УДК 378.6:34
ББК 74.48:67.401.133.1
DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-339-342 © С.А. Князев, А.В. Корнаушенко, Я.С. Храмкова, 2021
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Сергей Анатольевич Князев,
старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)
E-mail: [email protected];
Андрей Владимирович Корнаушенко, старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)
E-mail: [email protected];
Яна Сергеевна Храмкова, старший преподаватель кафедры гимнастики Алтайский государственный педагогический университет (656031, Барнаул, ул. Молодежная, д. 55)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной научной статье рассмотрены теоретический и практический аспекты проблемы стимулирования и активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения. Проанализирован организационный процесс обучения, который требует внедрения новых форм, средств и методов, а также разработки новых приемов предоставления учебного материала и оценочный контроль за его усвоением. Рассмотрены дидактические средства активизации познавательной деятельности и стимулирования познавательной активности обучающихся. Особенности организации и проведения занятий с применением программированных материалов зависят от их целей, вида материалов и их места в уроке. Наиболее эффективно сочетание программированного обучения со всеми сложившимися формами и методами обучения. Важной особенностью учебной деятельности обучаемых становится систематическая активная и самостоятельная работа с учебными материалами и другими источниками знаний в сочетании с самоконтролем и самокорректированием. Таким образом, проведенное исследование показало, что организационный процесс самостоятельной деятельности обучающихся по программированным учебным материалам значительно активизирует их познавательную деятельность и повышает педагогическую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательная активность, дидактические средства, программированные учебные материалы, кинограмма.
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF ENHANCING STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY IN THE LEARNING PROCESS
Sergey A. Knyazev,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training Barnaul law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);
Andrey V. Kornaushenko, Senior Lecturer of the Department of Physical Training Barnaul law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);
Yana S. Khramkova, Senior Lecturer of the Department of Gymnastics Altai State Pedagogical University (656031, Barnaul, ul. Molodezhnaya, d. 55)
Abstract. This scientific article considers the theoretical and practical aspect of the problem of stimulating and activating students ' cognitive activity in the learning process. The organizational learning process is analyzed, which requires the introduction of new forms, tools and methods, as well as the development of new methods for providing educational material and evaluation control over its assimilation. Didactic means of activating cognitive activity and stimulating cognitive activity of students are considered. The specifics of organizing and conducting classes using programmed materials depend on their goals, the type of materials and their place in the lesson. The most effective combination of programmed training with all existing forms and methods of training. An important feature of students' learning activities is systematic active and independent work with educational materials and other sources of knowledge in combination with self-control and self-correction. Thus, the conducted research has shown that the organizational process of independent activity of students based on programmed educational materials significantly activates their cognitive activity and increases the pedagogical efficiency of the educational process.
Keywords: cognitive activity, cognitive activity, didactic tools, programmed educational materials, kinogram.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Князев С.А., Корнаушенко А.В., Храмкова Я.С. Теоретический и практический аспект активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):339-42.
Учебный процесс в институте физической культуры и спорта, а также в юридическом институте далеко не всегда стимулирует обучающихся на активную познавательную деятельность в процессе обучения. В системе образования традиционно сложился процесс формирования у студентов в основном произвольную познавательную деятельность, а не приводящий к развитию творческих умений и навыков применяемые мыслительные операции и знания в практических ситуациях [1].
Она не ставит каждого обещающегося в те условия, при которых он может быть активным в учебном процессе института. Это приводит к тому, что молодые специалисты нередко сталкиваются с трудностями при реализации знаний в конкретных условиях профессионально-педагогической деятельности.
Поэтому необходимость улучшения организационного процесса учебной деятельности учебного требует использования новых форм, средств и методов обучения, а также разработки инновационных приемов предоставления учебного материала и качественного оценочного контроля за его усвоением [8]. Резервы повышения качества обучения есть, и кроются они главным образом в стимулировании активной познавательной деятельности студентов.
В Алтайском государственном педагогическом университете в институте физической культуры и спорта, а так же в Барнаульском юридическом институте МВД России накоплен определенный опыт использования в учебном процессе программированных материалов, которые получили широкое применение в различных дисциплинах [7].
