Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / TRAINING PROCESS / SOCIO-POLITICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Сергей Анатольевич, Корнаушенко Андрей Владимирович, Вебер Дмитрий Александрович

Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований. С целью выяснения уровня подготовленности специалистов к общественно-политической деятельности, определения содержания, средств и методов такой подготовки в высшем учебном заведении проведено научное исследование. В ходе исследования была разработана и экспериментально проверена учебная программа формирования у студентов знаний и умений в области общественно-политической деятельности. Рассмотрено профессиональное образование на современном этапе. В статье констатируется авторами о том, что большой вклад в подготовку и обучения студенческой молодежи вносят именно вузы, формируя личность, направленную на саморазвитие в профессиональной и общественно-политической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS FOR PUBLIC AND POLITICAL ACTIVITIES AT THE LEVEL OF MODERN REQUIREMENTS

The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of students ' preparation for socio-political activities at the level of modern requirements. In order to find out the level of preparation of specialists for socio-political activities, to determine the content, means and methods of such training in higher education institutions, a scientific study was conducted. The study developed and experimentally tested the curriculum for students to develop knowledge and skills in the field of socio-political activity. Professional education at the present stage is considered. The article States that a great contribution to the training and education of students is made by universities, forming a personality aimed at self-development in professional and socio-political activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

нравственный уровень поведения, они будут соблюдать со всей ответственностью моральные и нравственные установки общества, что, в свою очередь, положительно скажется на отношении граждан страны ко всем представителям органов внутренних дел.

Патриотическое воспитание, сопровождается приобщению слушателей МВД к выполнению трех его основополагающих принципов: национально-идеологическим, социально-педагогическим и общественно-государственным. У слушателей необходимо выработать чувственно-эмоциональное отношение к своей стране, и людям, проживающим в ней. Не только слушатели МВД, но и все граждане страны должны уважать свое государство и наследие своего народа, быть высоконравственным патриотом своей Родины [13]. Только граждане, воспитанные на основе данных принципов, будут добросовестно выполнять свои обязанности, вне зависимости от места своей работы.

Выводы. Патриотическое воспитание слушателей является сложным, многогранным процессом, включающим в себя множество элементов. Многие ошибочно полагают, что патриотическое воспитание слушателей заключается в их воспитании на основе военно-героического прошлого страны. Патриотическое воспитание должно включать изучение культурных традиций страны, увеличении правового воспитания, национальной гордости за страну, и ее граждан [14]. Патриотическое воспитание слушателей обязательно должно включать и любовь к своей малой Родине, семье, близким, простым гражданам страны.

От личности самого преподавателя, занимающегося патриотическим воспитание зависит очень многое. Преподаватель должен быть высоконравственным, человеком, соблюдающим законы государства и на своем примере, показывающем искреннюю любовь к своей стране, готовность ее защиты в любых ситуациях. Только преподаватель умеющий донести до слушателей эти ценности, способен добиться такого же отношения слушателей к своей стране.

Литература:

1. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11. С. 196-200.

2. Иванов Е.Н. Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов вуза средствами гуманитарных дисциплин. // Вестник Тамбовского университета. 2007. № 5. С. 56-61.

3. Ситникова В.П. Особенности воспитания патриотизма в современной системе образования России. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. Т. 3. № 1. С. 204-208.

4. Плотников И.Н. Моделирование системы воспитания патриотизма курсантов вузов: теоретические основы. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2009. Т. 10. № 1. С. 126-130.

5. Шутова Л.И. Социальная идентичность как концептуальная основа воспитания патриотизма. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. № 8. С. 26-29.

6. Плотников И.Н. Система воспитания патриотизма в вузах: сущность, структура и функции. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2009. Т. 10. № 1. С. 131-134.

7. Константинов С.А. История, концепции и технологии воспитания патриотизма и готовности к защите Отечества. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 29-36.

8. Золотовская Л.А., Чистяков А.Н. Педагогические условия эффективности воспитания патриотизма у военнослужащих. // Гуманитарный вестник. 2014. № 2. С. 181-185.

9. Шпаков Г.Г. Исторические аспекты воспитания патриотизма у защитников Отечества. // Гуманитарный вестник. 2014. № 2 (29). С. 296-299.

10. Репринцев А.В. Воспитание патриотизма и гражданственности у российской молодежи. // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 2. С. 26-45.

11. Беляева Е.В. Факторы воспитания патриотизма в современной России. // Гуманизация образования. 2010. № 3. С. 26-31.

12. Деккерт Д.В. Воспитание патриотизма как компонента профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 2 (37). С. 153-156.

13. Шагимуратов А.Н. (2015). О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 79-85.

14. Крачинская О.В., Лиховидова Е.П. Патриотическое воспитание будущих сотрудников правоохранительных органов (из опыта работы с курсантами волгоградской академии МВД России). Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 1. С. 86-89.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Князев Сергей Анатольевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Корнаушенко Андрей Владимирович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Вебер Дмитрий Александрович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований. С целью выяснения уровня подготовленности специалистов к общественно-политической деятельности, определения содержания, средств и методов такой подготовки в высшем учебном заведении проведено научное исследование. В ходе исследования была разработана и экспериментально проверена учебная программа формирования у студентов знаний и умений в области общественно-политической деятельности. Рассмотрено профессиональное образование на современном этапе. В статье констатируется авторами о том,

что большой вклад в подготовку и обучения студенческой молодежи вносят именно вузы, формируя личность, направленную на саморазвитие в профессиональной и общественно-политической деятельности.

Ключевые слова: процесс обучения, процесс подготовки, общественно-политическая деятельность, профессиональная деятельность, непрерывное профессиональное образование, методы обучения.

Annotation. The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of students ' preparation for socio-political activities at the level of modern requirements. In order to find out the level of preparation of specialists for socio-political activities, to determine the content, means and methods of such training in higher education institutions, a scientific study was conducted. The study developed and experimentally tested the curriculum for students to develop knowledge and skills in the field of socio-political activity. Professional education at the present stage is considered. The article States that a great contribution to the training and education of students is made by universities, forming a personality aimed at self-development in professional and socio-political activities.

Keywords: learning process, training process, socio-political activity, professional activity, continuing professional education, teaching methods.

Введение. Российское образование последние десятилетия переживает бурный период перемен, проявляются многообразные педагогические инициативы и происходят инновационные процессы: Совершенствуются традиционные и внедряются в педагогическую практику новые методы и технологии обучения и воспитания, развиваются новые формы организации обучения, изменяется характер организации и управления в образовательной сфере.

В современных условиях существует множество вариантов организации учебно-воспитательного процесса. Какие бы методы и технологии ни применялись, все они ориентированы на повышение эффективности вузовского обучения, на создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.

Современные реформы в области преподавания направлены на усиление инициативы и творчества студентов, развитие их способности работать в группах, вести дискуссии, общаться друг с другом и использовать новые информационные технологии. Развитие инновационной деятельности предполагает создание в образовательной системе новых элементов: новых образовательных технологий, новых методик обучения, новых организационных форм образовательной деятельности [8].

Современное общество Российской Федерации предъявляет повышенные требования к специалистам всех отраслей народного хозяйства. Они должны сочетать в себе высокую профессиональную подготовку, идейно-политическую зрелость, навыки организаторской, управленческой деятельности. Особое значение при этом придается их способности быть организаторами профессиональной деятельности коллективов трудящихся. Обусловлено это тем, что возрастание и значения профессиональной деятельности, социальной активности широких масс населения составляет одну из закономерностей развития современного общества.

С особой силой она проявляется на современном этапе развития нашего общества, когда успешное решение намеченных задач связывают с повышением роли человеческого фактора. Современное общество не может успешно функционировать, не находя новых путей развития творческой деятельности масс во всех сферах общественной жизни.

