УДК 378-057.875:001.891
UDC 378-057.875:001.891
ВОРОНКОВА Л.В.
кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» E-mail: [email protected]
VORONKOVA L.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Orel
State University E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ОПЫТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ]
FORMATION OF READINESS OF STUDENTS TO RESEARCH AND DESIGN ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION (EXPERIENCE RESEARCH AND DESIGN ACTIVITIES IN TEACHING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN THE UNIVERSITY]
В статье представлен опыт работы по организации исследовательской и проектной деятельности студентов в системе профессионально-педагогической подготовки бакалавров педагогического образования, направленной на формирование готовности будущих учителей к исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, бакалавр педагогического образования, проектная деятельность, научно-исследовательская работа.
The article presents the experience of organizing research and project activities of students in the system of professional pedagogical training of bachelors ofpedagogical education, aimed at the formation of readiness offuture teachers to design and research activities in the educational institution.
Keywords: professionally-pedagogical training, bachelor of education, project activity, scientific research work.
Смена образовательной парадигмы, внедрение компе-тентностного подхода в систему педагогического образования существенно изменило требования к качеству образования и определило новые положения о компетентности выпускника университета - будущего педагога современной школы. Современный педагог должен быть готов к проектированию и анализу своей педагогической деятельности, самостоятельным действиям в условиях современной системы образования, обладать стремлением к самореализации. Все это определяет необходимость поиска модели учебного процесса, в котором приоритетные позиции занимает исследовательская и проектная деятельность студентов, что позволит в полном объеме реализовать задачи ФГОС высшего образования, сформировать у студентов комплекс профессиональных компетенций.
Специалист, получив в годы обучения хороший опыт исследовательской деятельности, освоив методы и способы познания, быстрее других проникает в сущность педагогических явлений и процессов, быстрее будет выстраивать последовательность своих педагогических действий. У такого специалиста лучше сформированы организационные и аналитические навыки, в решении многих вопросов обучения и воспитания обучающихся, он будет активно включаться в инновационную деятельность образовательного учреждения, то есть будет более конкурентоспособным. Следовательно, мы считаем, что целесообразно совершенствовать систему организации научно-исследовательской и проектной работы в системе подготовки бакалавров педагогического образования в университете.
Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов сегодня рассматривается как образовательный феномен, который обладает большим и, как правило, не всегда реализуемым в образовательном процессе потенциалом, предусматривает включение студентов в активную творческую деятельность. Именно этими обстоятельствами обусловлен наш интерес к проблеме организации научно-исследовательской и проектной работы студентов.
Нами разработан образовательный проект «Путь в педагогическую науку», основную идею, которого можно выразить тезисом от науки к практике, от изучения к конструированию. Актуальность проекта мы видим в разрешении следующих противоречий:
- на социально-педагогическом уровне: между потребностью системы образования в педагогах, готовых к научно-исследовательской и проектной деятельности и недостаточной готовностью студентов-выпускников к этим видам деятельности;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов и недостаточно исследованными возможностями повышения эффективности данного процесса;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью оптимизации организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к научно-исследовательской и проектной деятельности и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации этого процесса.
В основе проекта лежит идея о создании на факультете инновационной системы организации научно-исследовательской работы студентов, включение их в проектную деятельность, как необходимого фактора их профессионального становления. Проект мы рассматриваем, как средство мотивации студентов и включения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность, результаты которых могут быть востребованы и использованы для решения конкретных педагогических задач в образовательных организациях региона.
Цель проекта - создание педагогических условий для организации процесса формирования готовности студентов к научно-исследовательской и проектной деятельности в системе школьного исторического образования.
Задачи проекта определены как:
- формирование мотивации студентов к исследователь-
© Воронкова Л.В. © Voronkova L.V.
ской и проектной деятельности, развитие их субъектности как активных участников образовательного процесса;
- знакомство студентов со спецификой и структурой научно-педагогического знания, ролью и значением педагогической науки для системы образования и получения практических навыков научно-исследовательского труда;
- развитие рефлексии и самоконтроля студентов знакомство с критериями эффективности научно-исследовательской и проектной деятельности, методами, приемами контроля и самоконтроля;
- создание системы партнерства кафедры с образовательными и научными организациями.