Изучение и усвоение теоретического материала стало осуществляться не только посредством работы с учебником и материалами лекций, но и через обучающие программы разветвленного и комбинированного типа, а также контролирующие программы выборочного типа. Это объясняется тем, что используемые в самостоятельной работе учебники, учебные пособия, конспекты лекций имеют такой недостаток, как «информационный стиль» изложения, не позволяют студентам осуществлять самоконтроль, не приобщают их к процедурам логико-мыслительной деятельности [6].
Обучающая программа разветвленного типа. Любая обучающая программа - это программа
деятельности студента по усвоению учебного материала. В разветвленной обучающей программе ему предлагается избрать путь своих действий как бы из некоторого разветвления. Весь учебный материал темы дается в ней небольшими, логически завершенными порциями (дозами). За каждой дозой информации следуют вопрос или задание с набором различных вариантов ответов. Из них только один - полный и правильный, а остальные содержат ошибки, которые может совершить студент при недостаточном усвоении учебного материала.
Варианты ответов множественного выбора позволяют заранее предусмотреть необходимые управляющие воздействия на обучаемых. Выбранный ответ автоматически определяет следующий материал (поскольку адрес очередной дозы - это номер ответа на контрольный вопрос) и одновременно сигнализирует о том, насколько успешно идет усвоение темы [4].
Прочитав информацию дозы и выполнив задание, студент сравнивает полученный результат с предложенными ответами. После каждого ответа указываются страница и номер информации, к которой должен обратиться студент. Если он отвечает на вопрос правильно, ему сообщает преподаватель об этом и разъясняет почему, затем предлагается следующая очередная тема учебного материала.
Преподаватель, в случае неправильного ответа студента, сообщает ему, что он ошибся, и разъясняет, по заключению выданную ошибку им, при данном ответе. После этого студент либо снова отвечает по учебному материалу, чтобы, внимательно повторив его, сделать новую правильную попытку ответа, либо ему предлагается прочесть правильный ответ.
Таким образом, студент может приступать к изучению новой порции учебного материала только после правильного ответа на контрольный вопрос. Задания и вопросы с набором различных вариантов ответов в разветвленной обучающей программе обеспечивают управление индивидуализированным процессом усвоения знаний, самоконтроль, обучение непосредственно в процессе самоконтроля, активизацию мышления, запоминание.
Такая обучающая программа по своему содержанию позволяет усваивать учебный материал с учетом индивидуального уровня знаний и способ-
ностей каждого студента и обязывает обучаемого следовать тем путем программы, который определяется на основе выбранных им ответов.
Обучающая программа комбинированного типа. Для нее характерно объединение всех лучших качество линейной и разветвленной программ. От линейной программы она заимствовала линейную последовательность доз информации, а от разветвленной - большой объем доз и выборочный метод ответов. В такой программе можно наиболее гибко учитывать учебный материал и приспосабливать его к индивидуальным возможностям отдельных занимающихся. В учебном процессе института физической культуры и спорта, а так же юридического института такие программы реализуются как с использованием автоматизированных классов программированного обучения и контроля знаний.
В обучающих программах разветвленного и комбинированного типов порции (дозы) информации по мере возможности сопровождаются иллюстрациями. Их назначение - улучшить восприятие учебного материала [3].
Анализ устного опроса студентов показал, что они, читая словесные описания в учебнике, конспектах лекций или в дополнительной литературе, рекомендованной преподавателем, зачастую недостаточно четко понимают информацию, заложенную в тексте. Иллюстративный материал, который чередуется с текстом, позволяет акцентировать внимание студентов на наиболее важных деталях, лучше понять и усвоить содержание. Работая с обучающей программой, студент анализирует, сравнивает, выполняет умственные действия, требующие определенного уровня профессионального мышления. Его мышление носит творческий характер. В заключение работы с обучающей программой для выявления успешности освоения учебного материала темы студенту предлагается задание, охватывающее всю информацию, заложенную в данной программе [5].
При такой организации изучения учебной информации становится возможным учесть результаты текущего усвоения материала, расчлененного на дозы, и использовать их для регулирования дальнейшего хода обучения. Текущий самоконтроль позволяет адаптировать процесс проработки обучающей программы к индивидуальным особенностям обучаемых.
