Научная статья на тему 'Критерии и показатели сформированности познавательной компетентности учащихся'

Критерии и показатели сформированности познавательной компетентности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4433
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COGNITIVE COMPETENCE / COGNITIVE ACTIVITY / COGNITION / THE FORMEDNESS OF COGNITIVE COMPETENCE / CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMEDNESS OF COGNITIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кублицкая Юлия Геннадьевна

В статье рассматривается познавательная компетентность учащихся как интегративная динамическая характеристика личности, проявляющаяся в продуктивном решении познавательных задач: добывания, переработки и применения информации. Обоснованы критерии сформированности познавательной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный; представлены показатели выраженности критериев, раскрытые через умения учащегося как потребителя информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMEDNESS OF STUDENTS’ COGNITIVE COMPETENCE

The article considers the cognitive competence of students as an integrative dynamic characteristic of the personality, which is revealed in the productive solution of cognitive tasks, including information obtaining, processing and applying. The criteria of the formedness of cognitive competence are substantiated. They are motivational-value, cognitive, operational-activity and reflexive-evaluative ones. The indicators of the manifestation of the criteria revealed through the skills of the student as a consumer of information are presented.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели сформированности познавательной компетентности учащихся»

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMEDNESS OF STUDENTS' COGNITIVE COMPETENCE

Ю.Г. Кублицкая Yu.G. Kublitskaya

Познавательная компетентность, познавательная деятельность, познание, сформированность познавательной компетентности, критерии и показатели сформированности познавательной компетентности. В статье рассматривается познавательная компетентность учащихся как интегративная динамическая характеристика личности, проявляющаяся в продуктивном решении познавательных задач: добывания, переработки и применения информации. Обоснованы критерии сформированности познавательной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный; представлены показатели выраженности критериев, раскрытые через умения учащегося как потребителя информации.

Cognitive competence, cognitive activity, cognition, the formedness of cognitive competence, criteria and indicators of the formedness of cognitive competence.

The article considers the cognitive competence of students as an integrative dynamic characteristic of the personality, which is revealed in the productive solution of cognitive tasks, including information obtaining, processing and applying. The criteria of the formedness of cognitive competence are substantiated. They are motivational-value, cognitive, operational-activity and reflexive-evaluative ones. The indicators of the manifestation of the criteria revealed through the skills of the student as a consumer of information are presented.

Современная социально-экономическая ситуация развития общества диктует повышенные требования к профессионалам любой сферы труда. Выпускник учебного заведения должен быть уже не просто квалифицированным профессионалом, усвоившим стереотипные модели профессиональной деятельности, а специалистом, готовым к решению нестандартных задач, возникающих в динамичном профессиональном и информационном пространстве. Это значит, что у выпускника должны быть сформированы ключевые компетенции, позволяющие успешно адаптироваться к окружающей действительности. В данном исследовании рассмотрим ключевую познавательную компетентность.

Определяя познавательную компетентность (ПК) как интегративную динамическую характеристику личности, позволяющую активно и эффективно осуществлять процесс познания объективной действительности и накопле-

ния опыта по решению реальных познавательных задач: добывания, переработки и применения информации [Кублицкая, 2017], - определим критерии и показатели оценки ее сфор-мированности.

С позиции философии критерий определяется как признак, на основании которого производится оценка. В педагогическом процессе критериальным аппаратом выступают результаты образовательной деятельности учебного заведения и учебной деятельности обучающегося, такие как обученность и воспитанность. В научной педагогической литературе вопрос выделения критериев сформированности ПК рассматривается учеными наряду с вопросом выделения критериев развитости познавательной деятельности, сформированности познавательной активности. Так, О.В. Петунин под критерием активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи понимает обобщенную оценку процессов, состояний и свойств

Ю.Г. КУБЛИЦКАЯ. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

личности обучающегося, имеющую временные и интенсивностью характеристики и выражающую разнообразные проявления самостоятельной познавательной деятельности [Пету-нин, 2010, с. 28]. Е.А. Семина при обосновании всесторонней системы диагностики учебно-познавательной деятельности студентов ведущую роль отводит не столько качеству знани-евой подготовки обучаемых, сколько эффективности формирования составляющих ключевых компетенций, формируемых в процессе учебно-познавательной деятельности обучающихся [Семина, 2011, с. 100].

Принимая к сведению представленное понимание критерия оценки, результативности учебного процесса, активизации познавательной самостоятельности (О.В. Петунина), диагностики учебно-познавательной деятельности (Е.А. Семиной), под критерием оценки сформи-рованности ПК учащихся будем понимать качественный показатель развития личности, имеющий временные и интенсивностные характеристики, выражающийся в разнообразных проявлениях познавательной деятельности (наличие взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний и умений, опыта по решению реальных познавательных задач - добывания, переработки, запоминания и применения информации).

