Система организации научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе высшей школы
Зарединова Эльвира Рифатовна,
кандидат педагогических наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова E-mail: [email protected]
Литвинов Георгий Александрович,
доктор медицинских наук, профессор, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
В статье раскрываются методологические подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в системе высшего образования. Проанализировано состояние исследуемой проблемы в теории и практике, раскрыта организация системы научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе высшего учебного заведения. Выявлено, что перспективность и результативность образовательной организации высшего образования определяется его научно-исследовательским потенциалом и направленностью. Авторами раскрыты формы и виды научно-исследовательской работы, ее специфический характер и влияние на формирование личности будущего специалиста. Описан опыт системы организации научно-исследовательской работы на факультете психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова».
Ключевые слова: наука; высшее образование; профессорско-преподавательский состав; студент; научно-исследовательская работа; научно-педагогические исследования; студенческое научное общество; формы научно-исследовательской работы.
о с
U
сэ см о см
Постановка проблемы. В современности благосостояние государства непосредственно зависит от состояния их сферы науки. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства, лидируют в современной политико-экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.
Управление современным обществом без науки невозможно. На современном этапе развития наука изменяет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция роста численности занятых умственным трудом и уменьшения численности занятых неквалифицированным физическим трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию людей, их формированию как образованной личности. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и ее формирование. Следовательно, сфера образования в Российской Федерации опирается на научно рекомендуемые методики.
В контексте современных социально-экономических преобразований образование должно обеспечивать возможность для полноценного развития, самообучения, проявления и реализации интеллектуального и творческого потенциала каждой личности. Творческий потенциал человека -это, прежде всего, его естественный энергопотенциал, который проявляется в целеустремленности и связан с интеллектом, волей, пониманием своего предназначения и ответственности за свою судьбу и будущее. Основной задачей высшего образования является развитие творческого потенциала личности специалиста, который способен к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности. Решение этой задачи возможно лишь при условии преобразования студента из пассивного потребителя готовых знаний субъекта - активного участника образовательного процесса.
Анализ последних исследований и публикаций. Фундаментальные основы философии образования, гносеологии и методологии науки заложены Ю. Бабанским, Б. Гершунским, В. Кохановским, В. Краевским, П. Образцовым, Э. Юдиным и др.
Проблеме подготовки педагогов к реализации научно-исследовательской работы посвящены труды В. Загвязинского, А. Савенкова, В. Сла-стенина, В.Сухомлинского, С. Шацкого. Научно-
исследовательскую работу студентов как элемент подготовки будущих учителей исследовали В. Андреев, В. Борисов, И. Каташинская, Г. Кот, Г. Кловак, Л. Коржова, Т. Мишковская, О. При-ходько и др. Активно изучаются вопросы методологии и методики научного творчества студентов (К. Добросельский, Ф. Орехов); взаимосвязи учебной и научно-исследовательской работы (И. Ива-щенко); рационального управления научной работой студентов (Д. Цхакай); опыта организации научного творчества студентов в высших учебных заведениях (Л. Квиткина); формирования исследовательских умений у будущих педагогов (В. Ли-товченко, Н. Амелина, А. Митрош); факторного подхода к организации исследовательской работы студентов (Л. Авдеева, Д. Харизова), формирование культуры умственного труда студентов (А. Пермяков, В. Морозов). Методологические основы, содержание, формы и методы организации научно-исследовательской работы в практике работы высших учебных заведений рассматривали В. Воробьев, М. Донченко, И. Иваненко, А. Лушни-ков, В. Попов, Т. Сидорчук и другие.
В то же время, несмотря на значительное количество исследований в данном направлении, опыт работы высших учебных заведений, сложившаяся практика системы подготовки педагогических кадров недостаточно ориентирована на системное и деятельностное развитие научно-исследовательского потенциала будущих специалистов. К основным причинам, обуславливающим сложность освоения студентами основ научной деятельности, следует отнести:
- отсутствие единой концепции научно-исследовательской деятельности студентов в условиях обучения в университетах;
- низкий уровень мотивации;
- стандартизированный характер и направленность содержания, организационных форм и методов обучения;
- незначительный объем времени, отведенного на освоение методологии, теории и методики организации научно-педагогических исследований;
- несогласованность между структурными компонентами системы научно-исследовательской подготовки студентов и отсутствие эффективных путей и форм приобщения и стимулирования их научной деятельности. Следствием такой ситуации является низкий
интерес к научной работе, отсутствие у студентов установки на овладение культурой научного поиска, недостаточный объем знаний по методологии и методике научных исследований; несформированность исследовательских умений, неготовность к участию в экспериментально-исследовательской деятельности, что и обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель статьи - проанализировать и выявить состояние исследуемой проблемы, раскрыть особенности организации научно-исследовательской
работы студентов в образовательном процессе высшей школы.
Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизнедеятельности людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества и государства. Все вокруг человека - это достижения науки. Современная наука обладает удивительными возможностями. Еще в 1904 году Никола Тесла утверждал, что когда-то человек сможет посылать свою мысль на самые далекие расстояния. Спустя век это стало возможным. Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете.
Наука, осуществляя направленное воздействие на образовательный процесс и на изменение структуры и содержания образования, распространяется на все его компоненты: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства, результаты. Формирование научного мировоззрения и целостной картины мира происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная политика в области образования и науки направлена на то, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов и бакалавров с высшим образованием. Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников, аспирантов, доцентов удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.
Таким образом, педагогическая наука в последнее время рассматривает образовательный процесс в высшей школе как среду, в которой происходит приобщение и формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в единстве с развитием личности в целом. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из приоритетных направлений развития инновационных процессов в сфере непрерывного профессионально-педагогического образования.
Анализ зарубежных исследований подтверждает, что в европейских педагогических высших учебных заведениях особое внимание акцентируется на обеспечении единства учебно-познавательной и научной подготовки будущих специалистов путем вовлечения студентов к научно-исследовательской и экспериментальной работе [1; 7, с. 17-38]. Во Франции, Венгрии и Германии государственные и национальные образовательные стандарты указывают на обязательное привлечение студентов к научным исследованиям, проектной деятельности. В ряде факультетов высших учебных заведений при поступлении учитывается готовность и способность абитуриентов к научной работе, опыт проведения исследований на этапе школьного обучения [2, 3].
В целом зарубежные ученые С. Брукфилд, Ф. Бухбергер, Ф. Кампос, П. Чермели едины во мнении, что одними из важных задач в организации
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о т о от
з
и о со
исследовательской деятельности студентов выступают развитие инициативности, способности войти в новую проблемную ситуацию (вопрос или проблему), для которой нет единого конкретного решения; умение выявить противоречия, обуславливающие актуальность и необходимость изучения данной проблемы, определить способы влияния на ситуацию, найти ответы на вопросы, осуществить поиск наиболее эффективных методов исследования, обеспечивающих пути ее решения. В процессе исследования студент выступает в качестве исследователя, новатора, познает, ищет данные, сведения, факты, анализирует, сопоставляет, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности, обосновывает, выдвигает гипотезу. Для этого он использует весь спектр знаний, умений, компетенций и доступный арсенал источников с целью всестороннего изучения проблемы, систематизации теоретических знаний, организации экспериментально-исследовательской работы, с последующей интерпретацией данных и защиты своего открытия. Осуществляя исследовательский поиск, студент приобретает «интеллектуальную самоуверенность» (веК-геНапсе) (Р. Винтер) [8], формирует научный стиль мышления и изложения, исследовательскую культуру и этику.
Анализ отечественной литературы свидетельствует, о том, что научно-исследовательская работа студентов прошла долгий путь становления. В последние годы вновь наблюдается рост интереса студенчества к научно-исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству [5, с. 20-25]. По мнению ученых, научно-исследовательская работа студентов - это исследовательская деятельность научно-поискового характера, в результате которой субъективное познание действительности, опираясь на теоретическую базу, приобретает определенную объективную практическую значимость и новизну [4, с. 60]. Научно-исследовательская работа студентов выступает одним из важных компонентов качественной подготовки и профессионального становления специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения науки и научно-технического прогресса.
Следует отметить, что научно-исследовательская работа студентов состоит из трех взаимосвязанных блоков:
- обучение студентов основам исследовательской деятельности; организации и методики научного творчества, которое происходит в процессе изучения дисциплины «Основы научных исследований», «Современные подходы в научных педагогических исследованиях», «Организация и проведение исследований»;
- исследовательская работа студентов под руководством преподавателей, которая носит индивидуально-дифференцированный характер;
- научно-исследовательская работа студентов как элемент познания и просветительской пропаганды достижений науки и техники.
Реализованная в комплексе научно-исследовательская деятельность студентов обеспечивает решение следующих основных задач:
- овладение студентами методами научного познания, системное, углубленное и творческое усвоение программного материала;
- обучение построению логики, методики и подбору средств самостоятельного решения научно-практических и технических задач, формирование стиля и навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами организации их работы, содействие успешному решению актуальных научно-исследовательских проблем [4, с. 7-8].
