Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / БЕЗОПАСНЫЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромов Вадим Анатольевич, Князев Сергей Анатольевич, Вебер Дмитрий Александрович

В данной научной статье раскрывается теоретический и практический аспект воспитания личности безопасного типа поведения в условиях цифровой среды. Рассматриваются средства воспитания личности безопасного типа поведения. Раскрывается дистанционное обучение, которое является прогрессивным по отношению к традиционным формам обучения и призвано пробудить в личности безопасного типа поведения творческий потенциал при активной самостоятельной работе. Таким образом, авторы делают акцент на то, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, заместителю декана по воспитательной работе необходимо владеть знаниями о моделировании воспитательного процесса и уметь осуществлять организацию процесса воспитания личности безопасного типа поведения в условиях цифровой среды на уровне, соответствующем требованиям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хромов Вадим Анатольевич, Князев Сергей Анатольевич, Вебер Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF EDUCATING A PERSON OF A SAFE TYPE OF BEHAVIOR IN A DIGITAL ENVIRONMENT

This scientific article reveals the theoretical and practical aspect of educating a person of a safe type of behavior in a digital environment. The means of educating a person of a safe type of behavior are considered. Distance learning is revealed, which is progressive in relation to traditional forms of learning and is designed to awaken in a person of a safe type of behavior creative potential with active independent work. Thus, the authors emphasize that in order to become a true professional in his field, the deputy dean for educational work needs to have knowledge about modeling the educational process and be able to organize the process of educating a person of a safe type of behavior in a digital environment at a level that meets the requirements of modern society.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-l-169-174 NIION: 2018-0077-1/22-123 MOSURED: 77/27-024-2022-01-322

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.

Теоретические и практические аспекты воспитания личности безопасного типа поведения в условиях цифровой среды

Вадим Анатольевич Хромов1, Сергей Анатольевич Князев2, Дмитрий Александрович Вебер3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, hromovl967@mail.ru

2 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Алтайский край, Россия, knyazevi1977@mail.ru

3 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Алтайский край, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. В данной научной статье раскрывается теоретический и практический аспект воспитания личности безопасного типа поведения в условиях цифровой среды. Рассматриваются средства воспитания личности безопасного типа поведения. Раскрывается дистанционное обучение, которое является прогрессивным по отношению к традиционным формам обучения и призвано пробудить в личности безопасного типа поведения творческий потенциал при активной самостоятельной работе. Таким образом, авторы делают акцент на то, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, заместителю декана по воспитательной работе необходимо владеть знаниями о моделировании воспитательного процесса и уметь осуществлять организацию процесса воспитания личности безопасного типа поведения в условиях цифровой среды на уровне, соответствующем требованиям современного общества.

Ключевые слова: процесс обучения, процесс воспитания, безопасный тип поведения, цифровая среда, дистанционное обучение

Для цитирования: Хромов В. А., Князев С. А., Вебер Д. А. Теоретические и практические аспекты воспитания личности безопасного типа поведения в условиях цифровой среды // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 169-174. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-169-174.

Original article

Theoretical and practical aspects of educating a person of a safe type of behavior in a digital environment

Vadim A. Khromov1, Sergey A. Knyazev2, Dmitry A. Weber3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, hromov1967@mail.ru

2 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Altai Krai, Russia, knyazevi1977@mail.ru

3 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Altai Krai, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. This scientific article reveals the theoretical and practical aspect of educating a person of a safe type of behavior in a digital environment. The means of educating a person of a safe type of behavior are considered. Distance learning is revealed, which is progressive in relation to traditional forms of learning and is designed to awaken in a person of a safe type of behavior creative potential with active independent work. Thus, the authors emphasize that in

© Хромов В. А., Князев С. А., Вебер Д. А., 2022

order to become a true professional in his field, the deputy dean for educational work needs to have knowledge about modeling the educational process and be able to organize the process of educating a person of a safe type of behavior in a digital environment at a level that meets the requirements of modern society.

Keywords: learning process, education process, safe type of behavior, digital environment, distance learning For citation: Khromov V. A., Knyazev S. A., Weber D. A. Theoretical and practical aspects of educating a person of a safe type of behavior in a digital environment // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):169-174. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-169-174.

