й
; пои'Л ч И1и)<|
ч*Н!!ги^І НІ Ш1(|
Ві'НзнОиінііи
ііл; ИП .1 еліінїь* гіЗзиийС чіззннси»дащ
ИІЗІїМітЛГІГ иаМ=а ЧлИис 0-ЦНЄ*іЗгЙКі Внім^ію йм-э внаїаіввюаз
НІ/еЯ^З-ВН он л за І-.І-. і: ш- и 1 зи не ас Тг.-'. сіс ад
ВІЛЙІНОИ
еюоозоі.і ^иіп'їні-мс ппо Йзд
ии ір.-іміс^гоз і' ЙЦя, аэдээоиз 'аэк.иы анз-иімшоз иідвжщо и о-ичс:і:сіс1ґоз У.ьо-ізони і; еф ПУОСІЛ
зш« и асиг.с эиэююаюоэ
ЯІ30НЯиВНВ>Ю.ЮНу\|
ЗИ.и ОЧІ ВІГІ зі Ис.Иикэ..'.. їпі гііі-іЛ; сас.юз е оі ілш
=іч»і ..ичітізаіооз
чІИІІГКі'І І! №3(|
іисдінпоіиі»
с
1
І
е
С.
ЕІЗЯЗ- оз.зги=;н ялю-сесдо
Ч130НЧІ/аЛіЕ?&^ а 13 ЕС £09 а п ЭНС ЕЛ2 ЇЛО и^ОСІ и
змаїз 1001003 с но і .и/э^ЕЕй эн зіз із аю оо
рііиАс] |
Г-- і-ґі
о о
Э — V- Г-- ґ-- а
■Х~/ *“■ «іО ■ *“ ІЛ
г--, дп і_- к- і ґі и~ о о с о а сэ
Ю ч- і_Г
3 II Iа • О і1
70 І-П т- і_" ІГ> \Х> -ч-СЗ О <=>
«М (Гч, Г- 1 «М Єчі
N т- т- Гчі
=Ш,
■Ґ) Ч*> ІҐІ и.“ іґі ІҐЇ ІҐІ 9 О О О ООО
Г/ іЛ ЦП 1“ >ґі »Л ІГІ 14 б'О С ООО
XI -
о- 1= ал о Л Сй
I— ^ «
гг; “1
_ V та о
^ ± щ Т лз
5 а> о зз
£ ? Ї
Щ £ ™ 5
Я та ге =
ш ■£. ^ з х
1 .і рр.
по методике должен быть организован выход в Интернет, доступ к всевозможной учебной и методической литературе. Преподаватель в этот период выполняет главным образом функции координатора по учебно-методическим материалам, подсказывает наиболее подходящие места и короткие пути поиска. Эти условия необходимы и в дальнейшем, но на первых занятиях они являются решающими. Обработка (осмысление и оформление) собранных материалов реально начинается с занятия 3-4. Именно тогда имеет смысл назначать дату первой сдачи первой работы содержательного блока. Поскольку осмысление работ может происходить параллельно, предварительная сдача и консультирование также может осуществляться параллельно. Однако указанного по-
рядка завершения выполнения заданий все-таки рекомендуется придерживаться. Не исключается возврат к уже сданной на некотором уровне работы для её улучшения, если по мере дальнейшей работы пришли новые мысли и решения.
Литература
1. Педагогический энциклопедический словарь (источник: http://dictionary.fio.ru/)
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
В данной статье автором сделана попытка доказать, что при обучении проектно-исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа у них формируются компетенции, необходимые для профессионального становления педагога.
Кожекина Екатерина Александровна,
аспирант АПК и ППРО г. Москва [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Как нужно обучать студентов, чтобы у них формировались компетенции, необходимые для профессионального становления педагога?
Ключевые слова: ключевые компетенции будущего педагога; содержание компетенций; нормативные документы; метод проектов; исследование; организация исследовательской работы
Проблема формирования компетенций в образовании, в том числе и профессиональном, поставлена, но пока еще не может считаться решенной.
Остановимся на характеристики компетенций, неотъемлемо связанных с воспитанием профессионально значимых умений будущего педагога. Так, ключевые компетентности - наиболее общие универсальные способы действия (способности и умения), позволяющие будущему педагогу понимать ситуацию,
достигать результатов в личной и профессиональной жизни в конкретных социальных условиях. Эти компетенции приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения, они проявляются в деятельности и могут быть применимы в разнообразных новых ситуациях. Одной из ключевых компетенций будущего педагога, на наш взгляд, должна стать компетентность, которая включает в себя: о владение научными методами познания и использование их в реальной жизни,
о освоение культуры социальных отношений, готовность к диалогу;
о стремление реализовывать возможности коммуникативных связей для решения профессиональных задач,
о обладание целостным представлением о процессах и явлениях в неживой и живой природе, экологическими принципами охраны природы;
о владение современными информационными технологиями;
о способность выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
о способность самостоятельно оценивать достаточность своих общенаучных знаний и при необходимости пополнять их.
