Научная статья на тему 'О сущности и структуре познавательной компетентности'

О сущности и структуре познавательной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРИРОДА КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ И АКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рослякова С. В.

в статье обобщены и систематизированы знания о сущности и структуре познавательной компетентности, представлена точка зрения автора относительно содержательного наполнения данного вида компетентности и ее структурных характеристик. Сделаны выводы о том, что сущность и структура познавательной компетентности выражаются в единстве когнитивных, деятельностных и личностных характеристик, позволяющих эффективно осуществлять самостоятельную познавательную деятельность. Предложен альтернативный вариант структуры познавательной компетентности, включающий потенциальную (познавательные компетенции) и актуальную (познавательная компетентность) составляющие, реализация которых зависит от познавательной активности, являющейся источником перевода потенциальной составляющей познавательной компетентности в актуальную (реализованную)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рослякова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сущности и структуре познавательной компетентности»

С. В. Рослякова

О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ABOUT THE NATURE AND STRUCTURE OF COGNITIVE COMPETENCE

Аннотация: в статье обобщены и систематизированы знания о сущности и структуре познавательной компетентности, представлена точка зрения автора относительно содержательного наполнения данного вида компетентности и ее структурных характеристик. Сделаны выводы о том, что сущность и структура познавательной компетентности выражаются в единстве когнитивных, деятельностных и личностных характеристик, позволяющих эффективно осуществлять самостоятельную познавательную деятельность. Предложен альтернативный вариант структуры познавательной компетентности, включающий потенциальную (познавательные компетенции) и актуальную (познавательная компетентность) составляющие, реализация которых зависит от познавательной активности, являющейся источником перевода потенциальной составляющей познавательной компетентности в актуальную (реализованную).

Ключевые слова: познавательная компетентность, сущность и структура познавательной компетентности, компоненты структуры, интегративная природа компетентности, познавательная деятельность, познавательная активность, потенциальная и актуальная составляющие познавательной компетентности.

Abstract: the article summarized and systematized knowledge about the nature and structure of cognitive competence, represented by their own point of view concerning the substantive content of this type of competence and its structural characteristics. It is concluded that the nature and structure of cognitive competence is expressed in the unity of cognitive activity-related and personal characteristics that enable effective implementation of independent cognitive activity. We propose an alternative structure of cognitive competence, including the potential (cognitive competence) and current (cognitive competence) components, implementation of which depends on the cognitive activity, which is the source of the transfer potential component of cognitive competence in the actual (realized).

Keywords: cognitive competence, the nature and structure of cognitive competence, structural components, the integrative nature of competence, cognitive activity, cognitive activity, the potential and actual components of cognitive competence.

С появлением в 2001 г. «Стратегии модернизации содержания общего образования» началась переориентация оценки результата школьного образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятия «компетенция» и «компетентность». Среди ключевых компетентностей, необходимых для успешного функционирования в быстро меняющемся обществе, выделена в «Стратегии» компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации [6]. В нашем исследовании данная компетентность определена как познавательная.

Компетентность в познавательной деятельности являлась объектом изучения таких исследователей, как Е.Р. Антоненко, С.Г. Воровщиков, Е.В. Вязовая, М.Н. Комиссарова, С.И. Константинова, Н.И. Самойлова, О.В.Харитонова, В.В. Шаламов, Т.В. Шамардина и других. Поскольку успешность процесса формирования данного вида компетентности у учащихся зависит от знания ее сущности и структуры, этому аспекту проблемы исследователями уделяется особое внимание.

© С.В. Рослякова, 2012

Обобщение и систематизация знаний, а также представление собственной точки зрения относительно сущности и структуры компетентности в познавательной деятельности являются задачей настоящего этапа нашего исследования и представлены в данной публикации. При этом в качестве методологического основания в решении поставленной задачи выступил компетентностный подход, позволяющий выявить содержание исследуемой компетентности, полный набор ее характеристик, получить новые знания о ней.

Согласно словарю С.И. Ожегова, сущность - это «внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-нибудь» [4, с. 626]. Следовательно, представляя сущность какого-либо понятия, необходимо раскрыть те аспекты, которые помогут увидеть его содержательное наполнение, выделить специфические характеристики. В качестве аспектов, позволяющих раскрыть сущность познавательной компетентности, мы выделили следующие: 1) название; 2) сфера применения; 3) статус и роль; 4) явление, отражающее ключевую характеристику компетентности; 5) сущностные характеристики и формы; 6) структурное представление; 7) критерии оценки; 8) свойства.

