Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательскои деятельности студентов как фактор формирования их профессиональной компетентности (из опыта работы ФГБОУ во "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева")'

Организация научно-исследовательскои деятельности студентов как фактор формирования их профессиональной компетентности (из опыта работы ФГБОУ во "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SCIENTIFIC RESEARCH / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Л.В., Свечникова С.В.

В статье представлен опыт работы организации научно-исследовательской деятельности по формированию профессиональной компетентности студентов исторического факультета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» по направлениям подготовки «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронкова Л.В., Свечникова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AS A FACTOR OF FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE (FROM THE EXPERIENCE OF WORK IN FGBOU VO "OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV")

The article presents the experience of the organization of research activities on the formation of professional competence of students of the faculty of history OF the Orel state University named after I. S. Turgenev in the areas of training «Pedagogical education».

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательскои деятельности студентов как фактор формирования их профессиональной компетентности (из опыта работы ФГБОУ во "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева")»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 94 (47) (072.8) ВОРОНКОВА Л.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail : pedagog57@mail.ru СВЕЧНИКОВА С.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail : siyanova_s@mail.ru

UDC 94 (47) (072.8) VORONKOVA L.V.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Orel

State University E-mail: pedagog57@mail.ru SVECHNIKOVA S.V.

Candidate of historical Sciences, Orel State University

associate Professor, E-mail: siyanova_s@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ФГБОУ ВО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА»)

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AS A FACTOR OF FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE (FROM THE EXPERIENCE OF WORK IN FGBOU VO «OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV»)

В статье представлен опыт работы организации научно-исследовательской деятельности по формированию профессиональной компетентности студентов исторического факультета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» по направлениям подготовки «Педагогическое образование».

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, профессиональные компетенции.

The article presents the experience of the organization of research activities on the formation of professional competence of students of the faculty of history OF the Orel state University named after I. S. Turgenev in the areas of training «Pedagogical education».

Keywords: scientific research, professional competence.

Исследуя современные проблемы профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности в контексте развития высшего профессионального образования, следует отметить, что особую актуальность приобретает вопрос изменения содержания образовательного процесса в сторону повышения его качества и эффективности. Основным вектором организации современного образовательного процесса в университете является формирование профессионально-компетентного бакалавра педагогического образования, то есть знающего, авторитетного специалиста в области современного общего среднего образования, способного решать различные задачи, в том числе и исследовательские в области исторических наук. Поэтому проблема организации научно-исследовательской работы студентов актуальна в процессе подготовки современного педагога к решению конкретных инновационных задач в системе школьного исторического образования.

Цель статьи мы видим в описании системы работы педагогов университета по организации научно-исследовательской деятельности студентов исторического факультета, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование направленность (профиль) история и обществознание направленной

на формирование профессиональных компетенций в научно-исследовательской деятельности, и показать её эффективность.

В образовательном процессе университета научно-исследовательская работа организуется по двум направлениям: учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная учебными планами подготовки специалистов, и научно-исследовательская работа, осуществляемая по собственной инициативе студентов.

Учебно-исследовательскую работу студентов мы, во-первых, рассматриваем, как часть процесса обучения, направленного на знакомство студентов с основами методологии и получение практических навыков научно-исследовательского труда, а во-вторых, как процесс формирования у студентов знаний и навыков, необходимых для самостоятельного ведения исследовательской работы в будущей профессиональной сфере.

Процесс освоения учебно-исследовательской работы студентами мы организуем в три этапа, на каждом из которых используем наиболее соответствующие им формы и методы психолого-педагогического сопровождения.

© Воронкова Л.В., Свечникова С.В. © Voronkova L.V., Svechnikova S.V.

Вовлечение студента» в учебно-исследовательскую работу; Ознакомлюсь; стренгой с ооразцаьш действий развтгтне уыенпй, выработки гешоякгеяьной ы< : нвавдп [ оро щпзацнп научно* исследовательский работы.

