УДК 378.1:004.9 Е.Ф. ДУДИНА
кандидат филологических наук, начальник управления научных исследований и инноваций, Орловский государственный университет Е.Н. ПУЗАНКОВА
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Орловский государственный университет Е.А. ХОВАНСКАЯ
кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела организации инновационной деятельности, Орловский государственный университет А.В. ТРИШКИН
начальник отдела интеллектуальной собственности, патентов и изобретений, Орловский государственный университет
UDC 378.1:004.9 E.F. DUDINA
Candidate of Philology, Head of department of scientific researches and innovations, Orel State University
E.N. PUZANKOVA
Doctor of Pedagogics, Professor, Vice rector for scientific
work, Orel State University E.A. KHOVANSKAYA Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of department of the organization of innovative activity,
Orel State University A.V. TRISHKIN
Head of department of intellectual property, patents and inventions, Orel State University
НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ О НАУЧНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ» В РЯДУ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЗА 2014 ГОД*
THE SCIENTIFIC PROJECT "DESIGN AND REALIZATION OF SYSTEM OF PREPARATION OF THE ELECTRONIC REPORTING ON SCIENTIFIC WORK IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION" AMONG RESULTS OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF FSBEI HPE "OREL STATE UNIVERSITY" FOR 2014
В статье представлены основные результаты научно-исследовательской работы ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», обосновывается необходимость введения электронного планирования и отчетности по научной работе, описываются основные итоги проекта «Проектирование и реализация системы подготовки электронной отчетности о научной работе в вузе» за 2014 год.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, планирование, научные показатели, электронное планирование и отчетность, автоматизация планирования, база данных.
The main results of research work of FSBEI HPE "Orel State University" are presented in thearticle, need of introduction of electronic planning and the reporting on scientific work is grounded, the main results of the "Design and Realization of System of Preparation of the Electronic Reporting on Scientific Work in Higher Education Institution" project for 2014 are described.
Keywords: research work, planning, scientific indicators, electronic planning and reporting, planning automation, database.
Все более актуальной проблемой в деятельности вуза становится необходимость получения всесторонней информации о научно-исследовательской работе университета. Данный подход отвечает общегосударственным запросам по созданию систем электронного документооборота в рамках системы электронного правительства. В методике расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования направление научно-исследовательской деятельности является одним из основных показателей^!] В связи с этим увеличиваются требования к
профессорско-преподавательскому составу и научно-исследовательскому сектору вуза в части активизации научной деятельности.
За годы своего развития Орловский государственный университет стал одним из ведущих вузов Центрального региона России, научно-образовательным центром. Одно из приоритетных мест его деятельности занимает научно-исследовательская работа.
В Орловском государственном университете создано управление научных исследований и инноваций, куда входят: отдел организации инновационной деятельно-
* Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Орловский государственный университет" на 2015 год, проект № 1379.
© Е.Ф. Дудина, Е.Н. Пузанкова, Е.А. Хованская, А.В. Тришкин © E.F. Dudina, E.N. Puzankova, E.A. Khovanskaya, A.V. Trishkin
сти, отдел интеллектуальной собственности, патентов и изобретений. Функционирует управление по подготовке кадров высшей квалификации, Экспертный совета по вопросам избрания на должность доцента и профессора и представления к ученому званию доцента и профессора, диссертационные советы, Научно-технический совет, научно-исследовательские институты, научно-исследовательские центры, лаборатории, музеи и другие научные подразделения, причем каждое крупное научное подразделение также имеет свою иерархию.
Большое внимание уделяется в вузе росту научно-педагогических кадров. На данный момент обучение в аспирантуре ведется по 21 направлению подготовки, по 64 профилям. Действует интернатура по 12 и ординатура по 14 специальностям послевузовского образования. Докторантура - по 7 специальностям: 10.02.01 Русский язык, 10.02.19 Теория языка, 10.01.01 Русская литература, 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык), 13.00.08 Теория и методика профессионального образования, 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (математика), 07.00.02 - Отечественная история. Ежегодно аспиранты ОГУ награждаются именными стипендиями Губернатора Орловской области (28 человек). Именной стипендией Правительства Российской Федерации награжден Лекомцев Д.Г. (специальность 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ).