Будущие специалиста работая непосредственно с людьми, организуя деятельность населения и управляя ею, они не могут не заниматься профессиональной и творческой деятельностью. Но чтобы на должном уровне вести такую работу, специалист должен быть хорошо подготовлен к ней [1].

Новый этап развития социально-экономических отношений характеризуется непрерывной сменой технологий, профессий и специальностей, усложнением профессиональной деятельности. Существовавшая много лет система профессионального образования не отвечает требованиям времени. В настоящий момент формируется новая система подготовки кадров.

Изложение основного материала статьи. Педагоги, преподаватели, будущие специалисты составляют заметный отряд российских профессионалов в своей деятельности. Работая непосредственно с людьми, организуя деятельность населения и управляя ею, они не могут не заниматься общественно-политической деятельностью. Но чтобы на должном уровне вести такую работу, специалист должен быть хорошо подготовлен к ней.

С целью выяснения уровня подготовленности специалистов к общественно-политической деятельности, определения содержания, средств и методов такой подготовки в высшем учебном заведении проведено научное исследование. Его объектом выступали специалисты с высшим образованием разного профиля и разного служебного положения. Было опрошено свыше 600 человек. Выяснилось, что 96 % респондентов в той или иной степени заняты общественно-политической деятельностью, под которой в нашем исследовании понималось сознательное и самостоятельное участие в управлении делами коллектива, государства, общества в целом, в социально-политическом образовании, просвещении и воспитании людей. Выделено в общей сложности около 40 видов общественно-политической деятельности, которые можно обобщить в 3 основные группы: общественно-организаторскую, идеологическую и массово-политическую.

Неудовлетворенность уровнем своей подготовленности к общественно-политической деятельности выразили 60% опрошенных. При этом меньше всего специалисты были не удовлетворены своей теоретической подготовкой к этой работе, большинству же не хватало знаний методики проведения общественно-политических мероприятий, умения организовать общественную работу.

Единодушно отмечено, что навыки такой работы были получены ими только в ходе практической деятельности, дались с большим трудом, вырабатывались преимущественно путем проб и ошибок. Особого внимания заслуживает весьма низкая оценка роли и значения преподавания общественных наук в выработке знаний й умений, в формировании навыков ведения общественной работы у будущих специалистов.

Исследование дало возможность выяснить сложившуюся систему подготовки к общественно-политической деятельности. Она включает в себя школьную, вузовскую и послевузовскую подготовку. Подавляющее большинство опрошенных (от 80% до 90%) школьную подготовку оценивают как малоэффективную. Основным звеном подготовки специалистов к общественно-политической деятельности по логике вещей должен быть вуз. Но опять-таки большой процент (до 60%) и вузовскую подготовку к этой деятельности оценивает как недостаточную.

Большинство опрошенных признают, что по-настоящему учиться общественной работе им пришлось после вуза, в ходе практической деятельности. Выяснилось, что введенная общественно-политическая практика студентов еще не выкристаллизовалась как учебный предмет, нацелена в основном на активизацию студентов к общественно-политической деятельности в рамках самого вуза. Факультеты общественных профессий, как правило, не являются обязательными для всех студентов, не дают систематической подготовки к общественной работе в целом. Все это позволило нам сделать вывод, что к общественно-политической работе надо готовить специально, систематически, организованно, на высоком уровне, приближая ее к профессиональной подготовке.

В ходе исследования была разработана и экспериментально проверена учебная программа формирования у студентов знаний и умений в области общественно-политической деятельности. Результаты педагогического эксперимента дают основание для заключения, что наиболее эффективен учебный план подготовки специалистов к общественно-политической деятельности, предусматривающий изучение на 1-м курсе организации и методики проведения агитационно-пропагандистской работы, на 2-м - общественно-организаторской работы в органах самоуправления и в общественных организациях (партийной, профсоюзной.). На 3-м курсе необходимо осуществлять обучение студентов идейно-политической работе с использованием средств массовой информации и пропаганды. На 4-м курсе предусматриваются освоение ими организации различных видов самодеятельности (научной, технической, художественной), а также ознакомление с более широкой массово-политической, агитационно-пропагандистской и организаторской работой общественных организаций и государственных органов.

Подготовку студентов к общественно-политической деятельности целесообразнее всего организовать в рамках учебного курса общественно-политической практики, выделив для этого как минимум 40 часов учебного времени на весь курс обучения в течение четырех лет. Из этого времени 32 часа отвести на учебный курс (по 4 часа на лекции и по 4 часа на практические занятия на каждом курсе), 2 часа - на вводную лекцию в рамках курса «Введение в специальность», 6 часов - на инструктирование студентов по этому виду работы перед педагогической и организационно-педагогической практикой.

Основной упор при этом необходимо сделать на обучение методике проведения общественно-политической работы. С этой целью наряду с лекциями по теоретическим вопросам методики общественно-политической деятельности проводить практические занятия, широко используя на них метод деловых игр. Навыки по такой работе студенты могут получать путем обязательной для всех практической работы как по линии общественно-политической практики, так и на факультете общественных профессий, работая на выборных должностях студенческих общественных организаций, в самоуправлении и самодеятельности, выполняя общественные поручения.

В данном процессе обучения методики проведения общественно-политической работы предполагается использовать следующие формы работы со студенческой молодежью: познавательные занятия, экскурсии, показ видеофильмов, викторины, активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине, деловую игру «мозговой штурм (атака)», дидактическую игру, имитационно-моделирующую игру, сюжетно-ролевые игры, создание специальных ситуаций для отработки поведенческих навыков в условиях общественно-политической деятельности.

Можно выделить основную систему обучения методике проведения общественно-политической работы со студенческой молодежью высших учебных заведениях, с использованием игровых технологий.

Обучение методике проведения общественно-политической работы проводится вместе с учебно-воспитательным процессом, как во время занятий, так и при проведении внеучебной деятельности. Лишь длительной и систематической разъяснительной работой формируются эффективные и практичные умения и навыки у обучающихся [7].

Для наибольшего результата в обучении методики проведения общественно-политической работы со студенческой молодежью высших учебных заведениях имеются практические формы и методы, однако, обучение проведения общественно-политической работы невозможно научить, если заблаговременно не преподнести основную информацию, которая возлагается к традиционным методам и формам обучения. К традиционным теоретическим методам обучения относятся беседы. Однако у теоретических методов отмечаются определенные недостатки.

Мы считаем, что при подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований необходимо, чтобы преподаватель периодически создавая определенные проблемные ситуации, привлекал студентов к их решению и находил вместе с ними наилучшее решение.

Обучающиеся в процессе решения проблемной ситуации, должны не только запоминать ход действий, но и логику того или иного решения. Учебно-воспитательный процесс по подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований в высших учебных заведениях происходит постепенно, подчинен ряду закономерностям и заключается в приобретении знаний, представлений, а также умений и навыков.

Подготовка студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований в высших учебных заведениях происходит в последовательных этапах. Первый этап: информационно-профилактический. В этом этапе рассматриваются представления о общественно-политической деятельности, об ее организации.

Второй этап - познавательный, на котором изучают общественно-политическую деятельность со всех ее сторон, и проведение практических мероприятий в этой области.

Третий этап - мотивационный. В данном этапе, мы считаем, стоит отметить акцент на практической реализации своих навыков в участие в общественно-политической деятельности и взаимодействуя с другими людьми и вовлекая их в этот интересный и полезный процесс.

Цель любого преподавателя - заключается в том, чтобы подобрать оптимальное сочетание методов, форм, и инновационных средств и методов обучения. Сущность преподавания предусматривает возрастные характерные черты обучающихся. Если подбор форм, методов и средств обучения отвечает установленным задачам, то результат преподавания окажется более лучшим. А если подбор оказывается стандартным, вне зависимости от особенности решаемых вопросов, то результативность преподавания оказывается ниже прогнозируемой [5].

