Ваганова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра развития профессионального образования АОУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики-. E-mail: [email protected]
Ваганова Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Восточно -Сибирского госуниверситета технологий и управления. E-mail: [email protected]
Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of education, professor, director of the Centre for Professional Education Development, «Buryat Republican Institute of Educational Policy-.
Vaganova Tatyana Gennadevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physics, East-Siberian State University of Technologies and Management. E-mail: [email protected]
УДК 378.016 © И.Л. Дульчаева
Развитие учебно-познавательной компетентности студентов при обучении инженерной графике на основе модульно-рейтингового обучения
В статье раскрывается актуальность выбранной темы, дана структура с учетом специфики вузовской подготовки студентов. Экспериментально проверено, что на основе модульно-рейтингового обучения студентов с учетом педагогических условий будет развитие учебно-познавательной компетентности эффективнее.
Ключевые слова: учебно-познавательная компетентность, модульно-рейтинговое обучение, профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн), инженерная графика с основами проектиро. вания.
I.L. Dulchaeva
Development of learning and cognitive competence of students while teaching them engineering
graphics based on module-rating training
The article reveals the urgency of the chosen topic, gives the structure taking into account a specificity of students' university training. It has been experimentally verified that the development of learning and cognitive competence will be more effective if it is based on the module rating of students learning taking into account pedagogical conditions.
Keywords: learning and cognitive competence, module rating training, vocational training (decorative applied arts and design), engineering graphics with fundamentals of design.
В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования, осуществляемыми в настоящее время, высшая школа переходит на новую двухуровневую систему образования и федеральные государственные образовательные стандарты нового образца. Стандарты нового поколения принципиально отличаются от предшествовавших им государственных образовательных стандартов тем, что в них, прежде всего, определены требования к результатам освоения основной образовательной программы, к которым относятся не только соответствую.. щие знания, умения и навыки, но и в первую очередь компетенции (общекультурные, профессиональные и специальные) выпускника вуза. Федеральные стандарты определяют необходимость разработки компетентностно-ориентированных учебных программ, результатами которых должно стать развитие у студентов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций. В связи с вышесказанным переход на компетентностный подход в обучении студентов в вузовской среде обусловлен необходимостью обеспечения достаточного уровня их профессиональной подготовки, отве-
чающей требованиям личным образовательным запросам и работодателям.
Общекультурная и профессиональная компетенции заложены в федеральном государственном образовательном стандарте, а специальные компетенции выделяются вузом соответственно профилю подготовки. И именно специальные профили раскрывают специфику профиля подготовки любого направления.
На основе анализа научной литературы в нашей работе под учебно-познавательной компетентностью понимается готовность студентов к самостоятельной познавательной деятельности.
Проанализировав работы А.В. Хуторского, С.Г. Воровщикова и других ученых, мы в структуре учебно-познавательной компетентности выделили мотивационный, когнитивный, дея-тельностный и креативный компоненты [2, 4, 5]:
- мотивационный - предполагает осознание студентами собственных образовательных потребностей, целей и ценностно-смысловых представлений к содержанию и результату деятельности; ориентация на активное включение в образовательную деятельность, на познание но-
вого; положительную мотивацию к проявлению компетентности;
- когнитивный - обеспечивает анализ средств и результатов познавательной деятельности, показывает, что на всех этапах ее становления требуются умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать;
- деятельностный - представляет собой готовность самостоятельно решать познавательные задачи, общенаучные и частнопредметные способы познавательной деятельности, общеучебные умения; владение студентами умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- креативный - предполагает владение сту... дентами креативными навыками продуктивной деятельности, умением получать знания непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, т.е. представляет готовность самостоятельно решать познавательные задачи, связанные с использованием исследовательских умений.
При подготовке педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна по инженерной графике с целью развития учебно-познавательной компетентности мы применяем
модульно-рейтинговое обучение. Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии, искусства - и проявляется в специальной, социальной, личностной и индивидуальной компетенциях будущего дизайнера.
Педагоги профессионального обучения в области ДПИ и дизайна решают задачу подготовки дизайнеров, имеющих широкую фундаментальную подготовку в области теоретической и практической методологии проектирования.
Именно графические дисциплины обеспечивают будущему педагогу в области ДПИ и дизайна необходимый уровень профессионально-технической подготовки для организации практического обучения учащихся.
Модульно-рейтинговое обучение является наиболее целесообразным для формирования компетентного специалиста, позволяющее создать условия для самостоятельной творческой деятельности и гибкое из существующих педагогических систем, легко сочетается с групповой и индивидуальной формами подготовки. Процесс реализации модульно-рейтингового обучения можно представить схемой 1.
Рис. 1. Схема реализации модульно-рейтингового обучения
В первую очередь нами разработана модульная программа по инженерной графике с основами проектирования, где дисциплину мы разбили на модули (рис. 2.).
