Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / педагогические технологии / опорные конспекты / проблемная задача / проблемный вопрос / проблемное задание / игровая технология / ОБЖ / educational process / pedagogical technologies / supporting notes / problem task / problem question / problem task / game technology / life safety

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Малетин, А.А. Левченко, О.В. Баянкин

Представленный в статье материал – это теоретический и практический анализ использования опорных конспектов в образовательном процессе. Раскрываются основные понятия по данной актуальной проблеме: «педагогические технологии», «опорные конспекты», «образовательный процесс», «ОБЖ», «проблемный вопрос», «проблемное задание», «проблемная задача», «игровая технология». Анализируется учебный процесс, связанный с применением опорных конспектов на занятиях ОБЖ. Проводился анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных, подготовлены методические рекомендации. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается использованием в работе теоретических и методических материалов по теме, использованием общенаучных методов исследования, проведением их количественного и качественного анализа, подтверждением положений гипотезы. Авторы делают вывод о том, что разработанные примерные конспекты и апробированные методики выявили эффективность применения опорных конспектов на занятиях ОБЖ со студентами-курсантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Малетин, А.А. Левченко, О.В. Баянкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL BACKGROUND OF THE USE OF SUPPORT DESIGNS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the use of reference notes in the educational process. The basic concepts on this topical problem are revealed: “pedagogical technologies”, “basic notes”, “educational process”, “OBZH”, “problem question”, “problem task”, “problem task”, “game technology”. The study analyzes the educational process associated with the use of basic notes in the lessons of life safety. The analysis, systematization and interpretation of the data obtained in the course of the study are carried out, and methodological recommendations are prepared. The reliability and reliability of the results obtained is ensured by the use of theoretical and methodological materials on the topic in the work, the use of general scientific research methods, their quantitative and qualitative analysis, and confirmation of the hypothesis. The authors conclude that the developed exemplary notes and proven methods have revealed the effectiveness of the use of basic notes in the lessons of life safety with student cadets.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

8. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.

9. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. Школьные технологии. 2009; № 6: 77.

References

1. Leont'ev A.N. Psihologicheskie osnovy doshkol'noj igry. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 1996; T. 1, № 3.

2. Beglaryan S.G. Obuchayuschie igry na urokah anglijskogo yazyka v srednej obscheobrazovatel'noj shkole. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa: Leto, 2013: 77 - 79.

3. Passov E.I. Urok inostrannogo yazyka v srednej shkole. Moskva,1989.

4. Stronin M.F. Obuchayuschie igry na urokah anglijskogo yazyka: metodicheskoe posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2005.

5. Derkach A.A., Scherbak S.F. Pedagogicheskaya 'evristika: Iskusstvo ovladeniya inostrannym yazykom. Moskva: Pedagogika,1991.

6. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOs, 2005.

7. Budakova O.V. Igrovye tehnologii kak 'effektivnoe sredstvo aktivizacii uchebnogo processa na uroke inostrannogo yazyka. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2012: 152 - 154.

8. Kolesnikova I.E. Igry na uroke anglijskogo yazyka. Minsk: Narodnaya Asveta, 1990.

9. Novikov A.M. Metodologiya igrovoj deyatel'nosti. Shkol'nye tehnologii. 2009; № 6: 77.

Статья поступила в редакцию 03.06.21

УДК 378

Maletin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Barnaul, Russia), E-mail: maletin-stanislav@mail.ru

Levchenko A.A., senior teacher, Department of Tactical and Special Training, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: tspmvd@mail.ru

Bayankin O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University

(Barnaul, Russia), E-mail: bayankin_ov@mail.ru

THEORETICAL AND PRACTICAL BACKGROUND OF THE USE OF SUPPORT DESIGNS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the use of reference notes in the educational process. The basic concepts on this topical problem are revealed: "pedagogical technologies", "basic notes", "educational process", "OBZH", "problem question", "problem task", "problem task", "game technology". The study analyzes the educational process associated with the use of basic notes in the lessons of life safety. The analysis, systematization and interpretation of the data obtained in the course of the study are carried out, and methodological recommendations are prepared. The reliability and reliability of the results obtained is ensured by the use of theoretical and methodological materials on the topic in the work, the use of general scientific research methods, their quantitative and qualitative analysis, and confirmation of the hypothesis. The authors conclude that the developed exemplary notes and proven methods have revealed the effectiveness of the use of basic notes in the lessons of life safety with student cadets.