В 2014 году функционировало 4 специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций: Д 212.183.01 (10.02.01 Русский язык; 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык); Д 212.183.02 (10.01.01 Русская литература, 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (литература Европы); Д 212.183.03. (07.00.02 Отечественная история), Д 212 183.04 (13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (математика), 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
В вузе активно работают 48 научных школ. Разрабатывается более 300 тем научных исследований. В центре внимания подразделений вуза исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники: в области нанотехнологий и наноматериалов, технологий распределенных вычислений и систем, технологий производства программного обеспечения, технологий мониторинга прогнозирования состояния гидросферы, рационального природопользования, технологий снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф, геномных и постгеномных технологий, технологий биоинженерии, биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека, здоровьесберегающих педагогических технологий.
Постоянно осуществляется повышение квалификации кадров: всего в рамках повышения квалификации и стажировок повысили свою квалификацию в 2014 году 230 сотрудников университета, в том числе по приоритетным направлениям науки и техники. Также Орловский государственный университет традицион-
но является базой повышения квалификации и профессиональной переподготовки для представителей других вузов, учреждений, физических лиц. Так в 2014 году прошли профессиональную переподготовку 261 человек, повышение квалификации 618 человек.
В рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Орловский государственный университет" с 2014 года выполняются 6 фундаментальных и прикладных научных проектов:
«Разработка инновационных технологий иммуно-коррекции как платформы для совершенствования реабилитации иммунной системы человека в условиях воздействия неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов» № 1602 (рук. М.А.Халилов),
«Эволюция экостистемы Среднерусской возвышенности в ближайшем геологическом прошлом, настоящем и прогноз их развития в условиях климатических изменений» № 1506 (рук. А. Ф. Колесникова),
«Функциональные материалы и наноматериалы на основе алюмосиликатов и висмута: структурные, физико-химические и аналитические свойства» № 1247 (рук. Э.Р. Оскотская),
«Проектирование и реализация системы подготовки электронной отчетности о научной работе в вузе» № 1379 (рук. В.И. Дорофеева),
«Совершенствование системы профилактики и лечения больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга» № 1444 (рук. М.А. Евзельман),
«Выявление механизма адаптации и путей его регуляции на различных уровнях организации споровых и цветковых растений» № 1373 (рук. Т. И. Пузина).
Российским гуманитарным научным фондом в 2014 г. поддержаны фундаментальные исследования в области филологии: «Словарь новообразований Н.С. Лескова» (рук. Л.В. Алешина), «Функциональные, дисфункциональные и афункциональные знаковые феномены в естественноязыковой коммуникации» (рук. В.А. Лукин).
Российским фондом фундаментальных исследований в 2014 году были поддержаны проекты: «Новые двумерные и трехмерные математические модели эволюции границы раздела жидкостей различных физических свойств (вязкости, плотности) в анизотропных и неоднородных пластах грунта для фундаментальной научно-технической разработки методов мониторинга и прогнозирования миграции загрязнений и увеличения дебитов водозаборов при наличии очагов загрязнений в таких пластах» (рук. В.Ф. Пивень), «Морфодинамические закономерности перераспределения радионуклида цезия-137 чернобыльского происхождения в почвах естественных ландшафтов и агроэкосистем» (рук. Трофимец Л.Н.). Софинансирование проектов осуществлял Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области.
