УДК 378.6:34; ББК 74.48+67.401.133.1 DOI 10.24412/2658-638Х-2021-2-110-114
© Долгов А.Я., Хромов В.А., Корнаушенко А.В. 2021
THE EDUCATIONAL PROCESS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A SCIENTIFIC PROBLEM AND THE METHODOLOGY
OF ITS RESEARCH
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА И МЕТОДОЛОГИЯ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Andrey Ya. Dolgov,
Associate Professor of the Department of Sports Games Altai State Pedagogical University Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 55 Molodezhnaya str., Barnaul, Altai territory, 656031 E-mail: [email protected]
Vadim A. Khromov,
Associate Professor of the Department of Physical Training of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected]
Андрей Яковлевич Долгов,
доцент кафедры спортивных игр Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 E-mail: [email protected]
Вадим Анатольевич Хромов,
доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: [email protected]
Andrey V. Kornaushenko, Андрей Владимирович Корнаушенко,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training старший преподаватель кафедры физической подготовки
Barnaul Law Institute of the MIA of Russia Барнаульского юридического института МВД России
49 Chkalova str., Barnaul, Altai Krai, 656038 656038, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Для цитирования: Долгов А.Я., Хромов В.А., Корнаушенко А.В. Учебный процесс в высшем учебном заведении как научная проблема и методология ее исследования. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 110-114. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
Abstract. This scientific article reveals the theoretical and practical aspects of the educational process in higher education. The article considers the educational process as a scientific problem and the methodology of its research in a higher educational institution. The experience of a systematic approach to the educational process in higher education is analyzed. Thus, the application of a systematic approach to the study of the structured educational process allowed us to present it as a complex, multilevel and multifunctional system. The structural analysis of the educational system at the university revealed its main subsystems, determined their structure, connections and relationships.
Keywords: educational process, system approach, educational process management, model of the object of educational activity, model of the subject of educational activity, curriculum, training programs, educational and information support.
Аннотация. В данной научной статье раскрывается теоретический и практический аспект учебного процесса в высшем учебном заведении. Рассматривается учебный процесс как научная проблема и методология ее исследования в высшем учебном заведении. Анализируется опыт системного подхода к учебному процессу в высшем учебном заведении. Таким образом, применение системного подхода к исследованию структурированного учебного процесса позволило представить его как сложную, многоуровневую и многофункциональную систему. Структурный анализ системы обучения в вузе выявил ее основные подсистемы, определил их структуру, связи и отношения.
Ключевые слова: учебный процесс, системный подход, управление учебным процессом, модель объекта учебной деятельности, модель субъекта учебной деятельности, учебный план, учебные программы, учебно-информационное обеспечение.
В предшествующей работе, посвященной ным образованием, учебный процесс (обучение подготовке специалиста с высшим физкультур- и воспитание в вузе) рассматривался в общем виде
как одна из подсистем подготовки [4]. Настоящая работа ставит своей целью исследовать учебный процесс в вузе как автономный сложно-структурированный процесс. Подобное исследование должно включать в себя анализ структуры учебного процесса, выявление в его рамках структур всех составляющих его компонентов и их взаимодействия, а также особенности их функционирования и развития [5].
Сущностью учебного процесса является специфическая целенаправленная учебная деятельность по подготовке специалиста в единстве ее теоретических и практических сторон [2]. Учебный процесс отличатся своей четкой структурированностью, все его компоненты сложно функционально взаимосвязаны и служат для квалификации учебного процесса и как основанием системы одновременно.
Учебный процесс представляет собой сложную многокомпонентную развивающуюся систему, включающую в качестве подсистем объект и субъект учебной деятельности; модели объекта и субъекта, планы и программы учебного процесса, учебно-информационное и материально-техническое обеспечение, а также управление учебным процессом в вузе [10]. Условные обозначения: М. А. - модель абитуриента, М. С. - модель студента, М. В. - модель выпускника, М. Ас. - модель ассистента, М. Д. - модель доцента, М. Пр. - модель профессора.
