Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ СИГНАЛ / БАЗОВЫЙ КОНСПЕКТ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ / МЕТОД БАЗОВОГО КОНСПЕКТА / BASIC SIGNAL / SUPPORTIVE NOTE / ELECTRONIC EDUCATIONAL PUBLICATION / SUPPORTIVE NOTE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медынский Владимир Юрьевич, Богуславец Максим Валерьевич, Бавула Юлия Ивановна

В статье рассматриваются создание и использование базовых конспектов в образовательном процессе с использованием электронных учебных изданий. Обоснована необходимость использования базовых конспектов при обучении курсантов. Предлагается методика применения базовых конспектов при проведении учебных занятий, самостоятельной подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM NATURE USING SUPPORTIVE NOTES TO TRAIN CADETS OF NAVAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with using supportive notes in the educational process on the base of electronic educational publications. The necessity of using supportive notes for training cadets is grounded. The method of applying supportive notes during class studies and self-development engagements of cadets is proposed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

V.Yu. MEDYNSKY, M.V. BOGUSLAVETTS, Yu.l. BÄVLLA

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР

SYSTEM NATURE

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

USING SUPPORTIVE NOTES ТО TRAIN CADETS OF NAVAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Сведения об авторах: Медынский Владимир Юрьевич - доцент кафедры боевых средств флота филиала Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имениАдмирала Флота Советского Союза НТ. Кузнецова», капитан 2 ранга запаса, доцент (г. Калининград. E-mail: mr.medlnskl@'mail.ru);

Еогуславец Максим. Валерьевич - старший преподаватель кафедры боевых средств флота филиала Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имениАдмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 2ранга, кандидат педагогических наук (г. Калининград. E-mail: maxim_surv@mail.ru);

Еавула Юлия Ивановна - доцент кафедры русского языка филиала Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имениАдмирала Флота Советского Союза НТ. Кузнецова» (г. Калининград. ^ E-mail: bavelJ^mailj-u).

Аннотация. В статье рассматриваются создание и использование базовых конспектов в образовательном процессе с использованием электронных учебных изданий. Обоснована необходимость использования базовых конспектов при обучении курсантов. Предлагается методика применения базовых конспектов при проведении учебных занятий, самостоятельной подготовки курсантов.

Ключевые слова: базовый сигнал, базовый конспект, электронное учебное издание, метод базового конспекта.

Information about the authors: Vladimir Medynsky - Associate Professor of the Subdepartment of Naval Weapons of the Kaliningrad Branch of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.C. Kuznetsov». Captain 2 Rank (res.).Assoctate Professor (Kaliningrad. E-mail: mr.medinski@mail.ru). Maksim Boguslavets - Senior Lecturer of the Subdepartment of Naval Weapons of the Kaliningrad Branch of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kusnetsov», Captain 2 Rank. Cand. Sc. (Ped.) (Kaliningrad. E-mail: maxtm_surv@maU.ru).

Julia Bavula - Associate Professor of the Russian Language Subdepartment of the Kaliningrad Branch of the. Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.C. Кuznetsov» (Kaliningrad. E-mail: baoelJ§>matl.ru).

Summary. The article deals with using supportive notes in the educational process on the base of electronic educational publications. The necessity of using supportive notes for training cadets is grounded. The method of applying supportive notes during class studies and self-development engagements of cadets is proposed.

В.Ю. МЕДЫНСКИЙ, M.B. ЕОГУСЛАВЕЦ, Ю.И. БАВУЛА

Keywords: basic signal, support ive note, electronic educational publication, supportive note method.

На восприятие информации влияют свойства нервной системы, связанные с такими условиями, как образ активности восприятия,количества и качества рассматриваемой информации.

При этом основным фактором является систематизация информации учебного материала в электронных учебных изданиях. Данный фактор имеет существенное значение, так как напрямую влияет на установление взаимосвязи между элементами информации представляемого учебного материала.

Для структурирования и систематизации учебного материала в электронных учебных изданиях возможно использовать базовые конспекты, которые выполнены на базе структурно-логических схем.