Вторая, не менее важная, социальная компетенция:
• осознание значения своих социальных функций как члена общества, гражданина своей страны,
• научное представление о социальных явлениях; знание прав и свобод человека и гражданина,
• умение реализовывать их в различных жизненных ситуациях;
• знание основ педагогической деятельности
• способов приобретения, хранения и передачи социального опыта;
• совершенствование речевой культуры и т. д.
Содержание этой компетенции может быть существенно, если отнести к сфере полномочий будущего педагога вопросы социального взаимодействия, В.Г. Ромек рассматривает социальную компетенцию как результат индивидуального стиля уверенного поведения, при котором навыки автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) пакета [Яроч-кина]. Социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, в коммуни-
кации, разрешения конфликтов, в выносливости, развивать отношения, выстраивать поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами, понимать желания, ожидания других людей, учитывать и уважать их права и обязанности.
Многие нормативные документы, например, приоритетный национальный проект «Образование», Федеральный государственный стандарт СПО, придали новый импульс процессу реформирования системы образования. Эти документы ориентируют преподавателей на подготовку студента к быстро меняющимся условиям современной жизни. Это требует от педагогического колледжа:
• формирования такой обучающей среды, которая мотивирует студентов самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть быстро ориентироваться в информационном пространстве;
• создания условий, способствующих наиболее пол ному развитию профессиональных компетенций.
Приходя в школу в качестве учителя, выпускники создают такое образовательное пространство, что учеба становится более увлекательной и интересной. Учащиеся ориентируются на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретают личностный опыт в ходе творческого исследовательского процесса. Поэтому в подготовке педагога необходимо уделять внимание проектно-исследовательской деятельности, которую в научной литературе рассматривают с различных сторон. С одной стороны, эту деятельность считают надпредметной, которая в сочетании с аспектом самостоятельности связывает теорию и практику. С другой - понимают ее как форму организации образовательного процесса, содержанием которой является самостоятельная творческая деятельность. Эта деятельность, в свою очередь, в соответствии с приказом Московского комитета образования от 30.08.2002 г. № 750 «Об организации Московского городского конкурса научно-исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений» требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационноуправленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психологопедагогических.
Проект (от лат, ргсуесШэ, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
В образовании говорится о методе проектов, то есть имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практи-
ческим результатом, оформленным тем или иным образом.
В Методических рекомендациях Департамента образования города Москвы (2003 год) по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы разъясняется, что исследовательская деятельность обучающихся - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исходя из принятых в науке традиций, называют следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Можно придти к выводу, что проектно-исследова-тельская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Таким образом, возникает понимание проектной и исследовательской деятельности как инструмента повышения качества педагогического образования. Однако следует различать суть исследовательской и суть проектной деятельности. На языке методологов исследователь занимается анализом какого-либо объекта или процесса; выявлением причин, породивших в них сбои; поиском способов их устранения или, другими словами, открытием того нового знания, с помощью которого можно усовершенствовать объект или процесс. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавлива-
ющий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном печатном виде.
Главным результатом проектной деятельности могут быть следующие продукты: проблемнореферативные (творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы); экспериментальные (творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента); натуралистические (творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления); исследовательские (творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который может быть получен в исследовании.
Формами представления основных результатов исследовательской работы учащихся являются: письменная работа или письменный отчет исследовательского характера; доклад на научно-практических конференциях; конкурсная работа; научный отчет; реферат; выставка творческих проектных работ.
Что роднит проект или исследование с точки зрения обучающегося? По нашему мнению - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Исследовательская работа проводится как на уроке, так и вне его, что требует от учителей и учащихся овладения методами исследовательской и проектной деятельности. При этом при организации проектноисследовательской работы возможно решение ряда задач:
на уровне учащегося:
• направить учебную деятельность в зону актуального и ближайшего развития каждого;
• реализовать личностно ориентированный и проблемный подходы к обучению;
• сформировать положительную мотивацию учебной деятельности;
• значительно расширить кругозор учащихся;
• развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, клас-
сификации учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;
• ознакомить с различными методами исследования;
• научить определять цель, формулировать проблему, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
• обучить технике проведения эксперимента, способам анализа его результатов;
• познакомить с различными формам исследовательской работы, способами подведения итогов собственного исследования, анализа его результатов;
на уровне педагога:
• создать эффективную систему учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и контроля усвоения стандарта образования
• построить процесс обучения в режиме субъект-но-субъективных отношений;
• непрерывное повышение профессионального мастерства учителей;
• обеспечение перехода учителей с уровня предметника-«урокодателя» на уровень педагога-профессионала;
В педагогической литературе описаны следующие формы организации проектно-исследовательской работы: урок-исследование; научный кружок; научно-практическая конференция; проблемная группа; исследовательская мастерская; факультативные занятия исследовательского характера; исследовательская лаборатория; научный семинар; деятельность в рамках научного общества.
Важно отметить, что проектно-исследовательская деятельность - это, прежде всего, учебная деятельность. От исследовательских работ учащихся и студентов нельзя ожидать нового слова в науке, однако обязательно должно состояться субъективное открытие. Сначала это происходит в результате несложных мини проектов, а затем - более сложных тем, межпредметных проектов.