Научно-исследовательская работа студентов является логическим продолжением и углублением образовательного процесса, организуется научным отделом университета и контролируется проректором по научной работе. За содержание научной работы несут ответственность профильные кафедры, эта деятельность находит отражение в деятельности студенческих научных обществ, научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро, вычислительных центров. Научная работа выступает составной частью учебного процесса, реализуется в рамках самостоятельной и индивидуальной работы студентов и предусматривает следующие виды работ:
- выполнение индивидуальных, творческих заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), которые содержат в себе элементы научных исследований и предусмотрены учебным планом;
- выполнение конкретных задач научно-исследовательского характера во время производственной или учебной практик;
- изучение теоретических основ, методики, организации научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки и интерпретации научных данных. Научно-исследовательская работа студентов,
выполняемая во внеаудиторное время, может быть организована в разнообразных формах:
- работа в студенческих научных кружках, обществах;
- участие студентов в выполнении госбюджетной и хоздоговорной научной тематики в научных подразделениях университета и по реализации различных аспектов научной темы кафедры;
- работа в студенческих конструкторских, проектных, технологических, научно-информационных, экономических, технического перевода и других бюро;
- индивидуальная работа или работа в составе творческих рабочих групп, коллективов при выполнении научных исследований в рамках отечественных или международных проектов, грантов и др. [6, с. 15-17].
Система НИрС, организованная в высшем учебном заведении, является эффективным видом деятельности по подготовке качественно новых специалистов. Направлена на развитие кре-
ативного, педагогического мышления, общих и специальных способностей, формирование исследовательских умений и навыков студентов, позволяет осуществить подготовку инициативных специалистов, развивает научную интуицию, творческий подход к применению теоретических знаний на практике, с целью решения исследовательских задач научных проблем.
Опираясь на теоретические положения обсуждаемой проблемы, представим опыт работы в этом направлении в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова».
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова - образовательный, культурно-просветительский и научный центр в Республике Крым, в структуре которого пять факультетов. Подготовка педагогических кадров осуществляется на факультете психологии и педагогического образования по семи профильным направлениям. Студенты на начальных курсах обучения приобщаются к науке. Система научно-исследовательской работы на факультете организована следующим образом: при каждой кафедре функционирует студенческое научное общество (СНО). СНО факультета - это добровольное объединение студентов, занимающихся научной деятельностью, участвующих в организации и проведении научных мероприятий. Члены студенческого научного сообщества - студенты, обучающиеся на факультете, занимающиеся научной деятельностью и участвующие в научной жизни университета. Органы студенческого научного сообщества -СНО (студенческие научные общества, кружки), научный сектор факультета при студенческом совете.
Целью деятельности СНО является повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов. Задачи, стоящие перед руководителями научных сообществ:
- выявление одаренной студенческой молодежи и привлечение в научно-педагогические исследования;
- пропаганда и популяризация научной деятельности среди студенческой молодежи;
- развитие научного потенциала и повышение уровня организации научной работы студентов;
- обеспечение формирования конкурентоспособности, готовности к динамичной, социальной и профессиональной мобильности студентов;
- оказание помощи студентам в самостоятельном научном поиске и организационном обеспечении их научной работы;
- содействие в использовании результатов научных исследований членов научного сообщества в учебном процессе;
- привлечение студентов к инновационной деятельности, формирование умения доводить научно-исследовательскую работу до уровня ее логического завершения и реализации в образовательной практике;
- содействие осуществлению межвузовского, межрегионального и международного сотрудничества в сфере научной деятельности. Научная деятельность участников СНО осуществляется в следующих формах: самостоятельная научная и проектная деятельность, участие в работе СНО (кружков); в научно-практических мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, круглых столах), в проведении плановых и внеплановых научных мероприятий, в профильных научно-исследовательских конкурсах, олимпиадах и др.
Научное общество с целью наиболее эффективного функционирования структурировано на два звена:
- научная комиссия - исполнительный орган, занимающийся текущей деятельностью студенческого научного общества, включающий в себя преподавателей кафедр, факультета, ответственных за НИР и представителей всех академических групп факультета психологии и педагогического образования;
- научные кружки, секции (СНО) - структурные подразделения, занимающиеся разработкой, углубленным изучением, исследованием отдельных (профильных) направлений. НИРС осуществляется под руководством руководителя научного кружка и модераторов по секторам. В состав студенческого научного общества принимаются студенты, желающие заниматься научной работой и проявляющие интерес к ней.
