Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа курсантов высших учебных заведений как неотъемлемый элемент образовательного процесса'

Научно-исследовательская работа курсантов высших учебных заведений как неотъемлемый элемент образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATIONAL PROCESS / RESEARCH WORK / CREATIVE POTENTIAL / RESEARCH SKILLS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Олег Георгиевич

Современная образовательная система направлена на актуализацию подходов и методов совершенствования научноисследовательской работы, являющейся элементом образовательного процесса в высшем учебном заведении. Именно научно-исследовательская работа способствует формированию специалиста нового типа, способного решать сложные ситуационные профессиональные задачи с применением научных подходов, быть опытным не только в той области подготовки, в которой он получает определенный уровень образования по определенной специальности, но и в других областях, прочно связанных со структурно-логическими связями. Также в статье представлены результаты анализа уровня вовлеченности курсантов, студентов, слушателей в научноисследовательскую деятельность и условий обеспечения полноценности проведения научных исследований. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования не только условий обеспечения проведения, повышения качества научных исследований, но и разработки эффективного механизма стимулирования наиболее одаренных будущих специалистов к активизации научных исследований и продолжению обучения в аспирантуре. Результаты исследования позволили автору показать, что именно научно-исследовательская работа дает будущим специалистам возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои способности, повысить уровень интеллекта, направить свои знания на формирование себя как сознательной личности, собственной профессиональной компетентности в течение всего периода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The modern educational system is aimed at updating approaches and methods for improving research work, which is an element of the educational process in higher education. It is research work that contributes to the formation of a new type of specialist who can solve complex situational professional problems using scientific approaches, be experienced not only in the field of training in which he receives a certain level of education in a certain specialty, but also in other areas that are strongly connected with structural and logical connections. The article also presents the results of the analysis of the level of involvement of cadets, students, and listeners in research activities and the conditions for ensuring the usefulness of scientific research. The results obtained indicate the need to find ways to improve not only the conditions for ensuring the conduct and quality of scientific research, but also to develop an effective mechanism for stimulating the most gifted future specialists to intensify research and continue their studies in graduate school. The results of the study allowed the author to show that it is research work that gives future specialists the opportunity to reveal their creative potential, their abilities, increase the level of intelligence, direct their knowledge to the for mation of themselves as a conscious person, their own professional competence during the entire period of training.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа курсантов высших учебных заведений как неотъемлемый элемент образовательного процесса»

Научно - исследовательская работа курсантов высших учебных заведений как неотъемлемый элемент образовательного процесса

Кравченко Олег Георгиевич,

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России

E-mail: ognevichek@mail.ru

Современная образовательная система направлена на актуализацию подходов и методов совершенствования научно-исследовательской работы, являющейся элементом образовательного процесса в высшем учебном заведении. Именно научно-исследовательская работа способствует формированию специалиста нового типа, способного решать сложные ситуационные профессиональные задачи с применением научных подходов, быть опытным не только в той области подготовки, в которой он получает определенный уровень образования по определенной специальности, но и в других областях, прочно связанных со структурно-логическими связями. Также в статье представлены результаты анализа уровня вовлеченности курсантов, студентов, слушателей в научно-исследовательскую деятельность и условий обеспечения полноценности проведения научных исследований. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования не только условий обеспечения проведения, повышения качества научных исследований, но и разработки эффективного механизма стимулирования наиболее одаренных будущих специалистов к активизации научных исследований и продолжению обучения в аспирантуре. Результаты исследования позволили автору показать, что именно научно-исследовательская работа дает будущим специалистам возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои способности, повысить уровень интеллекта, направить свои знания на формирование себя как сознательной личности, собственной профессиональной компетентности в течение всего периода обучения.

Ключевые слова: образовательный процесс, научно-исследовательская работа, творческий потенциал, исследовательские умения, профессиональная компетентность.

Постановка проблемы. Современная система образования направлена на обеспечение формирования специалиста нового типа, который способен решать сложные ситуационные профессиональные задачи с применением научных подходов, быть опытным не только в области подготовки, в которой он получает определенный уровень образования по выбранной специальности, но и в других отраслях, неразрывно связанных структурно-логическими связями, иметь высокий уровень профессиональной компетентности.