Проект «Путь в педагогическую науку» предусматривает организацию мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций в рамках изучения учебных дисциплин психолого-педагогического цикла, организацию внеаудиторной самостоятельной, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов с первого курса.
Данная система мероприятий направлена на формирование мотивации и самоопределения студентов в выборе темы научного исследования. Для студентов предлагаются практико-ориентированные темы, например: «использование дебатов на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников»; «активизация познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания»; «методические приемы использования наглядности на уроках истории и обществознания».
План мероприятий по организации научно-иссл
Работа над темой исследования начинается традиционно, с изучения литературы. Студенты имеют возможность получать консультацию у научного руководителя, пользоваться университетской библиотекой и интернет ресурсами, участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной и научно-методической информации по теме исследования, проводить педагогический эксперимент и разрабатывать научно-обоснованные рекомендации по изучению конкретной педагогической проблемы.
Первый опыт научного исследования студенты приобретают в ходе выполнения курсовой работы, которая является обязательной, так как, предусмотрено учебным планом. А вот участие в работе над педагогическим проектом дело добровольное, студенты могут работать в рамках времени выделяемого для организации самостоятельной работы.
Привлечение студентов к проектной деятельности мы считаем эффективным механизмом формирования готовности студентов - будущих педагогов к исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении. При этом рассматриваем учебное проектирование, как «... совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или творческого знания, той или иной деятельности, в процессе создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Это путь познания, способ организации процесса познания, для достижения поставленной дидактической цели» [1].
Таблица 1.
ательской и проектной деятельности студентов
курс Учебная дисциплина Мероприятия
Студенческие научно-практические конференции
1 курс Педагогика: Педагогика Раздел: «Введение в педагогическую деятельность»; «Общие основы педагогики» «Педагогическое наследие и его роль в становлении современного образования»
Педагогика: Раздел «Теория обучения» Раздел «Теория и методика воспитания» Олимпиада по педагогике
2 курс Педагогика: Раздел «Философия и история педагогики» «Генезис дидактических систем в различные исторические периоды»
3-5 курс Методика преподавания истории Методика преподавания обществознания «Проблемы, тенденции и перспективы развития школьного исторического образования»
Конкурсы проектов (вузовский, региональный)
2-4 курс Психология Педагогика История Конкурс научно-исследовательских работ «Студенческая наука»
Межвузовский региональный студенческий Конкурс воспитательных проектов развития и саморазвития личности компетентного специалиста в системе высшего и среднего профессионального образования «Ступени»
Межвузовский региональный студенческий Конкурс проектов «Педагог 57»
Мстер-классы
3-5 курсы Методика преподавания истории Методика преподавания обществознания Проектная деятельность учителя в школьном образовательном пространстве
Конструирование современного урока истории
2 курс Педагогика Проектирование программ воспитательной деятельности
Дискуссии
2-5 курс Педагогика Методика преподавания истории Методика преподавания обществознания Профессионально-педагогическая деятельность учителя истории
Плюсы и минусы традиционного и инновационного урока истории
Учебное проектирование является методом обучения и средством практического применения усвоенных знаний и умений в области будущей профессиональной деятельности. Оно направлено на выработку исследовательских умений: постановки проблемы, сбора и обработки информации, проведения педагогического эксперимента, анализа полученных результатов. Способствует развитию логического мышления, творческих способностей. Оказывает воздействие на формирование всех компонентов творческой деятельности студентов (мотивация творчества, способность творческой мысли, способность творческого сотрудничества, способность использовать теоретические знания и умения учебных дисциплин при выполнении творческих заданий и решения частной педагогической проблемы).
Рис. 1. Компоненты опыта творческой деятельности студентов, формируемые при разработке педагогического проекта.
А так же формирует личностных качества такие как: четкость целей и ценностных ориентаций, ответственность, самостоятельность, креативность, компетентность, системность, критичность, прогностичность мышления, способность ставить и решать все более сложные задачи, коммуникабельность, умение создавать и работать в команде, способность к самоопределению, самоуправлению, самосовершенствованию и творческой самореализации [5, с. 62].
Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект [2, с. 36]. По мнению О.С. Газмана, «это комплексная деятельность, одной из отличительных особенностей которой является автодидактизм - способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Это свойство связано с «неизбежностью» получения по ходу участия в проекте новой информации, освоения новых видов активности, в том числе совместной с другими, с переживанием позиции творца, позиции «управляющего обстоятельствами человека»» [1, с. 46].