Подсистема «Абитуриент» структурирует исходную ситуацию по отношению к объекту. Ее элементы образуют однородное множество, которое в результате отбора по определенным требованиям: уровню теоретических знаний и спортивной подготовленности, выявляемому в ходе приемных
экзаменов, - становится однородным множеством второго уровня, то есть подсистемой «Студент» [9].
Между элементами и подсистемами данной системы существуют связи трех родов: между элементами, между подсистемами и на уровне системы в целом.
Подсистема «Выпускник» представляет собой итоговую структуру в процессе преобразования объекта учебной деятельности субъектом. Для его приобретения элемент подсистемы «Студент» должен пройти через определенный отбор, в результате которого объект покажет, что он овладел той совокупностью знаний, умений и навыков, которая характеризует квалификацию специалиста: преподавателя физической культуры, или преподавателя - организатора физкультурно-оздоровительной работы и туризма, или преподавателя-тренера. Критериями, или регулятивными нормативами подобного отбора, выступают итоговые государственные экзамены [7].
Система «Субъект учебной деятельности» по своей структуре представляет систему однородных множеств, дифференцированных по профессиональному признаку. Объединяясь по специальности, они образуют внутренние подсистемы, обладающие идентичными свойствами, - коллективы преподавателей кафедры. В свою очередь, последние образуют такие более укрупненные подсистемы, как коллективы преподавателей факультетов. Совокупность преподавателей всех факультетов образует самую крупную внутреннюю подсистему - преподавательский коллектив данного вуза [6].
Взаимодействие реальных материальных систем «Субъект» и «Объект» учебной деятельности направляется совокупностью их идеальных аналогов-моделей (см. схему 1).
В учебном процессе это взаимодействие регламентируется и оптимизируется посредством четырех искусственных, социально-детерминированных систем: «Учебный план», «Учебные программы», «Учебно-информационное обеспечение» и «Материально-техническое обеспечение» [1]. Первые три системы - идеальные, последняя -материальная. Все они вторичны по отношению к учебной деятельности, так как определяют условия для функционирования и развития.
Система «Учебный план» своим содержанием отражает содержание модели объекта. Активный характер отражения заключается в том, что знания, умения и навыки, структурирующие систему модели, при отражении преобразуются в учебные дисциплины, представляющие собой форму, в которой существует учебная информация. Учебные дисциплины являются элементами, структурирующими собственное содержание системы «Учебный план». Элементы, группируясь по содержательному признаку, образуют пять внутренних подсистем или циклов: общественно-политический, общенаучный, обще-профилированный, специальный и профессионально-прикладной [3].
Структура собственного содержания системы «Учебный план» изоморфна структуре системы «Модель объекта». В результате вторичного структурирования учебный план превращается в строго формализованную систему предписаний, регламентирующую основные и контролирующие действия в учебном процессе. В таком виде система «Учебный план» представляет собой общий алгоритм субъект-объектного взаимодействия.
Система «Учебные программы» - также алгоритм действия по достижению цели в учебном процессе. Но учебные программы являются частными алгоритмами субъект-объектного взаимодействия. Они разворачивают общие алгоритмические предписания учебного плана, углубляя и конкретизируя их по отношению к каждому циклу и к каждой отдельной учебной дисциплине.
Система «Учебно-информационное обеспечение» содержит в себе непосредственно ту учебную информацию, которой субъект и объект оперируют в учебном процессе. Содержание и структура данной системы детерминированы системой «Учебные программы». Структура системы изоморфна структуре ранее рассмотренных систем «Модель объекта», «Учебный план», «Учебные программы». Это значит, что она имеет те же пять внутренних подсистем, соответствующих пяти циклам учебных дисциплин (или совокупности знаний, умений и навыков).
В рамках каждой из внутренних подсистем имеются группы видов учебно-информационного обеспечения. Это значит, что один и тот же вопрос, тема, раздел учебной дисциплины (или дисциплина в целом) могут быть освещены на любом из информативных уровней, соответствующих учебнику, курсу лекций, монографии или научному сообщению. Основным видом в каждой из подсистем является учебник.