Научно-исследовательская работа является не только неотъемлемым элементом образовательного процесса высшего учебного заведения, но и основой для формирования у субъектов обучения качеств исследователя, интеллектуального развития личности, расширения кругозора, формирования у них адаптационного потенциала к будущей сфере профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности.

Обеспечить всестороннее развитие и достойную профессиональную подготовку, социально-психологическое, патриотическое и культурное воспитание будущего специалиста системы внутренних дел, которая в настоящее время претерпевает существенных изменений в результате своего реформирования, возможно за счет осуществления качественного образовательного процесса, а усилить закрепление и расширение полученных знаний, умений и навыков за счет привлечения курсантов, студентов и слушателей к научно-исследовательской работе.

В последнее время в педагогической науке организации и проведению научно-исследовательской работы все больше уделяется внимания со стороны ученых и практиков. Это связано с требованиями времени относительно уровня профессиональной компетентности у будущих специалистов. Именно НИР позволяет курсанту, студенту, слушателю (субъектам образовательного процесса) наиболее полно в течение всего срока обучения раскрыть свой творческий потенциал, свои способности, повысить уровень своего интеллекта, направить свои знания на формирование себя как сознательной личности, которая четко мотивирована на получение профессиональных навыков и стремится стать профессионалом в выбранной специальности.

Проблеме формирования исследовательских умений молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, были посвящены труды многих исследователей (табл. 1).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Таблица 1. Результаты исследования основных аспектов научно-исследовательской работы, которым были посвящены научные труды зарубежных и отечественных ученых в области педагогического образования

№ п/п Автор Направление исследования

1. Комарова З. И. [1] Шаги технологии научного исследования; заметила, что каждый исследователь применяет определенное количество методов исследования, а технология исследований, которые он проводит, индивидуализируется его языковой личностью.

2. Лебедев А. А. [2] Виды творческой деятельности студентов, которые он предложил считать научно-исследовательской работой.

3. Лившиц С. А. [3] Считает, что основной целью организации и развития НИРС является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление одаренной молодежи для последующего обучения в аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров вуза.

4. Литовчен-ко В. Н. [4] Умения студентов (операционные, организационные, практические, коммуникативные). Именно они определяют готовность студента к творческому поисковому решению познавательных задач и являются средствами научно-исследовательской работы.

5. Мисаре-вич Н. В. [5] Различные аспекты научно-исследовательской деятельности, компонентный состав этой деятельности и роль научно-педагогического работника в руководстве научными исследованиями студентов.

6. Мишури-на О. А., Чу-прова Л.В., Мулли-на Э.Р.[6] Считают, что важнейшим условием формирования профессиональных компетенций является интеграция в процессе обучения двух видов деятельности - научной и образовательной.

7. Цхакая Д. Г. [7] Формы и методы научной работы студентов, проблемы рационального управления ею; обязательность наличия новизны в научном исследовании.

Учитывая анализ научных трудов, можно отметить, что научно-исследовательская работа курсантов, студентов, слушателей является важным элементом общего процесса их обучения в высших учебных заведениях, которая состоит из определенных компонентов (субъект, объект, предмет, цель, средства (инструменты), результат деятельности), происходит последовательно на определенных этапах своего осуществления и по ряду важных принципов, с использованием разных подходов к ее организации, имеет определенные — особенности в организации и использовании раз-о личных форм и методов исследований и направ-== лена на развитие творческой личности субъектов еЗ обучения с целью не только расширения ее кру-^ гозора, но и формирования уверенности, критиче-

ского мышления и профессиональной компетентности будущего специалиста системы внутренних дел.

Цель статьи - раскрыть сущность организации научно-исследовательской работы курсантов, студентов, слушателей высших учебных заведений, провести анализ ее состояния с целью определения направлений ее совершенствования для повышения уровня сформированности профессиональной компетентности.

