13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378 ВАЛУЙКОВА В.Е.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социального управления и конфликтологии, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378 VALUYKOVA V.E.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of social management and conflictology, Orel
State University E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS
IN THE STUDENT ENVIRONMENT
Межличностные конфликты являются неотъемлемым элементом общения в студенческой среде. Протекание конфликтов в студенческой группе имеет свои особенности. Статья раскрывает психологические предпосылки возникновения конфликтов в межличностном общении студентов, описывает психолого-педагогические условия предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде и возможности их реализация в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: межличностный конфликт, общение, межличностные отношения, студент, студенческая среда, психолого-педагогические условия.
Interpersonal conflicts are an integral element of communication in the student environment. The flow of conflicts in the student group has its own characteristics. The article reveals the psychological prerequisites for the emergence of conflicts in the interpersonal communication of students, describes the psychological and pedagogical conditions for the prevention of interpersonal conflicts in the student environment and the possibility of their implementation in the educational environment of the university.
Keywords: interpersonal conflict, communication, interpersonal relations, student, student environment, psychological and pedagogical conditions.
Межличностные конфликты сопровождают человека на всех этапах его жизни: в школе, во время обучения в вузе, в семье, при реализации профессиональной деятельности и т.д. Существенное влияние на динамику межличностных конфликтов оказывают особенности социальных отношений. Конфликты в студенческой среде являются частым явлением. К данной разновидности конфликтного взаимодействия относятся конфликты между студентами, между студентами и преподавателями. Наибольший интерес представляют конфликты в студенческой группе, так как именно в процессе групповой динамики возникают различного рода противоречия, связанные с самоутверждением студентов в группе, развитием межличностных отношений. Уровень сплоченности участников студенческой группы будет определять социально-психологический климат данного коллектива и степень психологической безопасности ее участников, влиять на эффективность учебной деятельности и частоту возникновения конфликтов. Выраженные межличностные противоречия, часто приводящие к конфликтам в студенческой группе, будут снижать успеваемость ее участников и негативно сказываются на профессиональном и личностном росте студентов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы профилактики межличностных
конфликтов в студенческой среде.
Несмотря на высокую актуальность исследования психолого-педагогических условий предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде, данная проблема изучена недостаточно.
Целью нашего исследования являлось изучение психолого-педагогических условий предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде.
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения особенностей протекания межличностного конфликта в студенческой среде.
2. Рассмотреть психолого-педагогические детерминанты возникновения межличностных конфликтов в студенческой среде.
3. Опытно-экспериментальным путем изучить особенности межличностных отношений в студенческой среде.
4. Разработать программу предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде на основе соблюдения ряда психолого-педагогических условий.
Объект исследования - особенности протекания межличностного конфликта в студенческой среде.
Предмет исследования - психолого-педагогические
© Валуйкова В.Е. © Valuykova V.E.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019
условия предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде.
Наше исследование проводилось в два этапа: теоретический и эмпирический.
Как показал теоретический анализ литературных источников феномену «конфликт» уделяли внимание многие мыслители. Несмотря на это, первые концепции конфликта появляются лишь на рубеже Х1Х-ХХ вв. Значительный вклад в развитие взглядов на природу конфликта пренадлежит представителям зарубежной психологии (З. Фрейду, А. Адлеру, К. Хорни, Э. Фромму, У Мак-Дугаллу, С. Сигеле, К. Левину, Л. Линдсей, Д. Долларду, Н. Миллеру, Д. Морено и др.). Изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения в отечественной психологии посвящены исследования А.А. Бодалева, Я.А. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, Ф.М. Бородкина,
A.К. Зайцева, Н.И. Леонова, А.Г. Здравомыслова и др. [1].
Обобщая результаты теоретического анализа можно сказать, что межличностные конфликты возникают в процессе общения между людьми и являются неизбежными феноменами социальных взаимоотношений. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Нарушение процессов общения часто приводит к межличностным конфликтам.
Межличностные конфликты могут проявляться в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в студенческой среде. Как показали исследования Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой,
B.И. Слободчикова, В. А. Сластенина, Е.И. Степановой и ряда других исследователей межличностные отношения студентов обуславливаются не только возрастными особенностями данной социальной группы, но и особенностями присущей ей деятельности.
Профессиональная подготовка в вузе проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская, общественная деятельность и др.
Основным видом деятельности студента, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов, безусловно, является учебная деятельность. Данный вид деятельности основывается на взаимодействии студента и преподавателя. Эффективность данного взаимодействия будет во многом определяться позицией студента по отношению к процессу учебной деятельности [3]. Студент может выступать в качестве объекта педагогического воздействия, проявляя пассивное отношение к обучению; либо - занимать активную позицию в освоении новых знаний умений и навыков, реализуя роль субъекта. Отличительными характеристиками последней будут выраженные стремления к самостоятельности и самореализации.