Борьба с преступностью всегда находилась и находится в центре внимания административных органов, общественных организаций нашей страны, а профилактика правонарушений стала основным методом борьбы с преступностью. Она наиболее полно отвечает требованиям и духу времени, отличается гуманностью и в то же время крайней нетерпимостью ко всем уродливым проявлениям в нашем обществе. К решению этой сложной проблемы сегодня должны привлекаться люди, совмещающие в себе лучшие качества российских граждан, наделенные комплексом знаний преподавателя, воспитателя, тонкого психолога. Процесс воспитательно-профилактического воздействия на личностей безопасным поведением обязательно включает продуманность, целеустремленность и наступательность. Способы перевоспитания личностей безопасным поведением могут быть самыми различными, и их эффективность, как правило, находится в самой прямой зависимости от инициативы взрослых.

Однако любая инициатива должна быть конкретной по содержанию и в данном случае предусматривать следующее:

- выявление обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на поведение и образ жизни личностей безопасным поведением (нарушение правил общежития со стороны родителей, соседей, товарищей и т. п.);

- определение степени постоянного контроля над процессом воспитательно-профилактического воздействия на личностей безопасным поведением;

- определение начала процесса исправления личности студента, закрепление положительных результатов.

Умелое применение этих методов в профилактической деятельности, безусловно, даст положительные результаты в работе по перевоспитанию личностей безопасным поведением.

Действенная форма профилактики - это переориентация группы путем изоляции лидера, оказывающего отрицательное влияние, включение личностей безопасным поведением в другой коллектив, с иной (полезной) направленностью интересов: спортивные кружки по выбору, военизированный, спортивный летний лагерь, отряд [1].

Рассмотренные методы могут применяться в совокупности. Важным условием их эффективности должно быть взаимодействие административных органов с учебными заведениями, культурно - просветительными учреждениями, представителями общественности.

Физкультурные организации проводят определенную работу по развитию массовой физической культуры и спорта как средств организации свободного времени молодежи, посильно вовлекают личностей безопасным поведением в занятия в спортивных секциях, клубах по интересам. Знакомство с заключениями преподавательских советов высших учебных заведениях и вузовской системы показало, что значение физической культуры и спорта в воспитании личностей безопасным поведением неоценимо.

По инициативе городского комитета комиссии, городского комитета по физической культуре и спорту проводятся встречи молодежи с известными спортсменами, на которых руководители записывают студентов в спортивные секции. Эта инициатива получила одобрение, однако ее формы должны постоянно совершенствоваться, видоизменяться, а вовлечение в регулярные занятия физкультурой и спортом личностей безопасным поведением обязательно должно стать неотъемлемой частью работы всех высших учебных заведений [5].

Исследования многих специалистов убедительно показали, что спорт - исключительно сильнодействующее средство в воспитании личностей безопасным поведением в условиях цифровой среды [6].

Формируя у молодежи устойчивую потребность в занятиях спортом, мы ставим своей главной задачей через эти занятия возбудить у них интерес к общественной жизни, труду на производстве и учебе в высшем учебном заведении.

Дистанционное обучение, несомненно, является прогрессивным по отношению к традиционным формам обучения. Оно призвано пробудить в личностей безопасным поведением творческий потенциал при активной самостоятельной работе [3].

Технология дистанционного образования прекрасно разработана. Однако, к сожалению, создается впечатление, что студенты недостаточно подготовлены для дистанционного образования. На наш

взгляд, студенты недостаточно четко осознают необходимость серьезной самостоятельной работы и не совсем верно представляют цели и задачи дистанционного образования. Для некоторых обучающихся является откровением факт необходимости серьезной самостоятельной работы: (Вероятно, необходимо более конкретное знакомство обучающихся с технологией дистанционного образования перед началом учебного года). В результате сложно достигать взаимопонимания с личностями безопасным поведением для осуществления конечной цели - взаимодействия для освоения учебного материала [2].

Физическая культура является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла и тесно связана со многими науками. Физическая культура и история культуры считаются фундаментом гуманитарного образования. Подчеркивается единство процессов культурологической подготовки и гуманитаризации образования.