Структурно -логичес ка я схема (СЛС) представляется как схема, позволяющая обобщенно, достаточно кратко и наглядно изложить различные аспекты рассматриваемых явлений и процессов.

Согласно С.Я. Батышеву, A.M. Новикову, для систематизации учебного материала его необходимо представлять структурированно, в блоч-но-модульном типе.

То есть СЛС является моделью, которая отражает основное содержание изучаемого объекта, и ориентировочной основой действий курсанта. В СЛС по учебному материалу содержатся ключевые слова и фразы, которые располагаются в определенной логической последовательности, при этом отражая целостность рассматриваемой информации.

Структурно и лаконично возможно представлять информацию по методике В,Ф. Шаталова в виде базового конспекта. При этом базовыми понятиями будут я в ляться база (опора) знаний, базовый сигнал (БС) и базовый конспект (БК).

Базой (опорой) является ориентировочная основа действия, как способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности курсанта. Базовым сигналом является символ передачи информации (знак, слово, символ, рисунок, график), который может заменить смысловое значение подаваемой информации. БК показывает наглядную схему, в которой отражается подаваемая информация, разбитая на несколько блоков (модулей). В свою очередь в данных блоках представляются различные связи между ними, знаки, символы, привлекаемые для усвоения изучаемого материала.

То есть БК можно представить как систему базовых сигналов, в виде схематичного конспекта, построенного на листе определенным образом, который будет являться опорой для мыслительной деятельности курсанта.

При составлении БК можно обратиться к совету ученого В.Ф.Шаталова: * Мысль, образ, слово могут приходить к нам в самых неожиданных комбинациях. При этом одни из них могут превалировать, другие играть вспомогательные роли, но, будучи взаимосвязанными, обособиться они уже не могут никогда. Это естественное свойство нашей памяти, лежащее у истоков и научного, и литературного, и всякого иного восприятия окружающего мира о.

Разработка БК требует соблюдения основных правил В.Ф. Шаталова: лаконичность информации; структурность логических блоков; смысловой акцент информации (рамки, отделение одного блока от другого, расположение рисунков, знаков, символов, таблиц); унификация печатных символов; автономность блоков информации; ассоциативность подаваемой информации; доступность воспроизведения; цветовая наглядность и образ-

ность подаваемой информации. При этом алгоритмом деятельности преподавателя являются: определение назначения БК; количество и содержание информационных блоков; отражение совокупности значимой информации в рассматриваемом блоке; конструирование поблочно БК {см.рис.иа с. 74).

Основными элементами метода БК являются рассмотренные БС, которые представляют собой наглядную схему, в которой закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний.

Необходимо отметить, что опора на наглядность облегчает понимание нового материала и его закрепление в памяти. Использование БС позволяет охватывать единым взором совокупность отдельных звеньев информации, помогает установлению связей между ними, их сопоставлению, логической обработке материала и передаче его в долговременную память.

При реализации метода БК реализуются следующие положения:

- использование БК для изучения теоретических вопросов дисциплины;

- изложение материала в быстром темпе на лекционных и групповых занятиях;

- сосредоточение внимания обучающихся в течение лекционных и практических занятий только на восприятии учебного материала, практически без ведения конспектов;

- повторение преподавателем учебного материала на занятии, но уже по БК;

- проведение опроса всех обучаемых методом тестирования в начале лекции и по БК в конце;

- создание на занятиях доброжелательной, бесконфликтной обстановки, психологического комфорта.

Общая последовательность реализации указанных выше

■2018 № 5

Ж

положений следующая. Учебный материал преподавателем на лекционных и групповых занятиях излагается большими блоками. Преподаватель четко, в быстром темпе ведет объяснение, а затем для закрепления повторяет рассказ по БК, с использованием электронного учебника (электронного учебного пособия). За 15-20 минут до конца занятия класс делится на группы, в которых идет обсуждение материала лекции по блокам ЕК. На самостоятельной подготовке обучающиеся работают с электронным учебным изданием, в котором представлены БК. На следующем занятии проводится тестирование 100 % обучающихся по материалам ЕК.