Система «Материально-техническое обеспечение» также детерминирована учебными программами. Структура ее изоморфна: она имеет все те же пять внутренних подсистем. В отличие от трех предыдущих систем рассматриваемой группы это - материальная искусственная система. Ее элементами являются разнородные материальные объекты (учебные кабинеты, спортивные залы, тренажерные устройства, технические средства обучения и контроля, аудиовизуальное оборудование).
Исследование структуры систем «Учебный план», «Учебные программы», «Учебно-информационное обеспечение» и «Материально-техническое обеспечение» выявило их изоморфность. При различных элементах все системы имеют аналогичные подсистемы и идентичные связи и отношения. Для всех рассмотренных выше четырех систем характерны сложные связи и отношения между элементами и подсистемами внутри системы.
Можно выделить связи трех родов: первого рода - между элементами внутри подсистемы; второго рода - между самими внутренними подсистемами; третьего рода - между элементами в подсистеме в целом. Связи трех родов образуют отношения содержательной преемственности, детерминации и иерархической субординации. Все четыре системы являются искусственными. Аналогов подобных систем в природе нет. Это значит, что их элементы - как идеальные (учебные дисциплины, вопросы по теме, разделу и т. п.), так и материальные (различные объекты ТСО и др.) специально скомпонованы в системы с заданными связями и отношениями, чтобы обеспечить целенаправленные оптимальные действия субъекта и объекта в учебном процессе [8].
Поэтому при всей их значимости данные системы - вторичные для учебной деятельности, тогда как естественные материальные системы «Субъект» и «Объект» - первичные основные, так как без них учебный процесс невозможен. Между вторичными системами, структурирующими учебный процесс, существуют детерминирующие связи, которые выстраивают их в иерархический субординированный ряд.
Высшую ступень занимает система «Учебный план». Она отражает содержание цели и детерминирует своим содержанием и структурой систему «Учебные программы». Последняя, развернув в своем содержании и структурах предписания системы «Учебный план», в свою очередь, детерминирует содержание и структуру систем «Учебно-информационное обеспечение» и «Материально-техническое обеспечение». Подобная субординированная детерминация дает основание для определения всех систем данной группы как социально детерминированных, так как система «Учебный план», отражая содержание системы «Модель объекта», тем самым вбирает социальный заказ, заложенный обществом в данную модель.
Будучи одной из внутренних подсистем системы «Учебный процесс в вузе», она является локальной: ее действия распространяются лишь на управление учебно-воспитательным процессом в конкретном вузе. Структура системы управления стереотипна, то есть не зависит от профиля вуза. Это материальная социальная Искусственная система однородных множеств. Элементами ее выступают люди - специалисты, подобранные по определенным требованиям, удовлетворяющим принципам оптимальности управления. Это открытая, развивающаяся система. В рамках вуза система управления функционирует на трех ие-рархически-субординированных уровнях: общевузовском - ректорат и учебная часть, факультетском (деканаты) и кафедральном (лабораторном и т. п.).
Таким образом, применение системного подхода к исследованию структурированного учебного процесса позволило представить его как сложную, многоуровневую и многофункциональную систему. Структурный анализ системы обучения в вузе выявил ее основные подсистемы, определил их структуру, связи и отношения.
Библиографический список
1. Баринова, Н.Г. Социально-педагогическая программа по предупреждению отклоняющегося поведения студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования / Н.Г. Баринова, Д.А. Вебер // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 12-15.
2. Воробьева, О.И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта / О.И. Воробьева // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.
3. Князев, С.А. Подготовка студентов к общественно-политической деятельности на уровне
современных требований / С.А. Князев, А.В. Кор-наушенко, Д.А. Вебер // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 131-135.
4. Князев, С.А. Проблемы становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий / С.А. Князев, А.В. Корнаушенко, О.И. Воробьева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 135-137.
5. Красилов, О.В. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России с применением имитационных игр / О.В. Красилов, С.В. Манан-ников, В.А. Разницын // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 308-312.