Следует отметить, что обучающиеся не имеют необходимых знаний по физической культуре и нет необходимой базы для дисциплины физической культуры. Вероятно, необходим курс «Введение в физическую культуру и спорта», и только после этого курса можно приступать к курсу «Физическая культура и спорт». Отсутствие необходимой подготовки осложняет усвоение теоретического материала. На освоение этого раздела уделяется большее количество времени. Освоение этого раздела необходимо для того, чтобы обучающиеся владели теорией физической культуры и могли применять эти знания при изучении истории физической культуры. Такой подход позволяет устранить разрыв между теорией и историей физической культуры и помогает единству восприятия теоретического и чувственно-наглядного материала. Для достижения этой цели привлекается не только материал учебника, но и дополнительные материалы.

Для оптимизации процесса обучения необходимо заинтересовать обучающихся, научить их находить главное в изучаемом материале, научить анализировать, сопоставлять, сравнивать и т. п. И как говорил В. А. Сухомлинский, перевоплощать «теоретические истины в живые человеческие мысли и эмоции» [8]. Это актуально еще и потому, что обучающиеся в группах и сами группы очень разнородны. И в дистанционном обучении также необходимо наставничество, живое человеческое общение, индивидуальный подход к личности безопасным поведением и к группе в целом.

Наверное, не осталось на сегодняшний день мест, где не сказывалось бы негативное влияние последствий человеческой деятельности. Повы-

шенный уровень заболеваемости населения вызван в Алтайском крае антропогенным воздействием, а также сбросом практически не определяемых службами охраны природы экотоксикантов (бенз-пирена, нитроцеллюлозы, оксилата, перилена, три-фенилена, фенантрена и т. д.). Значительно влияние последствий сноса радиоактивных осадков с Семипалатинского полигона при испытаниях 49-64 годов. По онкологическим заболеваниям в Алтайском крае 1 место занимает Барнаул [7].

В процессе исследования возможных вариантов коррекции социально-психологического состояния личностей безопасным поведением региона была выдвинута гипотеза о необходимости усиления физкультурного образования. Непрерывное физкультурного образование личностей безопасным поведением, по крайней мере, обеспечивает решение ряда значимых задач.

Это дает возможность:

- построения открытой системы образования, обеспечивающей каждой личностей безопасным поведением свободу выбора собственной траектории самообучения;

- коренного изменения организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

- эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса с применением компьютера;

- использования специфических свойств компьютера, важнейшими из которых являются:

а) возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребность-мотивы-цель-условия-средства-действия-операции);

б) индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемо-сти и динамической адаптируемости, автоматизированных учебных программ.

Говоря об особенностях учебного процесса при использовании компьютерных технологий и средств телекоммуникаций, необходимо отметить, что эти технологии и средства принципиально не меняют основных фаз учебного процесса.

Демократические преобразования, происходящие в России, открывают возможности для остановки и решения разнообразных целей и задач воспитания, связанных с региональными, национальными, микросоциокультурными различиями. Эти задачи становятся разрешимыми только путем введения и осмысления новой концепции образования, принцип которой: гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессе обучения и воспитания.

В связи с этим можно говорить о двух, явно обозначившихся функциях образования.

Первая из них - обучающая - заключается в обес-печении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

Первая из указанных функций предполагает координацию учебного процесса, используя информативные и нормативные документы других служб и вышестоящих подразделений высших учебных заведений - распоряжения ректора, инструкции учебного департамента, информация службы, занимающейся составлением и изменением расписания учебных занятий. Эта функция нераздельно связана со второй - связующей, поскольку предполагает прием, обработку и передачу далее по инстанциям информации от обучающихся (заявления о переводе, отчислении, сведения об успеваемости и т. д.). Кроме того, методист обеспечивает передачу различного вида информации от преподавателей: об успеваемости обучающихся по отдельным дисциплинам, об условиях работы преподавателей пожелания и претензии, и наоборот, инструкции от администрации к преподавателям.

