Научная статья на тему 'Особенности межличностных конфликтов в спортивной команде'

Особенности межличностных конфликтов в спортивной команде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2218
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КОМАНДА КАК МАЛАЯ ГРУППА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ / УРОВНИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ / SPORTS TEAM AS A SMALL GROUP / INTERPERSONAL CONFLICT IN A SPORTS TEAM / CRITERIA AND INDICATORS OF INTERPERSONAL CONFLICT IN A SPORTS TEAM / LEVELS OF INTERPERSONAL CONFLICT IN A SPORTS TEAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ртищева Татьяна Михайловна, Овсянникова Ольга Александровна

В данной статье проанализирован феномен межличностного конфликта в спортивной команде; рассмотрены подходы к определению значимости межличностного конфликта в спортивной команде; обозначены собенности игровых видов спорта, являющиеся причиной высокой конфликтности в спортивной команде. А также рассмотрены критерии, показатели и уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN SPORTS TEAM

The phenomenon of interpersonal conflict in a sports team and approaches to determining the significance of interpersonal conflict in a sports team are considered and features of game sports that are the cause of high conflict in a sports team are discussed in this article. The criteria, indicators and levels of interpersonal conflict in a sports team are also considered.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных конфликтов в спортивной команде»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

THE FEATURES OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN SPORTS TEAM

Ртищева Татьяна Михайловна

магистрант

Институт педагогики и психологии Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Rtishcheva Tatyana Mikhailovna master student institute of pedagogy and psychology Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Овсянникова Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики и профессионального образования

Институт педагогики и психологии начальник отдела социально-психологической поддержки и организации

медико-профилактической работы университета Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Ovsyannikova Olga Alexandrovna associate professor department of pedagogy and vocational education institute of pedagogy and psychology head of the department of socio-psychological support and organization of medical and preventive work of the university

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье проанализирован феномен межличностного конфликта в спортивной команде; рассмотрены подходы к определению значимости межличностного конфликта в спортивной команде; обозначены собенности игровых видов спорта, являющиеся причиной высокой конфликтности в спортивной команде. А также рассмотрены критерии, показатели и уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.

Abstract. The phenomenon of interpersonal conflict in a sports team and approaches to determining the significance of interpersonal conflict in a sports team are considered and features of game sports that are the cause of high conflict in a sports team are discussed in this article. The criteria, indicators and levels of interpersonal conflict in a sports team are also considered.

Ключевые слова: спортивная команда как малая группа, межличностный конфликт в спортивной команде, критерии и показатели межличностной конфликтности в спортивной команде, уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.

Keywords: sports team as a small group, interpersonal conflict in a sports team, criteria and indicators of interpersonal conflict in a sports team, levels of interpersonal

226/237

conflict in a sports team.

Современный спорт можно рассматривать как достаточно сложный и специфический вид человеческих взаимоотношений. Спортивная деятельность многообразна и выражена в большом количестве различных видов спорта, при этом, базовой единицей в плане рассмотрения межличностных взаимодействий является спортивная команда.

Факторами, определяющими уровень спортивных достижений команды являются, прежде всего, психологическая совместимость членов спортивной команды и понимание в процессе межличностного общения [3]. Однако, темперамент, черты характера как индивидуально-типологические особенности личности, возрастные особенности, уровень профессиональной подготовки и жизненный опыт неизбежно накладывают свой отпечаток на специфику мышления и взаимоотношений членов спортивной команды и создают предпосылки для формирования конфликтных взаимоотношений.

В связи с этим возникает необходимость разработки модели эффективного подхода к разрешению межличностных конфликтов в спортивной команде, алгоритма действий тренеров и спортсменов по управлению и разрешению межличностных конфликтов, а также рассмотрению возможностей профилактики конфликтов.

С психологической точки зрения спортивная команда обладает всеми признаками малой группы. Г. М. Андреева определяет малую группу как немногочисленную по составу группу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [1].

Спортивная команда обладает всеми признаками, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность. В связи с этим, спортивную команду можно рассматривать как искусственно созданную систему, которая предназначена для решения определенных задач, таких как обучение начинающих спортсменов, базовая подготовка, достижение высоких спортивных результатов, достижение определенных результатов на конкретных соревнованиях и т.д.