Четкость и глубина изложения учебного материала преподавателем, ежедневный опрос, доброжелательная помощь преподавателя и товарищей, систематическая работа - залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое,

заинтересованное отношение к обучению, формирует познвг вательную самостоятельность курсанта.

Никто из нас не держит в сознании полных текстов лекций. Б сознании остаются своего рода схема, код или сеть опорных узлов, по которым, при необходимости, мы можем в некотором приближении восстановить развернутый текст.

Для применения метода БК в образовательном процессе с использованием БС необходимы следующие дидактические материалы:

- слайды с изображением листов БК по темам теоретических занятий;

- электронные учебные издания с интегрированными БК по теоретическому материалу, предназначенные для самостоятельной работы (сл. фото);

- специальные бланки соответственно количеству курсантов для воспроизведения БК при текущем контроле знаний;

- листы с перечнем контрольных вопросов по теме теоретических занятий (листы вопросов взаимоконтроля) для преподавателя, а также на каждый рабочий стол курсантов;

- дидактические материалы, используемые на занятиях (презентации, видеофильмы, плакаты, приборы, макеты с использованием электронно-вычислительной техники).

Кроме перечисленных дидактических материалов могут также использоваться:

- стенды (плакаты) с БК в увеличенном виде для вывешивания в учебных аудиториях;

- краткие тексты лекционных занятш!с расшифровкой знаков, символов, ключевых слов и т.д., которые встречаются в БК, а также перечнем контрольных вопросов после каждой темы;

- методические рекомендации и указания, разрабатываемые преподавателями кафедры для обучающихся

+ АЕое.

ш, > т7 Л(п

Ф

дефект массы

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯО

ДЕсв=Дтс3

«ли

¿Еср.СВ.=

(2) Деление

условия

1. Наличие ЯГ, ист. VI, Кр.маееы.

Синтез

1.Наличие ТЯГ

2.Выеокля1

2

Л ЭВМ НА

>10* вС

0-4&КГ

И

Кр.мэсса зави сиг от; -вида: фермы ^ ■чистоты ЯГ: ппоТмоетн; ■наличия о-гражзгтеля нейтронов

д

и О твердое

дейтеркд млн)

IН +}н ^Не + 1Г .в МЭВ

N Фомба • »то "ПЯБ сверхналоге калибра

1^пси.ув = 2:00м

Д-с

оболочка из лриродного урана

£04 Е ЯЪча сч»г деления

КйТОртЙ ДСАИТСА , тсрько бЫСфыин

д-с-д

ф

ЯДЕРНЫЕ

ТЕРМОЯДЕРНЫЕ

Пушенный Имплозивный

простои

комбинированный

Ж

1Л>

Эя

и Л —

П

И

Рис Базовый конспект

ЛУ

■2018 № 5

С- 1к Пал1*а мра« Ажгел рс*р>тсл Ф ■¡Ыг ^ьльтслф £1 а 13 в г ^ ЧЩЧТ.И

Файл Вац

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОВДВДМаИМЩ

_ ТМЗ*М»А ГтСГ и. Сь«й9м04мш***4

I. Сицмни

. Гсмл 1 [л#м# нДОтм пело* в у 1.1 ЛмцийМ 1 г»: й

, 1.1.1 Пц

тт

В 1.2 Лми«М1|.2

1.2.1 Пере*™* потрсиья 2 БшлЛкллпчл м а . 1.3. ЛммгЧП.гюймс»» 14. .гци^жда Э р*> гида™ Ш и 1.Ь.