Key words: educational process, pedagogical technologies, supporting notes, problem task, problem question, problem task, game technology, life safety.

С.В. Малетин, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: maletin-stanislav@mail.ru

А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: tspmvd@mail.ru

О.В. Баянкин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: bayankin_ov@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ использования опорных конспектов в образовательном процессе. Раскрываются основные понятия по данной актуальной проблеме: «педагогические технологии», «опорные конспекты», «образовательный процесс», «ОБЖ», «проблемный вопрос», «проблемное задание», «проблемная задача», «игровая технология». Анализируется учебный процесс, связанный с применением опорных конспектов на занятиях ОБЖ. Проводился анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных, подготовлены методические рекомендации. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается использованием в работе теоретических и методических материалов по теме, использованием общенаучных методов исследования, проведением их количественного и качественного анализа, подтверждением положений гипотезы. Авторы делают вывод о том, что разработанные примерные конспекты и апробированные методики выявили эффективность применения опорных конспектов на занятиях ОБЖ со студентами-курсантами.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогические технологии, опорные конспекты, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание, игровая технология, ОБЖ.

Одним из путей направления развития современной системы вузовского образования в России является разработка и внедрение новых педагогических технологий в области преподавания. Современный мир требует ускоренной обработки информации и усвоения знаний, что заставляет искать новые пути к решению любых задач. В настоящее время образование претерпевает множество изменений. В дополнение к знаниям оно должно нести практическое значение: развивать умение мыслить, видеть собственную картину из предложенной информации, обобщать и легко воспроизводить из памяти материал. Одна из форм работы по использованию опорных конспектов на занятиях способствуют достижению этих задач.

Понятие опорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора В.Ф. Шаталова [1]. Опорные конспекты широко используются в настоящее время на занятиях обще-ствознания, истории, литературы в связи с необходимостью переработки большого объема информации для облегчения ее восприятия и запоминания. Данный конспект, как одна из форм фиксации учебного материала, способствует развитию как познавательных, так и социальных и творческих

мотивов, облегчает понимание новой информации и закрепляет ее в долговременной памяти. Даже спустя несколько лет обучающиеся, увидев знакомую схему, начинают автоматически воспроизводить изученный когда-то материал [2].

Однако, несмотря на наличие очевидных преимуществ использования опорных конспектов в образовательном процессе, в настоящее время недостаточно разработаны в теории и практике вопросы, связанные с применением данных конспектов на занятиях ОБЖ [3]. В связи с этим возникает противоречие между высоким дидактическим потенциалом использования опорных конспектов при изучении учебных предметов и недостаточной разработанностью научно-методических рекомендаций применения опорных конспектов на занятиях ОБЖ. Противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в изучении эффективности применения опорных конспектов на занятиях ОБЖ. Наличие противоречия и проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования.

В нашем исследовании мы выделили объект - процесс обучения студентов-курсантов основам безопасности жизнедеятельности.

Предметом исследования явилась методика применения опорных конспектов на занятиях ОБЖ.

Целью исследования стала разработка и апробирование методики применения опорных конспектов на занятиях ОБЖ со студентами-курсантами.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы усвоения материала на занятиях ОБЖ.

2. Изучить особенности структурирования и этапы создания опорных сигналов посредством знаковой системы.

3. Разработать примерные конспекты и апробировать методику на занятиях ОБЖ со студентами-курсантами.

4. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность методики применения опорных конспектов на занятиях ОБЖ со студентами-курсантами.

Гипотеза исследования: применение опорных конспектов позволит повысить качество знаний по предмету ОБЖ.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документальных материалов и интервью; беседа; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математической статистики [4].

База исследования: Барнаульский юридический институт МВД России и Алтайский государственный педагогический университет.

Этапы проведения исследования:

1 этап - теоретико-аналитический. На данном этапе предполагалось изучение и анализирование литературы по проблеме исследования, формулирование цели, предположение гипотезы, постановка задач, составление плана исследования;

2 этап - опытно-экспериментальный. На данном этапе осуществлялась проверка гипотезы исследования посредством реализации формирующего этапа экспериментальной работы;

3 этап - заключительно-обобщающий. На этом этапе проводился теоретический, практический анализ обобщений, данные в ходе эксперимента систематизировались и интерпретировались, были подготовлены методические рекомендации.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается использованием в работе теоретических и методических материалов по теме, использованием общенаучных методов исследования, проведением их количественного и качественного анализа, подтверждением положений гипотезы [5].

