УДК 378.6:34; ББК 74.48+67.401.133.1 NIION: 2018-0077-3/21-031
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-3-179-182 MOSURED: 77/27-024-2021-03-230
© Малиновский А.В., Юркин Д.В., Платонов В.Н., 2021
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Анатолий Васильевич Малиновский,
доцент кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России,
кандидат педагогических наук, доцент 656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49 Дмитрий Викторович Юркин,
старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России
656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49 Виталий Николаевич Платонов, доцент кафедры спортивных дисциплин Алтайского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук, доцент 656031, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной научной статье раскрывается теоретический и практический аспект самостоятельной деятельности спортсменов в процессе обучения. Рассматриваются проблемы, теория и суждения к вопросу о самостоятельной деятельности спортсменов в обучении. Представлены рекомендации, которые повысят фундаментальную подготовку будущих профессионалов в процессе формирования профессионально-педагогических навыков. Разработаны обучающие программы, которые могут быть использованы в процессе самостоятельного обучение двигательным действиям, но преимущественно взрослыми спортсменами. Раскрываются обзорно-методические занятия как одна из форм организации учебного процесса. Таким образом, авторы делают акцент на то, что назрела необходимость в методологических разработках, раскрывающих глубинные процессы управления самостоятельной обучающей деятельностью детей разного возраста, особенно в тех видах спорта, где оценивается качество выполняемых упражнений (спортивные виды гимнастики, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание).
Ключевые слова: процесс обучения, спортивная деятельность, самостоятельная деятельность, сенсорные способности, самовоспитание.
INDEPENDENT ACTIVITY OF ATHLETES IN THE LEARNING PROCESS
Anatoly V. Malinovsky,
Associate Professor of the Department of Physical Training Barnaul Law Institute of the MIA of Russia,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 49 Barnaul, Chkalova str., Barnaul, Altai Krai, 656038, Russia
Dmitry V. Yurkin,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training Barnaul Law Institute of the MIA of Russia
49 Barnaul, Chkalova str., Barnaul, Altai Krai, 656038, Russia
Vitaly N. Platonov,
Associate Professor of the Department of Sports Disciplines Altai State Pedagogical University,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 55 Molodezhnaya str., Barnaul, Altai territory, 656031, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. This scientific article reveals the theoretical and practical aspects of the independent activity of athletes in the learning process. The problems, theory and judgments on the question of independent activity of athletes in training are considered. The recommendations that will increase the fundamental training of future professionals in the process of forming professional and pedagogical skills are presented. Training programs have been developed that can be used in the process of self - training in motor actions, but mainly by adult athletes. The review-methodical classes as one of the forms of organization of the educational process are revealed. Thus, the authors emphasize that there is a need for methodological developments that reveal the deep processes of managing independent learning activities
of children of different ages, especially in those sports where the quality of the exercises performed is evaluated (sports gymnastics, diving, figure skating, synchronized swimming).
Keywords: learning process, sports activity, independent activity, sensory abilities, self-education.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Малиновский А.В., Юркин Д.В., Платонов В.Н. Самостоятельная деятельность спортсменов в процессе обучения. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 179-182.
На сегодняшний день в современной системе образования стоит острая проблема использования современных методов и форм обучения в высшем учебном заведении. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в частности, записано: «...повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета... поднять общественный престиж и авторитет учителя, его теоретическую и практическую подготовку» [5].
Спортивная деятельность - весьма надежная модель для изучения общих закономерностей управления деятельностью человека. В психологическом плане она интерпретируется как совокупность сознательных действий, требующих интеллектуальной активности в постоянно меняющихся условиях тренировки и соревнований [2]. Есть множество примеров, подтверждающих мнение о том, что выдающиеся спортсмены, направляемые талантливыми тренерами, уже в подростковом возрасте отличались самостоятельностью и активностью, собранностью и самодисциплиной [11].
Реформа средней общеобразовательной и профессиональной школы в числе основных своих принципов выдвинула овладение детьми навыками самостоятельных занятий физкультурой и спортом. Достаточно высокий уровень морфофункцио-нального развития значительной части шестилетних детей позволяет проводить целенаправленную работу уже с этого возраста. Замечено, что у детей 11-13 лет возрастает потребность в самовоспитании, но происходит это на фоне потери интереса к приобретению знаний [3].