Проведем анализ критериев оценки сфор-мированности ПК. Зависимость критериев оценки сформированности познавательных процессов с компонентным составом познавательной компетентности (деятельности, активности) отмечает множество исследователей. Так, В.Н. Пустовойтов описывает критерии сформированности познавательной компетентности во взаимосвязи с подструктурами (блоками) познавательной компетентности: индивидуальные характеристики и личностные свойства; метакомпетен-ции; когнитивные компетенции; функциональные компетенции; социально-коммуникативные компетенции [Пустовойтов, 2012].

О.В. Петунин при оценке сформированности активности познавательной самостоятельности выделяет мотивационно-волевой, когнитивный и процессуальный критерии [Петунин,

2010, с. 28]. Т.И. Добрыдина, описывая показатели профессионально-познавательной активности, ссылается на личностный, когнитивный и профессионально-деятельностный критерии [Добрыдина, 2004, с. 13]. А.В. Калашникова при изучении сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности выделяет когнитивный, эмотивно-аксиологический и рефлексивный критерии [Калашникова, 2013, с. 14].

Все предлагаемые учеными критерии условно можно разделить на три группы:

- мотивационно-ценностные критерии, проявляющиеся в потребности в познании, положительном отношении к познавательной деятельности как личностной и профессиональной ценности, удовлетворении самостоятельной познавательной деятельностью, наличии целей самостоятельной познавательной деятельности;

- когнитивные критерии, характеризующиеся наличием знаний о планировании и организации познавательных действий, определенного количества алгоритмов, обеспечивающих оперативность в решении тех или иных познавательных задач, организацией поиска новых знаний и способов их применения в изменяющихся условиях для решения возникающих задач;

- процессуально-деятельностные критерии: наличие опыта самостоятельного решения познавательных задач, умения создавать новые способы деятельности.

Для оформления содержания критериев определимся с их показателями. В контексте данного исследования важно выявить конкретные умения, характеризующие учащегося с позиции потребителя информации, активно поступающей из внешнего мира. И.Р. Дуль-чаева в качестве критериев развития учебно-познавательной компетентности студентов выделяет такие умения, как постановка цели и организация ее достижения; формулировка познавательных задач и выдвижение гипотез; анализ своей учебно-познавательной деятельности и др. [Дульчаева, 2015, с. 65].

С.Г. Воровщиков раскрывает сформированного у студента ПК через следующие умения: определять и формулировать познавательную

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

проблему; определять источники информации, необходимые и достаточные для достижения цели; формулировать решение познавательной проблемы и пр. [Воровщиков, 2007, с. 13].

Представления ученых о выборе критериев исследуемой компетентности позволяют использовать одноименные критерии оценки ее сформированности: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный [Кублицкая, 2017].

Мотивационно-ценностный критерий: наличие познавательной и исследовательской потребности; наличие целей познавательной деятельности; положительное отношение к познавательной деятельности как личностной и профессиональной ценности; значимость процесса получения высшего образования; стремление к целенаправленной творческой деятельности; готовность использовать имеющиеся знания, умения и опыт деятельности в решении профессиональных задач.

Когнитивный критерий: представление об особенностях протекания основных познавательных процессов; понимание различий использования познавательных действий в зависимости от вида познавательной задачи и профессиональной деятельности; наличие глубоких интериоризированных знаний в области профессиональной деятельности; наличие определенного количества алгоритмов, обеспечивающих оперативность в решении тех или иных познавательных задач.

Операционно-деятельностный критерий: самостоятельность при решении познавательных задач; активное включение в новые социальные и профессиональные условия; владение различными способами поиска и обработки информации; наличие интеллектуальной гибкости; творческое применение имеющихся знаний на практике; применение познавательных умений для получения и создания нового знания.

Рефлексивно-оценочный критерий: сформированные навыки рефлексии, самоконтроля, самокоррекции и самореализации познавательного процесса.

Рассмотренные критерии сформированности познавательной компетентности учащихся позволяют разработать методические рекомендации и провести мониторинг развития исследуемого феномена в ходе образовательного процесса высшего учебного заведения.

Библиографический список

1. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 51 с.

2. Добрыдина Т.И. Формирование профессионально-познавательной активности студентов вуза в современной социально-экономической ситуации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2004. 22 с.

3. Дульчаева И.Л. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов вуза на основе модульно-рейтингового обучения: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2015. 161 с.

4. Калашникова А.В. Формирование ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 22 с.

5. Кублицкая Ю.Г. Познавательная компетентность как предмет педагогического анализа // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26107.

6. Петунин О.В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2010. 43 с.

7. Пустовойтов В.Н. Критерии уровней сформированности познавательной компетентности старшеклассников: Письма в Эмиссия / РГППУ им. А.И. Герцена. 2012. URL: http:// www.emissia.org/offline/2012/1741.htm

8. Семина Е.А. Диагностика стартовых возможностей студентов как входной этап мониторинга учебно-познавательной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 99-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.