Несмотря на накопленный значительный опыт, наличие разнообразных методик обучения конспектирования и преподнесения материала, применяемых в настоящее время, следует обратить внимание на те, которые помогают усвоить, воспринять и воспроизвести материал наиболее доступным способом.

Современные условия нашей жизни требуют ускоренной переработки материала и его восприятия. В связи с этим вырастает актуальность в поиске таких методик, которые помогли бы сократить время и сохранить информативность изучаемого материала [6].

Применение предложенной нами методики изложения материала может способствовать повышению качества и количества усвоения программы обучения за короткий промежуток времени.

Внедрение методики опорных конспектов по В.Ф. Шаталову включала в себя следующие аспекты деятельности студентов-курсантов: понимание и обсуждение темы занятия и ее сущности с преподавателем; выстраивание логической цепочки и взаимосвязь элементов темы занятия на бумаге; выделение основных моментов и главных элементов исходя их своего творческого понимания; получение целостной картины события со своей логической структурой [7].

Уникальность данной методики заключается в том, что студенты-курсанты успешно осваивали программу на 2 года раньше и отлично применяли полученные знания на практике. Даже спортсменам с жестким графиком удавалось не отставать от вузовской программы. При составлении конспектов активизируются все три типа мышления (образное, теоретическое, знаковое), т.к. сначала мы понимаем и обрабатываем информацию, находим связи, далее, используя знаковую систему, ассоциации, иллюстрируем учебный материал, который в результате становится целостной картиной, наглядным пособием.

Для того чтобы у студентов-курсантов появилась устойчивая система знаний и возможность ускоренного воспроизведения забытой информации, целесообразно использовать методики, позволяющие кратко, информативно и лаконично структурировать учебный материал.

Этапы работы по созданию опорного конспекта:

1. Внимательное чтение раздела электронного учебника или презентация книги, выделение основных моментов в тексте и главных смысловых частей этого раздела.

2. Краткое изложение главной основной мысли основного текста в логическом порядке, в котором оно идёт в текстовом содержании.

3. Создаем черновой вариант, набрасываем несколько фраз из самого текста, ведем сокращенную запись на листе бумаги.

4. Через знаковую систему или символику преобразовываем данную запись (буквы, символы, рисунки и т.п.).

5. Объединяем эти сигналы и ищем связь между ними, преобразовав их.

6. Определенной цветовой гаммой выделяем значимые элементы, а также используем разнообразную палитру цвета в процессе создания конспекта.

7. Воспроизведение опорного конспекта.

Опорные конспекты должны соответствовать следующим требованиям:

- лаконичность. Опорный конспект содержит минимальное количество слов. Чем меньше данных знаков, чем быстрее выполняются письменные работы и воспроизведение сигналов. Как следствие, в результате курсант получает более высокую оценку, что пробуждает его интерес к учебной деятельности.

В процессе обучения составлению опорных конспектов необходима консультация с преподавателем с целью согласования, анализы и сокращения материала без потери полезной информации.

- Структурность. Обучение с помощью опорных конспектов развивает системность мышления и умение выделять главную и второстепенную информацию, а также выделять причинно-следственные связи. Все навыки развиваются незаметно для учащегося в ходе учебного процесса. В опорном сигнале используется линии, специальные границы, стрелки и многое другое.

Наличие смысловых акцентов, т.е. выделение наиболее важных элементам цветом, черточками и другим оригинальным способом.

- Ассоциативность. При обращении к опорному конспекту должны возникать четкие ассоциации, напорный сигнал и его элементы. Каждое графическое изображение должно легко распознаваться, в связи с чем необходимо применение широко распространённых образов.

- Доступность в воспроизведении любым человеком. Данная характеристика представляет собой возможность воспроизведения конспекта без художественных способностей, цветовой наглядности.

Значительно облегчает запоминание материала применение дополнительных цветов. Если это необходимо, то применяется в обязательном порядке.

Таким образом, проведенный теоретический анализ привел к подтверждению нашей мысли о том, что опорный конспект является средством, повышающим качество усвоения, структурирования и изложения учебного материала. За счёт своей лаконичности, экономичности он выигрывает в восприятии и воспроизведении кем-либо его содержания.