Общепризнанно, что главная стратегия учения должна состоять не только в овладении готовыми знаниями. Следует учить как алгоритму решения, так и алгоритму поиска, позволяющего самостоятельно открывать другие алгоритмы и методы [7].
В рамках данной статьи мы сочли целесообразным рассмотреть ряд теоретических положений и связать в единое исследуемое звено самостоятельную деятельность, процессы самоуправления (СУ) и самообучения (СО).
Человек относится к естественным самоуправляемым системам (СУС). Крайне важны теоретические выводы о том, что живые СУС сами могут производить информацию, необходимую для СУ и СО, что процесс самообучения не управляется извне и реализуется часто путем проб и ошибок. С момента рождения способность человека к самообучению связана с функцией мозга. Возможны весьма неожиданные результаты мыслительных процессов, характеризующиеся самопроизвольными скачками. Вот почему нельзя предсказать до конца, к какой «классификации входных сигналов» придет самоуправляемая система. Но чем шире в СУС применяется самоулучшающий поиск и чем больше положительных обратных связей, тем полнее накопление новой информации, а значит, и обогащение личного опыта [8].
Исходя из вышеизложенного, полезно уточнить функцию самообучения, которая в спортивной педагогике не всегда трактуется однозначно. Видимо, не следует отождествлять самостоятельные действия обучаемых, выполняемые по указанию обучающего (тренер, учитель), с не управляемыми возникающими непредсказуемо и спонтанно действиями при самообучении. Правомерно включить в систему самостоятельной деятельности весь комплекс педагогических модуляций обучающего и обучаемого, в том числе и самообучение, выделив в ней присущие любой деятельности внешние и внутренние стороны [10].
Внешние действия и составляют процесс реализации спортивных движений, планируемых внутренними действиями, на основе которых они возникают. Вместе с тем внутренняя, когнитивная сторона деятельности даже у взрослых спортсменов зачастую остается неразвитой. Значит, необходимы такие воздействия, которые побуждали бы к самопознанию и самосовершенствованию. В этом плане «нужна помощь извне с точки зрения более раннего... научения тому, как это делать» [1].
Самостоятельные действия детей, студентов, курсантов в учебно-тренировочном процессе неразрывно связаны с проявлениями принципов
сознательности и активности. Однако при реализации их порой допускаются серьезные ошибки, не учитываются эмоциональные устремления всех занимающихся, недостаточно используются игровые и соревновательные методы [5]. Признанным средством организации активной самостоятельной работы остается программированное обучение. И хотя универсализация этого способа себя не оправдала, ценность его в современной системе обучения неоспорима. Сохраняет свою актуальность вопрос разработки не только методических материалов для стимулирования самостоятельной деятельности детей, но и обучающих машин, тренажерных и вспомогательных устройств.
В отдельных областях профессиональной деятельности созданы модельные сенсорные эталоны, с помощью которых эффективнее решаются практические и познавательные задачи учебного, игрового и трудового характера. Это позволяет уже с малых лет формировать у ребенка образы, регулирующие практическое поведение. Кроме того, существует мнение, что с помощью системы последовательных приемов можно заставить работать такой индивидуальный механизм творчества, как подсознание [6].
Разработанные целым рядом авторов и получившие широкое применение, в частности в спортивной гимнастике, обучающие программы также могут быть использованы в процессе самостоятельного обучения двигательным действиям, но преимущественно взрослыми спортсменами. В отдельных работах сделаны попытки создать обучающую программу для самостоятельной работы юных спортсменов, отличающуюся от программы обучения для тренеров, соответствующую известной классификации видов программированных материалов по их назначению [9].
Следует сказать в заключение, что назрела необходимость в методологических разработках, раскрывающих глубинные процессы управления самостоятельной обучающей деятельностью детей разного возраста, особенно в тех видах спорта, где оценивается качество выполняемых упражнений (спортивные виды гимнастики, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание). Решение важных задач, поставленных перед физической культурой и спортом, предполагает осуществление комплексных психолого-педагогических исследований, направленных на дальнейшее изучение вопросов саморазвития, самообучения юных спортсменов в целях всестороннего формирования личности в условиях ускорения социального прогресса.