Традиционно высока публикационная активность. Так в 2014 году опубликовано 63 монографии, 143 учебников и учебных пособий, 1121 научная статья. Ученые вуза являются авторами федеральных учебников для вузов (В .Р. Кочкарев, А. А. Калекин, Д.В. Степанов и др.) и общеобразовательных школ (Л.Д. Беднарская, С.Т. Минаков, В.Н. Правдюк и др.). Опубликовано 525 научных работ в изданиях, включенных в базу российского индекса научного цитирования (РИНЦ), 351 статья в рецензируемых журналах. Опубликованы статьи в журналах, индексируемых в международных информационно-аналитических системах научного цитирования: Web of Science, Scopus и других. Сотрудники университета приняли участие более чем в 330 научно-практических конференциях.
Защита интеллектуальной собственности в современном мире является одной из ключевых задач как для политики вузов в целом, так и для профессорско-преподавательского состава в частности. Результатом работы ученых Орловского государственного университета являются уникальные научные теории и разработки, требующие юридической защиты. В 2013 -2014 гг. университетом поданы заявки на получение патентов на изобретения в области инженерных наук, химических наук, медицинских наук, нанотех-нологий, биологических наук: №2013121665 «Экран проекционный складной» (автор Платонов В.В., дата приоритета 08.05.2013); №2013148742 «Способ сорбционно-хроматографического определения тетрациклина в молочных продуктах» (авторы: Грибанов Е.Н., Оскотская Э.Р., Калинин М.Н., дата приоритета 31.10.2013); №2013148711 «Способ операции при вросшем ногте первого пальца стопы» (авторы: Товаченков В.И., Шевердин Н.Н., Халилов М.А., дата приоритета 31.10.2013); №2014104263 «Способ создания наноструктур на поверхности монокристалла висмута» (авторы: Марков О.И., Хрипунов Ю.В., дата приоритета 06.02.2014); № 2014124344 «Способ применения низкомолекулярных антиоксидантов амбиола и селена на растениях картофеля» (авторы: Пузина Т.И., Кириллова И. Г., дата приоритета 16.06.2014).
Поданы заявки на получение патента на полезную модель: №2014121630 «Мобильное устройство - ширма» (авторы Михайлов И.В., Халилов М. А., Улаева Е.А., Пьявченко Г.А., дата приоритета 27.05.2014), №2014121631 «Набор объемных фигур для изучения стереогностического чувства» (авторы Михайлов И.В., Халилов М. А., Улаева Е. А., дата приоритета 27.05.2014).
Существуют совместные работы преподавателей и студентов. Так в области дизайна сотрудниками и студентами художественно-графического факультета поданы 3 заявки на получения патентов на промышленный образец: №2013501701 «Упаковка для пиццы» (авторы Сошнев Н.Н., Темирханова А.С., дата приоритета 08.05.2013), №2013501702 «Упаковка для соли» (авторы: Сошнев Н.Н., Якушева Е.М., дата приоритета 08.05.2013), №2013501703 «Упаковка для молотого перца» (авторы: Сошнев Н.Н., Агафонова Д.Г., дата прио-
ритета 08.05.2013). [2]
Ежегодно молодые ученые вуза становятся победителями региональных конкурсов молодых ученых.
Дипломом победителя областного конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа молодых ученых-2014» за научно-исследовательскую работу «Нейропроективная терапия постинсультных когнитивных нарушений» награждена аспирантка Орловского государственного университета Александрова Наталья Александровна.
Победителем «Областного конкурса на лучшую работу по физико-математическим дисциплинам и методике преподавания физико-математических дисциплин» стала выпускница физико-математического факультета - Чинякова Ирина Владимировна за работу «Реализация концепции профильного обучения математике в сельской школе».
Дипломом лауреата за участие в международном конкурсе «Лучшая научная книга в гуманитарной сфе-ре-2014» награжден кандидат философских наук, доцент Оболенский Вячеслав Борисович в номинации «Философия; социология; политология; правоведение» за работу «Афоризм как язык философии».