а; _ 1.Б. лв^алччл.згив&м^»«

Ц I £Ч.Н I ££«■£■§«

■ Г ж*» 11 веем*»»-:

• ГВОАН Кэд/галс.-де.шь.-х.й

• Г ым Иж^-гфитпп Р>£ пил т ГгилЕ ДдТсТ1тт.сч-и|гц-*'>=> + _ Г«иа7 Илпыортшмиин

Л Омам

и Сгм» ийШШю нСТОчм

Содатн ние I»

1.1.3, Базовый изнамкт (£90* по теие 'Сщгт« жзкка о сгружии, орр^ггвш •гго щипиинениж' -ФИЗИЧЕС КИЕ ОС НОВЫ

Е+Е-'В + ■+ ЛЕС!.

5 А«1 " дерел

®

деи.-дрк^

© Доимни»

I Нит.гчы! ЯГ, шк Кр шгш. 1Г.1 _____

п....

■ п и Р' щ с,

Сиитчм

цп мщ

> » 'ГЛ МБ

- ■

II 1

fip.ua>; се ч-аямсиг от: у

-ьмл-г:

■чистоты ЯГ: плотно сто: -■1йП|-Ч!1Я «-ПЫОДПЧАА Н*НТр6ИСВ

_д_

N *ин(1 . з! и ГЯБ

Лр^ЫПЛПГБ

йншв

ЯДЕРНЫЕ

I Рц^Ч.™

Д-с

термоядерные

Й^ЙЛ ЯН м СЧс| Дпт«и -^Т.1.

ШЧынАШПй .

д-с-д

ПуШ»ЧНЫИ Им|и|СИЛ1ИЫ11

шх>

ПРОСТОИ

конь ¡1ним эй амн ыи

г- С -1

Глава I. (ыНгтн адкри:* с^ чнч^сшп, Ьшнгачюлга; ижнпгсшшта аугхм и и:■,>:,■ я щ и:ш< дилчго^ Лге-ЛИ та оисиуу

по изучению дисциплины с использованием БК.

Лекция является одним из важнейших видов учебных занятии и составляет основу теоретического обучения курсантов. В высших военно-морских учебных заведениях роль лекционного занятия трудно переоценить, так как в процессе его, кик ни на каком другом виде учебного занятия, осуществляется непосредственное формирование заданных теоретических знаний и образов действий, логическое и последовательное изложение учебного материала, его обоснование и соответственно доказательство.

При реализации метода БК в учебно-воспитательном процессе упор делается именно на лекционное занятие.

Общеизвестно, что лекция должна состоять из введения, изложения учебных вопросов и заключения. Это ее внешняя структура. Лекция, проводимая по методу БК с использованием электронных учебных изданий, содержит все эти важ-

Фото. Электронное учебное издание

необходимо заметить данную работу, поощрить ее. Взаимное уважение, доброжелательная помощь преподавателя созда-

нью компоненты, но в то же время имеет ряд особенностей.

По структуре лекция, читаемая по данному методу, условно

разделяется на 4 этапа, такие, как:

1) тестирование по материалам БК в начале лекции;

2) введение, первоначальное изложение и заключение;

3) повторное изложение по БК;

4) обсуждение материала БК в конце лекции.

На первом этапе лекции основной педагогический акцент делается не на усиление контроля, а на создание такой обстановки, при которой раскрывают свои возможности и отчитываются о своей работе не 3-4 курсанта, а весь класс.

Известно, что человек испытывает чувство глубокого удовлетворения, когда докладывает о качественном выполнении той или иной сложной работы, и в то же время испытывает чувство угнетения и обиды, если эту работу не замечают. На занятии преподавателю

ют доверительную психологическую атмосферу учебного процесса, которая является одним из решающих факторов успешной деятельности курсантов.

Тестирование по материалам БК - обязательный элемент каждого занятия, и выполняется эта работа каждым курсантом. На тестирование отводится 5 минут учебного времени.

Затем следует устный опрос 3-5 курсантов по блокам базовых конспектов. При устном опросе курсанты пользуются листами БК (так называемый стихий опрос*) или проекцией БК в электронном учебном издании (при ответе курсантов у доски).

