Научная статья на тему 'Роль научного студенческого общества в подготовке будущих специалистов'

Роль научного студенческого общества в подготовке будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENT RESEARCH WORK / ИССЛЕДОВАНИЯ / INVESTIGATIONS / НАУЧНО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ / SCIENTIFIC AND IMPLEMENTATION WORK / НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / SCIENTIFIC STUDENT SOCIETY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Е.В.

В статье рассматривается проблема эффективной организации научно-исследовательской работы студентов в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SCIENTIFIC STUDENT SOCIETY IN THE PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS

The article is dedicated to the problem of effective realization of student research work in the conditions of transition to Federal State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Роль научного студенческого общества в подготовке будущих специалистов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.5

Е.В. Смирнова

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики кооперации и предпринимательства, АНО ВПО Центросоюз РФ «Российский университет кооперации»

РОЛЬ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема эффективной организации научно-исследовательской работы студентов в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, исследования, научно-внедренческие работы, научное студенческое общество, компетенции, профессиональные качества.

E.V. Smirnova, Russian University of Cooperation

THE ROLE OF THE SCIENTIFIC STUDENT SOCIETY IN THE PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS

Abstract. The article is dedicated to the problem of effective realization of student research work in the conditions of transition to Federal State Educational Standards.

Keywords: student research work, scientific student society, competences, professional qualities, investigations, scientific and implementation work.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [1, с. 81].

В современных условиях потребность экономики в специалистах среднего звена определяет основную задачу профессиональной школы - подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства [2, с. 99].

ФГОС нового поколения построены на компетентностном подходе. Современный выпускник должен владеть конкретными видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями. В этой связи сегодня особенно актуальна задача привлечения студентов к проектной и исследовательской работе. Научно-исследовательская работа студентов ссузов является одной из важнейших форм учебного процесса и реализуется в двух направлениях:

- учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная образовательным стандартом, рабочим учебным планом и рабочей программой;

- исследовательская работа сверх требований ФГОС.

Эффективная организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) требует организационного, научно-методического и технического обеспечения. В ссузе разработаны следующие положения о научно-методической работе, о научно-методическом совете, о НИРС, о научном студенческом обществе, о проектной деятельности студентов в период практики, о научно-практической конференции и т.д.

Научно-исследовательская деятельность студентов должна осуществляться в соответствии с единой научно-методической темой учебного заведения. В начале учебного года на научно-методическом совете разрабатывается и затем утверждается педсоветом комплексный план научно-методической работы, в том числе план проектной деятельности (научно-

внедренческих работ).

В рамках рабочих учебных планов в колледже организована исследовательская работа студентов по различным направлениям.

Например, по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» она предполагает проведение анализа финансового состояния и экономических показателей предприятия, разработку бизнес-планов. По специальности «Коммерция» - анализ рынка отдельных групп товаров, исследование конкурентоспособности и разработку плана маркетинга торгового предприятия. По специальности «Технология продукции общественного питания» - анализ соблюдения и разработку рецептуры, технологических карт блюд, оценку их пищевой ценности.

Кроме того, НИРС в данном направлении предусматривает выполнение курсовых работ (в основном они носят комплексный характер и содержат проектную часть). В период практики студенты выпускных курсов выполняют индивидуальные задания. По итогам практики проводится научно-практическая конференция, где подводятся итоги исследовательской деятельности студентов.

Важную роль в организации НИРС играют методические недели цикловых комиссий, которые предполагают проведение открытых занятий и внеклассных мероприятий, конкурсов, научно-практических конференций, тематических заседаний кружков и клубов, презентаций НИРС.

Внеурочная форма исследовательской работы организована на базе научного студенческого общества (НСО). Руководство им осуществляет заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе. Текущую работу курирует руководитель, который назначается из числа преподавателей колледжа. НСО объединяет предметные и профессиональные клубы по направлениям: учетно-экономическое, коммерческое, информационно-технологическое, правовое. В рамках НСО работают клубы: «Хочу все знать»; «Информ»; «Клуб деловых людей»; «Технолог»; «Бухгалтер»; «Фемида» и другие. Охват студентов научно-исследовательской работой составляет более 50%.

Основными направлениями работы НСО являются:

- проведение исследований по различным проблемам;

- организация встреч с практическими работниками различных отраслей и сфер деятельности;

- проведение тематических мероприятий по актуальным проблемам экономики, торговли, общественного питания и других отраслей деятельности;

- организация проектной работы по проблемам внедрения информационных технологий в различных областях деятельности (образовательной, управленческой, торговой и т.д.);

- информационная поддержка сайта колледжа в сети Интернет;

- участие в городских и областных конкурсах и научно-практических конференциях.

По итогам работы НСО проводятся конкурсы и выставки студенческих работ. Лучшие из них представляются на региональные и межрегиональные студенческие конкурсы и конференции [3].

Таким образом, развитие исследовательской и творческой работы студентов - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов [4, с. 167]. Опыт работы колледжа подтверждает, что организация проектной деятельности студентов направлена на формирование их профессиональных качеств и компетенций, что в дальнейшем способствует трудоустройству, успешной адаптации и закреплению на производстве.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2013, - с. 81.

2. Смирнова Е.В. Роль инновационных технологий в профессиональной подготовке спе-

циалистов. Инновационные технологии в образовании и профессиональной деятельности. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 29 января 2010 г. - М.: Издательство СГУ, 2010, - с. 99.

3. Инновационные технологии - инновационной экономике: Материалы международной заочной научно-практической конференции студентов и магистрантов, г. Краснодар, 10 апреля 2013 г. Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации». - Краснодар: Центр печати, 2013. - 132 с.

4. Валова Н.В. Научное студенческое общество как важный фактор повышения качества профессионального образования. Инновационные технологии организации обучения на пути к новому качеству образования: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 2011 г. М.: Издательство СГУ, 2011. - с. 167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.