дополнительная образовательная программа как средство формирования технологической компетенции будущих учителей физической культуры
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 28.05.2020 г.
Н.А. Паршина1
Кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Горшенина1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
SUPPLEMENTARY EDUCATIONAL PROGRAM TO BUILD TECHNOLOGICAL COMPETENCY IN FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
N.A. Parshina1
PhD, Associate Professor S.N. Gorshenina1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявление возможностей дополнительной образовательной программы в формировании технологической компетентности будущих учителей физической культуры.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе «Научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни» с участием студентов выпускных курсов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура», в количестве 118 человек. Объективность экспериментального исследования определялась критеритально-диагностическим инструментарием, позволяющим выявить уровень сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры. В рамках исследования разработана и внедрена в образовательный процесс ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» дополнительная общеобразовательная программа «Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности». Общая трудоемкость программы составляет 24 часа. Дополнительная общеобразовательная программа нацелена на расширение знаний и умений в области технологического обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности. Результаты исследования и выводы. Структурно дополнительная общеобразовательная программа состоит из двух модулей. Первый модуль «Теоретические основы технологий физкультурно-оздоровительной деятельности представлен теоретическим материалом, изучаемым на лекционных занятиях. Во втором модуле «Технологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности» осуществляется формирование деятель-ностного компонента технологической комптентности будущего учителя физической культуры на практических занятиях. После завершения освоения дополнительной общеобразовательной программы «Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности» осуществлен рефлексивный анализ и проведена оценка уровня сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры.
Ключевые слова: технологическая компетентность, будущий учитель физической культуры, дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная программа.
Annotation
Objective of the study was to identify the potentials of supplementary educational programs in building the technological competency in future physical education teachers.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of the Scientific Practical Center of Physical Culture and Wellness and involved the graduate students majoring in Pedagogical Education (44.03.01), Physical Education specialization (n=118). The objectivity of the experiment was determined using the criterial and diagnostic toolset making it possible to determine the technological competency level in future physical education teachers. As part of the study, we developed and implemented the supplementary educational program "Health and Fitness Activity Technologies" in the educational process of Mordovian State Pedagogical Institute. The total credit value of the program is 24 hours. The supplementary educational program is geared to build knowledge and skills in the sphere of technological support of health and fitness activities. Results and conclusions. The supplementary educational program consists of two modules. Module 1 - "Theoretical foundations of health and fitness technologies" - is presented by the theoretical material, which is studied at lectures. Module 2 - "Theoretical foundations of health and fitness activities" - consists in the formation of the activity component of the technological competency of future physical education teachers during training sessions. Upon mastering the supplementary educational program "Health and Fitness Activity Technologies", the authors conducted a reflective analysis and assessed the technological competency level in the would-be physical education teachers. The findings showed that the introduction of the supplementary educational program helps improve the competences built in future physical education teachers and expand the knowledge, skills and work methods in the field of health and fitness activities.
Keywords: technological competency, future physical education teacher, supplementary education, supplementary educational program.
Введение. В контексте перехода от знаниевой к инфор-мационно-компетентностной парадигме образования возникает объективная необходимость в изменении подходов
к организации образовательного процесса. Сокращение аудиторной нагрузки, возрастание доли самостоятельной работы, эти и другие инновации позволяют утверждать, что
в современных условиях формирование технологической компетентности будущих учителей физической культуры на основе жестко обозначенного набора дисциплин является явно недостаточным. Видится, что содержательно-процессуальным потенциалом для преодоления обозначенной выше проблемы обладает подготовка будущих педагогов по дополнительным образовательным программам [1].
Под технологической компетентностью будущих учителей физической культуры понимаем «интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием ценностно-смысловых установок и мотивации осуществления профессиональной деятельности, знания технологических основ организации образовательного процесса, профессионально-педагогических умений и способов деятельности по проектированию и реализации общепедагогических и частнопредметных (физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности) технологий с учетом законов развития личности» [3, с. 9].
Цель исследования - выявление возможностей дополнительной образовательной программы в формировании технологической компетентности будущих учителей физической культуры.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе «Научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни» [2] с участием студентов выпускных курсов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура», в количестве 118 человек. Объективность экспериментального исследования определяется критеритально-диагностическим инструментарием, позволяющим выявить уровень сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры [3].
В рамках исследования разработана и внедрена в образовательный процесс ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» дополнительная общеобразовательная программа «Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности». Общая трудоемкость программы составляет 24 часа.
Дополнительная общеобразовательная программа нацелена на расширение знаний и умений в области технологического обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности. Освоение программы предполагает решение следующих задач: ознакомить слушателей с теоретическими основами физкультурно-оздоровительной деятельности; формировать потребность в здоровом образе жизни; овладеть технологиями физкультурно-оздоровительной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Структурно дополнительная общеобразовательная программа состоит из двух модулей.