По мнению большинства исследователей, конфликт возникает в любой сфере деятельности человека, где существует взаимодействие и общение, занимая значимое место в отношениях между людьми. По мнению Г. М. Бород-кина и Н. М. Коряка конфликт является одним из способов взаимодействия между людьми, а Дж. Г. Скотт считает, что в межличностном общении «конфликтов значительно больше, чем дискуссий и переговоров».

Современный спорт представляет собой бескомпромиссную борьбу и непредсказуемое соперничество людей, включенных в этот процесс. По мнению Л. П. Матвеева, он «охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности» [4]. Между тем, для субъектов спортивной деятельности спорт становится

определяющим, специфическим образом жизни. Однако, при этом А. Б. Ашма-рин подчеркивает, что цель спорта заключается «не только в достижении высокого спортивного результата, но и в воспитании личности спортсмена» [8].

Спортивное соревнование представляет собой важнейше средство и этап спортивной деятельности, связанный с публичностью выступлений, совершаемый на пределе физических и психических возможностей спортсменов, который возможен только после целенаправленной подготовки в процессе спортивных тренировок. При этом спортивную тренировку принято рассматривать как «специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсменов к достижению наивысших результатов» [10].

В немногочисленных подходах к определению конфликта в спортивной команде можно выделить несколько основных:

- конфликт как проявление возникших противоречий (И. И.Сулейманов, 1982; Н. В. Жмарев, 1986; Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский, 1993);

- конфликт как противоборство соперников, которые стремятся к победе (В. С. Келлер, 1977; О. Б. Малков, 1999);

- конфликт как проявление несовместимых действий, отношений или интересов (Ю. Л. Ханин 1976; А. С. Горбатенко, В. Н. Петровский, Е. И. Рогов, 1978; Е. С. Жариков, А. С. Шигаев, 1983).

При этом, подходы к вопросу о значимости межличностного конфликта в спортивной команде у исследователей конфликта неоднозначны. Так, например, многие исследователи считают, что межличностный конфликт должен оказывать значительное негативное влияние на результаты спортивной деятельности. При этом, Г. Ленк, А. Я. Гомельский, В. П. Платонов считают, что конфликт улучшает результаты спортивной деятельности.

Е. Б. Самсонов и Ю. Л. Ханин утверждают, что межличностный конфликт стимулирует активность отдельных субъектов, однако значительно чаще эффективность подготовки снижается.

В работах В. Параносича, Л. Лазаревича, Е. П. Ильина отмечается, что длительный или затяжной конфликт между членами спортивной команды снижает её спортивные результаты.

Н. В. Жмарев считает, что возникающие в спортивном коллективе деловые конфликты стимулируют спортивную деятельность, а кофликты во взаимоотношениях - ухудшают.

В. Д. Гончаров, Т. Т. Джамгаров, А. Ц. Пуни, В. М. Мельников отмечают, что «конфликты отрицательно сказываются на психологическом климате и деятельности команды, ибо конфликтующие больше думают о своем противоборстве» [6].

А. В. Родионов, В. И. Воронова подчеркивают, что конфликт может давать положительный эффект в периодах общефизической и специальной подготовки, поскольку «иногда команде даже полезен определённый конфликт. Но этого нельзя сказать, когда речь идёт о предсоревновательной подготовке. Здесь тренеры должны принять все меры для сплочения коллектива, оптимизации дружеских отношений между игроками» [7].

Б. Кретти, Р. Мартенс отмечают, что одной из форм поведения субъектов

спортивной деятельности, состоящих в конфликте, является агрессия (вербальная и физическая), которая рассматривается как поведение, выходящее за рамки игры, прямо и персонально направленное против субъектов спортивной деятельности.

При этом, исследователи обращают внимание на ряд особенностей игровых видов спорта, являющихся причиной высокой конфликтности:

- противоборство команд, направленное на победу над соперником с максимальной мобилизацией физических и психических усилий;

- наличие остроконфликтных игровых ситуаций, связанных с ограниченным лимитом времени на обдумывание и принятие решений при жестком противодействии противника;

- значительная вероятность ошибочных действий, которые обусловлены необходимостью решения сложных задач тактического и стратегического характера с учетом многочисленных и разнообразных вариантов перемещения по игровой площадке партнеров и соперников;

- резкое повышение интенсивности и объема тренировочного процесса, необходимое для поддержания в течение игрового сезона физических качеств спортсменов на высоком уровне;

- высокая эмоциональность спортивных игр, которая связана с невозможностью предугадать течение спортивного поединка и с непредсказуемостью результата [3].