«Тихий опрос9 производится после окончания тестирования. Допустим, в базовом конспекте имеются 4 отдельных блока, по каждому из ко-

■2018 № 5

УЬ

торых преподаватель опрашивает курсантов, вызывая их к себе по одному. Закончив ответ по БС первого блока, курсант возвращается на свое рабочее место. Таким образом, четверо обучаемых будут подвергнуты «тихому опросуЕсли есть время, то после тестирования и «тихого опроса» курсанты, по выбору преподавателя, опраг шиваются у доски по БК, а их ответ слушает весь класс.

Психологическая раскрепощенность курсантов при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих:

1) отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций - удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен заполнять абзвг цы между взаимосвязанными опорными сигналами, имеющимися в базовом конспекте;

2) упрощается опериро-валие новыми терминами, а это приводит к тому, что из речи курсантов практически полностью исчезают слова-паразиты: «вот*, «ну», о как бы*, ♦на самом деле* и др., которые обычно употребляются с единственной целью - выиграть время для обдумывания новых слови речевых построений;

3) строго очерченные рамки обязательного рассказа исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем самым благотворно отражаются на психологическом климате первого этапа занятия.

Постоянный контроль и отражение его результатов в виде оценок в открытых листах контроля, вывешиваемых в классе, являются мощным фактором, побуждающим курсантов к регулярной работе над учебным материалом. Без внешнего, постоянно действуй ющего контроля курсанты,

даже отлично понимающие необходимость овладения знаниями, не могут заставить себя систематически выполнять задания на самостоятельной подготовке.

Вступительная часть второго этапа лекционного занятия начинается с доведения преподавателем темы, учебных вопросов, литературы, учебно-воспитательных целей. В этой части преподаватель осуществляет психологическую подготовку курсантов к восприятию учебного материала по БК с использованием электронных учебных изданий, обосновывает важность и актуальность темы.

Основная чисть лекционного занятия посвящается изучению учебных вопросов согласно плана занятия. Излагаемый материал должен быть доступным для восприятия курсантов. Для этого преподавателю необходимо мысли излагать короткими предложениями, ясным языком, привычными терминами и понятиями. Целесообразно при этом широко использовать различные наглядные пособия и демонстрационные материалы в виде материальной части, макетов, моделей, схем, плакатов, электронных учебных изданий.

В заключительной части в общем плане повторно описывается проделанная работа, указываются важность изучаемых вопросов, связь с другими дисциплинами, действия на последующих практических занятиях.

Главная задача второго этапа лекции заключается в том, чтобы добиться полного понимания всеми курсантами основного содержания лекции.

В отличие от традиционной методики темп изложения учебного материала увеличивается примерно в 1,5 раза и составляет около 120 слов в минуту. Возрастание скорости речи преподавателя никоим

образом не отражается на качестве восприятия информации, так как пропорционально скорости речи возрастает уровень внимания.

Особенностью методики применения БК является то, что лекция обучающимися практически не конспектируется, так как два дела одновременно и продуктивно делать невозможно. Курсант не может продуктивно работать на лекции, так как он одновременно должен слушать преподавателя, понимать сущность получаемой информации и конспектировать.. Это чрезвычайно сложно и под силу не всем.

На втором этапе лекции не рекомендуется показывать презентации всего БК и обращаться к ним в ходе лекции. Это будет отвлекать курсантов от хода рассуждений преподавателя, а также снижать уровень восприятия учебной информвг ции. Вместе с тем, структура лекции должна быть связана со структурой сигналов БК.

Для данной цели необходимо использовать средства наглядности (медиапроектор, электронные учебные издания с БК), с представлением информации так, чтобы она соответствовала расположению материала на БК. При этом рекомендуется пользоваться кодовыми обозначениями, сокращениями, принятыми в БС. Данные рекомендации целесообразно учитывать и при разработке дидактических материалов лекции.

С началом третьего этапа лекции преподаватель использует электронное учебное издание с БК. Далее следует повторное изложение основных положений лекции в быстром темпе (120 слов в минуту) по сигналам БК.

Главная задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить полученные знания по узловым вопросам темы,

■2018 № 5

добиться усвоения курсантами логической взаимосвязи основных вопросов, раскрыть суть кодовых обозначений.