Первый модуль «Теоретические основы технологий физкультурно-оздоровительной деятельности представлен теоретическим материалом, изучаемым на лекционных занятиях. Содержательное наполнение данного модуля позволяет сформировать у слушателей систему знаний о сущности физкультурно-оздоровительной деятельности, технологиях физкультурно-оздоровительной деятельности, классификационных основаниях и требованиях, предъявляемых к выбору обозначенных технологий. Успешности освоения разделов модуля содействуют используемые формы контроля, а именно: индивидуальное собеседование, проверка конспектов лекций, брейн-ринг. Закрепление содержания учебного материала первого модуля осуществляется в форме дискуссии, тематическими областями для которой выступают афоризмы и высказывания великих мыслителей о сущности здоровья и здоровом образе жизни.
Во втором модуле «Технологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности» осуществляется формирование деятельностного компонента технологиче-
ской компетентности будущего учителя физической культуры на практических занятиях. Данный модуль ориентирован на освоение способов деятельности реализации технологий физкультурно-оздоровительной деятельности в педагогическом процессе. Предлагаемые задания нацелены на овладение слушателями инструментарием и приемами реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий с целью эффективной организации оздоровительно-образовательной среды. Эффективности освоения разделов модуля способствует публичная защита разработанной технологической карты учебного занятия, спроектированного с применением технологии физкультурно-оздоровительной деятельности. Итоговый контроль по второму модулю проводится путем защиты проекта. В качестве тематики проектных работ предлагаются следующие: «Реализация технологий малых форм физкультурно-спортивной деятельности в образовательном процессе», «Игровой стретчинг на уроке физической культуры», «Технологии адаптивной физической культуры в работе с обучающимися с ОВЗ» и т. д.
Обучение по программе дополнено самостоятельным выполнением слушателями следующих учебных заданий: составить энциклопедию технологий физкультурно-оздоровительной деятельности; представить кластер, в котором отражена классификация технологий физкультурно-оздоровительной деятельности; сделать подборку физкультпауз и физкультминуток, обосновав возможности их использования в образовательном процессе; предложить комплекс упражнений для подготовительной части урока физической культуры с использованием возможностей оздоровительной аэробики и др.
Итоговый контроль по дополнительной общеобразовательной программе предполагал защиту портфолио, включающего совокупность практико-ориентированных заданий по освоению технологий физкультурно-оздоровительной деятельности.
После завершения освоения дополнительной общеобразовательной программы «Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности» был осуществлен рефлексивный анализ и проведена оценка уровня сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры.
Уровень сформированности технологической компетентности студентов изучали с помощью диагностического инструментария, позволяющего определить показатели по следующим критериям: мотивационно-ценностный, когнитивный, операцио-нально-деятельностный, рефлексивно-оценочный [3]. Опытным путем выделены и охарактеризованы три уровня сформирован-ности технологической компетентности респондентов: пороговый, базовый, повышенный (см. таблицу).
Вывод. Полученные данные дают возможность сделать заключение о том, что изменения присутствуют по всем уровням сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры, следовательно, реализация до-
Усредненные показатели уровня сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры до и после освоения дополнительной общеобразовательной программы, %
Критерии технологической компетентности Уровни сформированности
Повышенный Базовый Пороговый
до после до после до после
Мотивацион-но-ценностный 19,6 32,1 37,5 50 42,9 17,9
Когнитивный 8,9 28,6 32,2 60,7 58,9 10,7
Операциона- льно-деятель- ностный 8,9 28,6 26,8 57,1 64,3 14,3
Рефлексивно-оценочный 12,5 25 39,3 60,7 48,2 14,3
Усредненные показатели 12,5 28,6 33,9 57,1 53,6 14,3
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
полнительной общеобразовательной программы «Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности» является эффективной.
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-01084)
Литература
1. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 567-572.
2. Кокурин А.В. Роль регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни в образовательной деятельности вуза / А.В. Кокурин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 8. - С. 5-7.
3. Паршина Н.А. Диагностика уровня сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры /
Н.А. Паршина, С.Н. Горшенина, А.Р. Мамаев // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 6. - С. 9-11.