Необходимо отметить, что межличностные конфликты в спортивной команде могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам принято относить обстоятельства и условия социального взаимодействия членов спортивной команды, которые приводят к столкновениям. Конфликты, которые возникают по субъективным причинам, связаны с индивидуальными психологическими особенностями конфликтующих сторон. [2]. Индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность к конфликтным отношениям с другими людьми, к числу таких черт относят следующие: неадекватная самооценка, излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, тревожность, агрессивность, раздражительность.

В спортивной команде принято выделять два типа взаимоотношений и взаимодействий: «вертикальные» и «горизонтальные». «Вертикальные» взаимодейтсвия складываются между членами спортивных команд с различными уровнями иерархии или в системе «тренер-спортсмен». В качестве «горизонтальных» рассматривают взаимодействия между членами спортивных команд, имеющими одинаковый статус или в системе «спортсмен-спортсмен». И «вертикальный» и «горизонтальный» типы взаимодействий могут приобретать конфликтный характер, поскольку спортивно - игровая деятельность создаёт условия для возникновения скрытых или открытых конфликтов. Исследователи отмечают, что в качестве ведущих причин межличностных конфликтов спортсмены выделяют следующие:

- стиль руководства тренера спортивной командой;

- конкуренция между спортсменами;

- некомпетентность тренера.

При этом тренеры спортивных команд в качестве причин межличностных конфликтов выделяют:

- различия в квалификации спортсменов;

- психическое и физическое перенапряжение;

- нарушение спортивного режима.

В качестве менее значимымых причин межличностных конфликтов спортивные специалисты отмечают психологическую несовместимость членов спортивной команды, антипатии между членами спортивной команды, введение в команду нового тренера, агрессивность, неудачные выступления в соревнованиях и т.д. [3]

Кроме того, конфликтность в спортивной команде также может быть обусловлена численностью, составом, сплоченностью и принятыми нормами поведения.

Сплоченность спортивной команды характеризует стабильность и устойчивость внутренних связей между её членами. На ее основе рассматривают еще одну устойчивую характеристику спортивной команды - социально-психологический климат. Т. Т. Джамгаров, А. Ц. Пуни в качестве показателей психологического климата в коллективе рассматривают: наличие конфликтов, постоянство состава команды, удовлетворенность спортивными достижениями и неформальными взаимоотношениями, частоту смены руководящего и лидерского состава.

Социально-психологический климат и сплоченность между спортсменами являются основными составляющими эффективности и надежности спортивной команды.

Необходимо омтетить также тот факт, что спортивные команды, как малые группы, могут иметь различные уровни развития, при этом, конфликтность может быть связана с условиями деятельности и формой организации группы.

Спортивные команды высокой квалификации, как правило, имеют высокий уровень развития группы, успешность спортивной команды в этом случае достигается подчинением личностных интересов командным целям.

Исследования показывают, что уровень конфликтности в спортивной команде можно оценивать посредством критериев и показателей межличностной конфликтности [5], а именно:

- количество конфликтов в команде (его показателями следует рассматривать низкое, среднее и высокое количество межличностных конфликтов);

- продолжительность каждого конфликта (выражается через кратковременный, длительный или затяжной временной показатель);

- направленность межличностного конфликта.

На основе этих критериев можно выделить пять уровней конфликтности в

и и и и и /" и

спортивной команде: низкий, средний, высокий, высший и особый.

К командам с низким уровнем конфликтности относят группы, в которых возникают кратковременные межличностные конфликты или конфликты с деловой направленностью.

Команды со средним уровнем конфликтности характеризуются преобладанием конструктивных межличностных конфликтов и появлением среди них смешанных типов конфликтов с личностно-деловой направленностью.

Команды с высоким уровнем конфликтности представляют собой группы со средним количеством межличностных конфликтов, которые имеют дифференцированную продолжительность и направленность.