Нами определены три основных составляющих, которые способствуют эффективной подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований в высших учебных

заведениях. К этим составляющим относятся проблемные ситуации, проведения агитационно-пропагандистской работы, использование средств массовой информации и пропаганды.

В педагогическом словаре отмечено, что форма организации обучения - это способ предоставления образовательных услуг. Форма организации обучения представляет собой совместную познавательную деятельность педагога и обучающихся, для которой характерны систематичность и целостность, определенность ведущих дидактических целей, постоянство состава обучающихся, наличие определенного режима проведения [2].

Довольно часто форму обучения рассматривают в трех аспектах. Первый способ обучения: индивидуальный, который подразумевает общение обучающегося с преподавателем один на один, все задания выполняются 28 индивидуально. К этой форме обучения можно отнести: репетиторство, консультации, обучение на дому [9].

Индивидуально-групповая форма обучения подразумевает занятие преподавателя с группой студенческой молодежи, у которых разный уровень подготовки. Примером такой формы могут являться: проект, научное исследование и творческие работы.

Метод обучения является способом передачи знаний умений и навыков. Понятие метод обучения трактуется по-разному в разных источниках. Так в российской педагогической энциклопедии метод обучения представляет, систему последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержание образования [4].

Можно сказать, что метод обучения - это способ организации образовательного процесса упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [6].

На основе сочетания традиционных и инновационных методов обучения выстраивается учебный процесс со студенческой молодежью высших учебных заведений. Инновационные технологии в образовательном процессе высших учебных заведений применяются не первый год, они способствуют подготовке студентов к самостоятельной проектной работе, к работе в малых группах, к творческому отношению в своей деятельности. Такой подход дает возможность формировать компетентностно-ориентированную подготовку будущих специалистов, соответствовать профессиональным требованиям к обучению, сочетать теорию, практику и инновации. Ведь инновационные технологии и научная работа, а также практическая направленность в учебном процессе со студенческой молодежью высших учебных заведений формирует знания, навыки, умения и те компетенции, которые сегодня востребованы на рынке труда.

Эффективность использования инновационных педагогических технологий, которые являются условием подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований в высших учебных заведениях, обусловлена многообразием и целесообразностью методов, приемов и средств, с помощью которых создаются специальные условия их становления. Специалист-профессионал должен обладать не только набором необходимых знаний и навыков деятельности, но и тем стержнем, на котором все это строится - устойчивой профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью [3].

Выводы. Все это, как показывает опыт, дает возможность подготовить специалиста к его будущей общественно-политической деятельности, сформировать у него необходимые для этого знания, умения и навыки, подготовить настоящего политического бойца. Обобщая все вышесказанное, отметим, что большой вклад в подготовку и обучения студенческой молодежи вносят именно вузы, формируя личность, направленную на саморазвитие в профессиональной и общественно-политической деятельности.

Развитие уровневой подготовки с использованием инновационных технологий в процессе подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований в высших учебных заведениях, может быть реальным, эффективным, социально значимым при условии реализации концепции методической подготовки студентов, удовлетворяющего потребностям общества посредством компетентностного подхода, ориентированного на личность студента.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. - 320 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 779 с.

3. Князев С.А., Корнаушенко А.В., Баянкин О.В. Применение здоровьесохраняюших технологий в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2019. - № 5 (78). - С. 90-92.

4. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 2016. - 286 с.

5. Попова Н.В. Формирование авторитета преподавателя как задача профессиональной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 30-36.

6. Попова Н.В. Эффективные пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов средствами психотехнических игр. // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4 (33). - С. 57-59.

7. Попова Н.В., Баринова Н.Г. Теоретические и практические вопросы развития образовательного пространства высшего учебного заведения в контексте компетентностно-ориентированного обучения // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики" сборник материалов. Алтайский государственный университет. - 2018. - С. 628-636.

8. Попова Н.В., Грабиненко Е.В., Воронцов П.Г. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 258-262.

9. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании. - М.: РПА, 2016. - 282 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.