Дипломом Международной академии наук педагогического образования награждена доктор филологических наук, профессор Бахвалова Татьяна Васильевна за популяризацию ведущих идей и принципов деятельности МАНПО в отечественном и зарубежном образовательном пространстве и плодотворную работу в отраслевом отделении Академии.
Одно из важнейших направлений деятельности вуза - организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов.
Ежегодно все студенты вуза участвуют в различных формах научной работы: конференции, олимпиады, конкурсы на лучшую НИР студентов, конкурсы на получение грантов. Студентами вуза опубликовано около 400 научных работ, в том числе без соавторов-сотрудников вуза 349.
Можно привести следующие примеры научных достижений студентов.
В 2014 году на базе Орловского государственного университета была проведена II Всероссийская студенческая олимпиада по терапии им. Н.С. Короткова.
В 2014 году студенты университета стали участниками и победителями Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2013-2014 учебного года.
Ежегодно студенты и магистранты вуза принимают активное участие в олимпиадах среди вузов Орловской области и занимают около 30 призовых мест в командном зачете и более 40 мест в личном зачете по итогам их проведения, научные работы получают дипломы лауреатов конкурса научных студенческих работ среди вузов Орловской области. Например, в межвузовских студенческих олимпиадах в 2014 году студенты ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» заняли в личном первенстве 1-е места (7 человек), 2-е места
(4 человека), 3-и места (8 человек), а также стали победителями (10 команд) и призерами (19 команд заняли 2-е места, 8 команд заняли 3-и места) в командном первенстве. В отчетном году пять студентов стали победителями конкурса научных студенческих работ (проектов), дипломами лауреатов конкурса были награждены 2 студента.
Студентка факультета педагогики и психологии Кузло Е.И. стала лауреатом международного конкурса научно-исследовательских работ студентов «Молодежь в науке: новые аргументы» (г. Липецк). Студентка 3 курса Сухинина А. заняла 2 место в региональном конкурсе студенческих проектов «Ступени» с проектом «Кукольный календарь».
Студенты социального факультета ежегодно становятся победителями в конкурсе, проводимом Всероссийской школой конфликтологов по альтернативным методам разрешения конфликтов.
Студенты юридического факультета приняли участие в организации и проведении ежегодного молодёжного форума «Орловская модель Организации объединённых наций-2014». Также студенты данного факультета приняли участие в конкурсе Орловского областного суда на лучшую исследовательскую работу, посвященную Дню юриста «Актуальные вопросы становления судебной власти и правосудия в России: история и современность». Получили гран-при и заняли 1 и 2 места.
Лауреатом XI студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: гуманитарные науки» стала студентка факультета документоведения и педагогического образования Сысоева Людмила.
Студенты философского факультета приняли участие в работе международного съезда православной молодежи, международной научной Школе для молодых ученых «Русская философия истории», международной научной конференции «Вызовы современности: философские и психологические проблемы» и др.
Студенты факультета иностранных языков принимают активное участие в конкурсах, организованных за рубежом. Так магистр 1 курса А. Дариков стал победителем конкурса, организованного Посольством Франции и Министерством образования и науки РФ и преподает русский язык в колледжах и лицеях г. Реймса.
Студент исторического факультета М. Захаров победил в конкурсе «Национальная идея современной России в официальном дискусе власти и политических проектах» Всероссийской студенческой олимпиады (г. Саранск).
Студенты факультета естественных наук стали участниками Большого географического фестиваля в г. Санкт-Петербурге, также приняли участие в работе международного экологического форума «Живая планета».
Ежегодно лауреатами выставок и конкурсов становятся студенты художественно-графического факультета, например, победы в конкурсах: «Золотая
осень-2014», «Русский силуэт-2014», «Международная ассамблея моды, г. Москва, 2014» и др.
Студенты медицинского института Орловского государственного университета приняли участие во II Всероссийской студенческой олимпиаде по терапии им. Н.С. Короткова, в XXIV Московской (Всероссийской) студенческой олимпиаде по хирургии имени академика М.И. Перельмана.