Проектную деятельность студентов мы рассматриваем как основу для приобретения навыков непрерывного обучения или обучения в течение всей жизни, которые позволят выпускнику адаптироваться к постоянным изменениям в системе образования и в школьном историческом образовании в частности. Внедрение метода проекта в систему психолого-педагогического цикла подготовки бакалавров педагогического образования, обусловлено следующими факторами:
во-первых, использование метода проекта - достаточный гибкий инструмент, не требующий создания дополнительных структурных подразделений на факультете и в университете и материально-технических затрат. Для разработки и реализации проектов на кафедре создаются временные проектные группы студентов под руководством преподавателей кафедры;
во-вторых, наличием прочных деловых связей кафедры с Бюджетным учреждением Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», образовательными организациями области, лабораторией сельской школы Орловского государственного университета, региональным отделением общественной организации «Педагогическое общество России», что позволяет решать задачу поиска заказчиков деятельности проектных групп и диссеминации инновационного педагогического опыта.
С 2016 года студентами были разработаны и внедрены следующие проекты:
- «Работа с текстом исторических источников и документов на уроках истории России»;
- «Работа с текстом исторических источников и документов на уроках истории России»;
- «Формирование этнокультурных компетенций учащихся в условиях школьного исторического образования»;
- «Социальные сети как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся в школьном историческом образовании»;
- «Проектирование и использование электронно-цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в школе».
При выборе тематики проекта приоритет отдается актуальным вопросам обучения, воспитания, социализации обучающихся образовательных учреждений региона. При этом мы стремимся к тому, что бы было наличие заказчика, например образовательное учреждение, которое могло бы сформулировать цели проектной деятельности и обеспечить процесс апробации и внедрения проекта в педагогическую деятельность.
Так, при разработке образовательного проекта «Система внеурочной воспитательной деятельности учителя истории в сельской малокомплектной школе» заказчиком выступила МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» Покровского района Орловской области, а задачи были сформулированы следующим образом:
- разработать программу воспитательной деятельности учителя истории в условиях реализации ФГОС основного общего образования с учетом специфики сельской малокомплектной школы;
- подготовить диагностический материал для выявления эффективности воспитательной программы;
- разработать методические рекомендации для учителей «Как разработать программу внеурочной воспитательной деятельности по истории».
Организацию проектной работы по теме заказчика на кафедре студенты проводят в пять этапов, а именно:
- подготовительный - уточняется формулировка проектной задачи, сроки разработки и реализации проекта, утверждается плана работы над проектом, определяется состава участников проекта - исполнитель, научный руководитель проекта и эксперты;
- исследовательский - исполнитель изучает нормативно-правовые документы, специальную литературу и источники по теме проекта, проводит сбор информации на основе изучения практического опыта, ведет поиск решения поставленных задач;
- моделирования - начинается содержательным описанием моделируемого объекта и заканчивается программной реализации модели;
- апробации - проводится педагогический эксперимент на базе образовательного учреждения, выступившего в качестве заказчика, выявляется эффективность предложенного решения проблемы;
- экспертной оценки - проект рассматривается экспертами и заказчиком с точки зрения теоретической обоснованности, практической значимости;
- подведения итогов - вырабатываются предложения и рекомендации по использованию проекта; результаты проектной деятельности оформляются в виде отчета и передаются заказчику, готовится теоретический и практический материал проекта к публикации.
Результаты проектной деятельности студентов дают высокие показатели учебной и научной деятельности. Количество проектов, научных публикаций с участием студентов, увеличилось в несколько раз по сравнению с количеством проектов и публикаций до внедрения проектного метода. Мы считаем, что активность студентов в проектной и научно-исследовательской деятельности является следствием эффективности учебного процесса. Эффективность предложенного варианта использования проектного метода можно подтвердить количеством и качеством разработанных, апробированных и внедренных в педагогическую практику образовательных учреждений педагогических проектов, а так же количеством и качеством научных публикаций студентов. Данный метод измерения эффективности является обобщающим и свободен от субъективных оценок.