При работе в традиционных условиях преподаватель может, излагая новый материал, случайно допустить ошибку или недоходчиво раскрыть какой-то вопрос лекции. Повторное изложение по БК с использованием электронных учебных изданий исключает эти недоработки.

В ходе лекции происходит процесс усвоения и запоминания «фундамента 9 изучаемого материала, на котором базируются глубокие и прочные знания. Без твердых знаний основ предмета невозможно творческое развитие мыслительной деятельности курсантов. Непреложным условием творчества является наличие большого и надежно усвоенного объема знаний. Знания первичны, а творчество в данном случае вторично. Систематическая работа с БК обеспечивает глубокие и прочные знания у курсанта, его творческое отношение к получаемым знаниям.

Главной задачей последнего, четвертого этапа лекции является осуществление контроля за усвоением учебного материала. Возможно производить опрос непосредственно по БК (но при этом будет опрошено минимальное количество курсантов) и контрольный опрос по тестовым материалам всей учебной группы. Тест состоит из 10 вопросов, в каждом из которых имеется 3-5 ответов, задача курсантов -отметить правильные ответы. Время на тестирование - не более о минут.

В конце лекции каждому курсанту выдаются ссылка на литературу с БК, а также задание на самостоятельную подготовку. Преподаватель отвечает на вопросы, возникающие у курсантов.

Наиболее слабым местом в самостоятельной подготовке

курсантов при обучении традиционными методами является несистематическая проработка ими текущего теоретического материала.

Применение метода БК с использованием электронных учебных изданий превращает самостоятельную работу курсантов в постоянно контролируемую, оперативно управляемую работу, что непосредственно дает возможность повысить эффективность всей системы подготовки курсантов.

Самостоятельная проработка курсантами теоретического материала начинается с попытки расшифровать блоки сигналов БК по пройденной теме. Решить задачу по расшифровке сигналов БК, а тем более устно повторить его с первой попытки достаточно трудно. При затруднениях курсант обращается к электронному учебному изданию при работе за компьютером или типографскому учебному пособию, полученному в библиотеке. После обращения к литературе по рассматриваемой теме необходимо снова попытаться расшифровать лист БК и устно повторить его содержание второму курсанту. Количество таких повторений или возвращений к учебным изданиям зависит от того, насколько твердо усвоен материал во время лекции, а также от индивидуальных особенностей памяти и мышления курсанта.

После успешного выполнения вышеперечисленных операций курсант переходит к так называемому «развертыванию знаний*, которое заключается в прогаваривании содержания листа БК про себя. Этот элемент самостоятельной подготовки имеет большое значение, так как позволяет не только закрепить знания, но и развивать разговорную речь курсанта, пусть и пассивную, что дает непосредственную возможность самому курсанту проверить и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценить свои знания по пройденной теме.

По мере приобретения опыта обучения с использованием БК большинство курсантов сознательно стремится к тому, чтобы как можно лучше усвоить и запомнить материал лекции во время аудиторных занятий. Работу по запоминанию объемных блоков конструкций БК необходимо вести так, как это делается при заучивании отрывков произведений. Время подготовки курсанта к занятию поБК в среднем составляет около 30 минут.

Время устного воспроизведения БК с использованием электронных учебных изданий значительно сокращается после многочисленных тренировок, поэтому для большинства курсантов не представляет особых сложностей устно воспроизвести материал на учебном занятии.

Данная методика использования БК обеспечивает системный характер самостоятельной работы курсанта над теоретическим материалом, приучает их к добросовестному и организованному труду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военная педагогика / под редакциейО.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008, 408 с.

2. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, A.M. Новикова. - М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

3. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя; 2-е изд., доп., испр., перераб. - М,: Логос, 2007. 384 с.

4. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989. 336 с.

5. Садкима ВЛ. 101 педагогическая идея. - М.: Феникс, 2015. 234 с.

■2018 № 5

2&L

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.