В 2014 году в рамках базовой части государственного задания Орловскому государственному университету начал реализацию проект «Проектирование и реализация системы подготовки электронной отчетности о научной работе в вузе». Научным коллективом была собрана большая электронная база данных научных исследований, проводимых в университете, база данных журналов, в которых печатаются сотрудники вуза, и другие необходимые для исследования базы данных. Разработана структура информационной системы для подготовки индивидуальных форм электронной отчетности с учетом особенностей вузовской организации научной деятельности. Выполнена программная реализация приложения на современном языке программирования. Проведена апробация приложения. Выполнено тестирование электронного планирования индивидуальной научной деятельности преподавателя (научного сотрудника), которая впоследствии генерируется в общий план кафедры (лаборатории), факультета (института) и университета в целом.
Структура планирования научно-исследовательской работы факультета, кафедры (лаборатории), научно-исследовательского института (НИИ), научно-исследовательского центра (НИЦ), научно-образовательного центра (НОЦ) была разработана на основе мониторинговых исследований документов, предоставляемых в Министерство образования и науки Российской Федерации (ежегодные отчеты по научной работе вуза, ежегодно заполняемый паспорт университета (организации), отчет по показателям деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида, мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, открытый публичный конкурс контрольных цифр приема (КЦП) по программам высшего образования), статистических отчетов разных уровней.
При разработке структуры планирования использовался аналитический метод, метод анализа и обобщения информации, метод систематизации, метод структурного анализа.
Следует отметить, что развитие вуза обусловлено продвижением научных идей его ученых, совершенствованием всех форм и методов организации научно-исследовательской работы, инновационной деятельности университета.
Перевод ежегодного планирования научной работы в электронную систему позволяет максимально быстро проанализировать и скорректировать эффективность как отдельных показателей научной деятельности вуза, так и всей его научной работы в целом.
Библиографический список
1. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. URL: Минобрнауки.рф/документы/3561/файл/ 13.08.12-AK-76-05.pdf (дата обращения 12.05.2014).
2. Тришкин А.В., Дудина Е.Ф. Научное исследование «Выявление механизма адаптациогенеза и путей его регуляции на различных уровнях споровых и цветковых растений» в ряду результатов интеллектуальной деятельности ученых ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Естественные, технические и медицинские науки. 2014. № 6 (62). С. 91-93.
3. Elena Nikolaevna Puzankova, Elena Fedorovna Dudina, Elena Aleksandrovna Hovanskaya, Maria Aleksandrovna Soboleva, Andrey Viktorovich Trishkin. Scientific and research activities: evaluation criteria, development prospects (based on the activities of the Federal State Government-financed Educational Institution of Higher Professional Education "Orel State University")// Life Science Journal 2014; 11(11). Pp. 658-663.
References
1. Methods of calculating indicators for monitoring the performance of educational institutions of higher education]. URL: миноб-рнауки.рф/документы/3561/файл/ 13.08.12-AK-76-05.pdf (accessed 12.05.2014).
2. Trishkin A.V., Dudina E.F. The scientific research "Identification of the mechanism of an adaptation genesis and ways of its regulation an various levels of spore and floral plants" among the results of intellectual activity of scientists of FSBEI HPE "Orel state university" Scientific notes of Orel state university. Series: "Natural, technical and medical science". 2014. № 6 (62). Pp. 91-93.
3. Elena Nikolaevna Puzankova, Elena Fedorovna Dudina, Elena Aleksandrovna Hovanskaya, Maria Aleksandrovna Soboleva, Andrey Viktorovich Trishkin. Scientific and research activities: evaluation criteria, development prospects (based on the activities of the Federal State Government-financed Educational Institution of Higher Professional Education "Orel State University". Life Science Journal 2014; 11(11). Pp. 658-663.