Изложение основного материала исследования. Развитие системы образования в Российской Федерации, учитывая процессы трансформации всех сфер жизнедеятельности общества сегодня направлено на совершенствование научно-исследовательской работы высших учебных заведений, в том числе и учреждений ведомственного подчинения, со специфическими условиями обучения.

Научно-исследовательская деятельность в вузах России осуществляется в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых актов, определяющих образовательную и научную деятельность, Уставами высших учебных заведений, приказами и инструктивными письмами МВД Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, решениями ученого совета вузов и т.д. Главной целью научной работы в высших учебных заведениях является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований для развития научно-педагогической деятельности. В то же время определяющим условием становится положение о том, что вузы должны готовить специалистов, исходя из требований образовательного законодательства, а научно-педагогический работник должен быть ученым по конкретному научному направлению, уметь прогнозировать и решать отраслевые научные задачи.

Научно-исследовательская работа высших учебных заведений основывается на принципах системного, ситуационного подходов и имеет вектор перехода от знаниевой парадигмы к познавательной, что отражается на формах, методах и процессе организации данного вида деятельности в учреждении высшего образования со специфическими условиями обучения. Необходимость изменения вектора направления развития вузов МВД связана прежде всего со стремительным развитием реформы системы внутренних дел, которая направлена на существенные изменения: внедрение международных стандартов менеджмента в управления всех составляющих системы, формирование нового типа персонала данной системы, пересмотр и формирование новых ключевых компетентностей будущих специалистов-полицейских.

Научно-исследовательская работа является неотъемлемым элементом образовательного процесса, обеспечивает возможность курсантов, сту-

дентов, слушателей добывать новейшие знания, умения и навыки в социально-гуманитарной, педагогической, психологической, юридической сферах, необходимых для развития их интеллектуального, нравственного, духовного, культурного, физического потенциала, что является необходимым для формирования профессиональной осведомленности и компетентности в сфере профессиональной подготовки.

Обеспечение организации и развития высших учебных заведений невозможно без организации и проведения научных исследований и научно-практических мероприятий различного уровня (круглых столов, научно-практических семинаров, научно-практических конференций), к которым привлекаются как отечественные, так и иностранные ученые, представители органов государственной власти, учреждений и организаций. По результатам проведения научно-практических мероприятий осуществляется редактирование, подготовка тезисов докладов и статей участников к печати.

Высшие учебные заведения проводят исследования в соответствии с научно-исследовательскими работами курсантов (НИР), тематика которых закреплена за соответствующими кафедрами. К проведению научных исследований в рамках определенной тематики привлекаются не только научные, научно-педагогические работники, но и обязательно аспиранты, курсанты, студенты, слушатели, которые начинают свой путь овладения научными знаниями во время изучения учебных дисциплин, написания индивидуальных исследовательских заданий, предусмотренных самостоятельной работой, курсовых и выпускных квалификационных работ. Свои навыки осуществления исследований в определенной области знаний, научные достижения курсанты, студенты, слушатели демонстрируют во время выступления с докладами на конференциях различного уровня (университетских, межвузовских, региональных, всероссийских и международных), круглых столах, дискуссионных площадках и других научно-практических и научно-воспитательных мероприятиях (форумы, брейн-ринги и др.).

Также необходимо отметить, что НИР курсантов, студентов, слушателей имеет две формы:

- осуществление научных исследований во время образовательного процесса путем изучения определенных учебных дисциплин; будущие специалисты выполняют задачи, утвержденные рабочей учебной программой учебной дисциплины; пишут курсовые и выпускные квалификационные работы, содержащие элементы научных исследований; решают ситуационные задачи научно-исследовательского характера в период стажировки и практики; изучают теоретико-методологические основы организации и выполнения научного эксперимента и методы обработки результатов научного поиска;

- научная деятельность осуществляется во внеу-чебное время и реализуется через работу кур-

сантов, студентов, слушателей в научных кружках, которые действуют при каждой кафедре, принимают участие в выполнении НИР, в конкурсах курсантских (студенческих) работ кафедр, межвузовских и всероссийских конкурсах студенческих работ, всероссийских олимпиадах по специальностям и учебным дисциплинам, которые проводят письмами Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, тренинговых программах, направленных на получение ключевых компетент-ностей, что пригодятся в будущей работе и т.п. Для научно-исследовательской работы высших учебных заведений характерно единство целей и направлений учебной, научной и воспитательной работы, тесное взаимодействие всех форм и методов научной работы студентов, реализуемых в учебном процессе и внеучебное время. Это обеспечивает их участие в научной деятельности в течение всего периода обучения, тесно связанной как с научно-исследовательской работой, проводимой подразделениями вузов, так и с общественной деятельностью.