Сущность компетентности зависит прежде всего от ее названия. Впервые о компетентности в познавательной деятельности было сказано в «Стратегии модернизации содержания общего образования», где она обозначена широким по содержанию понятием «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации» [6]. Это обусловило появление ее разнообразных названий: «познавательная», «учебно-познавательная», «интеллектуально-познавательная», «учебно-исследовательская», «когнитивная». Разницу в названиях исследователи видят в объеме их содержания, при этом указывают на то, что наиболее широкими по содержанию являются «когнитивная» (Е.В. Вязовая) и «интеллектуально-познавательная» компетентности (Е.Р. Антоненко), так как распространяются не только на учебный процесс, но и на сферу познания в целом.

Считаем, что компетентность в познавательной деятельности логичнее называть «познавательной», нежели «учебно-познавательной» и т.п., так как: во-первых, это название наиболее точно отражает сферу формирования и применения компетентности; во-вторых, шире по значению учебной компетентности и тождественно по значению и объему учебно-познавательной, интеллектуально-познавательной и когнитивной. По нашему мнению, название компетентности «познавательная» наиболее точно характеризует готовность и умение осознанно, самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, строящуюся на мотивированной собственной активности.

Сущность познавательной компетентности обусловлена видами деятельности, в которых она целенаправленно формируется и реализуется. Как правило, исследователи [2, 7, 8] выделяют два вида деятельности - учебную и познавательную; указывают на их соподчиненность: учебная деятельность служит репродуктивной основой для собственно познавательных действий, а учебные цели, возникающие в процессе решения познавательной проблемы, носят служебный характер и призваны способствовать ее более эффективному решению; видят основное отличие познавательной деятельности от учебной в направленности на решение реальной социально-актуальной и личностно значимой для учащегося познавательной проблемы. С нашей точки зрения, виды деятельности, в которых формируется познавательная компетентность, обусловливают ее специфику, название и отражают этапы восхождения к активной самостоятельной деятельности: от учебной (репродуктивной) - к познавательной (самостоятельной).

Сущность познавательной компетентности мы связали с ее статусом и ролью. В результате анализа литературы было отмечено, что познавательная компетентность является: глобальной - умением познавать (Ж. Делор), ключевой социальной -

необходимой для адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе (И.А. Зимняя); ключевой образовательной (А.В. Хуторской, «Стратегия модернизации содержания общего образования»), базовой компетентностью учащегося (В. И. Загвязинский) - позволяющей непрерывно обучаться на протяжении всей жизни.

Вслед за С.Г. Воровщиковым считаем, что познавательная компетентность занимает особое место в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей [2, с. 5]. Следовательно, сущность познавательной компетентности характеризуется ее приоритетной значимостью для процесса получения образования и в целом для жизнедеятельности человека.

Как правило, сущность понятия раскрывается в его определении через явление, отражающее ключевую характеристику. Проанализировав сформулированные различными авторами определения компетентности в познавательной деятельности, мы выявили, что в качестве явления, в котором отражается ключевая характеристика компетентности, исследователи называют: интегративное качество личности учащегося, обеспечивающее возможность осуществлять самостоятельную познавательную деятельность (Е.Р. Антоненко, Е.В. Вязовая, О.В. Харитонова); совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта познавательной деятельности (Н.И. Самойлова, М.Н. Комиссарова, С.Г. Воровщиков); способность к познавательной деятельности (А.И. Забалуева, Н.И. Самойлова); владение знаниями и готовность осуществлять самостоятельную познавательную деятельность (Е.Р. Антоненко, Т.В. Шамардина).

В результате анализа было отмечено, что при выборе основной характеристики исследователи акцент делают либо на личностном аспекте компетентности, либо на деятельностном. Причем большинством исследователей приоритетным признается деятельностный аспект (С.Г. Воровщиков, О.В. Харитонова, В.В. Шаламов и др.). Так, с точки зрения С.Г. Воровщикова, учитывая стартовый характер внедрения в школьную практику компетентностного подхода и отсутствие в связи с этим соответствующих теоретико-технологических разработок, содержание учебно-познавательной компетентности учащихся может быть представлено только приоритетными компонентами. В качестве такого он предлагает рассматривать деятельностный компонент, включающий общеучебные умения - универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний [2].

Поддерживая данного автора в утверждении о значимости для познавательной компетентности учащегося наличия общеучебных умений, все же считаем, что особая роль должна отводиться познавательным мотивам и активности, поскольку еще Л. С. Выготский писал: «Наш ребенок бы и знал, и умел, но беда заключается в том, что он прежде всего не хочет» [Цит. по: 1]. Поэтому вслед за В.А. Сластениным считаем, что успех в познавательной деятельности в конечном итоге определяется отношением к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, активностью [5].

Учитывая вышесказанное, вслед за разработчиками «Стратегии модернизации содержания общего образования» [6], сущность познавательной компетентности видим в ее интегративной природе. Но, в отличие от их позиции, согласно которой в содержание компетентности включаются знаниевая, навыковая и интеллектуальная составляющие, считаем, что сущность познавательной компетентности заключена в интеграции знаниевого, мотивационного, ценностного, когнитивного, деятельностного и волевого содержательных аспектов, в их единстве и взаимозависимости, что обусловлено и структурой компетентности, о которой будет сказано ниже.

Кроме того, познавательная компетентность, с нашей точки зрения, имеет две сущностные характеристики, которые лежат в основе ее формирования. К ним мы

отнесли: активную самостоятельную деятельность в познании, характеризующуюся внутренней потребностью, и взаимодействие личности с предметом деятельности -знанием, а также с субъектами образовательного процесса - педагогом и учащимися. Выделение данных сущностных характеристик позволило нам отметить в познавательной компетентности две стороны, или формы проявления: внутреннюю (личностную) и внешнюю (деятельностную). Внутренняя сторона познавательной компетентности характеризуется мотивами, ценностными установками и волевыми качества личности; внешняя - умениями и навыками, опытом познавательной деятельности. Внутренняя - это качества личности, детерминированные активной самостоятельной познавательной деятельностью. Внешняя - реализуемая во взаимодействии осознанная ценная для личности познавательная деятельность.

Итак, в содержании познавательной компетентности мы выделяем личностную составляющую (мотивационный, ценностный и волевой аспекты) и деятельностную (умения и опыт самостоятельно осуществлять познавательную деятельность). В то же время важной особенностью познавательной компетентности является то, что, обеспечивая продуктивность различных видов деятельности обучаемых, она базируется на знании о том, как знание получить, т. е. включает когнитивную составляющую. Следовательно, с точки зрения содержания, познавательная компетентность представляет собой интегративное образование, характеризующееся личностной, деятельностной и когнитивной составляющими, обусловленными особенностями познавательной деятельности.

Принимая во внимание принцип единства содержания и формы, мы решили соотнести представления о сущности компетентности с ее компетентным составом и выделить составляющие познавательной компетентности на основе предложенных исследователями вариантов структуры компетентности вообще и компетентности в познавательной деятельности. Традиционным уже стало представление структуры компетентности как совокупности пяти характеристик (Дж. Равен, И.А. Зимняя, В.И. Загвязинский и др.): а) готовности к проявлению компетентности (мотивационный аспект); б) владения знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); в) опыта проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); г) отношения к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевой регуляции процесса и результата проявления компетентности (эмоционально-волевой аспект).

Исследователи познавательной компетентности предлагают следующие подходы к представлению ее структуры:

1) через совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности (А.В. Хуторской);

2) как совокупность накопленных знаний, умений обучающегося в организации познавательной деятельности, владения способами (навыками, приемами, алгоритмами и т.д.) решения учебно-познавательных задач, опыта самостоятельной познавательной деятельности (Н.М. Комиссарова);

3) как единство общих (интеллектуальные, управленческие и информационные умения, формируемые на базе всех дисциплин) и специальных (умения, которые формируются как в процессе овладения иностранным языком, так и в процессе овладения конкретным элективным курсом) учебно-познавательных умениий; а также знания о способах осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности (С.И. Константинова);

4) посредством единения мотивационного, ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного, личностно-преобразующего, эмоционально-волевого, рефлексивного компонентов в различные комбинации (О.В. Харитонова, Е.Р. Антоненко, Т.В. Шамардина и др.);

5) как единство теоретической и практической готовности старшеклассника к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности (Т.В. Шамардина);

6) в виде трехъярусной пирамиды, венцом которой является ценностно-ориентирующий уровень (убеждения, эмоционально-ценностные установки, знание высших образцов познавательной деятельности); «плотью» - теоретико-информационный уровень (знание о законах, теориях, способах и приемах познания, учения); основанием - технико-технологический уровень (общеучебные умения, готовность применить различные техники и технологии познания в стандартных и нестандартных ситуациях) (С.Г. Воровщиков).

Согласно традиционному подходу к представлению состава компетентности, а также мнению исследователей о составе компетентности вообще и компетентности в познавательной деятельности, мы заключили, что она должна включать: 1) мотивы, интересы, ценности познания (мотивационно-аксиологический компонент); 2) знание образцов познавательной деятельности и знание о законах, теориях, способах и приемах познания, учения (когнитивный компонент); 3) управленческие, информационные, логические (общеучебные) умения, технологии познания и опыт самостоятельной познавательной деятельности (конативный компонент); 4) самоуправление познавательной деятельностью, саморегуляцию (волевой компонент). Эти же составляющие компонентов познавательной компетентности, с нашей точки зрения, можно считать критериями, по которым следует оценивать ее наличие и степень (уровень) сформированности. В результате мы пришли к выводу, что составляющие структуру познавательной компетентности отражают и согласуются с ее содержательным наполнением.

Учитывая сказанное о сущности и структуре исследуемой компетентности, под познавательной компетентностью мы понимаем интегративное образование личности, представляющее собой знания о способах познавательной деятельности и ценностное отношение к ней; стремление, готовность и способность самостоятельно и эффективно, на основе познавательной активности и волевых усилий этот вид деятельности осуществлять. Кроме того, нам показался заслуживающим внимания подход к представлению компетентности как совокупности потенциальной и реализованной структур (М.Д. Ильязова) [3]. Этот подход связан с обоснованием зависимости компетентности от реализованной (потенциальной) и нереализованной (актуальной) активности. Сущность данной точки зрения заключается в том, что понятие «компетенция» исследователи соотносят с потенциальной активностью (готовность и стремление к деятельности), а «компетентность» - с реальной активностью - качеством, определяющим успешность процесса и результата деятельности. Мы считаем, что познавательные компетенции как нереализованная готовность и стремление к познавательной деятельности, входящие в структуру познавательной компетентности, успешно могут быть реализованы лишь при проявлении школьниками познавательной активности, которая «запускает в действие» эти познавательные компетенции. Следовательно, познавательная активность рассматривается нами как источник формирования и реализации познавательной компетентности, без которого эта компетентность не появится и не проявится.

Итак, в результате исследования сущности и структуры познавательной компетентности, мы обобщили и систематизировали научные знания по данным аспектам и пришли к следующим выводам: 1) содержательное наполнение познавательной компетентности обусловлено ее названием и видами деятельности -учебной и познавательной, в которых она формируется и реализуется; 2) сущность компетентности заключается в ее интегративной природе и выражается в единстве когнитивной, деятельностной и личностной составляющих, отражающих особенности познавательной деятельности; 3) компонентный состав включает мотивационно-аксиологический когнитивный, конативный и волевой компоненты, согласующиеся с

содержательным наполнением компетентности; 4) под познавательной компетентностью следует понимать интегративное образование личности, представляющее собой знания о способах познавательной деятельности и ценностное отношение к ней; стремление, готовность и способность самостоятельно и эффективно, на основе познавательной активности и волевых усилий этот вид деятельности осуществлять; 5) альтернативный вариант структуры познавательной компетентности включает потенциальную (познавательные компетенции) и актуальную (познавательная компетентность) составляющие, реализация которых зависит от познавательной активности, являющейся источником перевода потенциальной составляющей познавательной компетентности в актуальную (реализованную).

Литература

1. Асмолов А.Г. Шок настоящего / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2010. № 3, с. 2-4.

2. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.

3. Ильязова М.Д. О структуре компетентности будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Интеграция науки и высшего образования. 2008. № 1, с. 67-71.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Сквроцова. - М., 2010. - 736 с.

5. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под. ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. - М., 2003. Ч. 1. - 288 с.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

7. Шаламов В.В. Развитие познавательной компетентности учащихся профессиональных образовательных заведений деонтического типа в процессе самостоятельной работы по истории: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Шаламов. -Екатеринбург, 2007. - 191 с.

8. Шамардина Т. В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Шамардина. - Оренбург, 2003. - 256 с.

В.В. Рыжов М.А. Фабулова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT

OF STUDENTS' MORAL DEVELOPMENT BY FOREIGN LANGUAGE

Аннотация: в статье рассматриваются возможности развития духовно-нравственного сознания студентов - будущих врачей в процессе преподавания иностранного языка.

© В.В. Рыжов, М.А. Фабулова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.