П|:|Ш1ч-К1|- п\ Д'Н~ i 'К к ч.к ГНВО к отдельных небОЛЫШЕХ нссд^пааэоуо: Ii ]>a"jpa»»T,Kii>:;

| K:i;' и :-:.т, чH,i |[ССЛ^Д0БЭТСЛЬСЮМ1 ДЙЦГТвЯЫГООТИ]

максимальное погружение студентов в работу с таучноГ) информацией. генерирование новых знаний

раскрытие 1 СНОС* - иСОСТён СГ^ДеНГОВК НГ^ЧНО-

1 1сспедовагельской работе

] l.i::i. н совершенствование 1 г.'ппп и навыков и,:' -но 1¡сспедовательской ]>яГн1Ты

Рис. 1. Этапы включения студентов в научно-исследовательскую деятельность

I этап - вовлечение студентов в учебно-исследовательскую работу начинается на первом курсе в рамках изучения учебных дисциплин: «Педагогика», «История», «История России». Механизмы вовлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность рассмотрим подробней на примере изучения учебного курса «Педагогика». Студенты на занятиях в доступной форме знакомятся с основными характеристиками научного педагогического исследования, с достижениями и проблемами современной педагогической науки, роли исследовательской работы студентов в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности при изучении тем: «Методология педагогического исследования», «Современные проблемы педагогической науки и образования», «Педагогическая деятельность учителя». На данном этапе мы решаем основную задачу - формирование у студентов мотивации к исследовательской деятельности. С этой целью практические занятия проходят в интерактивных формах: семинар-конференция, семинар-дискуссия, семинар-исследование.

Например, при изучении темы «Профессионально-педагогическая деятельность учителя» студенты готовят рефераты о жизни и творчестве выдающихся педагогов, писателей, и общественных деятелях: Я. А. Коменского, Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит), К.Д. Ушинского, Н.И. Пирагова, П.Ф. Лесфгавта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.Ф. Каптерева изучают их научно-педагогическое творчество, готовят доклад к первой студенческой учебной конференции «Педагогическое наследие и его роль в развитии современного образования». На конференции они обсуждают под руководством преподавателя роль педагогов прошлого в развитие современного образования. При этом теоретические знания для студентов становятся понятными, у них формируются умения: работать с научной литературой; представлять свои мысли в рамках публичного выступления; структурировать информацию, отвечать на вопросы. Данные умения приобретают особую актуальность в формировании коммуникативной компетентности студентов в общении и сотрудничестве с однокурсниками, педагогами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Изучая тему «Развитие личности как педагогическая проблема» проводится семинар-дискуссия в форме

научной дискуссии. Акцент в подготовке и проведении семинара делается на инициативу студентов в поиске материалов из разнообразных научных источников, представляя различные точки зрения ученых на проблему развития личности ребенка в социальной среде, а так же они осваивают все 4 стадии проведения дискуссии: ориентация, оценка, консолидация, рефлексивный анализ.

При изучении темы «Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли» проводится семинар-исследование. Студенты готовят микроисследования, в которых исследуют различные аспекты развития представлений о целостности педагогического процесса в трудах И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевича, М.М. Рубинштейна, С.Т. Шацкого. Выводы своих микроисследований они представляют в форме тезисов научной статьи и обсуждают их под руководством преподавателя на занятии. А начинается их научная деятельность с выполнения полученного индивидуального задания: разработать методику проведения микроисследования по определенной темы, соблюдая следующий алгоритм выполнения задания:

1. Выберите тему микроисследования из предложенных, и которая вам интересна.

2. Сформулируйте проблему микроисследования.

3. Сформулируйте объект микроисследования.

4. Сформулируйте предмет микроисследования

5. Сформулируйте цель микроисследования.

6. Определитесь, среди студентов, какого курса Вы будете проводить микроисследование.

7. Выберите метод микроисследования.

8. Разработайте содержание микроисследования, исходя из метода, который вы выбрали (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа и т.п.).

9. Обработайте данные, полученные в ходе микроисследования.

10. Представьте графически полученные результаты микроисследования.

11. Проанализируйте полученные результаты микроисследования (интерпретируйте полученные данные в сравнении с официальными данными и своими личными впечатлениями).