При изучении используемых методик и технологий на занятиях ОБЖ были выявлены следующие:

1. Проблемное обучение.

2. Игровая технология.

3. Технология уровневой дифференциации.

4. Технология интерактивного обучения.

5. Здоровьесберегающие технологии.

6. Технология проектной исследовательской деятельности.

Анализ научной литературы, а также обобщение опыта использования опорных конспектов показали, что в своей деятельности преподаватели различных дисциплин для повышения образовательной функции своего предмета используют методику опорных конспектов. Однако, что касается занятий ОБЖ, исследования по использованию опорных конспектов в данной дисциплине отсутствуют. Таким образом, изучение применения данной методики по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» является перспективным.

Для подтверждения гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент, который заключался в разработке и использовании опорных конспектов в процессе учебной деятельности со студентами-курсантами экспериментальной группы на протяжении 1 и 2 семестра, в то время, как со студентами-курсантами контрольной группы учились как и прежде.

Экспериментальная и контрольная группы были сформированы на основе исходного уровня знаний студентами-курсантами по предмету ОБЖ. Вследствие математической обработки данных на начальном этапе эксперимента не было выявлено статистически значимого отклонения в результатах обучения.

Для выявления эффективности разработанной нами методики конспектирования учебного материала на занятиях ОБЖ был проведён качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования.

Методом математической статистики обработки данных нами был вычислен критерий Х2 по следующей формуле [8]:

Х 2 = £2 (Ук^н)2М, где

Vк - количество оценок на конец эксперимента,

Vн - количество оценок на начало эксперимента.

В процессе проведения опытно-экспериментального исследования выставлялись отметки по 5-балльной шкале по следующим основным критериям [9]:

5 - «отлично» ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда студент-курсант не допускает ошибок.

4 - «хорошо» ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

3 - «удовлетворительно» свидетельствует о том, что студент-курсант знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяс-

нять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

2 - «плохо» выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что студент-курсант знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов преподавателя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.

1 - «очень плохо» ставится тогда, когда студент-курсант незнаком с учебным материалом (в данный момент не используется преподавателями).

После полученных отметок был рассчитан Х2 для экспериментальной и контрольной группы.

Для экспериментальной группы Х2 = 8,04;

Для контрольной группы Х2 = 0,9.

В результате расчета значения Х2 была выявлена статистически значимая разница экспериментальной группы над контрольной, так как:

Х2 эксперим. > Х2 контроль;

На уровне Р = 0,05 и V = 3 - 1 = 2, Х2 контроль = 0,9; Х2 эксперим. = 8,04.

В конце проведения опытно-экспериментальной работы обработка данных проходила с помощью Х2 - критерия, в результате которого выявлено статистически значимое улучшение в экспериментальной группе над контрольной с уровнем р = 0,05 [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об успешной динамике повышения качества усвоения материала по предмету ОБЖ, так как до проведения эксперимента и после отметок «2» и «1» не наблюдалось в обеих группах.

Итоги опытно-экспериментальной работы:

- экспериментальная группа: до эксперимента «отлично» - 19, «хорошо» - 7, «удовлетворительно» - 6; после эксперимента: «отлично» - 26, «хорошо» - 6, «удовлетворительно» - 0;

Библиографический список

- контрольная группа: до эксперимента «отлично» - 19, «хорошо» - 9, «удовлетворительно» - 3; после эксперимента: «отлично» - 21, «хорошо» - 7, «удовлетворительно» - 3.

Разработанная нами программа по внедрению опорных конспектов по методике В.Ф. Шаталова применялась в течение первого полугодия 2020 -2021 учебного года на занятиях ОБЖ со студентами-курсантами. Чтобы сформировать представление и научиться излагать информацию в необходимом виде, мы использовали дидактические игры, определяли принципы составления опорных конспектов. Каждый конспект соответствовал теме занятия.

Для определения возможности проведения эксперимента нами был изучен исходный уровень знаний по ОБЖ согласно результатам первого полугодия 2019 - 2020 учебного года в обеих группах. Данные показали, что на начало эксперимента статистически значимой разницы не обнаружено. Проведенное в конце итоговое тестирование показало, что результаты экспериментальной группы значительно повысились при внедрении методики опорных конспектов в учебный процесс. Вышеизложенные данные подтверждены с помощью Х2, который показал, что преимущество экспериментальной группы над контрольной не случайно, а достигнуто благодаря специально внедренной методике.