Кроме учебной деятельности в процессе обучения в вузе, студенты включаются в реализацию научно-исследовательской деятельности, результаты которой находят отражение в научных публикациях, курсовых работах и проектах, выпускных квалификационных работах и т.д.
Наряду с учебной и научно-исследовательской работой студенты также включаются в общественную жизнь кафедры, лаборатории, факультета, вуза в целом. Это позволяет будущим специалистам в значительной степени расширить опыт социального взаимодействия, сформировать у них положительные черты характера и профессионально-значимые качества.
Необходимо отметить, что помимо образовательной среды вуза на характер взаимоотношений в студенческой среде оказывают влияние особенности самой академической группы, в которой обучается студент. Студенческая академическая группа по своим отличительным чертам является малой социальной группой, в которой формируется личность будущего специалиста.
Контингент студентов, обучающихся в вузе, имеет существенные различия по национальному, социально-экономическому признакам, интеллектуальному развитию и креативному потенциалу, профессиональным и общекультурным интересам и ценностям. Это делает среду студенческой молодежи достаточно неоднородной по качественным и содержательным характеристикам выстраиваемого ими межличностного взаимодействия. Такие отличия в национальных, культурных, социально-экономических аспектах нередко выступают в качестве детерминант возникновения социальных противоречий между студентами, являются источниками межличностных конфликтов в студенческой среде [3].
Несмотря на вышеперечисленные различия студенческого контингента, представителям студенческой группе присуща некая возрастная однородность. Это обуславливает близость интересов, целей, психологических особенностей, что в свою очередь способствует сплочению группы.
Одним из проявлений социального взаимодействия студентов являются разнообразные межличностные конфликты. Причины таких конфликтов определяются множеством аспектов, зависят от индивидуальных особенностей каждого из представителей студенческой группы, от особенностей развития группы, от времени совместного обучения [1].
Наиболее часто в студенческой среде возникают межличностные конфликты по типу студент-студент, студент-группа. В качестве основных психологических предпосылок межличностных конфликтов между студентами выступает стремление к самоутверждению, обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность в оценке событий, своего поведения, а также некоторые черты личности и темперамента.
Наиболее распространены межличностные конфликты в студенческой среде на первых курсах обучения, т.к. в этот период происходит установление
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
межличностных отношений, формирование студенческой группы, познание студентами друг друга, а также привыкание к индивидуально-личностным особенностям членов группы.
Помимо конфликтов между студентами нередким явлением студенческой жизни являются конфликты с преподавателями. Основная причина возникновения конфликтов между студентами и преподавателями, как правило, неадекватность оценки знаний.
Для поиска возможных условий предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде важно знать психологические особенности формирования социальных отношений в данной среде, причины возникновения межличностных противоречий. Это позволит правильно определить факторы, влияющие на развитие данного конфликта, и в последующем предотвратить его развитие.
Нами было проведено эмпирическое исследование, нацеленное на изучение особенностей межличностных отношений в студенческой среде. Для этого применялись метод наблюдения, беседы со студентами и преподавателями и методика «Исследование восприятия индивидом группы» Е.В.Залюбовской. Методика позволяет выявить три типа направленности (восприятия индивидом группы): индивидуалистический, коллективистский и прагматический.
В исследовании восприятия студенческой группы индивидом приняли участие студенты социального факультета Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.
Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования в группах 1 и 4 курсов показал:
- для студентов 1 курса наиболее характерен индивидуалистический тип восприятия группы, что может объясняться только началом формирования коллектива. В связи с этим для них характерно отстаивание собственных интересов в противовес групповым ценностям, что часто выступает в качестве предпосылки межличностных конфликтов в группе;
- для студентов 4 курса свойственно преобладание коллективистического типа восприятия индивидом группы, что проявляется в принятии групповых ценностей, участии в совместной деятельности группы, выраженном интересе к групповой деятельности в целом. Межличностные конфликты в такой группе встречаются достаточно редко, их разрешение осуществляется в самой группе без привлечения третьей стороны. Такие результаты объяснимы длительностью существования группы, достаточно высоким уровнем групповой сплоченности.
Таким образом, обобщая результаты эмпирического исследования психологических особенностей восприятия группы, можно сказать, что тип восприятия группы наиболее благоприятный для профилактики межличностных конфликтов - коллективистический. Преобладание того или иного типа определяется как индивидуальными особенностями конкретного студента, так и длительностью существования группы, уровнем
групповой сплоченности. Чем выше уровень групповой сплоченности, тем в большей мере преобладает коллективистический тип восприятия группы и в меньшей степени характерны межличностные конфликты в группе. Полученные результаты необходимо учитывать при поиске психолого-педагогических условий предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде.