12. Сделайте вывод-прогноз и оформите их в виде тезисов научной статьи.

Результаты выполнения задания оцениваются с учетом следующих критериев:

- Четкость логики микроисследования.

- Соответствие цели, объекта и предмета микроисследования.

- Обоснованность выбора метода микроисследования.

- Оригинальность представления результатов микроисследования.

- Использование педагогической терминологии в выводе-прогнозе.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

В рамках данного подхода к организации учебного процесса с элементами научно-исследовательской работы студентов решаются следующие задачи:

- освоения методики педагогического исследования и формирования навыков ведения студентами самостоятельной научно-исследовательской работы;

- расширения теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов, формирование у студентов потребности в постоянном пополнении и совершенствовании имеющихся у них научных знаний;

- активизации учебной работы и повышение эффективности труда обучающихся.

Решение данных задач, позволяют нам достичь главной цели - формировать профессиональные компетенции студентов: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) и проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития (ПК-12);

Данные задачи решаются так же педагогами и при изучении дисциплин вариативной части учебного плана по направлению подготовки «Педагогическое образование». Например, при изучении учебных курсов «Новая и новейшая история», «Проблемы цивилизационного развития Запада». Механизмы вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность во многом совпадают с используемыми способами в рамках педагогических дисциплин. Ключевым фактором формирования первоначальной заинтересованности студентов выступает дискуссия, активно используемая как на лекционных, так и на практических занятиях. Лекция-дискуссия как форма организации учебной работы применяется при изучении тем «Тоталитарные и авторитарные режимы в Европе в межвоенный период», «Вторая мировая война», «Новый мировой порядок». Эти темы вызывают интерес у студентов неоднозначностью исторических оценок, а, следовательно, содержание исторического знания позволяет формировать у студентов собственную позицию по заявленным проблемам.

Практические занятия в формате дискуссии позволяют студентам масштабнее исследовать такие проблемные исторические вопросы как «Политический кризис 1939 г.», «Международные кризисы эпохи холодной войны», «Страны Запада в конце ХХ-начале ХХ1 вв.». Форма работы семинар-конференция используется в рамках изучения фашистской диктатуры в Италии и нацистской в Германии. Перед студентами ставится одна крупная учебно-исследовательская проблема: изучения механизма воздействия фашистских диктатур на итальянское и немецкое общество. В процессе разработки темы студенты работают с исторической литературой или первоисточниками. Результаты исследования проблемы предоставляют в форме доклада. Особый интерес у студентов вызывают исследования посвященные деятельности молодежных и рабочих фашистских организаций, школьной и семейной политики фашистских режимов. Также семинары в формате

конференции проводятся при изучении международных кризисов эпохи холодной войны и нового мирового порядка. Подобная форма работы позволяет студентам выбрать и разработать собственную научную тему, а также представить результаты своего исследования перед экспертами и ответить на их вопросы. Наиболее востребованными темами научного исследования у студентов являются доклады по проблемам арабо-израильских войн, вьетнамской войны, текущих международных конфликтов (Ливия, Сирия, Украина). Для формирования устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности практикуется система формирования научные группы для проведения групповых научных исследований и разработки совместных научных проектов, результаты которых они представляют на научно-практических конференциях в рамках проведения на факультете недели науки.

II этап - привлечение студентов к участию в отдельных не больших исследованиях и разработках.

Студенты начинают участвовать в конкурсах и выставках научно-исследовательских работ. Участвуя в данных мероприятиях, они получают возможность невольно сравнивать свои достижения с опытом других, студентов осознавать недостаточность запаса собственных знаний и умений и получать новый импульс к познанию и развитию навыков научно-исследовательской деятельности. На данном этапе студенты знакомятся с методами исследования, включаются в процесс подготовки доклада, реферата, курсовой работы, выступают с ними на студенческих научно-практических конференциях. Так на факультете стала традицией проводить студенческие научно-практические конференции «Культура как фактор цивилизационного развития», посвященная деятельности международной организации ЮНЕСКО, «Миграция и мигранты в современном мире», «Проблемы преподавания истории и обществоз-нания в школе: традиции и новации».

