Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ'

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / PROFESSIONAL CULTURE / PERSONALITY / FORMATION PROCESS / LEARNING PROCESS / QUALITY OF TRAINING / TRAINING SESSIONS / TRAINING PROGRAMS / PEDAGOGICAL PROCESS / FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Сергей Анатольевич, Корнаушенко Андрей Владимирович, Воробьева Оксана Игоревна

Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий. Одной из задач исследования является нахождение путей формирования профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий. Выявлены проблемы и условия становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий. В статье рассматривается личность будущего специалиста в педагогическом процессе высших учебных заведениях. Авторами констатируется о том, что результатом воспитания профессиональной культуры будущих специалистов будет приобретение комплекса качеств, составляющих гармонию всесторонне развитой личности, повышение уровня учебы, укрепление дисциплины, повышение культуры поведения как внутри учебного заведения, так и за его пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князев Сергей Анатольевич, Корнаушенко Андрей Владимирович, Воробьева Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE PERSONALITY OF A FUTURE SPECIALIST IN THE PROCESS OF STUDIES

The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the formation of professional culture of the future specialist's personality in the course of training sessions. One of the research tasks is to find ways to form a professional culture of the future specialist's personality in the course of training sessions. The problems and conditions of formation of professional culture of the future specialist's personality in the course of training sessions are revealed. The article considers the personality of the future specialist in the pedagogical process of higher educational institutions. The authors state that the result of educating the professional culture of future specialists will be the acquisition of a set of qualities that make up the harmony of a well-developed personality, increasing the level of study, strengthening discipline, and increasing the culture of behavior both inside and outside the educational institution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Князев Сергей Анатольевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Корнаушенко Андрей Владимирович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Воробьева Оксана Игоревна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий. Одной из задач исследования является нахождение путей формирования профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий. Выявлены проблемы и условия становления профессиональной культуры личности будущего специалиста в процессе учебных занятий. В статье рассматривается личность будущего специалиста в педагогическом процессе высших учебных заведениях. Авторами констатируется о том, что результатом воспитания профессиональной культуры будущих специалистов будет приобретение комплекса качеств, составляющих гармонию всесторонне развитой личности, повышение уровня учебы, укрепление дисциплины, повышение культуры поведения как внутри учебного заведения, так и за его пределами.

Ключевые слова: профессиональная культура, личность, процесс становления, процесс формирования, процесс обучения, качество обучения, учебные занятия, учебные программы, педагогический процесс, формы воспитания.

Annotation. The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the formation of professional culture of the future specialist's personality in the course of training sessions. One of the research tasks is to find ways to form a professional culture of the future specialist's personality in the course of training sessions. The problems and conditions of formation of professional culture of the future specialist's personality in the course of training sessions are revealed. The article considers the personality of the future specialist in the pedagogical process of higher educational institutions. The authors state that the result of educating the professional culture of future specialists will be the acquisition of a set of qualities that make up the harmony of a well-developed personality, increasing the level of study, strengthening discipline, and increasing the culture of behavior both inside and outside the educational institution.

Keywords: professional culture, personality, formation process, formation process, learning process, quality of training, training sessions, training programs, pedagogical process, forms of education.

Введение. Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Однако есть особый круг профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека - это врач, учитель, педагог, преподаватель, воин. Именно к ним общество предъявляет более высокие нравственные критерии.

Сегодня качество образования специалиста не может определяться только знаниями, умениями, навыками. Требования современной жизни гораздо обширнее, разнообразнее, сложнее. В Госстандарте высшего образования говорится, что специалист должен уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии, поставить цель и сформулировать задачи, связанные с регуляцией профессиональных функций, находить и принимать управленческие решения. Для реализации вышеперечисленных и других требований к уровню образованности специалиста требуется совершенствование системы подготовки специалистов [2].

Проблемы, касающиеся формирования общей и профессиональной культуры будущего специалиста, неотрывны от экономических и политических явлений. В последних ярко и драматично высвечиваются общественно-экономические противоречия нашего общества.

Изложение основного материала статьи. Одной из важнейших задач педагогики является овладение будущим специалистом особенностями профессиональной культуры личности. Условия вхождения в новый этап развития нашего государства и общества требуют иного подхода к проблемам обеспечения профессиональной культуры специалиста, прежде всего, его личностного и творческого отношения к самоопределению в социальной жизни, где в систему включается как общая культура индивида, так и его профессиональная культура, которая постепенно приобретается им также в процессе учебных занятий.