Психолого-педагогические условия качественно характеризуют «факторы, процессы и явления образовательной среды, необходимые для организации деятельности; представляют собой совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно созданных и реализуемых для решения конкретной психолого-педагогической задачи (Кокорев В.Н., Мошкин В.Н., Наумова А.Е.); комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса» [2, с. 63].
Необходимыми для предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде психолого-педагогическими условиями, являются: организационно-целевые, субъектно-личностные, практико-ориентированные. Раскроем содержание каждого из блоков психолого-педагогических условий.
Организационно-целевые условия определяют целевые ориентиры обучения. В их основе лежит ориентация преподавателя на реализацию в процессе учебного взаимодействия педагогики сотрудничества, принципов личностно-ориентированного подхода к организации учебного процесса, применение активных методов обучения, включающих рефлексию учебной и квазипрофессиональной деятельности; способствующие формированию у студентов правильной профессиональной направленности, нацеленности на построение бесконфликтных социальных отношений, поддержание гармонии в общении.
Субъектно-личностные условия обеспечивают развитие личности студента в учебно-воспитательном процессе, формирование профессионально-значимых качеств личности; заключаются в активном использовании студентом своих потенциальных возможностей, субъектном отношении к будущей профессии и процессу обучения в вузе. Существенным в предупреждении межличностных конфликтов в студенческой среде будет являться развитие коммуникативных навыков, повышение групповой сплоченности, снижение конфликтности в межличностном общении.
Выделение блока практико-ориентированных условий предполагает закрепление студентами на практике умений и навыков построения бесконфликтных отношений в социальной среде. Важным условием реализации данного блока является актуализация знаний, умений и навыков бесконфликтного общения не только студенческой группе, но и за ее пределами, в последующей профессиональной деятельности. Практико-ориентированные условия предполагают, что студенты старших курсов, оказывают помощь и поддержку в построении гармоничных взаимоотношений студентам младших курсов.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019
Для реализации психолого-педагогических условий предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде нами была разработана тренинговая программа по профилактике межличностных конфликтов в студенческой среде путем повышения сплоченности группы.
Программа рассчитана на 10 занятий, каждое из которых продолжительностью примерно 1,5-2 часа. Программа предполагает участие студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе.
Содержание занятий программы направлено на решение таких задач как:
1. Обеспечение положительного психологического климата в группе, основанного на взаимоуважении и проявлении личности каждого студента.
2. Развитие коммуникативных навыков, умения слышать и слушать партнера по общению, адекватно реагировать на критику.
3. Осознание каждым участником своей роли, функций в группе, развитие умения работать в команде.
4. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия в группе.
Данная программа основывается на соблюдении психолого-педагогических условий предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде. Реализация программы осуществляется студентами-конфликтологами старших курсов в рамках деятельности лаборатории «Психология конфликта» Учебно-научно-практического центра разрешения конфликтов кафедры социального управления и конфликтологии Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева. Необходимые знания умения и навыки для реализа-
ции тренинговой программы предупреждения межличностных конфликтов студенты получают в рамках таких дисциплин образовательной программы бакалавриата направления подготовки Конфликтология как «Психологические основы конфликтологии», «Тренинг личностного роста конфликтолога», «Психологическое управление конфликтом», «Конфликтологический практикум» и др. Проведение тренинговых занятий для студентов первого курса осуществляется по внеучебной деятельности.
В процессе реализации программы ее участники лучше узнали друг друга, приобрели навыки эффективного общения в группе. Реализация программы способствовала созданию положительного настроя, повысила уровень доверия в группе. После занятий частота межличностных взаимодействий, как отмечают студенты, увеличилась, характер взаимоотношений стал менее конфликтогенный.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выделенный комплекс психолого-педагогических условий предупреждения межличностных конфликтов (организационно-целевых, субъектно-личностных, практико-ориентированных) является эффективным, способствует построению бесконфликтных межличностных отношений, повышению групповой сплоченности, развитию коммуникативных навыков, снижению эмоционального напряжения; позволяет сформировать у студентов активную позицию по созданию благоприятных условий общения не только в студенческой среде, но и в последующем при реализации профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология М.: - ЮНИТИ - ДАНА, 2004г.
2. Медведева В.Е. Психологические особенности формирования эмоциональной устойчивости студентов-конфликтологов в вузе / Известия иркутского государственного университет. Серия: психология. Иркутск, 2013. т.2 №1. С.60-65
3. МитяеваА.М. Индивидуализация учебной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. Орел, 2014.
References
1. AntsupovA.Y., ShipilovA.I. Conflictology M .: - UNITY - DANA, 2004.
2. Medvedeva V.E. Psychological features of the formation of emotional stability of students-conflictologists at the university / Proceedings of the Irkutsk State University. Series: psychology. Irkutsk, 2013. v.2 №1. Pp.60-65
3. MityaevaA.M. Individualization of educational activities of students in the educational process of the university. Orel, 2014.