Содержание и структура НИР курсантов обеспечивает последовательность ее средств и форм согласно логике и последовательности учебного процесса, что обуславливает преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий к другим, постепенный рост объема и сложности приобретенных курсантами, студентами, слушателями знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы. Реализованная в комплексе научно-исследовательская работа курсантов обеспечивает решение таких основных задач:

- формирование научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования;

- оказание помощи курсантам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;

- развитие творческого мышления и индивидуальных способностей курсантов в решении практических задач;

- привитие курсантам навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- развитие инициативы, способности применить теоретические знания в своей практической работе, привлечение самых способных курсантов к решению научных проблем, имеющих существенное значение для науки и практики;

- необходимость постоянного обновления и совершенствования своих знаний;

- расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста;

- создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитания в стенах вуза резерва ученых, исследователей, преподавателей. Методика организации и проведения НИР

в учебном процессе определяется спецификой

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вуза, его научной и материально-технической базой, приобретенными традициями.

В некоторых высших учебных заведениях учебно-исследовательской работе предшествует специальный курс по основам организации и методики проведения научных исследований, по организации библиографической и патентно-лицензионной деятельности.

Четкая организация научно-исследовательской работы в учебном процессе способствует углубленному усвоению курсантами специальных учебных дисциплин, позволяет наиболее полно проявить свою индивидуальность, сформировать собственное мнение по каждой дисциплине. При этом особое внимание уделяется привлечению курсантов к сбору, анализу и обобщению лучшего практического опыта, проведения социологических и экспериментальных исследований, подготовки докладов и т.п.

При этом нельзя не сказать о недостаточной активности курсантов, студентов, слушателей в научно-исследовательской работе и необходимости улучшения условий для качественного проведения данного вида деятельности. Наиболее частотными являются такие недостатки и трудности в реализации задач данного вида деятельности учреждения высшего образования, как:

- планирование и учет научно-исследовательской работы вызывает трудности в поддержании непрерывности проведения научных исследований курсантами, студентами, слушателями, потому что организационный порядок планирования данной составляющей образовательного процесса происходит на календарный год, а учебной деятельности - на учебный;

- разной по своей структуре остается система руководства НИР курсантов, студентов, слушателей, кафедр, ответственных за научную работу кафедр, отдельных научных и научно-педагогических работников, научно-методического совета и ученого совета. Все эти субъекты научно-исследовательской работы по-разному вовлечены в выполнение задач научной деятельности вузов и выполняют различные функции;

- отсутствует четкая система аудита, контроля и оценивания (несовершенные количественные и качественные критерии оценки) сформи-рованности у будущих специалистов навыков проведения научного исследования, мониторинга, изложения научных результатов, которые потом понадобятся им в профессиональной деятельности;

- не определена четкая система стимулирования (мотивации) курсантов, студентов, слушателей за успехи в научных поисках и исследованиях;

- некоторые научно-педагогические работники 5 не обращают должное внимание на качество § проведения научной деятельности курсантов,

считая ее вспомогательной. ° Выводы. Научно-исследовательская работа ав является неотъемлемой составляющей обра-

зовательного процесса высших учебных заведений системы МВД. Для улучшения научно-исследовательской деятельности курсантов, студентов, слушателей нужно усовершенствовать систему планирования и учета, проведения оценки данного вида деятельности, разработать четкую систему стимулирования к проведению научных исследований, привлечения наиболее способных будущих специалистов к решению научных проблем в различных областях знаний. Указанные мероприятия будут способствовать укреплению научного потенциала учреждения высшего образования за счет направления на обучение в аспирантуру наиболее научно мотивированных курсантов, студентов и слушателей, которые уже получили степень магистра.