Высокую активность вызывает проведение научно-исследовательского конкурса студентов «Роль личности в истории». Идея конкурса состоит в том, чтобы её участники изучили основополагающие принципы изучения исторических фактов: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности и на практике смогли их применить в ходе подготовки конкурсной работы. Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность научного исследования студенческой работе. Особенностью организации научно-исследовательской работы студентов в формате данного конкурса является обращение студентов к большому пласту фото-и видеоматериалов как исторических источников эпохи ХХ века.

На этапе подготовки конкурсной работы студенты готовят её с опорой на положения биографического подхода, учитывая главную проблему изучения биографий великих политиков и их ближайших соратников -сильно разнящиеся оценки современников, историков и публицистов.

Готовясь к конкурсу, студенты имеют возможность сотрудничать с научными руководителями из числа преподавателей, которые проводят индивидуальные консультации, ориентированные на формирования у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, обучая следующему алгоритму действий:

- изучить биографию выбранной исторической персоналии, условия ее развития, формирования жизненных представлений и ценностей;

- выявить причины и обстоятельства прихода изучаемой исторической персоналии к власти (или начала активной общественной или профессиональной деятельности);

- проанализировать взгляды ведущих исторических деятелей, обусловивших проводимые ими реформы или контрреформы;

- осмыслить социокультурную картину конкретного исторического периода: картину личностных взаимоотношений, бытового и дипломатического этикета, костюма и т.д.;

- проанализировать фото- и видеоматериалы различных исторических эпох;

- рассмотреть вклад конкретной персоналии в развитие возглавляемого/представляемого им движения, партии, государства;

- выявить общее и различное во взглядах биографов данной исторической личности;

- подготовить текст по итогам исследования;

- оформить работу и выводы в виде научного доклада с мультимедиа-презентацией.

В ходе подготовки к публичному студенты готовят презентации, активно продумывали специфику оформления презентации: цветовое оформление, фон, шрифт (например, готический для персоналий из Германии I половины ХХ века), музыкальное сопровождение, а так же они уделять внимание и своему внешнему виду, готовят элементы костюма, которые соответствуют духу эпохи.

Подведение итогов конкурса проводится в рамках круглого стола, студенты имеют возможность донести до его участников результаты своего исследования, а эксперты дать объективную оценку конкурсной работе.

Данный конкурс интересен студентам, об этом свидетельствует, тот факт, что ежегодно увеличивается количество его участников: в 2015 году в конкурсе приняли участие 24 человека, в 2016 году - 32 человека, в 2017 году - 56 человек. Лучшие материалы студентов публикуются в кафедральном сборнике научных статей. Кроме того, расширялся и формат работы конкурса. Первоначально конкурс создавался как факультетский, с 2015 г. конкурс получил статус общевузовского, после того как к участию в нем подключились студенты других факультетов. С 2017 г. конкурс приобрёл статус межвузовского. В работе конкурса с 2017 г. приняли участие представители ФГКВОУ ВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). С 2018 г., в связи с ростом количества заявок на участие в конкурсе было принято решение организовать в рамках конференции две секции: для студентов младших курсов, желающих первый раз попробовать себя в данном формате научно-исследовательской работы и секция для студентов старших курсов и магистров. Данная система работы направлена на мобилизацию и активизацию потенциала студентов, максимальное погружение их в работу с научной информацией; корректировку плана проведения научно-исследовательской работы, что позволяет студентам самостоятельно определиться в выборе темы курсовой и выпускной квалификационной работы.

Наличие в учебном плане обучения нескольких курсовых работ предполагает, что студент постепенно будет переходить от простых приемов и методов исследования к более сложным. Практика обучения подтверждает, что большинство студентов делает свои первые шаги к самостоятельному научно-исследовательскому творчеству именно во время выполнения курсовых работ. Выбрав интересующую его тему и приступив к поиску научного материала, студент меняет социальную роль и вместо пассивной позиции обучаемого оказывается в позиции исследователя, в ситуации активного и ответственного поиска. В ходе подготовки курсовой работы он учится работать с научной литературой, с первоисточниками, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Так учебно-исследовательская деятельность способствует становлению студента как самостоятельного исследователя.