Библиографический список
1. Алеева, Ю. В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения / Ю. В. Алеева, Н. В. Попова // Экономика. Профессия. Бизнес. 2015. № 1. С. 58-60.
2. Воробьева, О. И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта / О. И. Воробьева // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.
3. Князев, С. А. Проблемы становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий / С. А. Князев, А. В. Корнаушенко, О. И. Воробьева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 135-137.
4. Красилов, О. В. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России с применением имитационных игр / О. В. Красилов, С. В. Манан-ников, В. А. Разницын // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 308-312.
5. Мансурова, Н. А. Теоретические и практические предпосылки стимулирования познавательной активности студентов в процессе обучения / Н. А. Мансурова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2005. № 9. С. 144-148.
6. Попова, Н. В. Организационные особенности самостоятельной работы студентов в процессе стимулирования познавательной активности / Н. В. Попова, Д. Е. Баянкина // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 126-129.
7. Попова, Н. В. Педагогическая система применения стимулирования познавательной активности студентов в учении / Н. В. Попова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2005.№ 9. С. 142-144.
8. Попова, Н. В. Самоопределение как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования / Н. В. Попова, О. В. Баянкин, А. Н. Шадрин // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 205-208.
9. Супрунов, С. И. Виды самостоятельной работы студентов ИФКИС / С. И. Супрунов, А. В. Ра-ченко // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. 2016. С. 101-104.
10. Хромов, В. А. Особенности физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД
России в современных условиях / В. А. Хромов, Д. А. Платонов, Ю. В. Чехранов // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С.220-222
11. Шишкина, М. Е. Проблема на начальном этапе обучения в вузе по направлению физкуль-турно-спортивного образования / М. Е. Шишкина, О. В. Баянкин // В сборнике: Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта : Сборник материалов региональной науч.-практ. конф., ФГБОУ ВПО «НГПУ». 2015. С. 137-140.
Bibliographic list
1. Aleeva, Yu. V. Development of cognitive activity of university students in the process of problem-based learning / Yu. V. Aleeva, N. V. Popova // Economy. Profession. Business. 2015. No. 1. pp. 58-60.
2. Vorobyova, O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports / O. I. Vorobyova // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). pp.49-53.
3. Knyazev, S. A. Problems of formation of professional culture of the personality of a future specialist in the course of training sessions / S. A. Knyazev, A.V. Kornaushenko, O. I. Vorobyova // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 68-3. pp.135-137.
4. Krasilov, O. V. Improving the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia using simulation games / O. V. Krasilov, S. V. Manannikov, V. A. Raznitsyn // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 4. pp. 308-312.
5. Mansurova, N. A. Theoretical and practical prerequisites for stimulating cognitive activity of students in the learning process / N. A. Mansurova // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2005. No. 9. pp. 144-148.
6. Popova, N. V. Organizational features of independent work of students in the process of stimulating cognitive activity / N. V. Popova, D. E. Bayanki-na // The world of science, culture, education. 2016. No. 6 (61). pp. 126-129.
7. Popova, N. V. Pedagogical system of application of stimulation of cognitive activity of students in teaching / N. V. Popova // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2005. No. 9. pp. 142-144.
8. Popova, N. V. Self-determination as a professionally significant factor of a physical culture teacher in the context of his continuous self-education / N. V. Popova, O. V. Bayankin, A. N. Shadrin // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 61-3. pp. 205-208.
9. Suprunov, S. I. Types of independent work of IFKIS students / S. I. Suprunov, A.V. Rachenko // In the collection: the 2nd All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation dedicated to the 50th anniversary of the Institute of Physical Culture and Sports "Physical Culture and Sport: ways of improvement". Conference materials. Altai State Pedagogical University. 2016. pp.101-104.
10. Khromov, V. A. Features of physical training of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions / V. A. Khromov, D. A. Platonov, Yu. V. Cheh-ranov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 8. pp. 220-222.
11. Shishkina, M. E. The problem at the initial stage of studying at a university in the direction of physical culture and sports education / M. E. Shish-kina, O. V. Bayankin // In the collection: Motor activity in the formation of a lifestyle and professional development of a specialist in the field of physical culture and sports : A collection of materials of the regional scientific and practical conference, FGBOU VPO "NGPU". 2015. pp. 137-140.