Студенческие научные общества на факультете психологии и педагогического образования активно осуществляют свою деятельность по различным направлениям: теория и история педагогики, теория и практика дошкольного образования, традиции и инновации в педагогике начального образования, инклюзивное образование детей и взрослых, технологическое образование. Интерес и научная активность студентов находит отражение в системе научных мероприятий. Так СНО кафедры дошкольного образования и педагогики выступает инициатором и организатором следующих мероприятий: научно-практические конференции, конкурсы научных и творческих работ, олимпиады, научно-методические и научно-практические семинары и другие мероприятия, определяемые руководством научного сообщества и руководством факультета.
Результаты научно-исследовательской работы студенческого коллектива СНО «Новая генерация педагогов XXI века» находят отражение в сборнике научных работ «Путь в педагогическую науку: проблемы и решения», который издается с 2011 г. В сборнике публикуются статьи научно-методического характера, теоретические и прикладные исследования студентов.
В течение года в соответствии с планом работы проводится цикл научно-познавательных мероприятий: конкурсы, семинары, тренинги, круглые столы, где студенты выступают организаторами
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о
т о
от
з
и о со
и выполняют в роли модераторов, членов рабочих групп. По отзывам участников к числу наиболее успешно проведенных мероприятий в 20182019 гг. отнесем следующие:
- лингводидактический тренинг «Использование современных методов преподавания английского языка в теории и практике дошкольного образования», 29 ноября 2018. Цель тренинга -показать значимость и важность изучения английского языка с раннего возраста;
- круглый стол «Теория и практика формирования поликультурной компетентности обучающихся в образовательных организациях Республики Крым», 19 марта 2019 г. Цель круглого стола: повышение уровня поликультурной компетентности обучающихся в образовательном процессе, формирование межэтнической толерантности современной молодежи и способности к межкультурному взаимодействию и диалогу культур;
- научно-практический семинар «Идеи педагогической антропологии в классическом наследии К.Д. Ушинского», посвященный 195-летию со дня рождения великого педагога, 27 ноября 2019.Цель семинара - приобщение студентов к живой истории и педагогическому наследию прошлого, развитие познавательного интереса, педагогического мышления и формирование научного мировоззрения;
- научно-практический семинар «Методология и логика научно-педагогического исследования», направленный на формирование научного мировоззрения, исследовательской культуры и педагогического мастерства будущих воспитателей», 6 декабря 2019. Цель семинара заключалась в формировании и расширении знаний в области методологических основ и методологических принципов организации научно-педагогического исследования, приобщении молодых ученых к научно-исследовательской деятельности, развитии их познавательного интереса и формировании исследовательских навыков;
- научно-практический семинар «Педагогическая система А.С. Макаренко», 6 ноября 2019 г. Цель - расширить знания студентов и о педагогическом наследии и раскрыть особенности воспитательной системы выдающегося отечественного педагога;
- региональный научно-практический семинар «Научная культура и этика исследователя», 19 декабря 2019. Цель - раскрыть и расширить представления о профессионально-значимых качествах исследователя, педагогическом мастерстве исследователя: общая культура и эрудиция, профессиональные знания и исследовательские способности и умения, исследовательская педагогическая направленность.
§ Теоретико-методические знания студентов по базовым дисциплинам позволяют им принять еЗ участие в олимпиаде по педагогике и дошкольной Ц педагогике и показать уровень сформированности
профессиональной компетентности. Так, студенты СНО принимают участие в международных конкурсах научно-исследовательских и творческих работ и олимпиадах:
- VI Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых «Стратегии устойчивого развития», проводимый Карачаево-Черкесским государственным университетом имени У.Д. Алиева, г. Ка-рачаевск;
- Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского», «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» на базе Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
- Международные научно-исследовательские конкурсы «Лучшая студенческая статья», «Студент года», «Педагогические исследования и разработки 2019», Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение», г. Пенза;
- конкурс творческих работ «Учитель - мое призвание» ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», г. Симферополь;
- олимпиада по теории и истории педагогики, дошкольной педагогике ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», г. Симферополь, г. Ялта. Особым достижением является участие студентов КИПУ в конкурсе на соискание стипендий И. Гаспринского и Совета министров Республики Крым. Для назначения стипендий представляются кандидатуры студентов, которые не менее четырех семестров подряд по результатам сдачи экзаменационных сессий имеют высокий показатель, принимают активное участие в научной работе по актуальным для Республики Крым проблемам, имели опубликованные научные работы, изобретения, патенты, а также работы, получившие высокую оценку на научных конкурсах, олимпиадах и т.д.