Очевидно, что основное внимание должно быть сконцентрировано на наиболее эффективных, результативных с точки зрения целостного развития личности безопасным поведением средствах обучения и воспитания, что предполагает одновременно всесторонний анализ и учет интересов и потребностей как преподавателей, так и студентов, особенностей формирования и развития личности современного будущего специалиста в условиях цифровой среды.

Здесь проявляется следующая функция методиста - контролирующая, которая в условия дистанционного образования имеет свою специфику.

Используемые в настоящее время технологии дистанционного обучения, средства, которые в совокупности позволяют формировать гармоничную и динамичную личность с безопасным поведением высококлассного специалиста, способного ориентироваться в современном изменчивом мире информации, можно разбить на три группы:

При обычной технологии обучения сведениями о текущей успеваемости обучающегося пропусках

занятий по каждой дисциплине в течение года владеет только преподаватель этой дисциплины, к методисту же поступают лишь сведения об итоговой успеваемости экзаменах.

В профессиональном совершенствовании заместителя директора института по воспитательной работе большое значение имеет систематическое пополнение и обновление багажа знаний и умений педагогической и управленческой деятельности. Заместитель директора института по воспитательной работе - это «Главный преподаватель», организующий и направляющий воспитательную работу преподавателей и обучающихся в высшем учебном заведении, а также координирующий воспитательные воздействия микросоциума [4].

Одной из форм совершенствования профессионального мастерства заместителя директора института по воспитательной работе является обучение на курсах факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алтайского государственного педагогического университета.

В ходе нашей исследовательской деятельности был разработан и апробирован спецкурс «Моделирование воспитательного процесса с личностью безопасным поведением в условиях цифровой среды», целью которого является актуализация знаний и расширение кругозора умений по рассматриваемой теме, а также выявление основных тенденций развития воспитательной работы в современном вузе. Было проведено анкетирование: опрошено 18 слушателей - заместителей директоров института по воспитательной работе Алтайского края. Результаты анкетирования показали, что педагогические коллективы большинства вузов стремятся к всестороннему и гармоническому развитию личности каждого обучающегося. Слушатели ФПК и ППРО выделили следующие основные направления воспитательной работы своего вуза: нравственно-эстетическое (87,5 %); военно-патриотическое (50 %); интеллектуальное (37,5 %); формирование здорового образа жизни (37,5 %).

Основными трудностями в воспитательной работе заместители директора института по воспитательной работе назвали: работу с кураторами групп (мотивация педагогического коллектива на работу, разный уровень личностного развития кураторов, методическая работа) - 37,5 %; работу с родителями - 25 %; падение нравственной культуры, осознание обучающимися потребности во всестороннем развитии - 25 %; слабую материальную базу - 1 0 %. Лучше всего удается решать следующие проблемы: работа студенческой организации, самоуправление

студенческого совета в вузе (37,5 %); индивидуальный подход к личностям безопасным поведением, работа с родителями, эстетическое развитие личности (12,5 %).

Как показывает практика, в целом для вузов характерно стремление к созданию студенческого самоуправления. Так, 75 % опрошенных нами заместителей директоров института по воспитательной работе заявили, что в их вузах студенческое самоуправление создано и успешно действует, а 25 % - что создано, но пока развивает творческую активность, «набирает обороты». По мнению Слушателей ФПК и ППРО АлтГПУ, эффективность воспитательного процесса зависит от личного осознания проблем воспитания каждым куратором, от сплоченности педагогического коллектива, от профессионализма преподавателей (62,5 %); от совместной деятельности обучающихся, преподавателей, родителей и общественности, от отлаженной целенаправленной системы воспитательной работы (37,5 %) от развития студенческого самоуправления (37,5 %); от педагогического руководства (15 %).