Учебно-исследовательская работа студентов продолжается и в период производственной практики, смысл которой заключается в раскрытии сущности профессионально-педагогической деятельности учителя истории как личностно значимой ценности, формировании мотивации студентов к активному и сознательному ее овладению. С этой целью студенты в ходе практики проводят мини исследования в соответствии с целью и логикой курсового исследования или выполнение исследований по актуальной для образовательного учреждения тематике с целью выработки предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

III этап - раскрытие творческих способностей студентов к научно-исследовательской работы. На этом этапе научные кафедры организуют научно -исследовательскую работу, для тех студентов, которых не обязывает учебный план, а они проявляют интерес к научному поиску, она включает в себя следующие виды деятельности студентов: участие в научных кружках; выполнение исследований по договорам или научной тематике кафедры, в составе научных коллективов преподавателей.

Например, на историческом факультете по инициативе студентов работают научные группы, которые изучают различные аспекты истории и преподавания

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

истории в школе, а в частности:

• научная группа студентов, работающая над проблемой: «Использование активных методов обучения на уроках истории», под руководством научного руководителя разрабатывает следующие темы: «Дискуссия как средство формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществоз-нания»; «Дидактические игры как форма организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории: на материале истории России»; «Метод проектов как средство формирования познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности по истории»;

• научная группа, изучающая проблему «Проектирование и использование электронно-цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания истории» разрабатывает следующие темы: «Проектирование и использование электронно-цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания курса «История древнего мира»; «Социальная сеть как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся в рамках изучения курса Всеобщая история»; «Проектирование и использование веб-квестов в преподавании истории древнего мира»; «Организация самостоятельной работы учащихся на уроке истории с использованием социально-образовательного ресурса «РаШеЬ».

• научная группа студентов, исследующая тему «Тоталитарная пропаганда: механизмы воздействия на общество», разрабатывает следующие аспекты: «Пресса в системе нацистской пропаганды», «Кино как средство пропаганды нацистской Германии», «Образ врага» в наглядной агитации тоталитарных режимов в период гражданской войны в Испании», «Образ идеальной арийской семьи в нацистской пропаганде».

• научная группа студентов, работающих над проблемой «Крайне правые политические силы в современной Европе», исследует вопросы: «Миграционная проблема в идеологии европейских крайне правых сил», «Позиция в отношении России крайне правых сил современной Европы», «Евроскептицизм в идеологии европейских крайне правых движений», «Антиисламская риторика крайне правых движений в современной Европе».

Другой эффективной формой организации научно-исследовательской работы студентов является сюжетно-ролевая модель ООН международной научно-практической конференции в виде заседания ЮНЕСКО. Данная форма работы была внедрена в образовательный процесс факультета в 2015 году. За эти годы состоялись три конференции. Данная система научно-исследовательской работы готовит студентов к процессу выполнения выпускной квалификационной работы, в которых находят воплощение их индивидуальные способности и навыки, полученные в процессе всего периода обучения. Выпускные работы концентрируют опыт и знания, которые были приобретены в процессе теоретического обучения, в различных формах научной, исследовательской, а также практической, профессио-

нальной деятельности, что, безусловно, только увеличивает научную ценность и практическую значимость такого исследования.

Следует отметить, что исследовательская деятельность студентов, включенная в учебный процесс, выполняет важную задачу активизации учебной работы и развития творческого потенциала студентов и готовности их к решению профессиональных задач в педагогической практике. Мы считаем, что эффективность данной системы организации научно-исследовательской деятельности студентов достигнута за счет профессиональной деятельности профессорско-преподавательского коллектива факультета. Преподаватели направляют студентов в их научно-исследовательской деятельности с учетом их уровня индивидуальных особенностей, при этом обучая их основам исследовательской работы, формируя навыки общения в научной среде университета.

Данную систему руководства научно-исследовательской работой студентов мы рассматриваем как элемент педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов, направленный на их профессиональное становление, развитие системы отношений в научном сообществе; совершенствования каждым из них личностно значимых профессиональных качеств необходимых современному педагогу-исследователю. А так же как способ включение студентов в деятельность научного общества созданного на факультете.

Научное общество студентов организует студенческие научные мероприятия в соответствии с планами научно-исследовательских работ кафедр и факультета; координирует деятельность студенческих научных групп; направляет лучшие исследования на внешние конкурсы научно-исследовательских работ студентов.

Для выявления эффективности научно-исследовательской работы на факультете мы пользуемся методикой оценки результатов научно-исследовательской деятельности студентов, используя в качестве базовых оценок показатели, отражающие участие студентов в научных мероприятиях и их результативность. Анализ результатов НИРС по данным показателям позволяет выявить эффективность деятельности НСО на факультете.

В таблице 1. представлены результаты за последние два учебных года:

Таблица 1.

Результаты НИРС

Показатели эффективности НИРС 2016-2017 учебный год 2017-2018 Учебный год

¡.Количество студенческих научных мероприятий, организованных НСО: конференций, олимпиад, конкурсов и выставок. 9 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Количество опубликованных студенческих статей и тезисов (в том числе с соавторами - преподавателями). 27 31

вовлечения и организации научно-исследовательской деятельности студентов на факультете. Она позволяет формировать у них следующие компетенции:

направление подготовки Педагогическое образование: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) и проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития (ПК-12);

направление подготовки История: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).

Библиографический список

1. Воронкова Л.В. Деловая игра «Модель ЮНЕСКО» как средство развития профессиональных компетенций студентов // Война и мир: проблемы сохранения культурного наследия: II конференция ЮНЕСКО в рамках Орловской модели ООН. Орел: «ОГУ», 2015, С. 6-10.

2. Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи // Народное образование. 2007. №6. С. 239-242.

3. Свечникова С. В Конференция ОМ ООН ЮНЕСКО в учебной и воспитательной деятельности исторического факультета // Война и мир: проблемы сохранения культурного наследия: II конференция ЮНЕСКО в рамках Орловской модели ООН. Орел: «ОГУ», 2015, С. 4-6.

4. Воронкова Л.В., Свечникова С.В. Педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов как фактор формирования их профессиональной компетентности (на примере направления подготовки «Педагогическое образование»)//Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Сборник Научных трудов участников V Международной научно-практической конференции (6-7 апреля 2018)/под ред. О.В. Тарасовой. Орел, 2018. С. 252-257.

References

1. VoronkovaL.V. Business game "UNESCO Model" as a means of development of professional competencies of students // War and Peace: the problem of preservation of cultural heritage: II of Conference of UNESCO in the framework of the UN Orel model. Orel: OGU, 2015, Pp. 6-10.

2. ZelenkovS. Vocational orientation and employment of young people // Public education. 2007. № 6. Pp. 239-242.

3. Svechnikova SV OM UNESCO UN Conference in academic and educational activities of the historical faculty // War and Peace: the problem of preservation of cultural heritage: II of Conference of UNESCO in the framework of the UN Orel model. Orel: OGU, 2015, Pp. 4-6.

4. Voronkova L.V., Svechnikova S.V. Pedagogical support of research activities of students as a factor in the formation of their professional competence (on the example of the direction of training «Pedagogical education») // Psychological and pedagogical support of the educational process: problems, prospects, technology. Collection of Scientific Works of the participants of the V International Scientific Practical Conference (April 6-7, 2018) / ed. O.V. Tarasova. Orel, 2018. Pp. 252-257.

3.Количество научно-исследовательских работ студентов, отправленных на внешние конкурсы и олимпиады. 6 6

Количество наград, полученных студентами на внешних конференциях, конкурсах, олимпиадах и выставках.

4.Количество студенческих научных групп, функционирующих в подразделении. 4 4

5.Количество студентов, участвующих в разработке научных тем в рамках научных кафедр факультета. 3 4

Мы считаем, что данная система аудиторной и внеаудиторной работы студентов создает условия для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.