References
Buylova L.N. Sovremennye podkhody k razrabotke dopolnitelnykh obshcheobrazovatelnykh obshcherazvivayushchikh programm [Modern approaches to development of additional general educational general development programs]. Molodoy ucheny. 2015. no.15. pp. 567-572. Kokurin A.V., Shukshina T.I., Zamkin P.V., Miroshkin V.V. Rol regionalnogo nauchno-prakticheskogo tsentra fizicheskoy kultury i zdorovogo obraza zhizni v obrazovatelnoy deyatelnosti vuza [Role of regional research and practical physical culture and healthy lifestyle center in academic educational activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 8, pp. 5-7. Parshina N.A., Gorshenina S.N., Mamayev A.R. Diagnostika urovnya sformirovannosti tekhnologicheskoy kompetentnosti budushchikh uchiteley fizicheskoy kultury [Future physical education teacher's technological competency tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 6. pp. 9-11.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
2 CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
трансформация индекса функционального состояния
спортсмена в индекс функционального состояния военнослужащего
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Д. Дальский1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Сурков1 Ф.В. Лулаков2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург УДК/UDC 796.011
Ключевые слова: физическая подготовка, индекс функционального состояния спортсмена, индекс функционального состояния военнослужащего, пауэрлифтинг.
Введение. Интенсификация современной службы в рядах Вооруженных сил РФ повышает требования к физической подготовке военнослужащих. В особой степени это относится к старшим офицерам-военнослужащим.
Цель исследования - адаптировать индекс функционального состояния спортсмена для диагностики физического состояния военнослужащего.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва» МО РФ. Возрастная категория испытуемых офицеров-мужчин составила 45-49 лет (6-я возрастная группа), группа практически целиком состояла из старших офицеров (звания майор - полковник) [1].
Результаты исследования и их обсуждение. Индекс функционального состояния спортсмена представляет сумму пяти показателей: ортостатическая проба (в баллах: 0,7 - учащение на 7 уд/мин, 1,4 - на 14 уд/мин); клиностатическая проба (в бал-
Сопоставление результатов тестирования ИФСС и ИФСВ
athlete turned into serviceman: functional state index transformation
PhD, Associate Professor D.D. Dalsky1 PhD, Associate Professor A.N. Surkov1 F.V. Lulakov2
1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg 2General of the Army A. V. Khrulev Military Academy for Logistics, Saint Petersburg
Поступила в редакцию 08.10.2020 г.
лах: 0,3 - урежение на 3 уд/мин, 1,4 - на 14 уд/мин); проба Ашне-ра (в баллах: 0,5 - урежение на 5 уд/мин, 1,2 - на 12 уд/мин); прак-сисмальная проба (в баллах: 1,2 (нарисовано 12 равноудаленных кругов), 1,5 балла (нарисовано 15 равноудаленных кругов); определение систолического артериального давления (в баллах: 0,9 (разница 9 мм рт. ст.) до 2,0 балла (разница 20 мм рт. ст.).
Следует отметить, что доля вклада в величину индекса у слагаемых показателей очень разнится от 10 % у клиноста-тической пробы до 30 %% у праксисмальной пробы. Такое положение подвигло к разделению показателей тестирования на квартили ^1^4), в рамках которых каждый из показателей имел строго зафиксированный ранг (см. таблицу).
Указанный подход позволил не только упростить анализ результатов тестирования, но и придать всем показателям потенциально одинаковый вес (20 %%).
Вывод. Представление результатов тестирования через ранги позволило упростить представление и восприятие итоговых значений ИФСВ и выделить в них три зоны: Q1 (сумма рангов 5-8) - при попадании в эту зону нагрузку можно увеличивать; Q2-Q3 (сумма рангов 9-16) - при попадании в эту зону нагрузка не меняется; Q4 (сумма рангов 17-20) - при попадании в эту зону нагрузку следует уменьшить.
Исследуемые показатели Q1 Q2 Q3 Q4
Ортостатическая проба 0,7-0,8 / 1 0,9-1,0 / 2 1,1-1,2 /3 1,3-1,4 / 4
Клиностатическая проба 0,3-0,5 / 1 0,6-0,8 / 2 0,9-1,1 /3 1,2-1,4 / 4
Проба Ашнера 0,5-0,6 / 1 0,7-0,8 / 2 0,9-1,0 /3 1,1-1,2 /4
Праксисмальная проба 1,5-1,5 / 1 1,3-1,3 / 2 1,4-1,4 / 3 1,2-1,2/4
Определение систолического артериального давления 0,9-1,1 / 1 1,2-1,4/ 2 1,5-1,7 /3 1,8-2,0 / 4
Педагогический эффект Нагрузку можно увеличивать Нагрузка не меняется Нагрузку следует уменьшить
Индекс функционального состояния военнослужащего 5-8 9-12 13-16 17-20
Литература
1. Виноградов Г.П. Интерес офицеров-мужчин 45-49 лет к основным средствам физической подготовки / Г.П. Виноградов,
С.А. Краев, Ф.В. Лулаков и др. // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - № 8 (186). - С. 65-69.
Информация для связи с автором: [email protected]