Несмотря на то, что лишь 15 % заместителей директоров института по воспитательной работе считают, что от их условий зависит эффективность процесса воспитания личности безопасным поведением, важным компонентом профессионального мастерства является наличие теоретических знаний и практических умений моделирования воспитательного процесса и организация обучающих тренингов-семинаров для кураторов. Чтобы построить модель воспитательного процесса и осуществить ее внедрение в практику, кураторы должны владеть знаниями о понятии «модель», ее видах, процессе моделирования, умениями выбора основных качеств и свойств предполагаемой модели. Для этого педагогу-воспитателю необходимо осуществить всесторонний анализ своей деятельности, вычленить проблемы и наметить перспективы развития определить цель и назначение модели, выстроить ее структуру с учетом того, что воспитательный процесс имеет две стороны - содержательную и процессуальную, а основные субъекты процесса воспитания - это прежде всего сам студент, его родители и преподавателя.

Таким образом, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, заместителю директора института по воспитательной работе необходимо владеть знаниями о моделировании воспитательного процесса и уметь осуществлять организацию процесса воспитания личности безопасным поведением в условиях цифровой среды на уровне, соответствующем требованиям современного общества.

Библиографический список

1. Баринова, Н. Г. Социально-педагогическая программа по предупреждению отклоняющегося поведения студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования / Н. Г. Баринова, Д. А. Вебер // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 12-15.

2. Баянкин, О. В. Использование инновационно-технических средств обучения студентов института физической культуры и спорта / О. В. Баянкин // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 81-86.

3. Киспаев, Т. А. Социально-педагогические условия реализации дистанционного обучения в образовательной среде института физической культуры и спорта / Т. А. Киспаев // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 256-260.

4. Князев, С. А. Проблемы становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий / С. А. Князев, А. В. Корнаушенко, О. И. Воробьева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 135-137.

5. Красилов, О. В. Здоровый образ жизни. Современный подход привлечения населения для занятий физической культурой / О. В. Красилов, В. А. Хромов, С. В. Мананников // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 337-340.

6. Попова, Н. В. Физическая культура и спорт как средство предупреждения девиантного поведения подростков / Н. В. Попова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (38). С. 16-21.

7. Попова, Н. В. Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта / Н. В. Попова, О. В. Баянкин, О. В. Баянкин // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 275-278.

8. Шадрин, А. Н. Самоопределение как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования / А. Н. Шадрин // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 205-208.

Bibliographic list

1. Barinova, N. G. Socio-pedagogical program for the prevention of deviant behavior of students in the system of higher professional education / N. G. Barinova, D. A. Weber // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 66-3. pp. 12-15.

2. Bayankin, O. V. The use of innovative and technical means of teaching students of the Institute of

Physical Culture and Sports / O. V. Bayankin // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. No. 2 (18). pp. 81-86.

3. Kispaev, T. A. Socio-pedagogical conditions for the implementation of distance learning in the educational environment of the Institute of Physical Culture and Sports / T. A. Kispaev // The world of science, culture, education. 2018. No. 5 (72). pp. 256-260.

4. Knyazev, S. A. Problems of formation of professional culture of the personality of a future specialist in the course of training sessions / S. A. Knyazev, A. V. Kornaushenko, O. I. Vorobyova // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 68-3. pp. 135-137.

5. Krasilov, O. V. Healthy lifestyle. A modern approach to attracting the population for physical culture / O. V. Krasilov, V. A. Khromov, S. V. Manan-

nikov // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 2. pp.337-340.

6. Popova, N. V. Physical culture and sport as a means of preventing deviant behavior of adolescents / N. V. Popova // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2019. No. 1 (38). pp. 16-21.

7. Popova, N. V. Organizational and technological support for the formation of professional orientation of bachelors of the Institute of Physical Culture and Sports / N. V. Popova, O. V. Bayankin, O. V. Bayankin // The world of science, culture, education. 2018. No. 4 (71). pp. 275-278.

8. Shadrin, A. N. Self-determination as a professionally significant factor of a teacher of physical culture in the context of his continuous self-education / A. N. Shadrin // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 61-3. pp. 205-208.

Информация об авторах

B. А. Хромов - доцент кафедры физической подготовки;

C. А. Князев - старший преподаватель кафедры физической подготовки;

Д. А. Вебер - старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания.

Information about the authors

V. A. Khromov - Associate Professor of the Department of Physical Training;

S. A. Knyazev - senior lecturer of the Department of Physical Training;

D. A. Weber - Senior Lecturer of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.02.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 08.02.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.