В командах с высшим уровнем конфликтности фиксируется значительное количество деструктивных межличностных конфликтов с резко выраженной личностной направленностью, длительной или затяжной формой течения.

Команды с особым уровнем конфликтности представляют собой группы, большинство членов которых вовлечены в деструктивные конфликтные противоборства.

Таким образом, разработка модели эффективного подхода к разрешению межличностных конфликтов в спортивных командах с различными уровнями конфликтности, алгоритма действий тренеров и спортсменов по управлению и разрешению межличностных конфликтов, а также рассмотрение возможностей профилактики конфликтов является весьма важной и значимой задачей. При этом, модель должна включать разработку деятельности по профилактике или предупреждению конфликтов, что имеет особую значимость, поскольку представляет собой работу с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами и направлена на устранение условий возникновения конфликтов в конфронтационной форме.

Литература

1. Андреева Г М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Аспект. Пресс, 2014. — 362 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Ши-пилов. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2014. - 512 с.

3. Воронин И. Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде : дис. ... канд. пед. наук /Игорь Юрьевич Воронин. — Белгород : [б.и.], 2000. -236 с.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры/: учеб. для институтов физической культуры/. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

5. Психология взаимодействия в спорте [Электронны/й ресурс] : учебно-методическое пособие для вузов физической культуры/ /ред. В. Н. Смоленцева. - Электрон. текстовы/е данны/е. - Омск : Сибирский государственны/й университет физической культуры/ и спорта, 2015. - 122 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 65061.html.

6. Психология физического воспитания и спорта : учебн. пособие для ин-тов физ.культ./под. ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1979. -143 с, ил.

7. Психология физической культуры/ [Электронны/й ресурс] : учебник / Б. П. Яковлев, Г Д. Бабушкин, Е. А. Науменко [и др.] ; под ред. Б. П. Яковлев, Г Д. Бабушкин. - Электрон. текстовы/е данны/е. - М. : Издательство «Спорт», 2016. - 624 с. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55586.html.

8. Теория и методика физического воспитания : учеб. пособие для студентов факультета физического воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Гранты/нь и др. — М. : Просвещение, 1979. - 369 с.

9. Толковы/й словарь спортивных терминов / сост. Д. А. Ты/шлер, Ф. П. Суслов. -М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

10. Фирсов К. Н. Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности [Электронный ресурс] / К. Н. Фирсов // Вестник Костромского государственного университета. — 2011. - № 5-6. — С. 223-226. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-agressivnosti-v-sportivnoy-deyatelnosti

References

1. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya [Social psychology]. 5-th ed. Moscow, Aspekt. Press Publ, 2014, 362 p.

2. Ancupov A. Ya, Shipilov A. i. Konfliktologiya [Conflictology]. 5-th ed. St. Petersburg, Piter Publ, 2014. 512 p.

3. Voronin i. Yu. Preodolenie mezhlichnostnyh konfliktov v sportivnoj komande. Dis. kand. ped. nauk [Overcoming interpersonal conflicts in a sports team. Diss. cand. ped sci.]. Belgorod, 2000, 236 p.

4. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical education]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ,, 1991. 543 p.

5. Psihologiya vzaimodejstviya v sporte [Psychology of interaction in sports]. Omsk, Sibirskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury i sporta Publ, 2015. 122 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/65061.html.

6. Dzhamgarov T T.(ed.). Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sport]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1979, 143 p.

7. Yakovlev B. P., Babushkin G. D, Naumenko E. A. Psihologiya fizicheskoj kul'tury [Psychology of physical culture]. Moscow, Sport Publ., 2016, 624 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/55586.html.

8. Ashmarin B. A., Vilenskij M. Ya., Grantyn' K. H.. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1979, 369p.

9. Tolkovyj slovar' sportivnyh terminov [Explanatory dictionary of sports terms]. Moscow, SportAkademPress Publ, 2001. 480p.

10. Firsov K. N. Psihologicheskij analiz agressivnosti v sportivnoj deyatel'nosti [Psychological analysis of aggressiveness in sports activities]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kostroma State University, 2011, no. 5-6, pp. 223-226. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-agressivnosti- v-sportivnoy-deyateln osti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.