По нашему мнению, в процессе учебных занятий развертывается процесс освоения личностью будущего специалиста новых ценностей и происходит выработка установок, ценностных ориентации, социальных потребностей. Известно, что социальные потребности людей, в конечном счете, определяют тот или иной образ жизни. В том числе и особенности профессиональной деятельности.

Более совершенными и прикладными стали учебные программы и формы воспитания занимающихся. Постоянно расширяется и укрепляется, несмотря на финансовые и другие трудности, материально-техническая база для проведения учебных занятий с будущими специалистами.

Как показали наши исследования, процесс подготовки в высших учебных заведениях как часть общей системы воспитания профессиональной культуры личности будущего специалиста, еще не полностью отвечает своему назначению. Одним из недостатков является слабое использование воспитывающего влияния учебно-воспитательной деятельности.

Что касается исследований, специально посвященных профессиональной культуре, то их круг сравнительно невелик и включает в себя, прежде всего, те исследования, которые были выполнены В.А. Белоус, А.Ю. Ефремовым, А.В. Евтушенко, В.Л. Марищук [1].

Авторы представленной группы трудов излагают свое понимание социально-психологической природы профессиональной культуры. Ими предложен ряд методик ее диагностики, получены конкретные данные о многозначной роли в формировании этого качества личности молодых специалистов [4].

К сожалению, несмотря на всю ценность сделанного по проблеме формирования профессиональной культуры будущего специалиста, многие важные стороны этой проблемы остаются малоизученными.

Одной из задач нашего исследования является нахождение путей формирования профессиональной культуры. Анализ литературы показал неоднозначность понимания этого процесса.

Одни авторы в культуре видят только профессионально-прикладную подготовку (Евтушенко А.В., Платонов Н.Н.), другие - развитие профессиональной культуры (Аверин А.Н., Белоус В.А., Богданова Л.В., Богомолов Ю.В.) [5].

Под профессиональной культурой мы понимаем компонент общей культуры личности будущего специалиста, позволяющей субъекту осуществлять профессиональную деятельность, использовать средства и методы учебных занятий в системе педагогического образования.

Процесс формирования профессиональной культуры характеризуется целенаправленным педагогическим воздействием. В этом заключается его сила, и этим определяется решающая роль воспитания и становления культуры личности. Но воспитание должно воздействовать не только на сознание человека, но и на организацию его деятельности, направленную на приобретение нравственного опыта, который создает надежную опору в выборе правильных форм поведения в различных жизненных ситуациях [8].

Мы считаем, что преодоление этих недостатков вузовского образования и выполнение требований, выдвинутых Госстандартом высшего образования, возможно, если эффективнее реализовать такую функцию педагогического процесса, как социализация. В высшей школе данная функция может быть реализована более плодотворно за счет взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности. Социализация непосредственно связана с адаптацией студентов к учебному процессу в вузе. От уровня реализации этой функции зависит степень приспособления, вхождение студента в новые для него условия жизни.

Результаты опроса и диагностического обследования студентов позволили выявить ряд трудностей, которые испытывают студенты в процессе их адаптации в вузе:

1) трудности, возникающие в организации умственной и познавательной деятельности;

2) трудности, связанные с неподготовленностью к самостоятельной работе;

3) трудности, которые появляются в учебной деятельности студентов в связи с новыми формами контроля;

4) трудности, связанные с недостаточным развитием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в вузе необходима специальная работа со студентами, направленная на преодоление вышеперечисленных затруднений. В процессе такой работы студентам даются основные сведения о специфике учебы и технологии учебной деятельности в высшей школе, рациональных методах переработки информации, способах стимулирования работоспособности.

В процессе обучения студент должен обрести способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении и которая важнее, чем освоение конкретных предметных знаний.

Исследуя практические аспекты проблемы развития мотивов учебной деятельности, ученые отмечают, что в большинстве случаев этот процесс протекает стихийно [9].

Далеко не у всех студентов в период адаптации к вузу формируются позитивные учебные мотивы -профессиональные, социальные, познавательные. У многих превалируют внешние мотивы, что, как показывают исследования, отрицательно сказывается на эффективности учебной деятельности: тормозится формирование целостной структуры целей, вследствие чего отсутствует систематическая работа во время семестра, самостоятельная постановка учебных целей. В итоге знания усваиваются формально, поверхностно - лишь бы сдать сессию.