Грамотная организация научно-исследовательской работы курсантов, студентов, слушателей будет способствовать их развитию творчества, критического мышления, самоорганизации, самосовершенствованию, повышению уровня общей, в том числе научной, культуры; развития личностных качеств (лидерства, эмоциональности, чувства собственного достоинства, престижа, публичного самовыражения и др.).

Значение научно-исследовательской работы в образовательном процессе является важным для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов системы МВД, поскольку влияет на расширение и укрепление их знаний, навыков и умений самостоятельно вести научный поиск, решать конкретные научные задания.

Литература

1. Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Ур-УФ, 2012. - 818 с.

2. Лебедев А. А. УИРС и ННРС // Вестник высшей школы. - 1976. - № 7. - С. 49-51.

3. Лившиц С.А. Научная работа студентов как составляющая образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1-4. - С. 46-48.

4. Литовченко В.Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01. - Минск, 1990. - 197 с.

5. Мисаревич Н.В. Научно-исследовательская работа студентов в ВУЗе: понятие и принципы организации // Перспективы развития высшей школы: материалы V Международной научно-методической конференции / редкол. В.К. Пе-стис. - Гродно: ГГАУ, 2012. - С. 111-113.

6. Мишурина О.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования профессиональных компетенций / О.А. Мишурина, Л.В. Чупрова, Э.Р. Муллина // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4 (часть 3). - С. 412-415.

7. Цхакая Д.Г. Формы и методы научной работы студентов и проблемы рационального управления ею в высшей школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тбилиси, 1989. - 23 с.

RESEARCH WORK OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Kravchenko O.G.

Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia

The modern educational system is aimed at updating approaches and methods for improving research work, which is an element of the educational process in higher education. It is research work that contributes to the formation of a new type of specialist who can solve complex situational professional problems using scientific approaches, be experienced not only in the field of training in which he receives a certain level of education in a certain specialty, but also in other areas that are strongly connected with structural and logical connections.

The article also presents the results of the analysis of the level of involvement of cadets, students, and listeners in research activities and the conditions for ensuring the usefulness of scientific research. The results obtained indicate the need to find ways to improve not only the conditions for ensuring the conduct and quality of scientific research, but also to develop an effective mechanism for stimulating the most gifted future specialists to intensify research and continue their studies in graduate school. The results of the study allowed the author to show that it is research work that gives future specialists the opportunity to reveal their creative potential, their abilities, increase the level of intelligence, direct their knowledge to the for-

mation of themselves as a conscious person, their own professional

competence during the entire period of training.

Keywords; educational process, research work, creative potential,

research skills, professional competence.

References

1. Komarova Z. I. Methodology, method, methodology and technology of scientific research in linguistics: a training manual. - Ekaterinburg: Publishing House Ur-UV, 2012. - 818 p.

2. Lebedev A. A. UIRS and NSDs // Bulletin of higher education. -1976. - No. 7. - S. 49-51.

3. Livshits S.A. Scientific work of students as a component of the educational process // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2017. - No. 1-4. - S. 46-48.

4. Litovchenko V.N. Formation of research skills of students of pedagogical specialties of the university by means of research: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01. - Minsk, 1990. - 197 p.

5. Misarevich N.V. Research work of students at the university: the concept and principles of organization // Prospects for the development of higher education: materials of the V International Scientific and Methodological Conference / editorial. V.K. Pestis. - Grodno: GGAU, 2012. - P. 111-113.

6. Mishurina O.A. Scientific research work of students as a means of forming professional competencies / O.A. Mishurina, L.V. Chuprova, E.R. Mullina // International Journal of Experimental Education. - 2016. - No. 4 (part 3). - S. 412-415.

7. Tskhakaya D.G. Forms and methods of scientific work of students and the problems of rational management of it in higher education: author. dis. ... cand. ped sciences. - Tbilisi, 1989. -23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.