie aspekty problemy zdoro-vya cheloveka [Philosophical and methodological aspects of problem of human health]. Voprosy filosofii. 1982. No. 2. pp. 48-53.

№2 • 2021 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

2. Vayner E.N. Valeologiya [Valeology]. Textbook for universities. Moscow: Flinta: Nauka publ., 2002. 416 p.

3. Kozina G.Yu. Fizkulturno-ozdorovitelnaya deyatelnost kak sotsialny faktor formirovaniya zdorovya sovremennoy studencheskoy molode-zhi [Health and fitness activities as social factor in formation of health of modern young students]. PhD diss. abstract. Penza, 2007. 22 p.

4. Yakuncheva M.A., Golyshenkova S.P. [ed.] Sistema formirovaniya tsennostey zdorovya u shkolnikov v usloviyakh natsionalnogo re-giona [School students' health values building system in conditions of national region]. Study guide for employees of general education schools. Saransk: Krasny Oktyabr publ., 2004. 336 p.

5. Shukshina T.I., Zamkin P.V., Miroshkin V.V. Problema povysheniya kachestva obrazovatelnykh dostizheniy studentov fakultetov fiz-icheskoy kultury [Academic progress quality improvement problems faced by Physical Education department]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 8. pp. 11-13.

6. Shukshina T.I., Bakulin S.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti k lichnostnym dostizheniyam mladshikh podrostkov vo vneurochnoy deyatelnosti sportivno-ozdorovitelnoy napravlennosti [Educational conditions of formation of fitness for personal achievements in younger teenagers in extracurricular sports and fitness activities]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. no. 4. 2017. pp. 121-128.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

теоретические и практические проблемы использования интерактивных методов обучения в вузах физической культуры россии и китая

Аспирант Ц. Ян1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Киселева1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 378.147

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, образовательный процесс, вузы физической культуры, литературные источники на русском и китайском языках.

Введение. Результаты проводимых в настоящее время исследований показывают, что интерактивные методы обучения обладают высоким потенциалом активизации образовательного процесса и являются существенным резервом повышения качества высшего образования [4, 5]. Однако полноценное и широкое использование интерактивных методов обучения в подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта сдерживается рядом нерешённых как теоретических, так и практических проблем.

Цель исследования - определить ведущие теоретические и практические проблемы использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе российских и китайских вузов физической культуры.

Методика и организация исследования. В исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение научных литературных источников на русском и китайском языках, сравнение, сопоставление.

Результаты исследования и их обсуждение. К актуальным теоретическим проблемам, требующим своего разрешения, относятся вопросы определения места и функций интерактивных методов обучения среди сложившихся методов обучения. Проведенный анализ российских научных и учебно-методических трудов позволяет заключить, что у российских ученых нет однозначного мнения относительно связи активных и интерактивных методов обучения [2]. Мы разделяем мнение ученых [1], которые утверждают, что интерактивные методы обучения являются новым этапом в развитии активных методов обучения. Так же, как и активные методы обучения, интерактивные методы предполагают равноправную (субъектную) включенность учащегося в процесс обучения, обоюдную заинтересованность педагога и учащегося в качественном восприятии учебной информации и её усвоении. Однако существенной отличительной особенностью интерактивных методов обучения является наличие полилога, предполагающего тесные учебные связи и взаимодействия обучающегося с членами учебной группы, с преподавателем и учебной образовательной средой.

Интерактивные методы обучения отлично зарекомендовали себя в практике высшего профессионального образования. Это в полной мере относится и к подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта [3]. Однако отсутствие класси-

theoretical and practical problems of using interactive teaching methods in physical education universities in russia and china

Postgraduate student Ts. Yan1 PhD, Associate Professor E.V. Kiseleva1 1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 03.01.2021 г.

фикации интерактивных методов обучения с учетом их дидактического потенциала затрудняет полноценное использование данных методов обучения, что является еще одной важной теоретической проблемой, требующей своего разрешения.

Анализ китайских литературных источников по вопросам использования интерактивных методов обучения показал, что китайские ученые, высоко оценивая потенциальные возможности данных методов обучения, пока не осуществили глубокого теоретического анализа сущности рассматриваемых методов [6]. В статьях китайских ученых в основном описан опыт применения интерактивных методов обучения в преподавании иностранных языков, в том числе и с помощью мультимедийных технологий [6]. В небольшом количестве работ обобщён опыт использования интерактивных методов обучения в преподавании различных спортивных дисциплин в вузах, в частности плавания, легкой атлетики, аэробики [6].

Вывод. Успешность практического использования интерактивных методов обучения в вузах физической культуры и спорта зависит от своевременного решения проблем, связанных: с пересмотром организации осуществления образовательного процесса на новых дидактических основах; с переподготовкой преподавательского состава; с готовностью студентов к интерактивной учебной деятельности; с применением интерактивных методов обучения в условиях массового дистанционного образования. Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белякова Е.В. Методы обучения. Интерактивные методы обучения / Е.В. Белякова // International Innovation Research: сборник статей XVII Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: «Наука и просвещение», 2019. - С. 169-173.

2. Гараева С.В. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения / С.В. Гараева, А.А. Васильева // Научный диалог. - 2016. - № 2 (50). - С. 249-261.

3. Неверкович С.Д. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры / С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая, Р.У. Арифулина. - М.: Спорт, 2018. - 298 с.

4. Панина Т.С. Интерактивное обучение / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова // Образование и наука. - 2007. - № 6 (48). - С. 32-40.

5. Хе С. Исследование интерактивной педагогической модели на основе компьютерной платформы / С. Хе, Ю. Донг // Журнал Шэ-ньянского педагогического университета (естественно-научное издание). - 2017. - № 35 (04). - С. 508-512.

2017. - № 35 (04). - 508-512.) 6. Ян Ц. Исследование и применение интерактивных методов обучения в Китае / Ц. Ян, Е.В. Киселева // Молодые ученые: материалы Межрегиональной научной конференции (Россия, Москва 22-24 апреля 2020 г.). - М.: РГУФКСМиТ, 2020. - С. 226-230.

Информация для связи с автором: elenakisely@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.