Рис. 2. Фрагмент модели по развитию УПК, содержательный блок
В процессе организации модульно-рейтингового обучения по инженерной графике с основами проектирования нами были разработаны и реализованы в учебный процесс:
1) модель развития учебно-познавательной компетентности студентов, состоящая из пяти блоков: целевого, содержательного, процессуального, диагностического и результативного;
2) модульная рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом направления 051000.62 «Профессиональное обучение (ДПИ и дизайн)»;
3) тестовые задания для проверки контроля знаний студентов по дисциплине;
4) учебно-методические рекомендации по выполнению расчетно-графических работ по начертательной геометрии, компьютерной графике;
5) положение по рейтинговой системе контроля знаний по начертательной геометрии;
6) учебное пособие организации самостоятельной работы студентов при модульно-рейтинговом обучении.
В учебном пособии дано краткое содержание лекций, список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов, также предусмотрены вопросы для подготовки к занятиям, проверочные тестовые задания и практические задачи разного уровня, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Вышеперечисленные разработки комплексно используются согласно разработанной модели в организации образовательного процесса по инженерной графике с основами проектирования в условиях модульно-рейтингового обучения.
Результат их внедрения проявляется в повышении организованности и самостоятельности студентов при изучении дисциплины «Инженерная графика с основами проектирования», развития учебно-познавательной компетентности студентов. Несмотря на сложность дисциплины, в процессе такой подготовки у студентов формируются умение: самостоятельной работы с литературой, ставить цель, планировать и ана... лизировать свои действия, делать самооценку своей учебно-познавательной деятельности, что говорит о развитии важнейшей ключевой учебно-познавательной компетентности студентов.
Также студенты стали более подготовлены к восприятию спецпредметов на последующих курсах не только вследствие качественного усвоения базового материала, но вследствие развития наглядно-образного, интуитивного, пространственного и творческого видов мышления в процессе осуществления самостоятельной учебной работы. Рейтинговая система оценки знаний студентов повышает у них интерес к учению, способствует повышению ритмичности и качества работы над учебным материалом в целом.
Литература
1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009.
2. Воровщиков С.Г., Шамова Т.И., Новожилова М.М. Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы. - 2-е изд. - М., 2010. - 402 с.
3. Дульчаева И.Л. Особенности организации самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов в области дизайна // Вестник Бурятского государственного университета. -2012. - №1.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. -М.: ИОСО РАО, 2002. - 488 с.
6. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы сту-
дентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. -Вып. 1. - С. 117-137.
7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
8. Шамова Т.И., Лебедев В.В. Структуриро-вание компетенций и их связь с компетентностью // сб. мат. VIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - М.: АПК и ПРО, 2004. - Ч. 1. - С. 26-35.
Дульчаева Ирина Львовна, старший преподаватель кафедры профессионального обучения и математики Педагогического института Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected].
Dulchaeva Irina Lvovna, senior teacher, department of professional training and mathematics, Pedagogical Institute, Buryat State University. E-mail: [email protected].
УДК 378.1:379.8 © В.В. Лиханова
Модель формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма
Статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма. Автором предложена модель по формированию межкультурной компетентности на основе внедрения краеведческого материала в процесс обучения иностранным языкам. Модель основана на социокультурном, деятельностном и краеведческом подходах и представляет собой сложное многоуровневое образование. В мо. дели предложены компоненты, раскрывающие ее структуру, а также выявлены уровни сформированности меж. культурной компетентности.
Ключевые слова: межкультурная компетентность, модель, социокультурный подход, краеведение.
V.V. Likhanova
Model of cross-cultural competence formation of service and tourism specialists
The article is devoted to the problem of cross-cultural competence formation of service and tourism specialists. The author offers a model of cross-cultural competence formation based on the introduction of regional studies materials in the process of foreign language training. The model is based on socio-cultural, activity and regional studies approaches and it is a multilevel composition. The components are included in the model, which reveal its structure. The levels of formed cross-cultural competence have been also identified.
Keywords: cross-cultural competence, model, socio-cultural approach, regional studies.
В настоящее время небывалую остроту приобрела актуальность всех вопросов, связанных с эффективностью межкультурной коммуникации, главным условием которой является взаи-. мопонимание культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. Межкультурная коммуникация представляет собой процесс непосредственного взаимодействия культур (диалога культур), который осуществ-. ляется в рамках несовпадающих национальных стереотипов мышления и коммуникативного поведения, что влияет на взаимопонимание и взаимоотношения между общающимися сторонами.
Межкультурная компетентность является актуальным вопросом современной российской педагогической науки, которому посвящены ис-
следования таких ученых, как В.А. Болотов, В.В. Краевский, Г.В. Селевко, В.В. Сериков,
A.В. Хуторской, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,
B.Н. Куницина, Л.И. Берестова и другие.
При исследовании сущности межкультурной компетентности мы опираемся на определение образовательной компетенции, предложенное А.В. Хуторским. Он определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности личности, необходимых, чтобы осуществить личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к субъектам реальной действительности» [2; с. 62]. В современной педагогике также выделяется понятие «компетентность», которое фактически представляет собой личностное от-