За последние два года студентами подготовлены 56 проектов выполненных в рамках изучения курса «Педагогика» и «Методика преподавания истории», из них учебных проектов 29, образовательных проектов - 3, воспитательных -4, досуговых - 14 проекта, культурно-просветительских - 6 проектов. Качество разработанных проектов подтверждают итоги ежегодного межвузовского регионального студенческого Конкурса воспитательных проектов развития и саморазвития личности компетентного специалиста в системе высшего и среднего профессионального образования «Ступени» (http:// oreluniver.ru/media/news/show/1/3860) и всероссийских и международных конкурсов. В 2016 году на конкурс были представлены следующие проекты:
• педагогический проект «Программа воспитательной деятельности учителя сельских школьников «Летопись славян из прошлого в будущее», он был реализован в МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа» Орловской области; на Всероссийском образовательном конкурсе профессионального мастерства и личных достижений работников образовательных учреждений «Педагогическое открытие» в номинации «Педагогические инновации занял 1 место. Данный проект, как учебно-методическая разработка была транслирована на Всероссийском уровне педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях в связи с внедрением ФГОС общего образования. География трансляции опыта: Центральный Федеральный округ, Южный Федеральный округ, Северо-Западный Федеральный округ, Дальневосточный Федеральный округ.
• педагогический проект досуговой деятельности «Рукоделье на Руси» был в числе победителей на Всероссийском с международным участием конкурсе профессионального мастерства «Педагог-Новатор-Профессионал» занял 1 место. В 2017 году студентами были разработаны и высоко оценены экспертами следующие программы:
• практико-ориентированный проект «Рождение образа Руси»;
• культурно-просветительский проект «Образ русской
женщины»
• культурно-просветительский проект «Виртуальный музей открытки «Почтовая карточка из прошлого в настоящее»»;
• образовательный проект «Политическая культура современной Франции», на Международном педагогическом конкурсе «Урок с использованием ИКТ»;
• методический проект «Проектирование и использование электронно-цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания курса «История древнего мира». Все названные проекты прошли апробацию и внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений региона.
За период с 2016 по 2017 год произошло увеличение процента студентов занимающихся проектной деятельностью от 42 % до 74 %.
Использование нами метода проекта в системе преподавания учебных дисциплин психолого-педагогического цикла обеспечивает высокое качество их обучения и формирования:
- мотивации к учебной и научной деятельности;
- способности к самообразованию, социальному взаимодействию;
- готовности к разрешению педагогических проблем и к использованию информационных ресурсов;
При этом достигается эффект самообучения и взаимного обучения студентов. У студентов появляются четкое понимание учебных и научных проблем, смелость в научном творчестве. У них возникают партнерские отношения в учебной деятельности с преподавателем и друг с другом, умение отстаивать свою точку зрения. Таким образом, в результате применения нами проектного метода достигается эффективность учебной и научной деятельности студентов. При таком подходе к обучению студенты приобретают профессиональные компетенции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.
Между тем, к числу ограничений в использовании метода проекта в образовательном процессе университета, как фактора развития и профессиональных компетентностей студентов и их готовности к исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении можно отнести:
- сохранение противоречия между необходимостью организовывать образовательный процесс с преобладанием проектной деятельности студентов и ограниченностью учебного времени, отводимого на освоение программного материала;
- сохранение разрыва между возрастающими требованиями к уровню профессиональной компетентности студентов, его педагогической деятельности и социальным признанием его новой роли в образовательном процессе как проектировщика, исследователя, конструктора новых образовательных практик.
Перечисленные противоречия и трудности мы воспринимаем как объективно существующую реальность современной образовательной практики, которая диктует необходимость дальнейшего поиска решения проблемы, формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования используя метод проекта в высшей школе.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 500 с.
2. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001. С. 171
3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
4. Полат Е.С. Современное педагогическое и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, И.Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368с.
References
1. Andreev V.I. Pedagogy of higher education. Innovation and prognostic course. Kazan: Center for innovative technology, 2013. 500p.
2. Bederkhanova V.P. the formation of the oriented position of the teacher. Krasnodar, 2001. P. 171
3. Kolesnikova I.A. Pedagogical design: Proc. allowance for higher. studies'. institutions / I. A. Kolesnikova, M. P. Gorchakova-Sibirskaya; ed. by I.A. Kolesnikova. M: Publishing center «Akademiya», 2005. 288 p.
4. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in education/E. S. Polat, I. Y. Bukharkina. M.: Publishing center «Academy», 2008. 368p.