Контролирующая программа выборочного типа содержит 5 или 10 вариантов вопроса. К каждому из 5 или 10 контрольных вопросов разрабатывается 4 или 5 вариантов ответа, среди которых, только один - правильный. Составленные вопросы, охватывают определенную основную информацию по пройденной теме дисциплины или разделу учебного предмета и выявить уровень сформировавшихся и сохранившихся знаний и умений. Такой вариант построения контролирующей программы обеспечивает простоту ее реализации и удобство использования на учебных занятиях, то есть легкость проверки правильности ответов.
Контролирующая программа требует от студента не только воспроизведения материала (знаний), но и выделения составных частей учебной информации (анализа), соединения составных частей в единое целое (синтеза), применения знаний в конкретных ситуациях и обстоятельствах (применения). Большую роль в этом играют иллюстрации.
Так, например, студенту предлагается задание с иллюстративным материалом, на котором зафиксирована ошибка при выполнении спортивного упражнения, и требуется из предложенных иллюстраций специальных упражнений подобрать соответствующее упражнение для исправления этой ошибки (применение знаний).
Значительное место в контролирующей программе занимает анализ конкретных ситуаций. Он строится на конкретном материале, в основу которого закладываются реальные события и факты [2].
Например, предлагается часть кинограммы, на которой изображена ошибка при выполнении спортсменом определенной фазы (элемента) спортивной техники. Найти эту ошибку и уметь правильно предсказать ее последствия - задача для обучающихся (анализ). В ряде заданий от студента требуется составление рациональной техники спортивного упражнения.
Техника спортивного упражнения условно делится на отдельные фазы. Каждая фаза сопровождается серией фотографий или частей кинограмм, на которых изображены различные варианты выполнения движений. Студент должен, используя приобретенные знания, уметь выделить наиболее эффективный и рациональный вариант выполнения движений в каждой фазе и составить целостную мо-
дель техники изучаемого спортивного упражнения (синтез).
Обучающие и контролирующие программы включаются в учебный процесс как его составная часть при организации самостоятельной учебной деятельности и имеют широкое дидактическое назначение. Они применяются в следующих ситуациях: а) для системной, разносторонней подготовки студентов к учебным занятиям; 6) в процессе индивидуальной и самостоятельной деятельности студентов на учебных занятиях; в) в автоматизированных учебных аудиториях при участии преподавателя как консультанта; г) в качестве дополнительной самостоятельной деятельности при работе студентов с целью устранения отдельных пробелов в знаниях, умениях и навыках; д) для подготовки к зачетам и экзаменам по конкретным дисциплинам ; е) в системе заочного обучения.
Особенности организации и проведения занятий с применением программированных материалов зависят от их целей, вида материалов и их места в уроке. Наиболее эффективно сочетание программированного обучения со всеми сложившимися формами и методами обучения. Такое сочетание позволяет разнообразить методику усвоения и закрепления студентами знаний и умений на учебных занятиях. Важной особенностью учебной деятельности обучаемых становится систематическая активная и самостоятельная работа с учебными материалами и другими источниками знаний в сочетании с самоконтролем и самокорректированием.
Проведенное исследование показало, что организация самостоятельной деятельности обещающихся по программированным материалам значительно стимулирует их познавательную деятельность и повышает педагогическую эффективность учебно-воспитательного процесса. Использование в учебном процессе программированных материалов способствует созданию у студентов установки на качественное освоение учебного материала в течение всего периода и выступает в качестве связующего звена в системе «студент - тренер».
Литература
1. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения // Экономика. Профессия. Бизнес. 2015. № 1. С. 58-60.
2. Воробьева О.И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.
3. Евтеев В.И., Супрунов С.И. Некоторые аспекты управления учебным процессом на факультете физической культуры // Педагогический университетский вестник Алтая. 1999. № 1. С. 305306.
4. Красилов О.В., Мананников С.В., Разни-цын В.А. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России с применением имитационных игр // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 308-312.
5. Красилов О.В., Хромов В.А., Мананников С.В. Здоровый образ жизни. Современный подход привлечения населения для занятий физической культурой // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 337-340.
6. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Организационные особенности самостоятельной работы студентов в процессе стимулирования познавательной активности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 126-129.
7. Попова Н.В., Мансурова Н.А. Теоретические и практические предпосылки стимулирования познавательной активности студентов в процессе обучения // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2005. № 9. С. 144148.
8. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в ком-петентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С.129-131.