Вывод. Безусловно, наука - одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие -важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством.
Целостность образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования определяется материально-технической базой, исследовательскими лабораториями, информационными ресурсами, содержанием и научно-исследовательским потенциалом: научной активностью и мобильностью профессорско-преподавательского состава и его направленностью на студентов. Научно-исследовательская работа вооружает студентов-будущих педагогов -основами методологии, системе методов научно-
го познания, логикои и структурой организации научного исследования, способствует углублению и творческому усвоению ими учебного материала, формирует у студентов навыки работы в научном коллективе, обеспечивает успешное решение актуальных научных и педагогических задач. Перспективным для совершенствования и дальнейшего развития НИРС будет формирование научных связей, научных школ, усиление роли и значимости научных исследований, обеспечение неразрывной связи теории с практикой, повышение качества и уровня научно-исследовательских работ.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Де Ланшеер В. Концепция «минимальная компетентности». Перспективы: вопросы образо-вания.1988. - № 1. - С. 17-38. Лисенко М.Р. Реформирование системы высшего образования во Франции в 80-90-е гг. XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2002. 20 с.
Мельникова Л.И. Начальное профессиональное образование в Германии: автореф. дис. ... д-ра.пед. наук: 13.00.01. Барнаул.1999. 37 с. Мiрутенко В.В., Демчинська М.1., Симочко Л.Ю. Методичний поабник до виконання практичних роб^ з курсу «Науково-дослщна робота студенев». Ужгород, 2011. 72 с. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Ефанов, В.А. Федоров, И.С. При-ходько, A.C. Зуева, К.В. Комарова; науч. ред. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во гОу ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 144 с. Организация научно-исследовательской работы студентов в Российском государственном профессионально-педагогическом университете / Сост. канд. пед. наук, доц. Е.Д. Шабал-дин; Отв. редактор д-р пед. наук, доц. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 52 с.
Carr W. &Kemmis S. Becoming Critical. Education, Knowledge and Action research. London: FalmerPres, 1986. 182 p. Winter R. Learning from Experience: Principles and Practice in Action Research. Lewes: Falmer Press.1990. 124 p.
the system of students' research work organization of the educational process of higher education
Zaredinova E.R.,
Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University Litvinov G.A.,
Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University
The methodological approaches to the students' research work organization in the system of higher education are considered in the article. The state of the problem under study in theory and practice is analyzed; the system of students' research work organization in the educational process of higher educational institution is disclosed. It has been revealed that the prospects and effectiveness of the educational organization of higher education is determined by its research potential and focus. The forms and types of research work are disclosed by authors, its characteristic nature and impact on the personality of a future specialist are considered in the article. The experience of the organization of research work at Psychology and Pedagogical Education Faculty of Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University is described.
Keywords: science, higher education, faculty, student, scientific research work, scientific and pedagogical research, student scientific society, forms of research work.
References
Per-
1. De Lansher V. The concept of "minimum competence". spectives: Education Issues. 1988.- № 1. - P. 17-38.
2. Lysenko M.R. Reforming the higher education system in France in the 1980s and 1990s. XX century: abstract. diss. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01. Moscow, 2002. 20 p.
3. Melnikova L.I. Primary Vocational Education in Germany: Abstract. diss. ... Dr.Ped. Sciences: 13.00.01. Barnaul.1999. 37 p.
4. Mirutenko V.V., Demchinskaya M.I., Symochko L.Yu. A methodical guide to the implementation of practical work in the course "Students' research work". Uzhgorod, 2011. 72 p.
5. Organization of research work of students in the university [Text]: textbook-method. manual / A.V. Efanov, VA Fedorov, I.C. Prikhodko, A.C. Zueva, K.V. Komarova; scientific ed. V.A. Fedorov. Yekaterinburg: Publishing House of the State Higher Educational Institution "Ros. state. prof. Univ. ", 2009. 144 p.
6. Organization of student research work at the Russian State Vocational Pedagogical University / Sost. Cand. ped. Sciences, Assoc. E.D. Shabaldine; Open editor Dr. Ped. Sciences, Assoc. V.A. Fedorov. Ekaterinburg: Ross Publishing House. state. prof. Univ., 2002. 52 p.
7. Carr W. & Kemmis S. Becoming Critical. Education, Knowledge and Action research. London: FalmerPres, 1986. 182 p.
8. Winter R. Learning from Experience: Principles and Practice in Action Research. Lewes: Falmer Press.1990. 124 p.
C3
о
CO
-a
I=i а
—i
о
C3 t; о m о от
з
ы о со