Достижения позитивных результатов в нашей работе мы связываем с внедрением методики опорных конспектов по В.Ф. Шаталову. В процессе обсуждения учебного материала, его изложения на доску, бумажный носитель (блокнот, тетрадь, карточку) студенты-курсанты проявляли интерес и активность. Кроме того, студенты-курсанты стали активнее отвечать на следующем занятии и чаще просматривать свои готовые работы, даже в процессе изучения других тем [11].

Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют сделать вывод о возможности применения разработанной нами методики в процессе обучения с целью повышения качества и количества усвоения учебного материала. Данный факт даёт возможность предположить успешное применение этого способа и на других этапах обучения.

1. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого: Педагогический поиск. Москва, 1987: 159 - 167.

2. Попова Н.В. Педагогическая система применения стимулирования познавательной активности студентов в учении. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2005; № 9: 142 - 144.

3. Мансурова Н.А. Теоретические и практические предпосылки стимулирования познавательной активности студентов в процессе обучения. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2005; № 9: 144 - 148.

4. Попова Н.В. Мотивация к обучению студентов. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2006; № 11: 158 - 160.

5. Баянкин О.В. Использование психотехнических игр в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60-3: 268 - 271.

6. Зайцев С.В. Изучение социально-педагогических особенностей развития учебной деятельности на занятиях по физической культуре на основе обучающей среды Moodl. Модели инкультурации в образовании: материалы Международной научно-практической конференции. 2018: 272 - 275.

7. Клейменова М.Н. Модернизация образовательной среды Института физической культуры и спорта в контексте информационно-технических разработок. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60-3: 261 - 265.

8. Середа Д.М. Применение деловой игры как эффективное средство формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. 2018: 209 - 212.

9. Попова Н.В. Применение имитационно-моделирующих игр в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура». Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы Международной научной конференции. 2017: 215 - 217.

10. Картавых М.А. Применение средств физической культуры в формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. 2018: 193 - 198.

11. Зайцева С.В. Инновационные пути развития физкультурно-спортивного образования на основе обучающей среды Moodte. Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018: 168 - 176.

References

1. Shatalov V. F. Uchit' vseh, uchit' kazhdogo: Pedagogicheskij poisk. Moskva, 1987: 159 - 167.

2. Popova N.V. Pedagogicheskaya sistema primeneniya stimulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti studentov v uchenii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2005; № 9: 142 - 144.

3. Mansurova N.A. Teoreticheskie i prakticheskie predposylki stimulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti studentov v processe obucheniya. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2005; № 9: 144 - 148.

4. Popova N.V. Motivaciya k obucheniyu studentov. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2006; № 11: 158 - 160.

5. Bayankin O.V. Ispol'zovanie psihotehnicheskih igr v processe formirovaniya motivacionno-cennostnogo otnosheniya studentov k uchebnoj discipline «Fizicheskaya kul'tura». Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya <https://elibrary.ru/contents.asp?id=36333048>. 2018; № 60-3 <https://elibrary.ru/contents.asp?id=36333048&sel id=36333132>: 268 - 271.

6. Zajcev S.V. Izuchenie social'no-pedagogicheskih osobennostej razvitiya uchebnoj deyatel'nosti na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture na osnove obuchayuschej sredy Moodl. Modeli inkul'turacii v obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 272 - 275.

7. Klejmenova M.N. Modernizaciya obrazovatel'noj sredy Instituta fizicheskoj kul'tury i sporta v kontekste informacionno-tehnicheskih razrabotok. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-3: 261 - 265.

8. Sereda D.M. Primenenie delovoj igry kak 'effektivnoe sredstvo formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi. XX Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statej. 2018: 209 - 212.

9. Popova N.V. Primenenie imitacionno-modeliruyuschih igr v processe izucheniya teoreticheskogo kursa «Fizicheskaya kul'tura». Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2017: 215 - 217.

10. Kartavyh M.A. Primenenie sredstv fizicheskoj kul'tury v formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi. XX Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statej. 2018: 193 - 198.

11. Zajceva S.V. Innovacionnye puti razvitiya fizkul'turno-sportivnogo obrazovaniya na osnove obuchayuschej sredy Moodle. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva regional'nyh vuzov v sisteme koordinat prioritetnyh proekíov RF: luchshie prakiiki: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2018: 168 - 176.

Статья поступила в редакцию 10.06.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.