В журнале «Практика административной работы в школе» [1] публикуются подборка материалов, посвященная проведению школьниками исследовательских и проектных работ. В ней, кроме методических рекомендаций, приводятся конкретные примеры реальной проектной деятельности школьников. В данной гимназии исследовательская и проектная деятельность школьников рассматривается как форма организации учебно-воспитательного процесса.
Организацию исследовательской работы учащихся рекомендуется выстраивать поэтапно. Подготовительный этап предполагает формирование у обучаемых навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной дея-
тельности, а также формирование познавательных интересов.
Второй, развивающий этап предполагает совершенствование навыков учащихся по научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на данном этапе играет деятельность различных школьных внеклассных объединений и научного общества учащихся.
Третий этап - исследовательский - это этап разработки коллективных и индивидуальных проектов.
В передовых школах эта работа имеет постоянную перспективу, обеспечивается преемственность навыков исследований. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников и учеников второй ступени. Важнейшую роль в осуществлении преемственности игра ют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых в театрализованной форме происходит «передача эстафеты» исследовательской деятельности от выпускников «последующим поколениям».
Описанные выше идеи об осуществлении проектно-исследовательской формы осуществления учебного процесса предполагают овладение студентами ключевых компетенций. По каждой позиции возможно, перефразируя положения с использованием компетентностного подхода, доказать необходимость обучения проектной деятельности студентов колледжа для формирования компетенций будущего учителя.
Литература
1. Чернова О.В., Зубкова О.П. Организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов // Практика административной работы в школе. - 2009. -№ 5.
2. Ярочкина Г.И., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетент-ностной основе для системы довузовского профессионального образования: Методическое пособие. - М., 2006.
3. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.
4. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
В статье рассматриваются примеры конструирования учебного материала, ориентированные на дифференциацию обучения, с четким обозначением предлагаемых результатов познавательной деятельности учащихся. Примеры предназначены учителям истории среднего звена общеобразовательной школы, особенно начинающим.
Васильева Ольга Афанасьевна,
к.п.н., учитель истории и обществознания МОУ «Октемский лицей» МР «Хангаласский улус» Республика Саха (Якутия) дут о^етэга т bler.ru
КАК КОНСТРУИРОВАТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ?
Т
Ключевые слова: методические рекомендации, концептуальный подход, региональный компонент, укрупнение дидактических единиц, социализация личности.
Тема: «Методические рекомендации по курсу истории России периода феодализма в 7 классе»
Представляю вниманию коллег методические рекомендации по истории России периода феодализма в 7 классе, которые могут стать основой создания методического обеспечения к курсу истории в целом.
Теоретической основой являются положения деятельностного подхода (Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Лернер И .Я., Талызина Н.Ф. и др.) и личностно - ориентированного обучения (Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.), которые соответствуют концептуальным идеям модернизации образования и отвечают задачам повышения эффективности обучения в целом. Рекомендуемый материал разработан с учетом особенностей условий обучения в сельской школе в следующей последовательности: определение целей, отбор содержания, форм, методов и приемов обучения (в данной статье приведены фрагменты по ключевым положениям рекомендаций). Вместе с тем, при определенном творческом подходе, предлагаемая технология приемлема и для учителей разных типов образовательных учреждений.
Цели уроков определены на основе концептуального подхода к историческому образованию авторского коллектива под руководством Л.Н. Алексашкиной:
Воспитательная цель - формирование ценностной ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории с целью использования потенциала истории в социализации личности, его адаптации в микросоциуме, российском и мировом социуме в целом.
Образовательная цель - овладение основами знаний об историческом пути человечества, всеобщей,
отечественной и региональной истории, освоение учащимися социального, хозяйственного и духовного опыта созидательной деятельности людей в прошлом.
В отличие от традиционных конспектов уроков такая постановка учитывает особую роль и силу влияния местных условий и традиций на формирование личности школьников. Поэтому особо подчеркнута роль регионального компонента в структуре изучения базовых курсов истории. Например, по теме «Первобытное общество на территории нашей страны» учитель знакомит с материалами раскопок стоянки древнейших людей на территории нашего края и обращается с вопросом: знают ли они о местности Диринг-Юрях? В 140 км выше Якутска на территории Хангаласско-го улуса вблизи села «Улахан-Ан», в 1982 г. археологи Якутского филиала СО АН в слое галечника нашли орудия труда из кварца, которые по технике изготовления и по форме очень походили на орудия, найденные в Восточной Африке (около 1 млн. лет назад). Ученые датируют возраст стоянки 2,5-1,8 млн. лет назад, что является наиболее древней стоянкой во всей Евразии. Данное открытие является предметом научного спора, но, несмотря на такое положение дел, учитель в ходе обсуждения вопроса подводит учащихся к мысли, что это стоянка говорит о том, что на территории нашего края есть места, которые были заселены первобытными людьми в те далекие времена. Этот метод способствует повышению эффективности реализации целей изучаемого периода. Такое планирование уроков с использованием регионального, национального и локального компонента содержания способствуют социализации личности в рамках своего региона и адаптируют учеников в Российском открытом обществе.
Развивающая цель - развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески