Научная статья на тему 'Развитие научно-исследовательском работы на кафедре технологии психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева'

Развитие научно-исследовательском работы на кафедре технологии психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАНИЯ / ЛАБОРАТОРИИ / НАУЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНФЕРЕНЦИИ / НАУЧНЫЕ ТРУДЫ / CHAIR / FACULTY / RESEARCH / LABORATORY / SCIENTIFIC GROUNDS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / CONFERENCES / SCIENTIFIC PAPERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахулкова А. И., Семенова Л. М.

В статье рассматривается развитие научно-исследовательской работы на кафедре технологий психологопедагогического и специального образования ФГБОВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Раскрыто содержание научно-исследовательской работы, деятельность научных школ, лабораторий, научных площадок. Представлены аспекты научно-исследовательской работы. Описаны результаты исследований и их внедрение в практику работы образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахулкова А. И., Семенова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH WORK AT THE DEPARTMENT OF TECHNOLOGY OF PEDAGOGIC-PSYCHOLOGICAL AND SPECIAL EDUCATION OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV

The article deals with the development of scientific and research work at the Department of technology ofpedagogic-psychological and special education Orel State University. Disclosed the contents and the research work of scientific schools, laboratories, scientific sites. Presents aspects of research work. Describes the results of research and their implementation in practice of work of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-исследовательском работы на кафедре технологии психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева»

УДК 378.096:378.015.3] :001.891 АХУЛКОВА А.И.

кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой технологий психолого-педагогического образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: akula76kai@yandex.ru СЕМЕНОВА Л.М.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. Е-mail semenova03@yandex.ru

UDC 378.096:378.015.3]:001.891 AHULKOVA A.I.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, acting department chair of technologies of psychology and pedagogical education, Orel State University E-mail: akula76kai@yandex.ru SEMENOVA L M.

Candidate of Biology, associate professor, Department of Psychology-pedagogical technologies and special education,

Orel State University E-mail semenova03@yandex.ru

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА

DEVELOPMENT OF RESEARCH WORK AT THE DEPARTMENT OF TECHNOLOGY OF PEDAGOGIC-PSYCHOLOGICAL AND SPECIAL EDUCATION OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV

В статье рассматривается развитие научно-исследовательской работы на кафедре технологий психолого-педагогического и специального образования ФГБОВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Раскрыто содержание научно-исследовательской работы, деятельность научных школ, лабораторий, научных площадок. Представлены аспекты научно-исследовательской работы. Описаны результаты исследований и их внедрение в практику работы образовательных организаций.

Ключевые слова: кафедра, преподаватели, научно-исследовательская работа, исследования, лаборатории, научные площадки, образовательные организации, конференции, научные труды.

The article deals with the development of scientific and research work at the Department of technology ofpedagogic-psychological and special education Orel State University. Disclosed the contents and the research work of scientific schools, laboratories, scientific sites. Presents aspects of research work. Describes the results of research and their implementation in practice of work of educational organizations.

Keywords: Chair, faculty, research, research, laboratory, scientific grounds, educational organizations, conferences, scientific papers.

Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования создана путем объединения кафедр: коррекционной педагогики и кафедры психолого-педагогической технологии в 2010 году.

В 2016 году кафедру возглавил молодой руководитель. Главной заботой его стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры.

Научным направлением кафедры избрано проведение психолого-педагогических исследований, нацеленных на совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов сферы специального (дефектологического) образования, изучение содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ), подготовки их к жизни в социуме.

Важное место в научных исследованиях занимают вопросы развития психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Интересным и перспективным представляется изучение развитие речи детей раннего, дошкольного и школьного возраста с разными нарушениями.

Большую исследовательскую работу осуществляют преподаватели кафедры в рамках единой комплексной темы «Пути совершенствования содержания, методов и средств психолого-коррекционно-педагогической работы в общеобразовательных и специализированных учреждениях». Эта тема обращена к комплексному психолого-педагогическому сопровождению особых детей и их родителей в коррекционных учреждениях, разработке новых технологий в их обучении и воспитании.

Стратегическими инициативами и направлениями развития кафедры являются:

1. Обеспечение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»:

- обеспечение набора обучающихся направле-

© Ахулкова А.И., Семенова Л.М. © Ahulkova А.1., Semenova L M.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ния Специальное (дефектологическое) образование, модернизация программ подготовки бакалавров, магистрантов и аспирантов, конкурентоспособных на рынке труда;

- развитие научно-методического и информационного обеспечения научного процесса (разработка новых моделей образовательного процесса, увеличение доли студентов, обучающихся по новым моделям образования всех уровней, при сочетании различных форм обучения с индивидуальным обучением, с использованием дистанционных образовательных технологий).

2. Совершенствование инфраструктуры научно-исследовательской деятельности в направлении обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии (модернизация научно-исследовательских лабораторий кафедры, научно-методического центра «Семейный лад», создание учебного центра для студентов, педагогов и родителей по психолого-педагогическому сопровождению развития детей с проблемами в развитии, развитие сети оказания консультационных услуг для населения) и интеграция в образовательное пространство;

- исследование различных аспектов коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие научно-инновационной деятельности кафедры;

- реализация принципа обучения через проведение научных исследований на всех стадиях подготовки специалистов, проведение фундаментальных и прикладных исследований через междисциплинарные взаимодействия, проведения научных исследований, подготовки монографий, публикации статей в рецензируемых журналах, укрепление сотрудничества с научно-исследовательскими институтами Российской академии наук, российскими и зарубежными высшими учебными заведениями, образовательными организациями и центрами, совместные исследования по приоритетным направлениями развития науки и образования;

- совершенствование механизмов, стимулирующих участие в проведении научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов, увеличение числа преподавателей, аспирантов и студентов, выполняющих научные исследования в рамках грантов и конкурсов;

- активизация работы по организации и проведению студенческих семинаров, конференций, конкурсов на лучшую студенческую работу, выпуск сборников студенческих публикаций, увеличение количества проведенных научных мероприятий всех уровней;

- совершенствование системы повышения публикационной активности научных и научно-педагогических работников и обучающихся, увеличение количества статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, РИНЦ);

- активное участие в международных научно-инновационных программах и проектах, конференциях, семинарах, выставках;

- организация программ стажировки сотрудников

в ведущих вузах и научных центрах;

- расширение спектра фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и образования; выполнение научно-исследовательских работ в рамках грантов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, РФФИ, и др.

3. Внедрение достижений передового научно-методического опыта в практику работы образовательных организаций и центров; расширение спектра направлений прикладных исследований по приоритетные направления специального (дефектологического) образования и запросам работодателей образовательных организаций и центров, реализующих обучение, воспитание, психолого-педагогическое сопровождение и развитие лиц с ОВЗ; развитие патентной деятельности.

Фундаментом для проведения научных исследований на кафедре являются две научные школы (Алдошиной М.И., Образцова П.П. ; научно-исследовательские лаборатории («Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья» - руководитель Л.М. Семенова, к.биол.н., доцент; «Проблемы технологии подготовки специалиста-педагога в системе образования» - руководитель О.Ф.Черниченко, к.психол.н., доцент; «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных организациях» - руководитель Ю.В. Ушачева, к.пед.н., доцент); Учебно-методический центр «Семейный лад» - руководитель Л. М. Семенова, к.биол.н., доцент; научные площадки образовательных учреждений № 3, 6, 17, 25, 48, 84 и др., дошкольные учреждения компенсирующей и комбинированной направленности, общеобразовательные школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; Центр детского развития благотворительного фонда «Вера и Возрождение»; ООО «Медицинский Центр Сакара»; БУЗ Орловской области Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой и другие образовательные организации города Орла и Орловской обрасти.

Благодаря планомерной, целенаправленной научно-исследовательской работе расширяются возможности оказания методической помощи образовательным учреждениям для детей с отклонениями в развитии. За весь период существования кафедры научные исследования осуществлялись на основе учета большого разнообразия видов нарушений у детей, наличие полиморфности каждого из них, также необходимости знания особенностей структуры дефекта будущими специалистами.

Кафедра реализует значимую научную деятельность по внедрению результатов исследований в практику работы образовательных организаций, а также поддерживает тесную связь с практическими работниками образовательных учреждений путем проведения

консультаций, семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов, вебинаров и др.

Достижения научно-преподавательского состава в области научных исследований лежат в основе разработки элективных курсов для бакаларов, магистрантов и аспирантов (например, «Слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной имплантации», «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья» (автор, к.пед.н., доцент О.В. Макарова); «Специфика тьютерского сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях» (автор, к.пед.н., доцент Е.Г. Самарцева), что находит отражение в соотвествующих публикациях, учебных пособий, выступлениях на конференциях и т.п.

Также, преподаватели кафедры читают лекции в институте развития образования, на курсах повышения квалификации, организуют семинары-совещания, рецензируют материалы практических работников, проходящих процедуру аттестации и др.

Результаты научных изысканий получили также отражение в многочисленных педагогических и методических трудах:

Хромова М.А. Развитие самооценки детей от старшего дошкольного до старшего подросткового возраста.

- Монография. - Орел: ОГУ 2011. - 64 с.;

Яхнина Е.З., Макарова О.В. Технологии обучения восприятия речи и неречевых звучаний детей с нарушениями слуха (педагогические тесты для самостоятельной работы студентов. - Орел.: Издательство ОГУ, 2014. - 232 с.;

Самарцева Е.Г. Инклюзивное образование. Учебное пособие для бакалавров. - Орел.: ФГБОУ ВО «ОГУ», 2014. - 63 с., Самарцева Е.Г. Специфика тьютерского сопровождения в дошкольных образовательных организаций. - Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017;

Сухоленцева Е.Н. Методы активного социально-психологического обучения (контекстный подход), учебно-методическое пособие. - Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. - 164 с., Этика отношений субъектов образовательной среды (учебно-методическое пособие). -Орел.: ФГБОУ ВО «ОГУ», 2016. - 132 с., Технологии активного обучения (контекстный подход), учебно-методическое пособие. - Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ», 2016.

- 162 с., Краткосрочный лекционный курс «Технологии активного обучения» (контекстный подход), учебное пособие. - Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ», 2016. -110 с.;

Алдошина М.И. Современные проблемы науки и образования образования, учебное пособие / М.И. Алдошина. - Орел, Изд-во ОГУ им. И.С.Тургенева, 2016, 157 с.; Алдошина М.И. Организация самостоятельной работы студентов по истории педагогики и образования: учебное пособие / М.И. Алдошина. -Орел, Изд-во ОГУ им. И.С.Тургенева, 2017, 171 с.; Алдошина М.И. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в системе колледж/вуз при взаимодействии образования, науки и организаций, действующих в реальном секторе экономики: моногра-

фия / Н.С. Гедулянова, Г.А. Забелина. С.А. Забелина, М.И. Алдошина. - М.: МИТУ-МАСИ, 2018. - 224 с.; Алдошина М.И. Теория и практика профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе: монография / Шабунина В.А., Илларионова Л.П., Тимофеева С.В., Алдошина М.И., Нужный М.Ю., Сладкова О.В., Миронова А.Г., Царапкина Ю.М. // Под общей редакцией В. А. Шабуниной, Л.П. Илларионовой. - М.: Перспектива, 2018. - 184 с.;

Ахулкова А.И. Педагогика (учебно-методическое пособие). - Орел, 2017. - 54 с.

Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования. / Под общ. ред. А.И. Ахулковой. - Орел, 2017. - 430 с.

Кроме того, научная деятельность традиционно находят свое отражение в монографиях, тематических сборниках научных трудов, сборниках материалов научных конференций, публикациях статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, РИНЦ). В научных изысканиях реализуются принципы развития, дифференцированного и личносно-ориентированного подхода к детям с ОВЗ и др.

Результатами достижений научно-

исследовательской деятельности научно-

преподавательских работников стало выполнение диссертационных исследований по кафедре (Назарова Е.В., Бурковская Т.В., Ахулкова А.И., Чаркина Н.В., Самарцева Е.Г., Гольцова Т.В., Ушачева Ю.В., Андриеш В.А., Патронова И.А., Жарких Н.Г.).

Увеличение вклада научно-исследовательской деятельности для развития кадрового потенциала Орловского региона осуществляется в процессе обучения в аспирантуре (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность (профиль) Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия). В аспирантуре прошли обучение 16 человек.

Результаты НИР преподавателей кафедры находят отражение в сборниках научных трудов, докладах на международных, всероссийских, региональных и вузовских конференциях. Преподаватели кафедры принимали участие в мероприятиях международного, всероссийского, регионального и др. статуса. Педагоги выступали на пленарных и на секционных заседаниях, были руководителями секций, активными участниками семинаров и круглых столов. Широко представлена география участия в научных мероприятиях: Россия, Польша, Австрия, Германия, Чехия и др. Это обстоятельство свидетельствует о высоком профессионализме преподавателей, их мобильности, востребованности как компетентных специалистов в своей области знаний.

Кафедра регулярно проводит научно-практические конференции различного уровня, в которых участву-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ют как преподаватели кафедры, аспиранты и соискатели, студенты, так и ученые из других вузов, а также практические работники системы образования. На базе кафедры было организовано и проведено 13 научно-практических конференций для научно-педагогических работников, из них 6 международных, 2 всероссийских, 4 региональных, 1 областная.

Научно-практические конференции, проведенные кафедрой:

- Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2002.

Актуальные проблемы коррекционно-развивающего образования. Орел, 2003.

II международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей». Орел, 2006.

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы семейного воспитания детей-инвалидов», Орел, 2007.

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований». Орел, 2007.

Областная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы детской инвалидности, проблемы, формы, и методы комплексной реабилитации детей-инвалидов в Орловской области. Орел, 2009.

Международная научно-практическая конференция «Психологические, социальные и педагогические аспекты современной семьи». Орел, 2009.

Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию кафедры детской речи Орловского государственного университета. «Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей дошкольного и школьного возраста». Орел, 2009.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. «Комплексное психолого-

педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями: теория и практика». Орел, 2012.

Научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями». Орел, 2016.

Международная научно-практическая конференция «Открывая двери: Комплексное психолого-педагогическое сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра». Орел, 2016.

Научно-практическая конференция для студентов, молодых ученых и практических работников образования «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья». Орел, 2017.

V Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии». Орел, 2018.

Международная научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». - Орел, 2018.

Научно-практическая конференция «Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации». Орел. 2018.

Дальнейшую работу кафедра психолого-педагогического и специального образования видит в обеспечении инновационного характера научно-исследовательской деятельности ее научно-практических работников, реализации направлений прикладных исследований по запросам работодателей, совершенствовании структуры научно-исследовательской деятельности будущих специалистов в области специального дефектологического образования, в повышение конкурентоспособности выпускников и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.