Научная статья на тему 'Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся'

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3396
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухтенкова Изабелла Семеновна

В данной статье раскрываются особенности организации проектно исследовательской деятельности учащихся в школе, рассказывается о влиянии проектно-исследовательской деятельности на развитие ключевых компетенций учащихся и профессиональный рост педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся»

Инновации в школе

Список литературы

1. АбрамоваТ. А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.

2. Анушкевич И. Г. Работа над изданием литературного альманаха в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 3.

3. Балашова А. И., Ермолова Н. А. Развитие исследовательских умений учащихся в процессе преподавания литературы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 2.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.

5. Левитес Д. Г. Для чего существует школа: Исследования. Практика. Публицистика/Д. Г. Левитес. -М.: Московский психолого-социальный институт. -2008.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образова-

ния / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.

В данной статье раскрываются особенности организации проектно - исследовательской деятельности учащихся в школе, рассказывается о влиянии проектно-исследовательской деятельности на развитие ключевых компетенций учащихся и профессиональный рост педагогов.

Бухтенкова Изабелла Семеновна,

зам. директора по информационным технологиям, учитель информатики ГОУ СОШ № 1302 г. Москвы

Организация

проектно-исследовательской деятельности учащихся

Как организовать эффективную проектноисследовательскую деятельность учащихся?

Ключевые слова: организация проектно-исследовательской деятельности в школе, формирование ключевых компетенций учащихся, развитие общеучебных умений и навыков.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому -и я научусь».

Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в школе можно считать организацию проектной деятельности. Проектная деятельность в нашей школе является одним из приоритетных направлений работы. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.

Проектная деятельность учащихся в школе является эффективной, если она носит системный и целенаправленный характер, и включена как в учебновоспитательный процесс первой половины дня, так

и в систему дополнительного образования, если в нее вовлечены учащиеся с 1-го по 11-й класс.

Работы учащихся носят информационный или прикладной характер, однако в последнее время все большее количество проектов приобретают элементы исследовательской работы. Часто ученики сами выступают как авторы демонстрационных и мультимедийных пособий, использующихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие проектно-исследовательских компетенций позволяет обеспечить продвижение учащихся по личностной образовательной траектории, формирование общеучебных умений, способствует повышению уровня их готовности не только к обучению на следующей ступени, но к продолжению образования в ВУЗах.

Развитие и формирование общеучебных умений и ключевых компетенций учащихся является в настоящее время одним из приоритетных направлений в современном образовании. Об этом говорят и вступившие в действие Федеральные государственные стандарты начального общего образования, основного общего образования и проект стандартов среднего полного общего образования.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется поэтапно, начиная с четкого выбора темы проекта, заканчивая его практическим воплощением, затрагивает и учебный, и воспитательный процесс (рис. 1).

Учебный процесс: Воспитательный

проектно- процесс:

исследовательской

исследовательской

направленности

Проектноисследовательские компетенции учащегося

Рис. 1. Структура формирования проектноисследовательских компетенций учащихся

8

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Инновации в школе

Проектная работа расширяет представления учащихся о предметных областях, позволяет лучше увидеть и осмыслить межпредметные связи. Работа над проектами дает возможность учащимся проявить себя и добиться успеха в различных предметных областях и видах деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность очень увлекает: кто попробовал один раз успешно создать проект, тот никогда не остановиться на достигнутом. Конкурсы, где можно сравнить себя с другими, показать свою состоятельность являются большим стимулом для ученика и педагога, тем более, что в настоящее время учащимся предлагается очень много конкурсов различного уровня: окружного, регионального, федерального, как очных, так и дистанционных. Учащиеся нашей школы ежегодно становятся победителями таких конкурсов как: Всероссийская открытая конференция обучающихся «Юность, наука, культура», Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников и студентов «Социальные проблемы молодежи: тенденции и решения», Международный фестиваль «Би-блиобраз», Городской конкурс «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи», Городской фестиваль «Юные таланты Московии», Городская конференция «Творчество юных», Московская городская научно-практическая конференция старшеклассников на иностранных языках «Лингва», городской конкурс учебно-исследовательских работ и проектных работ «Мы и биосфера», окружной конкурс Web-сайтов, презентаций, мультимедиапроектов и других.

Начиная от школьных конкурсов и до конкурсов окружного, регионального, федерального уровня -везде есть совместный труд учителя и учеников, как равных партнеров. Работа над проектом сочетает в себе творческое начало с упорядоченной логикой. Каждый проект по-своему оригинален. Делая с учениками проект, учитель вместе с ними приобретает новые знания, окунается в неисчерпаемые источники информации, расширяет круг общения, находит единомышленников, реализует новые идеи. Сочетание современных способов передачи знаний новому поколению, повышение мотивации учащихся к учению, развитие проектного и исследовательского мышления дает в руки педагога мощнейший инструмент, который позволяет готовить новое поколение - социально адаптированных к современному информационному окружению выпускников.

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

В результате происходит реализация межпредметной интеграции на основе развития исследовательских компетенций и информатизация образовательной среды через проектную деятельность учащегося с использованием ИКТ. Защиту проектных и исследовательских работ учащихся уже мало кто представляет без применения самых эффективных способов подачи информации.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

В процессе работы над проектом ребята учатся целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности, что формирует у учащихся информационную компетентность и в конечном итоге они получают знания для жизни и стараются применять их на практике.

В этом году нашей школе исполняется 25 лет. К своему двадцатипятилетию школа подошла с хорошими результатами работы в области проектноисследовательской деятельности. Это и ежегодные победы в конкурсах всероссийского, городского и окружного уровней, и успешные ученики, и учителя с высоким уровнем профессионализма. Мы гордимся творческими успехами своих учащихся и педагогов.

Список литературы

1. Воровщиков С. Г Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции/С. Г. Воровщиков//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1, С. 32-37.

2. Лутцева Е. А. Развитие через открытие/Е. А. Лутце-ва//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5. -С. 2-7.

3. Филатова Л. О. Метод учебных проектов в старших классах как фактор развития преемственности образования в школе и вузе./Л. О. Филатова//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - № 3. - С. 33.

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.