Обогащение содержания образования, как условие развития познавательной компетентности студентов
Кублицкая Юлия Геннадьевна,
ассистент кафедры «Современные образовательные технологии» Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», [email protected]
Статья посвящена теоретическому обоснованию научной идеи о результативном развитии познавательной компетентности обучающихся в процессе получения нового знания и опыта продуктивной деятельности с использованием нормативных и индивидуальных познавательных стратегий и схемно-знаковых моделей представления учебного материала. Описана роль познавательной компетентности в структуре профессиональной деятельности выпускника учебного заведения, а так же выделены критерии оценки средств активизации познавательной деятельности, на основании которых предложены схемно-знаковые модели представления учебного материала и познавательные стратегии.
Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательная компетентность, обогащение содержания образования, познавательные стратегии, схемно-знаковые модели.
С0
О
сч
Проблема подготовки профессионалов любой отрасли трудовой деятельности актуализировалась в современной России на фоне вступления в силу профессиональных стандартов. Соответствие подготовки выпускника вуза требованиям профессионального стандарта - это основная задача, возникающая в учебном процессе, как перед самим обучающимся, так и перед учебным заведением в целом. Поэтому перед научно-педагогическим сообществом встала задача активизации механизмов, позволяющих личности не только адаптироваться к будущей профессиональной действительности, но и, отвечая на ее вызовы, целесообразно изменять ее и себя самого. Таким механизмом можно считать познавательную компетентность личности, формирование и развитие которой является результатом учебной деятельности самого студента и образовательной деятельности высшего учебного заведения.
В данной статье рассмотрены особенности развития познавательной компетентности на примере подготовки будущих педагогов профессионального обучения, что определяется особой значимостью их профессиональной деятельности, связанной с эффективным поиском, анализом, фильтрованием, структурированием, запоминанием, хранением информации в контексте собственного непрерывного образования с учетом активной познавательной деятельности.
Опираясь на определение понятия познавательной компетентности, как «интегративной динамической характеристики личности, отражающей совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний и умений, позволяющую активно и эффективно осуществлять процесс познания объективной действительности и накопления опыта по решению реальных познавательных задач: добывания, переработки и применения информации» [1], - обоснуем в данной статье необходимость обогащения содержания образования, как педагогического условия развития познавательной компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов профессионального обучения.
Понимая "условия" как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [2], будем под педагогическими условиями описывать специальным образом организованную среду взаимодействия преподавателя и обучающегося, для достижения целей образования.
Для обоснования необходимости обогащения содержания образования как педагогического условия развития познавательной компетентности обучающихся, охарактеризуем область профес-
сиональной деятельности, особенности подготовки будущего педагога профессионального обучения, и опишем роль познавательной компетентности в структуре его подготовки.
Область профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения включает: подготовку обучающихся по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а так же в службе занятости населения [3].
Анализ профессиографической литературы [4] позволяет представить следующие доминирующие виды деятельности педагога профессионального обучения:
- политехническая, общетрудовая профессиональная подготовка обучающихся;
- формирование у обучающихся способности к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию;
- обеспечение профессиональной ориентированности обучающихся;
- воспитание у обучающихся личной ответственности за результаты своего и общего труда;
- преподавание учебных предметов в образовательном учреждении, соответствующих его специальности;
- разработка содержательных и методических основ преподаваемых предметов;
- анализ учебно-программной документации по учебному предмету.
Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [5] описывает такие трудовые действия и умения, как:
- создание условий для воспитания и развития обучающихся;
- мотивация деятельности обучающихся по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы;
- привлечение обучающихся к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности;
- обучение студентов самоорганизации и самоконтролю.
Все вышеперечисленные трудовые функции, действия и умения обеспечиваются познавательной деятельностью личности, при постоянной активности которой можно говорить о развитии познавательной компетентности обучающегося. Поэтому целесообразно включить в ученый процесс дисциплины, содержание которых обогащено специфическими методами активизации познавательной деятельности.
Процесс обогащения содержания образования -это его расширение, углубление, ориентированное
на заданную цель. Это широкий спектр мер по качественной перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося в целом и, в данном случае, способствовало развитию познавательной компетентности.
Естественно предположить, что познавательная деятельность будет успешной, если при ее осуществлении будут использоваться целесообразные и разнообразные приемы и методы этой деятельности. В рамках данной работы опишем обогащение содержания образования за счет освоения нормативных и индивидуальных стратегий познавательной деятельности и схемно-знаковых моделей представления учебного материала.
Познавательную стратегию глубоко изучил и представил научному сообществу А.А. Пилигин. Автор описывает ее как комплексную динамическую организацию познавательных процессов, которая относительно познавательной деятельности состоит из четкой последовательности:
- репрезентация цели и критериев ее достижения;
- операции по достижению результата;
- коррекция процесса деятельности;
- фиксация получаемого результата [6. с. 199].
При рассмотрении познавательных стратегий
Пилигин А.А. выделяет их классы по разным основаниям. По уровню детализации задействованных элементов опыта: микростратегии, макростратегии, метастратегии, мегастратегии. По ориентации на компоненты опыта: когнитивные, метакогнитив-ные, стратегии самообучения (самоучения). В соответствии с областью человеческой деятельности: общие и специальные стратегии. С учетом опоры на специфичность элементов стратегии: индивидуальные, универсальные, нормативные стратегии. По успешности деятельности: эффективные и неэффективные. По количеству субъектов деятельности: индивидуальные, групповые и социальные стратегии [6].
Формирование и развитие познавательных стратегий у учащихся проходит в три этапа: 1) когнитивный, 2) ассоциативный, 3) автономный. Задания для формирования познавательных стратегий на когнитивном этапе включают задания на уяснение (вводная проблемная беседа). На ассоциативном этапе предполагаются задания на усвоение (научно-учебные тексты и задания к ним с адекватными установками). На автономном этапе представлены задания на контроль сформированное™ познавательных стратегий в виде тестов.
По Пилигину А.А. процесс присвоения учащимся познавательных стратегий выглядит следующим образом:
- продуктивная рефлексия учеником сформированных у них познавательных стратегий (предметных и общих);
- продуктивная рефлексия существующих нормативных познавательных стратегий (предметных и общих);
- сопоставление школьниками результатов рефлексии индивидуальных и нормативных познавательных стратегий;
- осуществление целенаправленного и самостоятельного обогащения (приращения) индивидуальных познавательных стратегий, предметных и общих (личностно-познавательного опыта) [6, с.
27].
В соответствии с этим в познавательной стратегии можно выделить следующие компоненты:
- мотивационный - осознание проблемы, формулировка цели деятельности;
- операциональный - непосредственное проектирование и/или реализация познавательной деятельности;
- рефлексивный - оценка деятельности, ее корректировка и фиксация результата деятельности.
Дальнейшее рассмотрение сущности и содержания познавательной стратегии связано с выявлением познавательных механизмов и средств, которыми это познание осуществляется. Отметим, что в процессе познавательной деятельности развиваются и используются интеллектуальные способности человека, среди которых важную роль играют анализ и синтез, критическое мышление, способности вычленять противоречия и проблемы глобальной информационной среды. Выявлению причинно-следственных связей и закономерностей познаваемой действительности способствует использование в познавательной деятельности различных моделей, семантических когнитивных карт, схем, графов, таблиц, диаграмм [7]. Поэтому одной из задач, которая должна решаться в рамках процесса обучения, ориентированного на развитие познавательной компетентности, является освоение студентами различных способов создания моделей, семантических когнитивных карт, схем, графов, таблиц, диаграмм и т.д. Выбор в данном исследовании схемно-знаковых моделей как средства повышения активности познавательной деятельности обосновано их потенциалом, раскрывающимся в возможности сочетать чувственный (ощущение, восприятие, внимание) и рациональный (мыслительная деятельность) ступеней познания.
Схемно-знаковые модели представления учебной информации - это совокупность методических и технологических приемов «сжатия» и визуализации учебного материала [8, с. 160].
Анализ практики использования схемно-знаковых моделей в учебном процессе позволил выделить наиболее распространенные: граф логики учебных элементов, метаплан и опорный конспект Н.Е. Эргановой, фреймовая модель М. Минского, продукционная модель, логическая модель, „ модель семантической сети, схемоконспект, опор-§ ный конспект В.Ф. Шаталова, инфографика, мен-¿9 тальная карта. Каждая из предложенных моделей ^^ имеет потенциал к развитию познавательной ком-сч петентности обучающихся при реализации в различных формах ведения занятий [9].
Выбор наиболее подходящего метода произво-дем по таким признакам, как: проблемность; адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого; взаимообучение; индивидуализация; степень исследования изучаемых проблем и явлений; непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией; мотивация. Все названные признаки показывают степень стимуляции познавательной деятельности и способности средств обучения к развитию познавательной компетентности как деятельностной характеристики.