6. Попова, Н.В. Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения в детско-юношеской спортивной школе / Н.В. Попова // В сборнике : Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений : сборник научных трудов ; под ред. Ю.В. Анохина. 2017. С. 70-72.
7. Попова, Н.В. Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта / Н.В. Попова, О.В. Ба-янкин // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 275-278.
8. Хромов, В.А. Система комплексной физической подготовки курсантов и слушателей МВД России. Способы оптимизации учебного процесса / В.А. Хромов, В.Н. Косякин // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 268-270.
9. Ширковец, Е.А. Нормирование и классификация показателей работоспособности спортсменов различной категории / Е.А. Ширковец, Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 71-74
10. Шишкина, М.Е., Баянкин О.В. Проблема на начальном этапе обучения в вузе по направлению физкультурно-спортивного образования / М.Е. Шишкина, О.В. Баянкин // В сборнике : Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта. Сборник материалов региональной науч.-практ. конф., ФГБОУ ВПО «НГПУ». 2015. С. 137-140.
Bibliographic list
1. Barinova, N. G. Socio-pedagogical program for the prevention of deviant behavior of student youth in the system of higher professional education /
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
N. G. Barinova, D. A. Weber // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 66-3. pp. 12-15.
2. Vorobyova, O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports / O. I. Vorobyova // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). pp.49-53.
3. Knyazev, S. A. Preparing students for sociopolitical activity at the level of modern requirements / S. A. Knyazev, A. V. Kornaushenko, D. A. Weber // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 68-3. pp. 131-135.
4. Knyazev, S. A. Problems of formation of professional culture of the personality of the future specialist in the process of training sessions / S. A. Knyazev, A. V. Kornaushenko, O. I. Vorobyova // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 68-3. pp.135-137.
5. Krasilov, O. V. Improving the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the use of imitation games / O. V. Krasilov, S. V. Manannikov, V. A. Raznitsyn // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 4. pp. 308-312.
6. Popova, N. V. Patriotic and moral education of the younger generation in the children's and youth sports school / N. V. Popova // In the collection : Traditional folk culture as an effective means of patriotic
education and the formation of interethnic relations: a collection of scientific works; edited by Yu. V. Anokh-in. 2017. pp. 70-72.
7. Popova, N. V. Organizational and technological support for the formation of professional orientation of bachelors of the Institute of Physical Culture and Sports / N. V. Popova, O. V. Bayankin // The world of science, culture, and education. 2018. No. 4 (71). pp. 275-278.
8. Khromov, V. A. System of complex physical training of cadets and trainees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Methods of optimizing the educational process / V. A. Khromov, V. N. Kosyakin // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2017. No. 2. pp. 268-270.
9. Shirkovets, E. A. Normalization and classification of performance indicators of athletes of various categories / E. A. Shirkovets, B. N. Shustin // Theory and practice of physical culture. 2017. No. 1. pp. 71-74.
10. Shishkina, M. E., Bayankin, O. V. The problem at the initial stage of training in higher education in the direction of physical culture and sports education / M. E. Shishkina, O. V. Bayankin // In the collection : Motor activity in the formation of a lifestyle and professional development of a specialist in the field of physical culture and sports. Collection of materials of the regional scientific and practical conference, FSBEI HPE «NGPU». 2015. pp. 137-140.
Общий психологический практикум : учебное пособие / И. С. Ганишина, Е. Е. Гаврина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Учебное пособие разработано авторским коллективом Академии ФСИН России.
Структура пособия продиктована логикой преподавания курса и включает следующие разделы: "Теоретико-методологические основы деятельности практического психолога", "Планирование и организация научного психологического исследования", "Общепсихологические методы, используемые в деятельности практического психолога", "Психологические измерения". Учебное пособие содержит задания для организации и проведения практических занятий с обучающимися.
Для курсантов, слушателей и студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 "Психология служебной деятельности". Может быть полезно для аспирантов (адъюнктов), студентов, экстернов.
j |
ШБЩИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Впрмнишм