Важным компонентом в структуре учебной деятельности студента является цель. Целеобразование, принятие и удержание целей, поставленных преподавателем, самостоятельная их постановка имеет существенное значение.

Взаимосвязь целей и мотивов состоит в том, что мотивы характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создаст установку к действию, а осмысление цели обеспечивает выполнение этого действия. Наряду с этим, то учебное содержание, которое в учебной деятельности занимает место цели, лучше осознается и легче запоминается обучаемым [6].

Познавательная активность личности, прежде всего, означает ее умение исследовать, анализировать полученную информацию, проявлять к ней избирательное отношение. Познавательная активность студентов проявляется тогда, когда определенный эмпирический материал усваивается ими не в готовом виде, а в процессе решения проблем. Поэтому необходимы новые подходы к организации учебного процесса в вузе, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов и способствующие развитию интеллектуальной и других сфер личности в их единстве [7].

Учебные занятия по подготовке в высших учебных заведениях носят целенаправленный организованный характер, в процессе которых воспитываются положительные черты характера: чувство взаимопомощи в коллективе, требовательность друг к другу, выдержка.

Но на наш взгляд, преподаватели кафедры мало уделяют внимание формированию именно профессиональной культуры обучаемых.

В своем исследовании мы попытались создать условия формирования профессиональной культуры, потому что она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения [3].

Но при формировании культуры будущих специалистов есть немало таких трудностей, как:

- различие в исходном уровне культуры, воспитанности молодых людей, поступающих в высшее учебное заведение;

- отсутствие специального курса по культуре и искусству в программе обучения студентов, рассчитанного на весь период обучения;

- отсутствие целостной системы научно обоснованных рекомендаций по культурному и эстетическому воспитанию будущих специалистов;

- общее снижение культуры и воспитанности молодежи нашей страны в последние годы.

Преодоление вышеперечисленных проблем возможно при условии:

1. Обеспечения системного, комплексного подхода к формированию культуры студентов на основе реализации педагогических рекомендаций по культурному воспитанию и возможностей учебно-воспитательного процесса.

2. На всех видах занятий, кроме учебных целей, всегда следует ставить конкретную воспитательную цель.

3. Существенного повышения педагогической культуры всех категорий воспитателей-преподавателей, методистов, руководства.

4. Активного участия студентов в самосовершенствовании, повышении культурной образованности и воспитанности.

Выводы. Результатом воспитания профессиональной культуры будущих специалистов будет приобретение комплекса качеств, составляющих гармонию всесторонне развитой личности, повышение уровня учебы, укрепление дисциплины, повышение культуры поведения как внутри учебного заведения, так и за его пределами.

Литература:

1. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

2. Попова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 290-293.

3. Попова Н.В. Формирование авторитета преподавателя как задача профессиональной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 30-36.

4. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

5. Попова Н.В., Грабиненко Е.В., Воронцов П.Г. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 258-262.

6. Словарь-справочник по педагогике. - Москва: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. - 320 с.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

9. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 129-131.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук Коваленко Наталья Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (г. Новокузнецк); заместитель директора по учебно-воспитательной работе Волженина Любовь Александровна

Частное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа - интернат № 19 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г. Новокузнецк)

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. Данное исследование посвящено описанию коучингового подхода к управлению образовательной организацией. Материалы статьи освещают совокупность ключевых идей, лежащих в организационно-содержательной основе управления образовательной организацией, представлены результаты регионального сетевого проекта «Коучинговый подход к управлению образование в ОО», разработчиками, которого являются руководители образовательных организаций юга Кузбасса. Центральным вопросом является определение механизмов управленческой деятельности, основанных на необходимости развития профессиональных компетенций педагогических кадров, стимулирования их личностно-профессионального развития, формирования готовности к инновационной деятельности педагогического коллектива.

Ключевые слова: коучинговый подход, качество образования, методы коучинга, система неформального повышения квалификации, личностно-профессиональное развитие педагогов.

Annotation. This study is dedicated to describing the coaching approach to the management of an educational organization. The materials of the article cover the set of key ideas underlying the organizational and content of the management of the educational organization, the results of the regional network project "Coaching Approach to The Management of Education in the ZO" are presented by the developers, which are the heads of educational organizations of the south of Kuzbass. The central issue is the definition of management mechanisms based on the need to develop the professional competences of teachers, to stimulate their personal and professional development, to form a readiness for innovation of the teaching staff.

Keywords: coaching approach, quality of education, methods of coaching, system of informal professional development, personal and professional development of teachers.

Введение. В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Для осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.