Таким образом, на основании запроса работодателей, с учетом потребностей государства, общества и личности, в соответствии с положениями компетентностного и деятельностного подходов в образовании, в рамках данной статьи обоснована необходимость обогащения содержания образования материалом, раскрывающим особенности использования познавательных стратегий (индивидуальных и нормативных) и схемно-знаковых моделей представления учебного материала («Инфографика», «Ментальная карта», «Граф логики учебных элементов») с целью развития познавательной компетентности обучающихся.
Литература
1. Кублицкая Ю.Г. Познавательная компетентность как предмет педагогического анализа // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 1.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений/ Изд.: АСТ, 2016.
3. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), №1085 от 29.10.2015 года.
4. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2005. -352 с.
5. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 608н.
6. Пилигин А.А. Познавательные стратегии школьников: от индивидуализации - к личностно-ориентированному образованию. Монография / М.: Твои книги, 2012. - 416 с.
7. Гафурова Н. В., Осипова С.И. Идеи и проблемы опережающего образования // Сибирский педагогический журнал, - 2013. - №4. - С. 9-14.
8. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Часть 2. / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина-Барнаул: АлтГУ, 2004. -232 с.
9. Кублицкая Ю.Г. Схемно-знаковые модели представления информации, как средства активи-
зации познавательной компетентности учащихся / Сборник публикаций научного журнала ''Globus'' по материалам V международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика: актуальные вопросы» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - С-П. : Научный журнал ''Globus'', 2016. -108с., С. 15-18.
10. Талалуева Ю.Г. Технология оценки эффективности активных методов обучения/ Сборник материалов V Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» г. Красноярск 2009, 336 с., С. 293-297.
Enrichment of the educational content, as the condition of
students' cognitive competence development Kublitskaya Yu.G.
FSAEI of HE "Siberian Federal University"
The current paper is devoted to the theoretical justification of the scientific idea concerninga positive development of the students' cognitive competence within the process of obtaining new knowledge and productive activity experience, using normative and individual cognitive strategies as well as schematic-symbolic models of presentation of educational material. The role of the cognitive competence within the structure of graduates' professional activity is being analyzed in this work. The paper formulates the criteria for evaluating the means ofactiva-tion of the cognitive activity. Based on this data, the schematic-symbol models of the presentation of educational material are proposed, cognitive strategies. Keywords: cognitive activity, cognitive competence, enrichment of the educational content, cognitive strategies, schematic-symbolic models.
References
1. Kublitskaya Yu.G. Cognitive competence as a subject of peda-
gogical analysis // Modern problems of science and education. -2017. - No. 1.
2. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language.
100000 words, terms and expressions / Izd .: AST, 2016.
3. GEF VO in the field of training 44.03.04 Vocational training (on
branches), №1085 from 29.10.2015.
4. Mizherikov VA, Yuzefavichus TA Introduction to pedagogical activity:
A manual for students of pedagogical educational institutions. -Moscow: The Pedagogical Society of Russia, 2005. - 352 p.
5. Professional standard of the teacher of vocational training, voca-
tional education and additional vocational education / Approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 08.09.2015, No. 608n.
6. Piligin A.A. Cognitive strategies of schoolchildren: from individu-
alization to personal-oriented education. Monograph / M.: Your books, 2012. - 416 p.
7. Gafurova NV, Osipova SI Ideas and problems of advanced edu-
cation // Siberian Pedagogical Journal, - 2013. - №4. - P. 9-14.
8. Lavrentyev G.V. Innovative teaching technologies in professional
training of specialists. Part 2. / G.V. Lavrentiev, N.B. Lavrentieva, N.A. Neudakhin-Barnaul: Altu State University, 2004. - 232 p.
9. Kublitskaya Yu.G. Schema-symbol models of information representa-
tion as a means of activating cognitive competence of students / Collection of publications of the scientific journal '' Globus '' on the basis of the V international scientific and practical conference: "Psychology and pedagogy: topical issues", St. Petersburg: a collection with articles standard level, academic level). - St.P. : Scientific journal '' Globus '', 2016. -108 pp., Pp. 15-18.
10. Talalueva Yu.G. Technology of assessing the effectiveness of active teaching methods / Collection of materials of the V All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists "Youth and Science: the Beginning of the 21st Century" Krasnoyarsk 2009, 336 pp., Pp. 293-297.